РОДНОЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС

М униципальное казенное общ еобразовательное учреж дение
«Средняя общ еобразовательная школа им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку
для 3 класса

Составитель:
учитель начальных классов
Ш унгарова З.Р.

2017-2018 учебный год

Н
D
ей
й
S
х
Си 0)
Ж с
ж о
<и
03 W
4 ^
с

о cs
U
О
S
о* СО

js

<и Ьй

8
сх
^
а
о
л ,

о

о
ж
ж
&

ж

о

—

о
ж
н

и

ж
ь;
3
S
(U
Н
О
S
CJ

Ж

га

ь
m
о
ж зж
ж J3
л
СО
о,
О<и
<и с
ж
s ж ЗЖ
*л
03 о
£ о
з ю
н
<и
(J

3
н

0

ж

W

о, си -&•

Ю
о

О

га

X

га
ж

гаО f-н
сз си 55
о
га С
f-н й
CU
О J3 м
о . го
03
е; о
Ьй
г~) “н СО ^
3

ж -ю <и га
о.

ьй

т,

Он
х

г>
Ж х
Ж s
CU
X
:
зж
Ю ж
о

2

зХ
о
=и ж
<
ж
х и
S

-Q
СО
«

>>

ж ю
2 о

J3 ЗЖ

s
а
о. х
о
и га
оа
Ьй
<и
о
га
CD О - зЖ х
X > . О га
<и Х т _
ж Он
ж & 2 н га
н ч ж
ж 03
оз н
со и
Ж
га CD 2 Ж
3 s Я га
ж га и
га
ж
S б
* ь ж о
>>
►
а
т
Et
Ьй
о
Оо
Iж
-H га
х ж сьг
Ж
си
щ
X га
ж о >, ж
ю ж
о ж
ж
X
га ж
- Н
Ьй о
о ж га

X
3
03
<и
х
г»
о.

Л

со
5
ж

га

о
ж
ж

Он

о
н

Qj
н
CJ

03 :си Ж
ж

X CJ
2 о? > .
о
5ж Ж
О н о
га
а;
со
га 2 ж
О
ж
Он
ж г»
2 s ^
X (D
Q но §
га S X
Он га c
d х о
у 03
ж о СО Н
2 °
л CD
tc ж
Й о d> а
^ ж ч03 с - а ю- га
ж
CD X
га 03 «и о ж
Й
X
о- о X
к
ж и >> о га
ю ж ж
ж га
о Л
оU ин ж
к
ZJ
CD
о о н §. I
Ж ж о гН н.
Щ н
■0 2
Ч
d о
й га
Си 2
CD
■ И О, S ^
га га
х Си
и
и
D CU
о C
s н
CL п ж
Ь2 :си
ж 2 S
^
Щ
^ зЖ 'У ж н Ж
со
© ^ ж
га cd > » s
со
’ X
ю
X <и
0J
CD
X
X
X
j
^ I
о
cs;
CD
ю
Ж £1С с
оS
о
ж ы X га
<и
си
CD
ЗЖ ж
££ 03 Н
о ж
О о X
ЬЙ си <и
03 Ьй о
о X ч
CQ ж и
си
ё
ж о
X Ю
о ж
ж О сО
Ж
н 0J сЗ
га 5 р Он
со си 2 2 -о X
о . н О "сг у Г
а

-е- 2

ж

1а

га
ct
03 га н
=: ЬЙ 1
03
3 4
ско О .
ж ; с
«со О си
—
ч
%
Он °
ьй о
>, осо Ьй
э
зж С»
о Й зж
— X о
>> й ж
Он Он Л
ЕГ Л

си
р=г
Э
ю
ж °
ж О
ж U
ж о
си ж
ж -Q
ь1н
о
х
^ га
ж
СЧ оз о
ж 0 ж
ж н ж
п

Сн о

зЖ O
Ж
Ж X
и b

SS

о.
га
«
V- >>
со ж
ж га S ж >Ж Isi
3 о,
га
2
оа
= с >4
ж
Ю
ш о
U )S о м
ж
У о е;° га
CU
> > CQ о Он
X
<и
ю
>%
Ьй X
СО
с
га <и
Ж
ЬЙ C l с* о
и
ЬЙ X ж о
ж Ьй
“
3 ж «и
со
о
о
к
а си
ж
о X <и Л
ЗЖ X
ж
tj
и ж
н
Ж<
s*s осо но но о (U
t=t
оСО Он
со
s
га
ш
5
<и
Он
с

га
X
га 3S
Он н0
О
га 03
0 5 ЬЙ оX
1 О5 X
Ж
га f*\
£ s о
и о
н
о s га
е; ЬЙ
о>
га _ ЬЙ 3со
^ 5 X к
>. £
3
2
о
Г. S
03 X
Л 3
8 5 ж
о Он X п
U
га о
о

^
о

я

о;
lO
<и
°

о

со
«
>ч

[У

:.!■ 1й №

iI

ж ю а.
о о

Ж
Ж

cd

О.

