РОДНАЯ РЕЧЬ 1 КЛАСС

М униципальное казенное общ еобразовательное учреж дение
«Средняя общ еобразовательная школа им. Ю .К. Каракетова а. Эльтаркач»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
для 1 класса

Составитель:
учитель начальных классов
Ш унгарова А.А.

2017-2018 учебный год

I. Пояснительная записка
Родная речь 1-4 кл.
Рабочая программа по родной речи разработана для 1-4 классов на основе
Регионального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина КЧР, России, планируемых результатов начального общего
образования, авторов Акбаева Х. «Азбука»; Чотчаевой Р.У., Акачиевой С. А.,
Айбазовой М. И. г. Казалиевой А.К., Байрамуковой Р. А., Кечерукова М.З.,
Гочияевой С. А., Эбзеевой А. И. «Родная речь. 2 - 4 классы»
Родная речь— один из основных предметов в обучении младших школьников. Он
формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает
интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию
ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Знакомство
учащихся
с
доступными
их
возрасту
художественными
произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию
личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои
поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует
навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом родной речи является формирование навыка чтения и других
видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и
выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге,
использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать
собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с
различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом
учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках родной речи формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Г рамотный
читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой
чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс родной речи пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения, на отношение автора к героям и
окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие
школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность
словесного искусства, национальную культуру.
Общая характеристика учебного предмета
Родная речь - один из основных региональных предметов в системе подготовки
младшего школьника. Наряду с карачаевским языком он формирует

функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию
ребенка.
Обучение чтению начинается в первом классе в течение 8 месяцев. В течение этого
времени ведётся работа по развитию фонематического слуха детей: обучению их
первоначальному чтению, расширению и уточнению представлений детей об
окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений,
обогащению словаря учащихся и развитию речи.
Обучение первоначальному чтению осуществляется на основе современного
варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные
лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и
развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и
высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить
предложения на слова, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в
слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и
читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и
плавного, слогового чтения предложений и связных текстов.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и
устанавливать их взаимосвязи и последовательность; совершенствованию речевого
аппарата учащихся и выработке отчётливого и достаточно громкого правильного
произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно
воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом - отвечать на
вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за
изменениями природы и характера труда людей в разное время года, обсуждать
содержание детских книг, отдельных иллюстраций, репродукции картин и т. д.
В процессе проведения занятий по обучению грамоте у школьников формируется
первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой деятельности.
В 1 классе овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением,
элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.
В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся,
повышается культура их речевого общения.
Совершенствованию звуковой, произносительной речи учащихся, устранению
недочётов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения
грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.
Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются
ими в процессе коллективного чтения - рассматривания детских книг на
специальных занятиях внеклассным чтением.
«Родная речь» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте. Программа 2 -4 классов предусматривает дальнейшее накопление
читательского опыта и совершенствование темпа чтения на основе смысловой
работы с текстом.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
КЧР, Кабардино-Балкарии и произведения классиков отечественной литературы и

современных писателей КЧР. К-Б, России. Программа включает все основные
литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые
книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об отношении
друг к другу, к труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально­
нравственный и эстетический опыт ребенка, формируя у школьников читательскую
самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности, работу с разными видами текстов. Раздел направлен на
формирование
речевой
культуры
учащихся,
на
совершенствование
коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения
и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения
предложений, осваивают разные виды чтения текстов и используют их в
соответствии с конкретной речевой задачей.
Увеличивается скорость чтения. Параллельно с формированием навыка беглого,
осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать
смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают
приемами безошибочного, выразительного чтения.
Совершенствование устной речи проводится параллельно с обучением чтению.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение
собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по
услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета. Знакомство
с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе
литературных произведений, целенаправленно пополняется словарный запас.
Учащиеся осваивают сжатый, выборочный, полный пересказ прочитанного или
услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного
произведения. На уроках совершенствуются представления о текстах. Учащиеся
сравнивают тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста, овладевают
такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание,
составление плана, пересказ краткий, полный, выборочный по составленному плану,
различение главной и дополнительной информации текста.
Программой
предусмотрена литературоведческая
пропедевтика. Учащиеся
получают первоначальные представления о главной теме, идее читаемого
литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений
(рассказ, стихотворение, сказка). Дети учатся использовать изобразительные и
выразительные средства словесного искусства.
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный
образ (без термина). Сравнивая художественный и научно- познавательный тексты,
учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а

именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания
читателя и осмысливается как средство создания словесно- художественного образа,
через который автор выражает свои мысли и чувства. Дети осваивают разные виды
пересказов художественного текста: подробный, выборочный, краткий.
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки,
характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы
поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный
смысл прочитанного произведения.
В разделе «Опыт творческой деятельности» при работе с художественным текстом
используется жизненный, конкретно- чувственный опыт ребенка и активизируются
образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается
умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой
подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения,
формирование нравственно- эстетического отношения к действительности.
Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям,
словесного рисования и декламации, выступают в роли актеров, режиссеров,
художников, поэтов. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки,
у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства.
Итогом обучения должно стать осознание красоты литературы и искусства в целом
и желание читать книги.
Курс родной речи направлен на достижение следующих целей:
—овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование
всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­
дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
—развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
—обогащение
нравственного
опыта
младших
школьников
средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к национальной
культуре народов многонациональной КЧР и России.
Основные задачи:
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся;

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и
особенно ассоциативное мышление;
-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей;
-обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем
мире и природе;
-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребёнка;
-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и
речевые умения;
-работать с различными типами текстов;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги на родном
языке, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой
задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться
справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях.
На уроках родной речи формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к
использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный
читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой
чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного
произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс родной речи пробуждает интерес учащихся к чтению национальных
художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на
словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к
героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить
образность словесного искусства, традиции и обычаи своего народа.
Место учебного предмета «Родная речь» в учебном плане.
В примерной программе общее число часов курса «Азбука» + «Родная речь»
рассчитано на 134 часа. Из них в 32 часа в 1 классе (20 часов изучается курс
«Обучение грамоте» (1 час в неделю) и обеспечивается учебником «Азбука» (автор
Акбаев Х.). В учебном плане школы на изучение родной речи в 2 - 4 классах

отводится 102 часа из расчета 1 час в неделю. Количество часов примерной
программы соответствует учебному плану. В течение учебного года при
необходимости будет производиться коррекция программы.Задания по внеклассному
чтению используются как часть урока.
Использование УМК
-учебник «Харифле» 1 класс Акбаев Х.
-методическое руководство «Родной язык». 1 - 2 классы. Эльканов М. К., Кипкеева З.
О.
-методическое руководство «Харифле» Акбаев Х.
-рабочая тетрадь
-Родная речь.2 класс. Чотчаева Р.У., Акачиева С. А., Айбазова М. И. г. Майкоп 2013
-Родная речь. 3 класс. Казалиева А.К., Байрамукова Р. А., Кечерукова М.З.) Майкоп
201
-Родная речь. 4 класс.Гочияева С. А., Эбзеева А. И.
Дополнительная литература:
Антология карачаевской поэзии. Авторы: Тоторкулов К.-М., Байрамукова Ф., Акбаев
А.
Периодическое издаание «Илячин» Салпагарова К. А-К.
Интернет - ресурсы «Эльбрусокд»
Компьютер
ДВД
Диски
Интернет-источники
http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный порт
http://www.ug.m(Учительская газета
http://www.lessons.кк.ш(Нестандартные уроки)
http://www.mtergu.m(Интернет-государство учителей)
http://www.proШколу .ru
«Эльбрусоид»

II. Планируемые результаты освоения программы по родной речи.
1 класс
Предметными результатами изучения предмета «Азбука» (чтение) в 1 классе
являются следующие умения:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• Воспринимать на слух различные виды текстов;
• Читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости
чтения;
• Проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на
обложке и представленной тематической выставке;
• Различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и
сказок;
• Принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным
произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных
и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
• Уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое
название? «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
• Называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения,
обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с
поступками литературных героев;
• Различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их
особенности под руководством учителя;
• Анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как
догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
• Читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как
народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и
поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и
собственным интересом к чтению;
• Читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при
чтении отражать настроение автора читаемого текста;
• Ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах,
опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге
художественной.
• Просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска
нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
• Осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений
карачаевского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми
произведениями и реалиями жизни;
• Распределять загадки на тематические группы, составлять собственные
загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Творческая деятельность

