ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС

-о ^
VC Q •* Ч*
-2 -5

rv

ы
чт

H
CD* S 4
5* •*% J2
Jb s
35?
e
VC

—

ы
ы
С
-j:
5
г
<
са
С
~
***

ЭЯ Я
Я

<
е;
V jj
^
|<
^ а.
< 5
д р
3: _г
ч ч

2 и Л
й < я

?н
л;
а
^о
Н

и
£

<*>

$

31
■■*

ль

<5а
£

^

S < н
О
~ rv?
^ u: h
’- .
^ гU4^. я<
W

5
к

*

Г-

ль

J3 2 *

~Е*
* £ 2
LJ ZZ •
л
к ?.
w 1
■«

3 Ы •"

6

3
Я
.a
4
0>
H
я
о:
о
м
Я
&|
ю
о

м
0
н
SH
сз

;*s
>w>
I--О

3
3;

?

и

—

12

>> i

<

2 r- 5

1

VJ
Q
3*

Э*

( ■*•

Щ

я
8
d
Я
X
о ян
3 а>
|
VO &
о я
ГО
ЭЯ я
3 40J3
со
о 2
м CJ
я я
из U

•0
“V
SJ

~4j

2Чъ v°^ 5 S

ч! jNl
'С

^
Г"О

CN
5 £
? 50
£ pH

- x«

-C

'T

о
о

:

5

S

^

i

§

е

v2riГ i2
*^ ^e

3; = §

г?. w-

A Id
X =;
*

H
T?
>

2—* %
—V
'V< 55

5 -5 5 2 1
5

2 «

S 5$ 2;

2 i

4

^ О » Ci. 5
^
Ы*22Г -o>• ^Г4
f'

«•

Г»

3 ci, a0
Я 43 5О

VO О vc4
О

Пояснительная записка по окружающему миру для 4-х классов
Автор А.А.Плешаков (2 часа в неделю) 68 часов.
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта
начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему
миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений
автора А.А. Плешакова «Окружающий мир». 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России)
Общая характеристика учебного предмета
Реализация рабочей программы по предмету «Окружающий мир» в начальной школе направлена на достижение
следующих целей:
■ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта
общения с людьми и природой;
■ духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
условиям культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи реализации программы.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Окружающий мир» основных задач образовательной
области «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир):
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к
России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своре места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Выбор данной программы был обоснован тем, что программа охватывает весьма широкий круг вопросов: от
элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа
и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе
интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина
действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших
школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей:
умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,
правила здорового образа жизни.
■

Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•

•
•
•
•
•

•

•

•

•

•
•

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых
объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с
учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

• понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы;
• сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных
правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
• освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт,
сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
• развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мир
• Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря,
это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим
стержнем этого процесса.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в
окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации
межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым
подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного
искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и
эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий
"открытие" детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом
используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую
информационно-образовательную среду.
Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются: традиционный урок;
урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок - проект, урок-практика, урокконференция, урок-путешествие и др.), защита проектов.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения: технология формирования учебной
самооценки; технология продуктивного чтения; технология формирования критического мышления; технология
проблемного обучения; информационно-коммуникационные технологии; проектная технология; технологии личностно­
ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые
задания, графическая работа, изложение, проект, практические работы);
- промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего
мира природы и социума.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой
родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­
ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому
себе и окружающим людям.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68
часа (34 учебные недели).
Содержание программы (68 часов)
Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета
Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены
дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса географической карты.
Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана
окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и
показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природ каждой из зон. Взаимосвязи в
природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной
деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана
природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к
природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; иск и показ на физической карте морей,
озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений,
выявление признаков приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в не
пустынь, в зоне субтропиков.
Родной край - часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края
в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природ жизни человека.
Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана
недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.
Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его
отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения
окружающей среды и производстве экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края,
определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с
помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества; первобытное общество. Древний мир; древние
сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть,
замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз,
железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о
скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на
планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов.
Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы
Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси.
Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV вв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой
царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России
империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.
Культура, быт и нравы России в ХVШ в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. И. Кутузов. Царь-освободитель
Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX -чале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция
1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А.
Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и
обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг
Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры
в регионах.
Проектов - 2;
■ Экскурсий - 3.
■

Требования к уровню подготовки
В результате изучения окружающего мира ученик должен знать/понимать: название нашей планеты, родной страны и ее
столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); государственную символику России; государственные
праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых
организмов; правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах,
водоемах, в школе)
уметь: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты
природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать
особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки
(без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с
помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью
термометра; установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями
(животными); выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения; оценки
воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; удовлетворения
познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
К концу 4 класса учащиеся получат возможность научиться:
- распознавать и наблюдать природные объекты;
- различать полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема,
основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения экологи ческой
допустимости;
- определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
- предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме
природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
-работать в паре, группе, индивидуально, оценивать себя, товарища;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классе
Изучение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального
образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания.
Основная цель контроля по окружающему миру -проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать
простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников,
применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Окружающий мир» предполагает
комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит
способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка
индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение
опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так,
чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких
уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе предметных результатов итоговых комплексных работ -системы заданий
различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и
итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов
выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Критериями оценивания являются:
-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к
результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для
текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего
контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка
только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются
узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой
учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по
текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного
материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к
предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или
4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование
нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной
работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов
по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия
вопроса.
«2» («плохо») -уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов
по текущему материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации
либо ошибочность ее основных положений.

Тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе
Автор -составитель А.А.Плешаков (2 часа в неделю) 68 часов ^
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Мир глазами астролога.

1

по
плану
05.09.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Планеты Солнечной системы.
Звездное небо - Великая книга Природы.
Мир глазами географа.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Мир глазами эколога.
Сокровища Земли под охраной человечества.
Равнины и горы России.
Моря, озера и реки России.
Природные зоны России.
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Лес и человек.
Зона степей.
Пустыни.
У Черного моря.
Наш край

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

09.09.
12.09.
16.09.
19.09.
23.09.
26.09.
03.10.
07.10.
10.10.
14.10.
17.10.
24.10.
28.10.
07.11.
11.11.
14.11
18.11.
21.11.

20.
21.
22.
23.
24.

Поверхность нашего края.
Водные богатства нашего края.
Наши подземные богатства.
Земля - кормилица.
Жизнь леса.

1
1
1
1
1

25.11.
28.11.
02.12.
05.12.
09.12.

1.

по
факту

25.
26.
27.

Жизнь луга.
Жизнь в пресных водах.
Экскурсии в природные сообщества родного края.

1
1
1

12.12.
16.12.
19.12.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Растениеводство в нашем крае.
Животноводство в нашем крае.
Проверим и оценим свои достижения за первое полугодие.
Презентация проектов.
Начало истории человечества.
Мир древности: далекий и близкий.
Средние века: время рыцарей и замков.
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
Жизнь древних славян.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23.12.
26.12.
30.12.
16.01.
20.01.
23.01.
27.01.
30.01.
03.02.
06.03.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

Во времена Древней Руси.
Страна городов.
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья.
Куликовская битва.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Петр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая.
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории XIX века.
Россия вступает в XX век.
Страницы истории 1920-1930-х годов.
Великая война и великая Победа.
Диагностическая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10.03.
13.03.
17.03.
20.03.
24.03.
07.04.
10.04.
14.04.
17.04.
21.04.
21.04
24.04.
24.04.
28.04.
.05.05
05.05.
08.05.

55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

Страна, открывшая путь в космос.
Основной закон России и права человека.
Мы - граждане России.
Славные символы России.
Такие разные праздники.
Путешествие по России.
Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1

12.05.
12.05
15.05.
19.05
19.05.
22.05.
26.05.
29.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».