Общая характеристика курса
Предлагаемый курс карачаевского языка, построен на основе системно­
деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся.
Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий,
закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по
определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению,
осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному
использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые
действия и их результаты.
Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению
предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея
органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно
целое, Под обучением карачаевскому языку понимается формирование на основе
лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых
умений; под развитием учащихся, во-первых - формирование их лингвистического
мышления, т. е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с
языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения, а во-вторых - совершенствование у детей чувства слова, языковой
интуиции. Необходимый компонент развития школьников - формирование у них
универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение
предметного содержания, так и становление
в целом
основ учебной
самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной
\
•• ii-4 .( ! d j • .;:Г?’г , :.ц. .
;; :
книгой как источником информации, различными словарями как средством решения
возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную
(учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Карачаевский язык»
связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к родному
языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к
качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения
общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот
факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно
владеют. Этот факт подсказывает путь изучения родного языка в школе: от практики
его использования - к осмыслению - и сновак практике, теперь уже на новом уровне.
Именно такой путь изучения родного языка и предусмотрен данной программой, чем
объясняется название реализующего её комплекта учебников.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических
понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения,
а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться
средствами
языка,
понятно,
правильно,
коммуникативно-целесообразно
формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также
полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его
коммуникативная направленность. Это значит, что язык - это основное средство
общения людей, а изучение языка должно быть подчинено обучению общению с
помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем
курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так,

обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения
проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов,
порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя
понимали? Хочешь, как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не
испортить своё поздравление ошибками?». Изучение состава слова, частей речи
сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции
в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса и т. п.
Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется
последовательное обучение всем видам речевой деятельности-не только созданию
устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и
слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров,
востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов,
загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.; общение авторов с
ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения
детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства,
делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Ещё одна принципиальная особенность курса связана с содержанием и организацией
обучения орфографии: прежде всего, углублена мотивационная основа обучения, в
частности, усилена роль коммуникативного мотива. Кроме того, предусмотрено
системное (начиная с 1-го класса) формирование орфографической зоркости и
орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе
фонемного принципа карачаевской орфографии.
Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания,
структуры и способов освоения других разделов курса будут представлены в связи с
общей характеристикой программы каждого класса.
Введение
ребёнка
в
предметную
область
«Филология»
начинается
с
периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у
детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы
положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения
спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной,
изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его
руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать
свои мысли и т. д. В этот период наряду с освоением техники чтения и каллиграфии
начинают формироваться и более общие предметные умения - читательские,
языковые, речевые.
Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и
реализованного в букваре и прописях является его глубокая внутренняя связь с
систематическим курсом карачаевского языка. Так, именно на основе букваря и
прописей
с позиций
фонемного принципа карачаевской
орфографии и
соответственно
серьёзного
внимания
к
освоению
фонетики
начинается
последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости.
Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми
норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем
обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического
курса карачаевского языка.

В курсе карачаевского языка первого класса, как и в период обучения, грамоте, в
центре внимания находятся понятия: «родной язык», «устная и письменная речь»,
«слово»,«звук», «буква».
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям
речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и
словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках
математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно
местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены союзы, частицы (частица
да) - пока без их разграничения. В основу проведённого деления положен
функциональный признак.
Центральная задача курса карачаевского языка 1-го класса -обобщ ить и
систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период
обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического
использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении
вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для
формирования умения пользоваться словарями и справочниками.
Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование
умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухостизвонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится до 2-го класса,
он заменяется выражением «опасное при письме место».
Особенности в решении вопросов развития речи:
1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть
собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь.
Выведенные с детьми два главных требования к речи - быть понятной и вежливой по
отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и речевым
поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования
начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.
2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное
воспоминание, записка, поздравление, письмо.
3. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и
частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования
различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
4. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение
ребёнка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их
значения.
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование
знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным),
регулятивных и познавательных УУД, формируются предусмотренные программой
личностные качества.
Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с
повторением основных проблем карачаевской графики рассматриваются вопросы: а)
обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б)
отсутствие ь и ъразделительных знаков при обозначении мягкости и твёрдости
согласных звуков.
Работа над словом, как морфологической единицей, продолжается на том же уровне,
что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации

освоение второклассниками данного приёма и его дальнейшее осознанное
применение обеспечивает школьникам не только «уход» от ошибок, но и становление
как комплекса регулятивных учебных действий, так и личностное развитие.
4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач
сознательно отсрочен - отведено время на практическое освоение письма с
«окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование
основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать
правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
5. Изучение основных орфографических правил написания корней отличается двумя
особенностями.
1) Правила правописания гласных в корне и парных по глухости-звонкости
согласных рассматриваются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит
одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место»
делай «безопасным»). Так формируется общий способ решения орфографических
задач пока в корне, а позднее - и в других частях слова. Реализуемый подход
помогает становлению у учащихся различных познавательных и регулятивных УУД.
2) С учениками целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные
слова? Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения
слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется
один: объяснение значения слова (къош - это строение, къаш -эт о бровь и т. п.).
Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы
позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что
повышает эффективность той и другой и в целом способствует повышению
осознанности письма. Освоение различных способов подбора проверочных слов
происходит на основе их модельной фиксации, наблюдения, сравнения, обобщения.
При построении рассуждений, связанных с выбором буквы, учащиеся осваивают
способы формулирования причинно-следственных связей, умозаключений, выводов.
Накопление опыта подбора проверочных слов разными способами, в том числе путём
различных изменений слов, обеспечивает детям как предметную предварительную
подготовку к изучению морфологии, так и развитие их лингвистического мышления.
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на
понятия: «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменения слов»,
«окончание».
Для
их
введения
второму
из
орфографических разделов
предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики
(«окончание» и «суффикс») вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение
выносится раздел «Состав слова». Учащиеся оказываются в состоянии объяснить,
почему в начале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний
им недоставало - так происходит становление способности к рефлексии.
Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются
разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».
В третьем классе центральным языковым разделом является «Морфология». От
знакомства с функцией слов, от носящихся к разным частям речи, учащиеся
переходят к их детальному изучению, узнают названия частей речи. В центре
внимания - единство функции, значения и формальных признаков имени
существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане

представляется имя числительное и несколько подробнее - личные местоимения.
Среди «слов-помощников» выделяются союзы и частицы (на примере частицы да).
Изучение морфологии в данном курсе обеспечивает интеллектуальное развитие
школьников, формирование их абстрактного мышления и всего комплекса УУД.
Структура и содержание раздела имеют следующие особенности.
1. Последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от
общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями - к
последующему детальному изучению каждой. Такое методическое решение
продиктовано, во-первых, коммуникативной направленностьюкурса, в том числе и
изучения морфологии (необходимостью осознанного отношения к использованию в
процессе общения всех частей речи), а во-вторых, стремлением повысить (за
счётнеоднократного предъявления и сопоставления) эффективность освоения
материала, трудного для младших школьниковв силу его абстрактности.
Единая логика представления основных частей речи позволяет сравнивать их и даже
рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках
одногораздела.
2. Дети учатся опознанию каждой части речи, подведению под понятие не только по
вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу грамматических признаков, в
частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи
формируется поэтапно: сначала применительно к словам, в которых категориальное
значение не противоречит лексическому (называющим конкретные предметы,
признаки, действия).
3. Проявление пристального внимания к значению слов потребовало разведения
понятий «лексическое» и «грамматическое» значение (для учащихся - «значение
основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых
грамматических категорий числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за
значением, передаваемым той или иной формой.
4. О неопределённой форме говорится, что она оканчивается на -р ге или-ргъа. Для
разбора по составу слова глаголы в неопределённой форме не предлагаются, но при
необходимости - рге и - ргъа просто подчёркиваются.
В результате принятого методического решения учащиеся знакомятся с объективно
существующей лингвистической проблемой, что важно для понимания школьниками
возможности существования различных точек зрения и, как следствие, - для развития
гибкости их мышления.
5. Предусмотрено целенаправленное обучение младших школьников преодолению
грамматических трудностей карачаевского языка с помощью специального
справочника: «Словарь трудностей». Такой словарь создан и помещён в учебник.
Обращение к нему позволяет не только совершенствовать культуру речи учащихся,
но и формировать познавательные УУД - осознанный поиск информации и её
использование.
В 3-м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное её
назначение - познакомить школьников с главными и второстепенными (пока без
деления на виды) членами предложения, научить выделять их. Предусмотрен
отличный от традиционного способ выявления главных членов— подлежащего и
сказуемого: одновременно покомплексу вопросов, на которые
они отвечают.При
знакомстве с второстепенными членами дети узнают о возможности постановки от
■: ;г ‘ ; ^и;; ;Ь
Iv■'Гf!;/•Г
*’у|-;;11К' Ы'ч
V
i* V
'’: Vf'‘..'»j 'у'Г* , • ' У:'
", . V: Л. .•
j