Учащиеся научатся:
• Читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• Пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством
учителя;
• Восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под
руководством учителя;
• Составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного
произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями
являются...).
Учащиеся получат возможность научиться:
• Пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и
под руководством учителя;
• Составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности
семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего
высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных
ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами,
поставленными учителем;
• Сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими
группами.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• Различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые
фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
• Отличать прозаический текст от поэтического;
• Отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между
научно-познавательным и художественным текстом.
• Называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов,
осознавать особенности карачаевских загадок, соотносить их с народными
ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои
загадки в соответствии с тематическими группами.
• Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с
историей народа, его культурой (исторические события, традиции, костюмы,
быт, праздники, верования и пр.);
• Использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки,
загадки, небылицы, песенки), особенностях юмористического произведения в
своей литературно-творческой деятельности.
•
Предметными результатами изучения предмета «Родная речь» во 2 классе
являются следующие умения:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:

• Осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и
собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике
приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное
чтение, чтение в диалоге автор - читатель); выборочного чтения в
соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
• Читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать
художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого
текста;
• Ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах,
опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге
художественной;
• Просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска
нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
• Осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений
карачаевского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми
произведениями и реалиями жизни;
• Распределять загадки на тематические группы, составлять собственные
загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
• Соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь
содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять
характер литературных героев, приводить примеры их поступков в
соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Осознавать смысл традиций и праздников карачаевского народа, сохранять
традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• Употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на
заданную тему;
• Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• Понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие
чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
• Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно»,
употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных
высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций
и нравственных дилемм;
• Пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя
(учебника);
• Осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к
пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с
пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

• Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в
тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос
или подтверждения собственного мнения;
• Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать,
опираясь на составленный под руководством учителя план;
• Находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках
(школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и
поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её
элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений
различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
• Пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• Читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы
чтения; отражая настроение автора;
• Пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана
или опорных слов под руководством учителя;
• Составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания
произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
• Пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• Различать небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их
культурную ценность для карачаевского народа;
• Находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом;
приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно­
познавательному или художественному; составлять таблицу различий;
• Использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки,
загадки, небылицы, песенки), особенностях юмористического произведения в
своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• Определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять
её своими словами;
• Находить в произведении средства художественной выразительности
(сравнение, олицетворение).
Предметными результатами изучения предмета «Родная речь» в 3 классе являются
следующие умения:

Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• Осознавать смысл традиций и праздников карачаевского народа, сохранять
традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам;
составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,
происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• Употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на
заданную тему;
• Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё
отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные посмыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• Понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие
чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
• Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно»,
употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных
высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций
и нравственных дилемм;
• Пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя
(учебника);
• Осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к
пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с
пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в
тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос
или подтверждения собственного мнения;
• Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать,
опираясь на составленный под руководством учителя план;
• Находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках
(школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и
поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её
элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений
различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
• Пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Понимать значимость карачаевских, балкарских писателей и поэтов
(Семёнова И., Кочкарова К., Крымшаухалова И., Джанибекова А., Мечиева К.,
Отарова К., Аппаева Х., Эбзеева Х., Аппаева Б. и др.) для карачаевской и
балкарской культуры;
• Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять
слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к
содержанию и героям произведения.

• Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения
и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия), присущие практически всем гражданам;
эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое
образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное
автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
• Участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного
поведения;
• Формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения,
доказывающие собственный взгляд на проблему;
• Делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно
план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
• Домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный
некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского
замысла.
• Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с
чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
• Находить в произведениях средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет).
• Готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных
конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим
каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• Сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• Писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в
жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом повествованием;
• Пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
• Сказывать карачаевские народные сказки, находить в них непреходящие
нравственные ценности человека, осознавать карачаевские национальные
традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко,
опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе
логическую последовательность и точность изложения событий; составлять
план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы
описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
пересказывать текст от 3-го лица;

• Составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций
на основе прочитанных произведений (фольклора, житийных рассказов);
• Подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,
высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной
теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в
принципы жизни; готовить проекты на тему «Карачаевские национальные
праздники», «Карачаевские традиции и обряды», и др.; участвовать в
литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках,
посвящаемых
карачаевским
поэтам;
участвовать
в
читательских
конференциях;
• Писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• Определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять
её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
• Понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
этому доказательства в тексте;
• Осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни,
лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки,
находить в тексте доказательства различия и сходства;
• Находить в произведении средства художественной выразительности
(сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
• Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• Определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Предметными результатами изучения предмета «Родная речь» в 4 классе являются
следующие умения:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• Понимать значимость карачаевских, балкарских писателей и поэтов
(Семёнова И., Кочкарова К., Крымшаухалова И., Джанибекова А., Мечиева К.,
Отарова К., Аппаева Х., Эбзеева Х., Аппаева Б. и др.) для карачаевской и
балкарской культуры;
• Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять
слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к
содержанию и героям произведения;

• Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,
паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с
чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения
и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова
нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать,
что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
• Участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из
прочитанных произведений;
• Формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому
тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения,
доказывающие собственный взгляд на проблему;
• Делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно
план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• Находить в произведениях средства художественной выразительности;
• Готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных
конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим
каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по
другим предметам;
• Приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и
изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной
литературы;
• Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• Осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в
произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку;
• Соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в
произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями
о добре и зле;
• На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный
ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
• Работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• Пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко,
опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе
логическую последовательность и точность изложения событий; составлять
план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы
описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения;
пересказывать текст от 3-го лица;

• Составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций
на основе прочитанных произведений (фольклора, житийных рассказов);
• Подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые
мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку
наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;
готовить проекты на тему праздника; участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых карачаевским
поэтам; участвовать в читательских конференциях;
• Писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами
произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация,
постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
• Определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста, используя средства художественной выразительности.

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс
Добукварный период. 10 ч.
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля
Букварный период. 14 ч.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся
формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст.
Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному
чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить
логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании
художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по
вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их
озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения
Определение
особенностей
художественного
текста:
своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно - эстетического содержания прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов
(на примере народов КЧР, России). Схожесть тем и героев в фольклоре
разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное
воспроизведение
эпизодов
с
использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя)
поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет,
характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского
отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего
текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных
высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор
слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на
основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных
произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие
умения
предвосхищать
(предвидеть)
ход
развития
сюжета,
последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами
анализа различных видов текста: установление причинно-следственных
связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части.

Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение
алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение
работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным
материалом
Послебукварный период. 8 ч.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в
вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (художественному, учебному, научно-познавательному).
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с
особенностями
национального
этикета
на
основе
литературных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи,
эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе
(описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств
(синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
В круг чтения детей входят произведения карачаевских и отечественных
писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного
народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово­
тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и
интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего
мира
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,
метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение,
искусство
слова,
автор
(рассказчик),
сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение,
определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные.
Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение
за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинно следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие
умения различать состояние природы в различные времена года, настроение
людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,
объяснять свой выбор.

03

Н

Й оз
ес

е

Сь

Qi

'05
V-

CS.Q

св X
Н
св св

Сс>

Сь

*s

Ч

•»-£>

>5ГЧ

>-

со'

С

Ч>0»

^г'

<~к?

СП

'К .

._/

<*0

о

с
I о

J
У.

а

х

Календарно —тематическое планирование. 1 класс
Азбука. Харифле (чтение)

<и

а: >»
<и
ч

о

и С*
>>
со

а

со 5
*
§
ю
х
5
Р-*

г»

g
3
со
ое

£
<

а н
<и 2

2
S
®

<и
5 £
со ч
св
н св
о Ч
о _
О г>

О. <и

а , § О2 о X
X
ев
1)
гО

О

О.

