РОДНОЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

Пояснительная записка
Программа начальных классов по карачаевскому языку построена как органическая часть общего курса карачаевского языка и
литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Младшие школьники должны открыть для себя родной язык как предмет изучения, анализа различных его сторон: словарного,
фразеологического и звукового состава, соотношения между звуками и буквами.
Цель программы - познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами
литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы
грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм
языка - устной и письменной.
Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на
основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.
Необходимо формировать у школьников потребность и способность чувствовать и понимать выразительность, емкость
карачаевского языка, его лексическое и интонационное богатство.
4 класс (68 часов)
ПОВТОРЕНИЕ, изученного в 1 - 3 классах. (5 часов)
СЛОВО. (9 часов).
Морфемы Корень слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Однокоренные слова. Близкие и противоположные
по значению слова.
ЧАСТИ РЕЧИ.
ИМ Я СУЩ ЕСТВИТЕЛЬНОЕ (10 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Отсутствие рода у имён существительных. Изменение по числам
и падежам. Имена существительные собственные и нарицательные.
Правописание падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во
множественном числе.

Составление предложений (текстов) с использованием существительных в определенном падеже и на различение
именительного и винительного, родительного и винительного падежей.
ИМ Я ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (4 часа)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Не склонение имён прилагательных.
Прилагательное как член предложения.
Употребление имен прилагательных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием прилагательных, близких и
противоположных по значению.
ИМ Я ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. (6 часов)
Значение имени числительного. Количественные и порядковые числительные. Правописание имён числительных.
Употребление имен числительных в речи. Составление предложений (текстов) с использованием числительных.
ЛИЧНЫ Е М ЕСТОИМ ЕНИЯ (5 часов)
Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.
Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений.
Личные местоимения как члены предложения.
Употребление личных местоимений в речи. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.
ГЛАГОЛ (6 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки.
Неопределенная форма глагола.
Время глагола, изменение по лицам и числам.
Изменение глаголов по временам и числам.
Глагол как член предложения. Особенности употребления глаголов в речи (сказках, стихотворениях, прозе).
Сравнение выразительности (образности) глаголов с другими частями речи.

Составление предложений (текстов) с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных
формах.
НАРЕЧИЕ (4 часа)
Общие сведения о наречиях. Наречия, обозначающие время, место, образ действия. Употребление наречий в речи
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (12 часов)
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединенными союзами. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Составление нескольких предложений, объединенных одной темой (по сюжетным рисункам или на основании наблюдений за
природой, впечатлений от экскурсий, посещения театра и т. д.), с однородными членами.
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами да, эмда, не, неда, бир да.
Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, а также предложений с однородными членами.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность
интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.
ПОВТОРЕНИЕ (ОБОБЩ ЕНИЕ) ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (6 часов)
Звуки. Слог. Ударение. Словообразование. Части речи.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу IV класса
Обучающиеся должны знать:
признаки простого и сложного предложений;
признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных; признаки однородных членов
предложения; лексико-грамматические признаки имен существительных,
имен прилагательных, личных местоимений, глагола, наречия;
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
простое и сложное предложения;

главные и второстепенные члены предложения; лексико-грамматические признаки изученных частей речи;
Обучающиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения; расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в
предложениях с однородными членами;
устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение,
поздравление;
разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы;
зошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I-IV классах
адежные окончания существительных и прилагательных, личные окончания глаголов по временам.);

Контрольный диктант - 5
Контрольное списывание - 2
Словарный диктант - 3

Календарно-тематическое планирование по родному языку в 4 классе
(Авторы С.М.Эльканов, М .К.Эльканов)
2часа в неделю (68часов)
/п
^ а

Тема урока

Колво
часов
1

Дата
план.
04.09.

1.

Звуки и буквы

2.
3.
4.
5.
6.

Слог. Ударение. Перенос слов.
Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Правописание звонких и глухих согласных.
Контрольный диктант. Части речи.
Морфемы слова.

1
1
1
1

08.09.
11.09.
18.09.
22.09.
25.09.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

1
1
1
1
1
1
1
1

02.10.
06.10.
09.10.
16.10.
20.10.
23.10.
27.10.
10.11.

15.

Корень слова.
Словообразующие и формообразующие морфемы
Однокоренные слова.
Образование новых слов.
Слова близкие и противоположные по значению.
Сложные слова.
Контрольный диктант за 1 четверть
Работа над ошибками.
Повторение.
Имя существительное.

1

13.11.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Повторение значения имени существительного.
Словообразовательные формы существительных.
Словообразовательные формы существительных
Падежи имён существительных.
Склонение простых имён существительных.
Склонение простых имён существительных. Словарный диктант.
Правописание падежных окончаний.

1
1
1
1
1
1
1

17.11.
20.11.
24.11.
27.11.
01.12.
04.12.
08.12.

Дата
фак.

23.
24.
25.

Родительный и винительный падежи.
Повторение.
Имя прилагательное. (4 часа)
Повторение значения имени прилагательного.

1
1
1

11.12.
15.12.
18.12.

26.
27.
28.
29.