слова к слову двух типов вопросов - «по смыслу» и «по форме», начинают учиться
задавать их, самостоятельно выбирая при этом, какой тип вопроса им необходим для
решения стоящей задачи.
Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается
построение повествования и описания предмета, предложений со значением
оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о
том, как что-то делать).
С точки зрения орфографии, в центре внимания находится не только изучение
нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов изучаемых
частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зоркости
учащихся, а также основанного на ней действия орфографического самоконтроля,
чему способствует широкое применение приёма письма с «окошками».
В четвёртом, классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово»,
«словосочетание», «предложение», «текст».
Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала
обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются
знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и
написания различных морфем.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных
и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания
окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится
формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное
письмо. Поэтому, например, окончания имён существительных в разных падежах
осваиваются одновременно.
Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой
предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь
трудностей», включённого в учебник 4-го класса.
Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью
данной части речи, её практической необходимостью. Правописание наречий
специально не Изучается - запоминание наиболее употребительных обеспечивается в
словарном порядке.
Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное
внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике
«поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся знакомятся со
значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов
вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе
над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального
развития детей и развития их речи - повышения её правильности, точности, богатства
и выразительности.
Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с
однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне)
представления о сложных предложениях. Кроме того, теперь, на основе знакомства
со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по
смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения:
определение, дополнение, обстоятельство.

Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно
рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как
компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь
предложений друг с другом - вот некоторые направления проводимых наблюдений.
Работа ведётся без изучения теории, её цель -общ ее и речевое развитие учащихся,
накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текстарассуждения.
Среди
осваиваемых
жанров
-рассказ,
сказка (сказочная
история), объявление, дневниковая запись и др. В конце года в качестве системного
обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по
отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие
школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая будет и в
дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои
действия при подготовке к сочинениям.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный
переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной
школе.
Таким образом, курс карачаевского языка для 1-4 классов в данной программе
представлен следующими содержательными линиями:
-формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов
речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
-формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики,
морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
-формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на
основе знаний по орфографии и пунктуации.
В
рамках
систематического
курса
карачаевского
языка
продолжается
совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной
задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников
каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также
формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при
освоении всех разделов курса.

Целями обучения карачаевскому языку являются:
-создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя
карачаевского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской и
национальной идентичности; для становления у него интереса к изучению родного
языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
-заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной
картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком
в процессе коммуникации;
- сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих
сознательное использование средств языка, функциональную грамотность
учащихся;
-средствами
предмета
«Карачаевский
язык»
влиять
на
формирование
психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и
эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных
действий и в целом умения учиться;
-обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в
устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом карачаевского языка поставленных целей необходима
особая организация работы по освоению его предметного содержания - необходима
реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического
образования младших школьников.
Задачи:
-формирование у младших школьников научного представления о системе и
структуре родного языка;
-развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства
языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике,
грамматике карачаевского языка;
-обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать,
участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том
числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования
небольшого объема;
-воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к
карачаевскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление
совершенствовать свою речь.
-формирование навыков самоконтроля;
-формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средство
исходя
из
К'!,
условий
речевой
ситуации.