Ч
(U
Ч
8
сх
св

s
<и
Н

►Q

Н
X
О,
оаз

X
X

bQ
св
Н «з &•
на
<и
U
х2 оО,

о ю

<и
&,

зх
о
X
со

к
ш
о
05
t-

X а х | h
п, н S й
W X ^ :S
ш 5

53 °

а5: ^* 02 чсо
^

«и

2

св

5 х
§• ю

х ч s' s
X зХ

ЧV
O1 §
CU

св

03 ч

ив

сс

X

н

s3 J?g

^ s

О

О

CQ
О

О

Ж ч

X

н
и
й
2

о

О.
«

eO
btf
X
ДЗ K «
св
fe
g

S
ю
<и х
н «
CD
’§
О Э
X
Он
CU
<и &Ч
X
u
U
S
CU S
н
н
4 0v сх (U S
X
CO
.. о 03 )Х 3о .
X
2 !_
§
<и >-Q сo' X
S h-1 >% <и
X
„•
X
w X С_j ю
«
x  03
г° н
CU
2
о . СО о О t t

5?
я
s
а

н
к
X
о

с

св

О)
4
!Х

к

л

и
ч

св

4

св

ч
ю
<и
X и

^3 :<и

х

S ^

ю

со

X

из

х

О
s ; "& PS fc

s

S

CQ

^о

со

§ 5
ci, s

IS о3 1

S

&

ев
Ы
О

Е.
>ч

гч

1Л

чб

X

св

ос

св

cj

л
3
св
4

X

0)
. г*
а 2

2

св

Й

X св
Ч
-О ю

X
> ^
св св
ь 5

И
(U

2
н
S

2

св

г И
«3 на

з а
рО св
&
а

1й

I »н

^

0 (U
S
§<
S s
1 Йл

§Я
6X
03
I S
5

св

S

оЗ
Си

^ с

^

03

CQ

2
—
1

X
V
X

<и
X
tu
а

3

н

Й

X
Ю

>•,
4
X

X

си

со

x

X

2 о
X

св

X

СЧ
X

н

Л

^ со

SX

о

св

i

о

сх к

ы

3

<и
4
5
X
н
X
ю

°

:си CQ
02
Н О

2
X
2

X

)Х

«

.
о ё
. 03

ce
4

X

Н X
о Ю
о Е
о U

5S

Q

<и
<
и
сс

!й О :%
на

>s

й о
« ю
о
осв 3
сх 4н

03
2
Й

Ьй

X
c3

со ^ .
о оч

св

о

aX

о

X

Ю

3
X
о
03
t=;

а.

t=;

&, со
св 2
« ю
3
J3
X

5S

св

C3

X
X св
Н tt

3

'Ж V 0 ■ й
e«
X S Й а 1 >; H
в £Я a |
го
св

«

х о9ооэ 3
оU

Е-&

S

tasS

ю
)Х
<и
св

со

со

св

ЗХ

X

у
:§
§ U

w
о
«О &
X s X
& 5
u
S
I '!
X ю
и
g
о4 2
к S <и

ев

«

а

5S
S

X

s
)S
s

и о

н
&

со

ьг:

О св
с §

S

^

>*

со

cd
>,
CQ
СО
X

X

3

х
^ л
^

‘ о

>» и

CQ
со

5Х
3
X
о
оЗ
t=5
и

си

X
X
CU
ьн
J
03
X
со
о
ю
о
л*

X
2
оЗ
03 зХ
•
X
Л
н
л
W
н ю
»>%
л
X
о
03
о
со
О
S
X
5“ CQ
ЗХ
d)
н
-Q
X
SS о
X
и
X
2
<и
О
S
*
S
ч
03 си и
Т
03
X
о
го со
о

х
ч ?

