Рабочая программа по географии 11 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 11 класса
(1 час в неделю, 35ч)
Уровень:

Базовый, общеобразовательный

Учитель:

Хачирова Алла Ниязбиевна

Квалификационная
категория:

Первая категория

Рабочая программа составлена на основе
примерной государственной программы
по географии для
общеобразовательных школ «География. Экономическая и социальная география», авторы-составители:
В.П. Максаковского Москва, «Просвещение», 2017 год.
2021г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 11 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089
Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), примерной программой по географии для
10 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.П. Максаковского. Рекомендовано Министерством
образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума,
соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Программа Рассмотрена на заседании
методического объединения 28.08.2019г.
Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования
«Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы
учащихся. Курс «Экономическая и социальная география мира» – это пятый по счету школьный курс географии. В
содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства мира. Содержание программы сконструировано таким образом,
что в курсе географии 10 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии мира.
Экономическая и социальная география мира формирует в основном представления учащихся о целостности
дифференцированности регионов мира и связях между их отдельными компонентами.
Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 11 класса. При составлении программы
учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-9 классах при изучении предыдущих курсов
географии. Рабочая программа по географии для 10 класса к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная
география» (35 часов, 1 час в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение
учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы
направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала десятиклассников, развитию
географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:
 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире,
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных
проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и
процессов;
 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа
природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с
важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения
к окружающей среде;
 использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов,
знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы,
геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических
вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах
мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития
международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
При изучении географии в 11 классе решаются задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не
только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс
общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения
знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Характеристика предмета:
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование
общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования,
задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного
географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на
понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового
хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и
процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России
в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Ведущие принципы:
В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип
системности, принцип научности.
Учет возрастных и психологических особенностей детей:
Курс географии предназначен для изучения в десятом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 15-16 лет).
Особенности возрастного периода ребенка 15-16 лет характеризуются необходимостью изменить привычные методы
обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы
контроля за их обучением и учебной деятельностью. Приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то
новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Если школьники еще недавно охотно слушали
подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика
скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся
стремится теперь излагать материал «своими словами».
Подросток стремится утвердить свою личность в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и
осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.
Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а
значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.
Психологические особенности подростков. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний,
способностей. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Реакция эмансипации – стремление
высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе появляется как

сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего.
Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными.
Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и
методики.
Условия реализации программы:
- Государственный образовательный стандарт обучения географии 2004 года;
- Базисный учебный план.
Данная программа базируется на учебно-методическом комплексе: «Экономическая и социальная география мира» в
который входят:
1. В.П. Максаковский. Учебник. 10 -11 класс – М.: Просвещение, 2010.
2. О.И. Ануфриева. Поурочные разработки по географии: Социальная и экономическая география мира: 10 – 11 классВолгоград : «Учитель», 2007
3. Атлас. География мира.. 10 -11класс.
4. Контурные карты. 10-11 класс – М.: Просвещение, 2017.
Кабинет географии, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа.
Организация образовательного процесса:
В данной программе используются следующие педагогические технологии:
1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Новые информационные технологии.
5. Нетрадиционные формы организации уроков.
6. Различные источники географической информации.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа рассчитана на один учебный год – 35 часов, 1 час в неделю. В результате прохождения программного
материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.
В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-бальной
системе оценивания для всех установлены общедидактические критерии.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью
самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для
проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата
(перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику,
страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение
умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и
уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать
возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при
самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не
позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных
учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:
При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-9 классах при изучении
«Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа», «География России. Население и
хозяйство». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и
межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе
сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи,
экологии, зоологии и ботаники.
Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно
выделить три основных его вида:
- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния
познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.
- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления
реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться
определенным результатом, который будет оцениваться.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и
качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития,
специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем
человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социальноэкономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни
урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных
изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социальноэкономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных
факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы,
простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;




использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и
ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития
международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Список литературы:
1. В.П. Максаковский. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс – М.: Просвещение, 2010.
2. О.И. Ануфриева. Поурочные разработки по географии: Экономическая и социальная география мира. 10 класс.- Волгоград. : «Учитель», 2007
3. Поурочные разработки по географии. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. – М.: ВАКО, 2011.
4. Баранчиков Е.В. География. - М.: Академия, 2005.
5. Климанова О.А, Наусмова А. С. Школьные олимпиады: 6-11 классы. - М.: Дрова, 2002.
6. Лиознер В.Л Тесты. География 10 класс. Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002.
7. Лисенкова Т.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. - М.: Просвещение, 1992.
8. Максаковский В.Л Географическая картина мира. - Яр.: Верхне-Волжское книжное издательство, 1995.
9. Максаковский В.Л. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. - М.: Просвещение, 1994.
10. Максаковский В.Л География. Социальная и экономическая география мира. - М.: Просвещение, 2003.
Ученика:
1. В.П. Максаковский. Экономическая социальная география мира. 10 класс – М.: Просвещение, 2010.
2. Болисов С.Н.; Гладкевич Л.Я., Зубаревич Н.В., Фетисов А. С. Пособие по географии для поступающих в вузы. - М.: ЧеПо, 1995.
3. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в Вузы. - М.: Аст-Пресс, 2001.
Оборудование
Мультимедийное пособие. География в школе. Уроки КиМ.
Интерактивные уроки. КиМ. География 10 класс.
Страны мира. Интерактивный справочник.
Раздаточный материал, карточки с заданиями
Карты
1. Физическая карта полушарий
2. Юго-Западная Азия.
3. Китай, МНР, Корея
4. Юго-Западная, Центральная, Юго-Восточная, Южная Азия
5. Средняя и Южная Европа
6. Евразия
7. Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия, Греция
8. Южная и Северная Америка. Австралия. Африка.
9. Политическая карта мира.
10. Карта природных ресурсов
11. Карта населения мира
12. Карта «Топливная промышленность мира» 13. Карта «Цветная металлургия мира»
14. Карта «Химическая промышленность мира», «Легкая промышленность мира» 15. Карта «Транспорт мира»

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
проведения
План.

1.

Введение

1

06.09.

2.

Характеристика зарубежной Азии.

1

13.09.

3.

Характеристика зарубежной Азии.

1

20.09.

4.

Изучение Китая.

1

27.09.

5.

Изучение Японии.

1

11.10.

6.

Изучение Индии.

1

18.10.

7.

Изучение Австралии.

1

08.11.

8.

Практическая работа «Зарубежная Азия».

1

15.11.

9.

Характеристика Африки.

1

22.11.

10.

Характеристика Африки.

1

29.11.

11.

Сопоставление субрегионов Северной и Тропической Африки.

1

06.12.

12.

Сопоставление субрегионов Северной и Тропической Африки

1

13.12.

13.

ЮАР.

1

20.12.

14.

Практическая работа «Африка».

1

10.01.

15.

Характеристика США.

1

17.01.

16.

Макрорайоны США.

1

24.01.

17.

Знакомство с Канадой.

1

31.01.

18.

Практическая работа «Северная Америка».

1

07.02.

19.

Общая характеристика Латинской Америки.

1

14.02.

Фак.

20.

Общая характеристика Латинской Америки.

1

21.02.

21.

Знакомство с Бразилией.

1

28.02.

22.

Практическая работа «Латинская Америка».

1

07.03.

23.

Глобальные проблемы человечества.

1

14.03.

24.

Демографическая проблема и проблема разоружения.

1

28.04.

25.

Продовольственная проблема.

1

04.04.

26.

Энергетическая и сырьевая проблемы.

1

11.04.

27.

Проблемы использования Мирового океана.

1

18.04.

28.

Мирное освоение Космоса.

1

25.04.

29.

Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты.

1

16.05.

30.

Стратегия устойчивого развития.

1

23.05.

31.

Глобальные проблемы (Повторение)

1

Подведение итогов.

1

32-33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».