Место предмета «Карачаевский язык» в учебном плане
Региональный базисный (образовательный) учебный план для образовательных
учреждений КЧР предусматривает обязательное изучение родного языка на этапе
основного начального образования в объёме 270 ч. В 1 классе — 66 ч (2 ч в неделю,
33 учебных недель): из них 50 ч (25 учебных недель) отводится урокам обучения
письму в период обучения грамоте и 16 ч (8 учебных недель) — урокам
карачаевского языка (синтаксис).
Во 2— 4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (2 ч в неделю, 34
учебных недель в каждом классе).
Использование УМК:
Примерная программа начального общего, среднего (полного) общего образования
по карачаевскому языку 1 - 1 1 классов авторской программы Гочияевой С.А.,
Батчаева А-М . X., Алиевой Т. К., Караевой А. И., Салпагаровой К.А.,
Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А. А., Умаровой К.И.
-учебник «Харифле» 1 класс Акбаев X.
-методическое руководство «Родной язык». 1 - 2 классы. Эльканов М. К., Кипкеева 3.
О.
-методическое руководство «Харифле» Акбаев X.
-рабочая тетрадь
-Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
-Касса букв и сочетаний.
-Карачаевский язык. 2 класс. Автор: Алиева Т. К. Майкоп 2013
-Карачаевский язык. 3 класс. Эльканов М. К. Эльканова С. М. Майкоп. 2013
-Карачаевский язык. 4 класс. Эльканов М. К. Эльканова С. М. Майкоп. 2014
Дополнительная литература:
Салпагарова К. А - К. «Илячин» 3 - 5 классы. Дидактические работы
Эльканов М. К. 3 класс Дидактический материал
Салпагарова К. А - К. «Интересная грамматика»
Справочные материалы
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в
программе по русскому языку
Словари по карачаевскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и
словообразовательный.
Интернет-источники
http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный порт
http://w ww .ug.ru(yчительская газета
http://www.lessons.irk.ги(Нестандартные уроки)
http://www.intergu.ru(Интернет-государство учителей)
http:// www.prol II колу.ги
«Эльбрусоид»

II. Предметные результаты освоения учебного предмета «Карачаевский язык»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
-различать звуки и буквы;
-характеризовать звуки карачаевского языка (гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
-знать последовательность букв в карачаевском алфавите, пользоваться алфавитом
для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
-проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно
по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения
фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научится:
-соблюдать нормы литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение
этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
-находить при сомнении в правильности постановки ударен или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к
учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится: -различать изменяемые и неизменяемые слова;
-различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
-разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора
слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
-выявлять слова, значение которых требует уточнения;
-определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи); -оценивать уместность использования слов в тексте;
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
-определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж,
склонение;
-определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;

-определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
-проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность
проведения морфологического разбора;
-находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, союзы да, а,
эмда. частицу да при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
-различать предложение, словосочетание, слово;
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
-классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
-определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возмож ность научиться:
-различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора;
-различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится: -применять правила правописания (в объеме содержания
курса);
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать текст объемом 80— 90 слов;
-писать под диктовку тексты объемом 75— 80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность
научиться:
-осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-подбирать примеры с определенной орфограммой;
-при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных
работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:

-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться:
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст
с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для
самостоятельно
создаваемых
текстов);
Ч

нарицательные существительные. Нет рода у существительных. Изменение
существительных по числам.
Имя прилагательное. (7 ч) Значение и употребление в речи. Имя
прилагательное, как и существительное, изменяется по числам, согласование
с
именами
существительными.
Склонение
имен
прилагательных.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Близкие и
противоположные по значению имена прилагательные.
Глагол. (10 ч) Значение и употребление в речи. Неопределенная форма
глагола, вопрос «не этерге?» Изменение глаголов по временам. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Синтаксис и пунктуация. (14ч + 1 ч Р/Р) Различение предложения,
словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений
по
цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные
и
побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) - предложения
восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце
предложения:
точка,
вопросительный
и
восклицательный
знаки.
Интонационные
особенности
повествовательных,
побудительных,
вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение
(практическое усвоение).
Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии),
Подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые
предложения.
Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.
Повторение пройденного за год (5 ч).