CU
x И
X >-,
CL» CQ
X со
я
X jjg
CO
■ ■
О л
X
О

нО

Си
СЗ
1=5
й ^
рз

й %
§ 1

Л
ы
^

и
о
О

<и

05
СО

ЗХ

О

х

~

з |
св

4 Л

У
03

Iа ' 3S
<. ^S

4
и
о
о
зх
X
ЬЙ
и
W

03 ^
с ^

3 1
£03 5I5
«-

~
^

3

св

2
с:

4 5

ю ^
и ?5
4 'О
•©• з
X Ч

«
М

зХ
■п

X
св

О. VO
я _*
X

03
S*
<и
CQ
О
4
>
CQ

X
2

со
н
^
ж
X

ГО

на

:н
С*5

03
СО

И
3 ю
<

г s

-Q
С
8 о
S

н

си
:(U
СО
н
V

>%
со
00
X
3
х
о

3

£5
и
о
о

РЗ
ч
ю

X
3
5 ас
Он о
И оЗ
Й F
и
^
-»
со >>
со со
со

X
о
с
<и
X

Й
3
ап
о
03
4
и
О
о

(U

о

^

X

Й

нО

о ^
Й о
к
X
Си
<и 03 s
^ оЗ
Й - х >5 03 с
2 ГО < 00 и

гз

зХ
3
X
о

св

4
ю

0

0
■5
5

1и

св

X
о
3
НЭ
X

св

VO

** .

>.
н
н=
У,
>%
2
>->
*
4

ч
ю

ьг

св

и

св

4

св
на

X
о.
4 V
ч

н
^

X «
s >.
св оа
вз со
3

X

св

со
^

s
*

о

8

О

5
ЗХ
N-.

*

>, В ”
> » из

"3 X
о g ° ~0 н
и н
X
Й
и !1J Н и
х
2 Д 1—
<и
оо у U W Ю
Н

^

I
йз

оз
е

03
о
1=1
о
X
<=:
CU
4
о

2
и
о

CQ
СО

X

о
Го

s
X

2оз л ,

X

03

■

со

аа

а

о
X

*

со °
со

^

°

<
св
х оз
>

со св ^-0

X

X
н
о
X
CU
<и
н

оз
н

■X«

03

S

3 2
5 5 S 1
-в - g
X
° =? ы
0- X
ю
св си
X ч 2 О
 3

55

2

X
со
03
Ъй
>.
03

и

03

св

2

х

св

со
м

03
н *
со
00 > .
«ч X
ч О.
X
ч
к" 3
си
S
ч
и
X
3 (U
t-ч
3
рО 3
X
rri

св

_

> , Св

св
ЬЙ

°
о
03
н
О

t

&

3

Ю

£
а

2

.„ ,

6
Ч
-© X
Си
св

%

§к

s I
X
X
си
о,

CU
Ч
-0 X
о,
св
X
св
Ч
ю
св
Ч
3
>,

ч
03 о
Си —
н ЗХ
о
3
х" со
о
н
о X
о
X зх"
>,
5 0
~D
о
м
03 <
о.
4
СП

3

** I

оЗ
X
03
О
св
X >> X
X си
, X
> » си
°
Н
3
:Й
И &
X
5Х S
сз £-0

)S н
*
и

<и
ч
'©•
X
о.

св

3
н

2

>>

3

св

г£

043 .

и
О

св

св

н

оо

4

св

х
X
си
О.

ю
из

3
X

£

св

§•
X

2о
2

св

(=:
3
>>
>>

X
ЬЙ
X
и
о
X
&,
CU
н
и
св
Си
03
X
ЗХ
О
н
0^
С-)
X
X
<и

■вX

5i
X
CU
4
X

JX
X
н
W
X
о
X
и
X
X
(U
4
CU
CQ
CQ

св

>л5 0ас3 соО
ю
п
C
U
0
2
О
:,
3
н

зХ
3
X

4
з

ЭХ
3
X :<ц

3X 5з

>%
со

3
X

О

ч
ю
си

s' ,

со

2

3 5

св

>>
X

X
<и
ч
X
2
о

я
X

cd
CU
03
X
зх
о
н
Г)
<и
X
X
V

03

со

со

=
гД

Й

С-3 ь«0
св >Х
ч 3
ю
2

03
03

на Ю* 1>

Ь
ЙЬ
Й
на

О

_Г

03 V & и

§ 1 =
3
X
о
“ 5
со

03
CU

s&

^ <
>, ’
св
trf

— X

О

2

Св

Н

сп U
ЧО

со g
03
о
Ьй
>,
оа
со

И

X
о х
о х
X
Е 9 -

ей .

ч

X r>
«ч

^3
и:

03
а>>
я

CQ

O.
S

О

3

со
Я

со

«
03

4

CU

4—

о
us
А

X .