Простые прилагательные.
Повторение.
Контрольный диктант. Части речи.
Работа над ошибками. Имя числительное.(6 часов)
Значение имени числительного.
Количественные и порядковые числительные.
Работа с рисунком.
Правописание имён числительных.
Правописание имён числительных.

1
1
1

22.12.
25.12.
29.12.
15.01.

1
1
1
1

19.01.
22.01.
26.01.
29.01.

Повторение. Контрольное списывание
Местоимение (5часов)
Значение местоимения.
Личные местоимения.
Склонение личных местоимений.
Правописание падежных окончаний.
Повторение. Словарный диктант.
Глагол 6(часов)
Повторение значения глагола.
Времена глагола.
Спряжение глагола. Настоящее время глагола.
Прошедшее время глагола.
Спряжение глагола в прошедшем времени.
Будущее время глагола Спряжение глаголов в будущем времени.

1
1

02.02.
05.02.

1
1
1
1
1

09.02.
23.02.
26.02.
02.03.
05.03.

1
1
1

09.03.
12.03.
16.03.

1

19.03.

Роль глагола в предложении.
Правописание глаголов.
Наречие(4 часа)

1

23.03.

1

06.04.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.

47.
48.
49.
50.

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.-68.

Значение наречия.
Наречия, отвечающие на вопросы Когда? Где? Как?
Правописание наречия.
Повторение.
Контрольный диктант.
Наречие.
Работа над ошибками Синтаксис и
пунктуация(12 часов)
Значение союза.
Соединительные союзы (бла, да, эмда). Повторение.
Члены предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Дополнение.
Определение. Обстоятельство.
Однородные члены предложения. Словарный диктант.
Однородные члены предложения.
Повторение. Контрольное списывание
Простые и сложные предложения.
Сложные предложения с союзами Да, эмда.
Сложные предложения с союзами Не, неда, бир да.
Запятая в сложном предложении.
Повторение пройденного материала за год (6 часов) Повторение.
Контрольный диктант.
Повторение пройденного.
Анализ работы. Звуки. Слог. Ударение. Словообразование.
Имя существительное. Глагол. Имя числительное.
Наречие. Предложение.
Итоговый урок
Резерв

1
1
1

09.04.
13.04.
16.04.

1

20.04.

1
1
1
1

23.04.
27.04.
27.04
30.04.

1
1

04.05.
07.05.

1
1
1

07.05.
11.05.
11.05.

1

14.05.

1
1

18.05.
23.05.

1
1
1
1

21.05.
21.05.
28.05.
28.05.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ»

Утверждаю
Директор школы
___________ А.Р.Боташова
Ф.И.О.
«
»
2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе (ана тил)
для 4 класса
(1 час в неделю, 34 ч)
Уровень:
Учитель:

Базовый, общеобразовательный
Сарыева Зарета Хаджи-Даутовна

Рабочая программа по родному языку для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе Государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией
Гочияевой С.А., Алиевой Т.К., Чотчаевой Р.У.. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования.

2017г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родная речь» для школ с изучением родного языка составлена на основе регионального
компонента государственного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной
образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному
чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным
разделам курса и темам.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного
предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, этапы работы с текстом; основное
содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу.
Цель уроков чтения - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в
средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой цели
предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со
свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через
введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико­
литературными понятиями.
В курсе родной речи реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие
с курсом карачаевского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Родная речь»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории карачаевской литературы: о
писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети
видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Программа 4 класса содержит следующие разделы:
- «Родная речь - мой светлый день»;
- «Моё Отечество - моя Родина»;
- «Охрана природы»;
- «Жизнь горских детей в старину».
- «Устное народное творчество».
- «Времена года».
- «Сыновья Карачая для большой Победы »
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3-4 до 7-8
предложений) отрывки прозы описательного характера из следующих произведений: «Минги Тауну къушу» Кагиева Н.,
«Тиширыугъа махтау» М. Г орький, «Ёрге къобуу» Байрамукова Х.
В 4-ом классе на изучение литературного чтения отводится: 34 часа за учебный год
(1 час в неделю).
Основные развивающие и воспитательные цели
□ развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов
речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
□ овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования
младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности;
□ воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и

зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и
Карачаево - Черкесии.
Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе
Преобразование читательской деятельности учеников 4 класса происходит по пути увеличения доли самостоятельности
ребенка на каждом из этапов освоения текста, в основном за счет творческой деятельности.
В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.
I. Работа с текстом до чтения.
В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к
необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве,
жанровых особенностях текста.
Такой подход помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с
текстом, то есть до его чтения.
В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:
1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие,
сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).
2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к
установлению уровня понимания текста.
3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного
текста в литературном процессе.
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Самостоятельное чтение текста про себя.
Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной
беседы по тексту.
2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное
чтение.
В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание
подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей
степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них
в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю
установить уровень осмысливания детьми текста.
3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная
работа детей с толковым словарем в учебнике (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью
значений непонятных слов).
III. Работа с текстом после чтения.
Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих
жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. В 4 классе возможно чередование рассказа
учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений
об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству
писателя.
Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.
Программа по родной речи для четвертого класса отражает основные направления и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.