Содерж ание учебного предмета «Карачаевский язык»
3 класс 68 часов (2 часа в неделю)
Повторение. (5 ч)
Фонетика и графика (6 ч + 2 ч Р/Р)
Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию
знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения
грамоте, на развитие фонематичного слуха, орфографической зоркости.
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные.
Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные
согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение.
Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово
написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных
гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных
в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в
словах типа тапха, джаякъ; в словах с йотированными гласными, с двойными
и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в
слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение
и обозначение на письме слов с сочетаниями -чч, - чш, -ннг, -нл, -нм.
Карачаевский
алфавит:
правильное
название
букв,
знание
их
последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со
словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в
начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические
средства: пробел (раздельность написания: сабий бла, береди да и т.д.),
черточка (знак переноса: чал - къы, джы - йын и т.д.).
Слово как единица языка. (10 ч + 1 ч Р/Р) Родственные слова. Выделение и
определение значимых частей слова: корня, окончания, суффикса. Разбор
слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же
слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов.
Значение суффиксов. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные
возможности. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне
слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание
парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми
согласными. Правописание удвоенных согласных. Правописание гласных и
согласных в неизменяемых на письме суффиксах. Разные способы проверки
правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;
использование словаря.
Морфология. Имя существительное: (6 ч + 1 ч Р/Р) Значение и употребление.
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»;
на вопрос «кто?» отвечают слова, указывающие на людей; Собственные и

№
п/
п

1

2

3

4

5

6

7

8

Календарно - т емат ическое планирование по карачаевскому языку,
3 класс
Кол-во
Тема урока
часов
Тип урока
Дата
план
факт
§ 1, Звуки и буквы.
§1. Таууш ла бла харифле
§2. Гласные звуки и буквы.
§2. Ачыкъ таууш ла бла харифле
Урок
повторения
и
сист емат изации знаний.
§3. Согласные звуки и буквы.
§3.
Тунакы
таууш ла
бла
харифле
Урок
повторения
и
сист емат изации знаний.
§4. П равописание слов с большой
и маленькой буквы.
§4. Уллу эм гитче харифлени
дж азы лы у дж орукьлары
Урок
повторения
и
систематизации знании
Р/Р Воспоминание о лете. Работа
над карт иной (Упр. №1 1 )
Тил
ёсдюрюу
Дж айны
эсге
тюниорейик. Сурат бла шилеу
(11 - чи иш)
Урок развит ия речи
Контрольный диктант
Сынау диктант Урок контроля

5. О д

■/

6'- У

у,
Э .о д

П .р в

Л/ О У

i

4

/у

00

j 9 .o 9

/

Звуки и буквы (конец темы) (19 ч.)
Тауушла бла хариф ле (теманы аягъы).
§5.
П равописание
глухих
и
звонких согласных в конце слова.
§5. Зы нгы рдауукъ бла еангырау
тунакы ланы сёзню аягъында
тюз джазы лы улары .
Урок изучения нового мат ериала
§5.
Правописание
глухих
и
звонких согласных в конце слова.
§5. Зы нгы рдауукъ бла еангырау
тунакы ланы сёзшо аягъында
тюз джазы лы улары .
Урок Изучения
и повторения
нового мат ериала
§6.
П равописание
глухих
и
звонких согласных в середине
слова;
§6.
Зы нгы рдауукъ
бла

/

Я

У

U ,o $

/

U .09

/с /

49.

1 /. с 9

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

сангы рауланы сёзню ортасында
тюз
дж азы лы улары
Урок
изучения нового мат ериала
Сочинение на т ему «Осень» (Упр.
№ 28)
Сочинение «Къач» деген темагъа
Урок развит ия речи
§6.
П равописание
глухих
и
•звонких согласных в середине
слова.
§6.
Зы нгы рдауукъ
бла
сангы рауланы сёзню ортасында
тюз джазы лы улары
Урок изучения
и повторения
нового мат ериала
§7.
Чередование
глухих
на
звонкие согласные.
§7.
Сангы рау
тунакы ланы
зы нгы рдауукълагъа
айланыулары
Урок изучения
и повторения
нового м ат ериала
§8. Чередование буквы Ч на букву
Ш в середине слова
§8. Сёзню ортасы нда Ч - ны Ш гъа айланыуу
Урок изучения нового мат ериала
Р/Р §9 Повторение. Работ а над
картиной. (Упр. № 42).
§9 Къайтарыу. Сурат бла ишлеу.
(42 - чи иш). Тил ёсдюрюу
Урок развит ия речи
Конт рольный дикт ант
Сынау дикт ант
Урок контроля
§10. Корень слова и морфемы
§10.
Сёзню
тамы ры
бла
джалгъауу
Урок изучения нового мат ериала
§11. Слог.
§11. Бёлюм.
Урок изучения нового материала
§12. Ударение
812. Басым.
Урок изучения нового материала
§13. Сдвоенные согласные.
§14. П равила переноса слов с
сдвоенными согласиы ми.
§13. Экиленнген тунакыла.
§14.
Экиленнген
тунакы
таууш лары
болгъан
сёзлени
тизгинден тизгиннге кёчюрюу.