«

Я
Он

<и

X

н
И
03
о.
я
X

C3

4
3
>,
я
н

V©
сЗ

а.

>Я

о
н
СО
<и
Я
X
<и
*
СЙ
о.
н
о

>,
сз

Си

3и
К
03

X
0о3
я
4
о

Ь
Й
>->
г0

СЗ

ч

о

Он

сЗ

J3
оо
«j
Ч
•©*
X
а
аЗ
X
сЗ
Ч
Ю
св
Ч
3
сЗ

ь

3
и
я
3

VO

00

Я

оЗ

Я

flj
4
-©•
Я
Он
сЗ

н

03

X

оа 2\
X ^н

го
Я
Я

О
CQ

1

н
О

о

«я
X
<и
е;
ш
03
н
о со
о о
с
о со

03
н
о
с
X
н
о
о

сб
03
о
4о
Я

О

t=;

л2

н
03

и;
,_1,
us
1
— 1

£

X
н
о
о
us
и
с*

СЗ

£сс

и
03
СХ

2
и
X
о3
О

103

I
X
н
о
о
S*
о,
:<соD
Н

<и

сз

ю
03
X
X

и
Ч

5К

со

>%

о
и:

S

сх
S

i=;

со

со

го

X

S

3
X

аЗ
со

0^
н
оЗ
д

us

>%
ю
о
о
02 я
^

^

S

Ui
S
н
о
к
а,
«и
н
8
о.
03
X
)S
О
н
m
си

я

-в- ^ 1
<и
S
X
0о.
3 5ЯI сосо
>■и:со
о
я 3
со

03

и

оз
О
И
>,
оз
СО

I----- 1 нС
.

Ю
*w

*и ^^Г“1чг? о 5
<
ч S 1
О н ги03 2 I )К н со
rN
ш 2 .. о ня
5
о
0ш
3 а;
- “X 2 г2— оа оя
а о >>г:;у 2
>> о со :0 5 Я О
U2

ON

С

со Nw - Ю

я

сЗ

о
о
X рО
аЗ
§и
д
‘L
_ ы
еЭ
JS
я

О 0я3

&
4

О

ч
<и
ю
0Он3

-0 S 3
D . «и
X

Я

>>
<и
ч
я

и;

И
ю
>%
СЗ ю
03
Л
Я
н
н
а
с н
Г)
■ 5
ьг
^
(Ъ
с 03
^'
Е 8 нX О
3
я
о S >х
Э4 2
о ®
О
СО о ^ 5S
X
к>'»
^ и
м
'Ш
U S
со О И о г
со С
4

00

О

ю

и
Е
3
со

Е
я
CU
f—
я
3

CQ

и

>-*
03

<и

я

03

03

со

>,
я
о,
я
ч
3

g
(D
<и
S
X
<и
03
сх
н
о

СХ

4J^
U
SX U

оо U

X
us
X
н
о
к
Р.
<и
н
и:
сЗ
сх
л
X
>Х
о
н
Г)
<и
X
X
<и
*03
СХ
Н

3

СЗ

3

|
2

Г)

я
я

ч

:<и

<и
Я
я
CU
ч
03
СЗ
н
о
о
я
о
и

ч
Ю

сЗ

чОн

СО

и;
ю
^
о
сс
н
О

И
о
о
И

со

со

Й
(в

ЬЙ
Я
Н
О

cu
H
3

4
ю
рО
а
’^\
03
4
о,
3и

X
us
X
н
о
X
О*
>
са

К
US

US

S
н

о
X
D.
L
ю W
О
° х
О

%
CQ
со

£

^ 2
< СЗ
CQ
CO
QQ
СЗ н С—I
к
В
’©'
%
a
д
S
>* о сЗ
£
ч?
ч
н 5 Xю
у
S
” & о
о 3 Vч ОJ
§» cd
х
^
со ч X >< 2
сЗ ^
со ^ s
t- О
-©■ Ч • 2
<и X
а. а ю 33 ^ Ю
0 X сЗ
X
X X
н
<и
^ v
>4 <
B, oCQ
о
О . % f- rf ^
о 1
£4 а
1
—
°«
S
о
—1
Си
* *Э
X
I ч
2 , r =s
о
C3
и 1
—
х
CQ Й
оз
X
СО
S
US
и J-n 00 ^
X & ё< а t^ rn ttw
§ ч