Календарно-тематическое планирование по родной речи(Ана-тил)в 4классе. Авторы (Г очияева С. А., Эбзеева А. И. 34 часа; в неделю -1 час

№
п/п
1

2
3
4
5
6
7

8
9

10
11
12

Тема урока
Родная речь - мой светлый день
Таулу сёзюм, татлы сёзюм. Гочияева С.Уланлагъа. В. Сосюра.С.3 - 4, читать
выразительно
Моё отечество - моя родина
Атмаз. Хубиев О. С.6 -7,наизусть.
Бизни къыралыбыз - Россия. Баучиев А.Минги Тау. Мамчуева Д. С.7 10.читать выразительно.
Лето, осень
Джашил джай. Хубиев Н. С11 - 12,наизусть.
Джылы сентябрь кюню. Кулиев К. С.12 -21,прочитать
Таулада ингир. Тебуев Ш. С.28,читать выразительно.
Охрана природы.
Табигъатны ышанлары. Байзуллаев А.Къарылгъачла. Батчаланы А - М. С.29 34,пересказ.
Атха биринчи миннгеним. Г очияева С.Мурат блаТулпар (юзюк) Эбзеланы Х.
С.34 - 38,С38 - 42,пересказ.
Жизнь горских детей в прошлом
Умарны сабий джыллары. БатчаевМ.КъанатлыДжумарыкъ. Кагиева Н. С.43 50,прочитать.
Биринчи кино. Кулиев К.С.50 - 60,пересказ.
Из истории нашей родины. Къарча. Байчоров С. С.61 - 62,читать
выразительно
МингиТаунуКъушу.Кагиева Н.Фахмунгу зыраф этме Хубиев О. С.6269,пересказ.

Кол-во
часов
1

Дата
план
09.09.

1

16.09.

1

23.09.

1

07.10.

1
1
1

14.10.
21.10.
28.10.

1

11.11.

1

18.11.

1

25.11.

1

02.12.

1

09.12.

Дата
факт

13

Устное народное творчество.
Нартла - гуртла. Ортабаева Р Сосуркъа бла эмеген. Нартская сказка. С.70-76,
читать выразительно.

1

16.12.

14
15

1
1

23.12.
30.12.

1

20.01.

17
18

Пословицы. Загадки. С.77-79,выучить
Карачаево - балкарские писатели - детям: что плохо, что хорошо?Бачха
салгъан кюн къызчыкъгъа. Семенов И. Насихатла. Сабырлыкъ. Мечиев К.
С.80 - 84,выразительно читать.С.84 - 89,пересказАна. Кулиев К.
Сафият. (отрывок из поэмы) Уртенов А.Залихат. Байрамукова Х.
Джангы джомакъла. Суюнчев А. С.89 - 93С.96 - 98,С.99 - 100,читать.
Бир уллу юйдегиде. Мамчуева Д. С.101 - 104,пересказ.
Айры чабакъ, Балыкъ, дууадакъ. Акбаев И. С.104-107,выразительное чтение.

1
1

27.01.
03.02.

19

Аджашхан къарчыкъ. Шаманова М. С.108-110,пересказ.

1

10.02.

20
21

Джангы джыл.Джаубаев Х. С.113-114,выразительное чтение.
.Балдраджюзню джырчыгъы. К.Кулиев. С.114-115,читать выразительно.

1
1

17.02.
24.02.

22

Пришла весна. Джаз. УртеновА.
Кавказда джаз. Байрамукова Ф С.115,116,пересказ.
Тиширыугъа - махтау. М.Горький С. 116-117,пересказ.
Джукъланмазлыкъ джулдузчукъ. Мамчуева Д. С.117 - 121,пересказ.
Будь человечным! Сабийликде. Уртенов А.Юч анна бла юч бала.
Байрамукова Х.С.123 - 126,читать выразительно.
Ёрге къобуу. (отрывки из книги «Джашауум») Байрамукова Х.
С.126-131 ,пересказ

1

03.03.

1
1
1

10.03.
17.03.
24.03.

1

07.04

16

23
24
25
26
27

Сыновья Карачая для большой Победы.
Къарачайны уланы - Белоруссияныджигити. Лайпанов С. Днепр ючюн
урушлада. Богатырёв Х. С.132 - 134,пересказ.С.134 - 138,пересказ.

1

14.04.

28

Тау илячин. Борлаков К. С.138-141,читать выразительно.

1

21.04

29

Мир.Кёгюрчюнле. Суюнчев А.
Алгъыш.КъулийланыКъ. С.146 - 148,выразительно читать.

1

28.04.

30

Рахатлыкъны белгиси. Джаубаев Х. С.149,наизусть

1

05.05.

31

Джырлагъан джаш чыкъ. М акаев М.С.150-151,выразительно читать.

1

12.05.

32

Пути честной дружбы.Ахыры той бла бошалды.Гочияева С.
Къарачай тил. Кобзева Т. С.151-156,пересказ.
Итоговый урок

1

12.05.

1

19.05.­
26.05

33-34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».