ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС

Рабочая программа по предмету
О КР УЖ А Ю Щ И Й М ИР
Авторы: Плешаков А.А.
(УМК система учебников «Ш кола России»)

П О Я С Н И ТЕ Л Ь Н А Я З А П И С КА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта
общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными зад ач ам и реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором
проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный
характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт
обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и
системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях
даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира
понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать
направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обе­
спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир»
представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого
мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных
предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других
дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально­
гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего
школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние
России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов
основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­
гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой
невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий
мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения
к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,
компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в
созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами
практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры
родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фунда­
мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,
правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс
играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном

1

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий, в Международное сотрудничество как
основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России,
народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности
культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности
российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и
социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному
наследию, к самому себе и окружающим людям.

М есто курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю.
Программа рассчитана на 270ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные
недели).

Р езультаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение ли ч н остн ы х
результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении м етапредм етны х
результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с-поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

3

флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция —
Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника
Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного
единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы:
Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с М осквой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение
Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I -—
Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни
городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные
особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив­
ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название,
основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей
родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи,
характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и
культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители
базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.
Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего
общества и каждого человека.

Правила безопасной ж изни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб,
порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное
время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством,
водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка,
пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и
соВакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс

2 кл

2кл

2 кл

Учебники
(автор, год издания,
издательство)
А.А. Плешаков в 2-х
частях« Просвещение»
2012
А.А Плешаков. Рабочая
тетрадь в 2-х частях МПросвещение,2015
А.А.Плешаков
Раздаточный материал

Методические
материалы

Материалы для
контроля

*

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
п.п.
1
2

3

Перечень средств

Средства
учебно-лабораторное
оборудование и приборы
технические и электронные
средства обучения и контроля
знаний учащихся

•
Компьютер,проектор

цифровые образовательные
ресурсы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
#

№

Наименование

Автор

1

Окружающий мир

А.А.Плешаков

2

Поурочные планы

А.А.Плешаков

3
4
5

Издательство и год
издания
«Просвещение
«,2012
«Просвещение»
2013

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений

Содержание

Согласование с курирующим
предмет заместителем
директора (подпись,
расшифровка подписи, дата)
#

•

•

#

Подпись
лица,
внесшего
запись

Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру
для 2 класса_____________________________
Количест
Дата
№ п/п
Тема урока
во часов
Факт
План
Раздел «Где мы живём»
Родная страна.
1.
Имя родной страны -Россия, или Российская
Федерация. Государственные символы
Россиихерб,флаг,гимн.
4.
Россия-многонациональная страна.
Государственный язык.
Город и село.
2.
4
Проект «Родной город (село)»
Природа и рукотворный мир.
4£.
3.
Проверим себя и оценим свои достижения по
4.
4
43-&3
разделу «Где мы живём»
Природа
4
Неживая и живая природа.
5.
0.9.
1
Явления природы.
6.
JLP.P4.
7.
Что такое погода?
,М. (0Й
В гости к осени (экскурсия)
8.
1
4
9.
В гости к осени
М-РЗУ
10. Звёздное небо
03, 40
Заглянем
в
кладовые
Земли
11.
/
94.40
12. Про воздух
/

13.
14.
15.
16.
17

18
19
20
21
22
23
24

... И про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом! Проект «Красная книга,
или Возьмем под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Природа»

4
/
✓

4
4
■1
/
/
/
/

40.1°'
/ / , 40
44. 40
41,40
16 . 40
№-40

04 / - /
S# / /
/У
J 4 .^

7
«/

ЛЬ. 4'У

Жизнь города и села 10 часов
25

Что такое экономика

/

26
27
28

Из чего что сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт

/

29

Культура и образование

1

/
/

Of, 41
06, / 1
4Л. U
43.

.

30

Все профессии важны. Проект « Профессии»

31
32
J->Jо

36

В гости к зиме (экскурсия)
В гости к зиме
4
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Жизнь города и села»
Презентация проектов «Родной город (село)»,
/
«Красная книга, или возьмем под защиту»,
«Профессии»
Здоровье и безопасность
Строение тела человека
/
Если хочешь быть здоров

37

Берегись автомобиля!

38

Школа пешехода

39

Домашние опасности

У

40

Пожар!

/

р ё .р л

41

На воде и в лесу

/

/?Г,РЛ.

42

Опасные незнакомцы

/

/З .Ы

43

44

Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Здоровье и безопасность»
Общение
Наша дружная семья

45

Проект «Родословная»

34

35

У
у
у

47

у

/

У

Лг>.0£
Л / .О Я

У

JW , P Z

У

Лъ.ег

В школе
Правила вежливости

48

Ты и твои друзья

49

Мы - зрители и пассажиры

50

У/>/

У

/

j 46

и
а
Д/v. /, О '/

У

M W

57

В гости к весне

58

Россия на карте

59

Города России

60

Путешествие по Москве

61
62
63

Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете

64

Путешествие по материкам

65
66
67

Страны мира.
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои достижения по
разделу «Путешествия»

68

Обобщающий урок.

j/
■f

/
/
/
/
у
/

У£,

гк%
м.
(?%PS.
S S l/V

У

£3rtP£У

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».