Рабочая программа по географии 8 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 8 класса
(2 часа в неделю, 68 ч)
Уровень:
Учитель:
Квалификационная
категория:

Базовый, общеобразовательный
Хачирова Алла Ниязбиевна
Первая категория

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2021/22 учебный год для обучающихся 8-го класса
МБОУ «СОШ а.Эльтаркач» разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на
правоотношения до 1 сентября 2021 года);
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на
правоотношения с 1 сентября 2021 года);
 приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 концепции развития географического образования в Российской Федерации, утвержденной решением
коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;
 учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2021 № 175 «О внесении
изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
 авторской программы В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной «География. Рабочие программы,
2019 год.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе и изучается в 8-м
и 9-м классах. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области
географии и концепции географического образования на уровне основного общего образования. Данный курс
опирается на систему географических знаний, полученных обучающимися в 6–7-х классах. С другой стороны, он
развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне,
используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он
завершает курс географического образования на уровне основного общего образования. Все это определяет особую
роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он
влияет на мировоззрение обучающихся, имеет огромное воспитательное значение.
Цель: создать у обучающихся целостное географическое представление о своей Родине.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
 дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
 сформировать необходимые географические умения и навыки;
 воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры,
понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
 воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Содержание данной рабочей программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с
другими курсами – биологией, физикой, астрономией, а также проведение интегрированных уроков.
УМК для учителя и обучающихся:
1. Учебник «География. 8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева и др. М. –
Просвещение. 2019 год.
2. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда).
3. Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
(Полярная звезда).
4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 8 класса, автор В.В. Николина. М. – Просвещение. 2019 год.
5. Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография».
На изучение курса «География России» в 8-м классе отводится 68 часов (по 2 учебных часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Личностным результатом обучения географии на уровне основного общего образования является формирование
всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и
норм поведения.
Ценностные ориентации выпускников на уровне основного общего образования, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
 гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам
поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты
Земля, гражданин России, житель конкретного региона);
 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
 представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в
современном мире;
 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее
народов, определяющей общность их исторических судеб;
 осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
 умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального
использования;
 патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов,
толерантность;
 готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и формирование личностных качеств:
 умения формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;

умения толерантно определять свое отношение к разным народам;
 умения использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметным результатом изучения курса «География» является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять
своей познавательной деятельностью.
2. Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной
деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
 подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
 работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
 планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
 работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки,
используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и интернет);
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки исходя из цели и имеющихся
критериев, различая результат и способы действий;
 в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
 самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха;
 уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
1. Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия.


2. Умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения
нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
1. Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
2. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу
и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
 давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
 осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
 обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к
понятию с большим объемом;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
 преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее,
просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;
 самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности;
 уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих
целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания
учебника, нацеленные:
 на осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивом развитии;
 освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов,
на основе которых формируется географическое мышление обучающихся;
 использование
географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных
социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
 использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
 отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
 в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения
(если оно таково) и корректировать его;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средствами формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и
подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
 осознание роли географии в
 познание окружающего мира;
 умение объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
 объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития;
 освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;
 умение выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных
условий территории;

определять причины и следствия геоэкологических проблем;
 приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
 оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической
ситуации, степени урбанизации;
 использование географических умений;
 умение анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
 прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
 составлять рекомендации по решению географических проблем;
 использование карт как моделей;
 умение пользоваться различными источниками географической информации: картографическими,
статистическими и др.;
 определять по картам местоположение географических объектов;
 понимание смысла собственной действительности;
 умение формулировать свое отношение к культурному и природному наследию;
 выражать свое отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию,
качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и
государственной региональной политике.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» В 8-М КЛАССЕ
Тема 1. Россия в мире (8 ч)
Россия на карте мира. Географическое положение России. Место России среди других стран мира. Место России в
Европе и Азии. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Карты часовых поясов. Разница
во времени по карте часовых поясов. Основные природные объекты России. Географические районы России.
Административно-территориальное деление России. Формирование и заселение территорий России. Освоение
Сибири и Дальнего Востока. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Природа –
часть нашего наследия. Главная ценность – человек. Всемирное природное и культурное наследие. ЮНЕСКО. Семь
чудес России. Объекты Всемирного культурного наследия России.
Тема 2.Россияне (10 ч)


Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост –
проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери.
Демографические проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении
мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура
населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные.
Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия – многонациональное государство.
Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии
России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения.
Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на
окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Тема 3. Природа России (18 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха
складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с
тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России.
Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее
последствия. Минеральные ресурсы России. Полезные ископаемые. Месторождения полезных ископаемых.
Стихийные явления в России. Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Атмосферный фронт. Антициклон.
Зима и лето в нашей стране. Карта климатических поясов. Климатические особенности России. Наши моря. Наши
реки. Где спрятана вода. Водные дороги и перекрестки. Почва – особое природное тело и основа сельского
хозяйства.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Природная зона. Северные безлесные зоны. Тундра и лесотундра. Лесные
зоны. Зона тайги. Население таежной зоны. Смешанный и широколиственный лес. Степи и лесостепи. АПК степной
зоны. Черноземы – самые плодородные почвы в мире. Южные безлесные зоны. Полупустыни пустыни. Жители
полупустынь. Оазис. Субтропики. Черноморское побережье Кавказа и южный берег Крыма. Высотная поясность в горах.
Жизнь и хозяйство людей в горах.
Тема 5. Хозяйство (22 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Развитие хозяйства. Секторы хозяйства. Особенности экономики России. Циклы
Кондратьева. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Угольные бассейны. Проблемы Печорского
бассейна. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Размещение электростанций. Металлургия: черная и
цветная. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесопромышленный комплекс. Растениеводство.
Животноводство. Практикум. Изучение АПК своего района; выявление экологических проблем, связанных с АПК;
составление и дополнение схемы «структура АПК»; нанесение на к/к районов отраслей хозяйства. Сухопутный транспорт.
Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы. Сфера услуг.
Примерные темы практических работ
1. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
2. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
3. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
4. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории
России.
5. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
6. Построение профиля своей местности.
7. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России .
8. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
9. Описание характеристики климата своего региона.
10. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
11. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.
12. Чтение и анализ половозрастных пирамид.
13. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических
материалов для определения особенностей хозяйства России.
14. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование темы

Количество
часов

Дата проведения
План.

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема 1. Россия в мире
Введение
Мы и наша страна на карте мира
Учимся с «Полярной звездой»
Наша страна на карте часовых поясов.
Как ориентироваться по карте России
Формирование территории России
Наше национальное богатство и наследие.
Обобщение и контроль знаний по теме

8
1
1
1
1
1
1
1
1

07.09.
08.09.
14.09.
15.09.
21.09.
22.09
28.09.
29.09.

9
10
11
12
13
14

Тема 2. Россияне
Численность населения
Воспроизводство населения
Наш «демографический портрет»
Учимся с «Полярной звездой»
Мозаика народов
Размещение населения

10
1
1
1
1
1
1

05.10.
06.10.
12.10.
13.10.
19.10.
20.10.

Факт.

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Города и сельские поселения. Урбанизация
Миграции населения
Россияне на рынке труда
Обобщение по теме
Тема 3. Природа России
История развития земной коры
Рельеф: тектоническая основа
Рельеф: скульптура поверхности
Ресурсы земной коры
Учимся с «Полярной звездой»
Солнечная радиация
Атмосферная циркуляция
Зима и лето в нашей северной стране
Учимся с «Полярной звездой»
Как мы живем и работаем в нашем климате
Наши моря
Наши реки
Где спрятана вода
Водные дороги и перекрестки

33
34
35

Учимся с «Полярной звездой»
Почва – особое тело
Обобщение по теме «Природа России»

15
16
17
18

1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

09.11.
10.11.
16.11.
17.11.

1
1
1

25.01.
26.01.
01.02.

23.11.
24.11.
30.11
01.12.
07.12.
08.12.
14.12.
15.12.
21.12.
22.12.
11.01.
12.01.
18.01.
19.01.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны России

47

Северные безлесные зоны
Лесные зоны
Степи и лесостепи
Южные безлесные зоны
Субтропики. Высотная поясность в горах
Учимся с «Полярной звездой»
Обобщение по теме «Природно-хозяйственные
зоны России»
Тема 5. Хозяйство России
Развитие хозяйства
Особенности экономики России
Учимся с «Полярной звездой»
Топливно-энергетический комплекс. Угольная
промышленность
Нефтяная и промышленность.

48
49
50
51
52
53

Газовая промышленность
Электроэнергетика
Обобщение по теме «ТЭК»
Черная металлургия. Цветная металлургия
Машиностроение
Химическая промышленность

36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46

7
1
1
1
1
1
1
1

02.02.
08.02.
09.02.
15.02.
16.02.
22.02.
01.03.

22
1
1
1
1

02.03.
09.03.
15.03.
16.03.

1

29.03.

1
1
1
1
1
1

30.03.
05.04.
06.04.
12.04.
13.04.
19.04.

54
55

Лесопромышленный комплекс
Растениеводство

1
1

20.04.
26.04.

56
57
58

Животноводство
Учимся с «Полярной звездой»
Транспортная инфраструктура. Социальная
инфраструктура
Учимся с «Полярной звездой»
Информационная инфраструктура
Обобщение по теме «Хозяйство России»
Итоговое обобщение по курсу
Резерв

1
1
1

27.04.
04.05.
10.05.

1
1
1
1

11.05.
17.05.
18.05.
24.05.

59
60
61
62-63
64-68
Всего за год

2
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».