1s
^*

rt
Г)

-, ю> .
>>
ОС Си
03
х оЗ
X
гX
и м сз ош со
о.
н
о03 «Я
о
н Й ч о2
о Ч^ а
X
X См5- Г5S" 03
X

00

т

гч

зХ

03

си
н

us
03

X

3
X
4
3
Й
4

3

cu

ч
X
С

>.
03

о

&
Н
03

&
^0
Сч
нч

CQ

И

сЗ
4
X
<и

§
ЬЙ

СО

S

ЗХ
X

S

3
>,

s'.
03

н

СЗ

£
cd
CQ
US

х
X

<и
ь
X

5 ю
сЗ Я
о
^

I £

^

е

■Ч1
гч

4J
о

СЗ

ч
со

а.

4
ю
CU
СЗ
ч
us - е X
ю Си
СЗ
I X

о

§■

зх

(U о
us

Н
о
О о
f—
<
СО 2 НCQ >-0
CQ CQ о
us
о
cd
н
сс од о
-©•
о
о ^
сс О
О ои: ГО
X
X
г*
cd Э
с CQ о ч
£ Ef
со д
и
<\)

4
на

а

Ьй

х 2

bJ

С
и
03

cd
CQ

х
сЗ
си
I

Л Ю
л
си CU ^
X
ч
3
X
<и •©“ 3

X

на

д
д

Ои
3

сз

О
Н 4

(U 1— 1
д -0 -

СЗ

4
ЗХ
03

CQ
0J

>->

со
X

3
5

3
х

<У
Он

>>

«
СЗ
ClсЗ
X

us

д
:>
и

>оД

us

в
ч ^
>% а. л

cu

cd

о.
3и
X
03
о
сз >*
ч cd

о

Д
Он

ы
3
X
СЗ
4
3
Р.

сЗ

Ч

д
н

в

оз

о
«
>.
оа
со
X

X
CU
X
§
и
5
X
и
Е~
X
3
си
я
4
X

т
)Д
cd

ч
си

СО

о
с?
о
X
ч
V
ч
о

cd

S

CQ

сЗ

Cl-

X
&
>>
н
<и
СЗ cd t
си X
cd
н
X § -;
с;

<и

ЪС 1

Cl03

гО
US
X
I
сЗ
X
03

си
03

на

CU
X
X
<и
н
X
<и

о

X
а
>>
н
СЗ

Си
(U
н
X

.
с?

с?

о>

ьй

CU

ST

8
о
о
я
о.

3

со
:>
Cd

^ Э
2O- X-5

8

x

J3
3

us

H2 н3а

£
a
>-> Я

I

гД

«

.,
<и v
s>> £у

СХ s

В >»
^ 3

на
«
4

ч

Он

X 2
-, £
^ £ 4

w
X
X
>
о

:<и

X
X
<и
Си
о

я

ч

iо

CU

и

я
И
, 3
СЗ
О о, о
Он
сЗ
я
X cd X
Я
2
си
cd X
9)
Й о
ы
« cd о
о
Он я CU
X
о х я
СЗ
« X X
и
Си

4
>.
X

ьй

3
х

3
х

Он

d

>>
у

£ 24
t,<
ГТ

£

-О

3

ьй

С?

2
X
2

>>
и
X
X
>%
&
>,
из

на

с


- г

00

гч

Он

о

сс
н
X
X
н й

о

Sя и . ао.
на
03 ж
1 X
X• ю
ч
X
X с
о о

со

3
на
и
3
х
я
н
X
X
со
X
сX
О,
У
ю

3S
Я
у
я
Он
я О V
на о а .
X Си
„
_1 снО
я• S1Т
F Я
CJ <и Э Он
&
cu .&
:(и 3 я X
из
я Н
Ьй н ю ю
>. х
_
CU
аСОз Ч
X У
Я О CU ►
О
о ЬЙ
я _. си
° у Си
о.
д
з
о- 2 ю л 9г »>%
X X
>> Й
S
®
5S
я си
s я
3
cd x
ч ч
sя 3я
t? CQ
Ь
Й
&о
У
Он
CX
X Он
> 2 2 <

s

о
Г*Ч

(N

S

C
U


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».