7

3, ю
/

5'70

/

Ю, 10

У

40

/

1Г
4 4д

у

71 №

•Y
7
4
4

!%>.

Щ, W
Н-40
и\

з .а ?

П -J?

ц ./С

1 9 М

/V. 40
1-6. to
?//
/V /

Урок изучения нового мат ериала
§15. П равила переноса слов с
краткими У и Й. §16. Правила
19
переноса слов с Ь Ъ знаками.
§15. Къысха У бла Й болгъан
сёзлени
тизгинден тизгиннге
кёчюрюу.
§16. Дж умуш акъ Ь эмда къаты
Ъ белгилери болгъан сёзлени
тизгинден тизгиннге кёчюрюу.
Урок изучения нового мат ериала
Излож ение «Чычханчыкъ бла
чёртлеуюкле». (Упр. № 68)
20
Урок развит ия речи
§17. Близкие по значению слова
21
§17.
М агъаналары
джууукъ
сёзле.
Урок
изучения
нового
мат ериала
§18.
П ротивоположные
по
значению слова
22
§18. М агъаналары
къаршчы
сёзле
Урок
изучения
нового
мат ериала
§19. Повторение
§19. Къайтары у Урок повторения
23
и сист емат изации знаний
К онт рольный диктант
Сынау дикт ант
24
Урок контроля
Части речи. Имя сущ ествительное (7 ч.)
Тилни кесеклеринден хапар бериу
§20. Части речи. §21. Имя
сущ ествительное. Слова, которые
25
отвечают на вопросы Кто? Что?
§20. Тилни кесеклеринден хапар
бериу. §21. Ат. Ким? Не? деген
соруулагъа джууаб этген сёзлени
къайтарыу. Урок повторения и
сист емат изации знаний
§22. Имя сущ ествительное как
часть речи
26
§22. Атны магъаиасы.
Урок изучения нового мат ериала '
§23.
Собственные
и
нарицательные
имена
27
сущ ествительные
§23. Энчи эмда тукьум атла
Урок изучения нового мат ериала
Излож ение «Йт дж ыламукъла».
(Упр. № 84)
28
Урок развит ия речи
§24.
Единственное
и
'

J

У ft л
У

it М

/

И

/ ИМ

У
У

5 ,^

У
/

1

/

/ У - !%

4

/:-

\

29

30

31

32

33

34

35

!36

37

38

39

40

множественное
число
имён
сущ ествительных.
§25. Образование множественного
числа имён сущ ествительных
§24. Атны бирлик эмда кёблюк
саны. §25. Атны кёблюк саныны
къуралыуу.
Урок изучения нового материала
§26. Повторение
§26. Къайтарыу
Урок
повторения
и
систематизации знаний
Конт рольный дикт ант
Сынау диктант
Урок контроля
§27.
Повторение
слов,
обозначаю щ их признак предмета
§27. Затны ышанын кёргюзген
сёзлени къайтары у
§28. Имя прилагательное как часть
речи
§28. Сыфатны магъанасы
Урок изучения нового мат ериала
§28. Имя прилагательное как часть
речи
§28. Сыфатны магъанасы
Урок изучения нового мат ериала
§29 Близкие по значению имена
:!
прилагательные
§29
М агъаналары
джууукъ
болгъан сыфатла.
Урок изучения нового мат ериала
§30.
П ротивоположные
по
значению имена прилагательные
§30
М агъаналары
къаршчы
болгъан сыфатла
Урок изучения, нового мат ериала
§31 Повторение
§31 Къайтарыу.
Урок
повторения
и
систематизации знаний
Конт рольный диктант
Сынау дикт ант
Урок контроля
§32.
Слова,
обозначающ ие
действие предмета
§32 Затиы ишин кёргюзген
сёзлени къайтары у
Урок
повторения
и
сист емат изации знаний
§33. Глагол, как часть речи
§33. Этимни магъанасы

У
/

и п

У

у

У/, о/

У

Со/

у

п 01

У

з'4.0/

У

1Ь' 0Ч

/

ъо,- м

У

Lov

У

/1л
о, CJZ

£

41

42

43
44

45

46

47

48

49

Урок изучения нового мат ериала
§34. Времена глагола
§34.
Этимни
заманларындан
хапар бериу
Урок изучения нового мат ериала
§35. Н астоящ ее время глагола
§35. Этимни бусагъат заманы
Урок изучения нового мат ериала
§36. Прошедш ее время глагола
§36. Этимни озгъан заманы
Урок изучения нового мат ериала
§36. Прош едш ее время глагола
§36. Этимни озгъан заманы
Урок изучения нового м ат ерии/а
§37. Будущее время глагола
§37. Этимни боллукъ заманы
Урок изучения нового мат ериала
§ 38. Повторение. Глагол
§ 38. Этимни къайтарыу
Урок
повторения
и
систематизации знаний
§ 38. Повторение. Глагол
§ 38. Этимни къайтарыу
Урок
повторения
и
сист емат изации знаний
К он т р о льн ы й дикт ант
Сынау ди кт а нт
Урок контроля
Предложение (15 ч.)
Айтым
§ 39 Повторение о предложении,
изученного во втором классе
§ 39 Айты мны юсюнден экинчи
клаесда
окъулгъанны
къайтарыу
§39.
Повествовательные,
вопросительные, побудительные
предложения
§ 39.
Х апарлаучу,
соруучу,
кёлтю ртюучю айтымла
Урок из) ’чей ия н о во го м а териал а
§40. Связи слов в предложении
§40. Айтымда сёзлени бири
бирлерине байланыулары
Урок изучения нового мат ериала
§41. Члены предложения
§41. А йты мны членлери
Урок изучения нового мат ериала
И зло ж ени е
«Б и р и нчи
кьо на кьла » .
(Упр. № 154)
Урок развит ия речи

У

/
У

У
/

№
10

Isf

,

/

У

i OS

/

6, оз

/

50

1 ъ*Ь

13,pj

/

51

52

53

/

/
/

Дон
\

54

55

56

57

58

59

60

61

62

§42. Главные члены предложения
§42. Айты мны баш членлери.
Урок изучения нового Материала
§42. Главные члены предложения
§42. Айты мны баш членлери.
Урок изучения нового мат ериала
§43.
Второстепенные
члены
предложения
§43. Айты мны сансыз членлери
Урок изучения нового мат ериала
§44.
Распрстраненные
и
нераспространённые предложения
§44.
Дж айы лмагъан
бла
дж айы лгъан айтымла
Урок изучения нового материала
§45.
Второстепенные
члены
распространённых предложений.
Второстепенные
члены,
отвечающ ие на вопросы Кого?
Чего?
§45.
Дж айы лгъан
айтымны
сансыз членлери. Камни? Нени?
деген соруулагъа джууаб этген
сансыз членле
Урок изучения нового мат ериала
§46.
Второстепенные
члены
предложения,
отвечающие
на
вопросы Кому? Чему? Кем? Чем?
О ком? О чём?
§46. Кимге? Неге? Кимде? Неде?
Ким ден?
Неден?
деген
соруулагъа джууаб этген сансыз
членле.
Урок изучения нового мат ериала
§47.
Второстепенные
члены,
отвечающ ие на вопросы
Какой? Чей?
§47. Къаллай? Неллай? деген
соруулагъа джууаб этген сансыз
членле.
Урок изучения нового материала
§ 48. Второстепенные члены,
отвечающ ие на вопросы Когда?
Куда? Где? Как?
§ 48 Къачан? Къайры? Къайда?
Къалай?
деген
соруулагъа
джууаб этген сансыз членле
Урок цзучения нового мат ериала
§ 49. Предложение. Повторение
§ 49. Айты мны къайтарыу.
Урок
повторения
и
сист емат изации знаний

/
/
/

/

40,0*
/£' Ру
tf.o y

/

У

/

.

ос/

f.o f

63

64

65

66

67

68

Конт рольный диктант
Сынау дикт ант
Урок контроля
Повторение изученного материала
за год. §50. Повторение темы
«Звуки и буквы»
§50. «Тауушла бла харифле»
деген теманы къайтарыу
Урок
повторения
и
систематизации знаний
§50. Повторение темы «Слово»
§50.
«Сёз»
деген
теманы
'i
къайтарыу
Урок
повторения
и
сист емат изации знаний
51. Части речи. Повторение
§51.
Тилни
кесеклерин
къайтарыу
/
Урок
повторения
и
с истемат из а ции знан и й
Р /Р Работ а над картиной.
(Упр. № 193, 194).
'i
Тил ёсдюрюу. Сурат бла ишлеу.
(193 , 194 - чю ишле).
Урок развит ия речи
Обобщ аю щ ий урок
Оюмлау дере
/
Урок - обобщение

f io S T

IC O f

/■?. c u

1 L iS f

1M . o (

Z 9 .0 J '


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».