БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю. К. Каракетова а. ЭЛЬТАРКАЧ»

Рабочая программа
по биологии
Введение в биологию
5 класс (базовый уровень)
на 2017-2018 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Авт.-сост.; А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
Издание: 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2013
Общее количество часов - 68
Количество часов в неделю - 2

Рабочую программу составила
Ногайлиева Х.О.,
учитель биологии и химии,
высшей квалификационной категории

а. Эльтаркач, 2017-2018 учебный год.

№
п\п

Тема урока

1

Живой организм

Кол.ча
сов

8ч

1

Что такое живой организм

1

2

Основные признаки живого

1

3

Наука о живой природе

1

4

Семья биологических наук.

1

5

*Методы изучения природы.

1

6

Оборудование для научных исследовании

1

7

Увеличительные приборы.

1

8

Обобщающее повторение «Методы и способы изучения природы».

1

2

Строение клетки

14

9

Живые клетки

1

10

Большой мир маленьких клеток.

1

11

*Практическая работа № 1 «Растительная клетка»

1

12

*Практическая работа № 2 « Животная клетка»

1

13

Химический состав клетки.

1

Дата по
плану

Дата по
факту

14

Неорганические вещества в клетки

1

15

Органичес-кие вещества в клетке.

1

16

Обощающее повторение: « Химический состав клетки.»

1

17 Многооб-

разие явления в природе.

1

18

Полезные ископаемые. Металлы.

1

19

Вещества в окружающем мире

1

17 Обобщающее повторение: «Много-образие явления в природе»

1

*Великие естествоиспытатели.

1

19

Мир динозавров.

1

20

*Развитие жизни на Земле.

1

21

*Разнообразие живого.

1

22

Обобщающее повторение : « Развитие жизни на Земле.»

1

18

Многообразие живых организмов
8

3
23

Бактерии общая характеристика.

1

24

Многообразие бактерии.

1

25

Роль бактерии в природе и в жизни человека.

1

26

Г рибы

1

27

Многообразие грибов.

1

28

Роль грибов в природе и в жизни человека.

1

29

Обобщающее повторение: « Бактерии и грибы».

1

30

Контрольная работа : « Многообразие живых организмов».

1

4

Растения.

15

31

Растения. Их классификация.

1

32

Водоросли.

1

33

Многообразие и значение водоросли.

1

34

Мхи

1

35

Многообразие и значение мхов.

1

36

Папоротники

1

37

Многообра-зие и значение папоротники .

1

38

Г олосемен-ные растения

1

3
9

Многообразие голосемен-ных растении.

1

40

Покрытосе-менные растения.

1

41

Многообразие покрытосе-менные растения

1

42

Значение растений в природе и жизни человека.

1

43

Междуноро-дная красная книга растении.

1

44

Обобщающее повторение: «Растения. Их классифи-кация.»

1

45

Контрольная работа : « Растения.»

1

5

Животные.

46

Простейшие.

1

47

Беспозвоночные животные

1

48

Позвоночные

1

49

Класс Млекопитающие.

1

50

Многообразие класса Млекопитающих.

1

51

Значение животных в природе и жизни человека

1

52

Междуноро-дная красная книга животных.

1

53

Обобщающее повторение: «Многообразие живых организмов».

1

55

Контрольная работа№1: «Живые организмы»

1

6

Среда обитания живых.

56

*Три среды обитания.

1

57

*Жизнь на разных материках.

1

58

*Природные зоны Земли.

1

59

*Жизнь в морях и океанах.

1

60

Что мы узнали о живой природе.

1

61

*Обобщающий урок по теме «Среда обитания живых организмов».

1

62

Контроль-ная работа : «Среда обитания живых.»

1
9

7
Человек на Земле
63

*Появление человека на Земле

1

64

Жизнь наших предков.

1

65

Три «подарка» человека.

1

66

Экологические проблемы и пути их решения.

67

Жизнь под угрозой. Опустынивание.

68

Здоровье человека и безопасность жизни

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ»
5 КЛАСС (68 ЧАСОВ, 2 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. А. А. ПЛЕШАКОВА, Н. И. СОНИНА. БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС. КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ КУРС.
МОСКВА. «ДРОФА» 2012
УЧЕБНИК А. А. ПЛЕШАКОВ, Н. И. СОНИН. БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ. 5 КЛАСС. МОСКВА. «ДРОФА». 2012
ЛИНИЯ УМК «СФЕРА ЖИЗНИ»
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА:
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ (личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения курса биологии);
4. РАЗДЕЛЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ;
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ;
6. ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ;
7. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ;
8. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ;
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 учебных часов для
обязательного изучения БИОЛОГИИ в 5 классе основной школы из расчёта 1 учебный час в неделю. Курс изучается согласно программе

основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа», 2012 по
учебнику А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012
Вводимый с 2012 года курс биологии в 5 классе сочетается с курсом географии, заменяет бывший курс «Природоведение 5 класс».
Биология и география продолжают курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для
изучения этих естественных наук. Он впервые начинает изучение природы в рамках отдельных предметов, поэтому в содержании курса
особое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки,
выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, своей страны, учащиеся
готовы воспринимать биологию живых организмов, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
■ освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной
среды под воздействием человека;
■ овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты,
формулировать выводы;
■ развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач,
воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в
повседневной жизни, безопасного поведения в природе.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки,
её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах
отношения к природе.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии
организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по
разделам:
1. Живой организм: строение и изучение (8ч);

2. Строение клетки. (14ч)
3. Многообразие живых организмов (8ч);
4. Растения. ( 15ч)
5.Животные(9 ч)
3. Среда обитания живых организмов (6ч);
4. Человек на Земле (9ч).
Программа предусматривает формирование специальных умений и навыков, направленных на работу с разными литературными
источниками, наблюдениями за природными объектами, постановку опытов, измерений, разработку проектов, моделей.
Результаты изучения биологии в 5 классе разделены в тематическом планировании на предметные, метапредметные и личностные и
указаны в конце тем.
3- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭТОЙ ПРОГРАММЕ (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии)
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
5-6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой
(таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать
ее. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника,
нацеленные на 1-4-й линии развития:
- осознание роли жизни (1-я линия развития);
- рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
- использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
- объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
5-6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития - осознание роли жизни:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития - рассмотрение биологических процессов в развитии:
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития - использование биологических знаний в быту:
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития - объяснять мир с точки зрения биологии:

- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и
основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой
природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6-я линия развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
4 - РАЗДЕЛЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. (8ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен
веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых
организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование
для научных исследований: лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные
приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические
вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
■ Знакомство с оборудованием для научных исследований.

■ Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
■ Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
■ Строение клеток (на готовых микро-препаратах)1.
■ Строение клеток кожицы чешуи лука*.
■ Определение состава семян пшеницы.
■ Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
—устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_
—характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
—ставить учебную задачу под руководством учителя;
—систематизировать и обобщать разные виды информации;_
—составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Строение клетки(14ч)
Раздел 3. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери
прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения,
Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности,
места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
—основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.
Раздел 4. Растения (15ч)
Раздел 5.Животные (9 ч)
Раздел 6. Среда обитания живых организмов (6ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и
животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли:
тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное
сообщество.
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
■ Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации
(фотографий, атласов - определителей, чучел, гербариев и др.).
■ Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
■ Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 7. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек
прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные
деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие,
его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы:
сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов
загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика.
Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы
оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности
Лабораторные и практические работы (вариативная часть 30%)
■ Измерение своего роста и массы тела.
■ Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйст венной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
—участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения

—Формирование ответственного отношения к обучению;
—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов
—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
—формирование основ экологической культуры.
Резервное время— 1 ч.
5-ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ;
Программа:

В. Б. Захаров., Сонин Н. И. Программа основного общего образования.
Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. М.: Дрофа, 2012
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
Рабочая программа по биологии. 5класс Ляхиной А. А.
Плешаков А. А., Сонин Н. И. «Биология. Введение в биологию»- М.:
Дрофа, 2012-09-01
Плешаков А. А., Сонин Н. И. «Естествознание. Введение в естественно­
научные предметы»- М.: Дрофа, 2011

Учебник:
Методические пособия:

Плешаков А. А., Сонин Н. И. «Природоведение»- М.: Дрофа, 2010
1. Кириленкова В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Введение в биологию. 5
класс: методическое пособие.— М.:Дрофа, любое издание.
-Рабочая тетрадь по природоведению под редакцией- Л. В.Дорогань
Воронеж (в Ои ПКРо )-20012г .

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:
1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова. - М.:
Дрофа, 2008.
2. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
3. 1С:Лаборатория. Зачем мы дышим? - М.: «1СПаблишинг», 2009
4. Сайты: www. it-n. ru, www. zavuch. info, www.1september. ru, http://school-collection. edu. ru
Видеоматериалы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7-КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения БИОЛОГИИ ученик должен:

знать / понимать:
и естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
и многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
и как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
и строение живой клетки (главные части);
и царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
и беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
и среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
и природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
и как человек появился на Земле (на уровне представлений);
и как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко
характеризовать их заслуги);
и изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
и важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
и основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
и узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять
названия растений и животных с использованием атласа определителя;
и приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам
размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
и указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

и находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
и описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
и сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
и описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
и использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
и находить значение указанных терминов в справочной литературе;
и кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
и использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
и пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
и следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
и определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
и измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
и определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам
экологического и безопасного поведения в природной среде;
и составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними
животными;
и оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в
изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности
рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно
подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные
знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ
в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал
литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и
опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не
более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям.

Оценка ”4” ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные
правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка ”3” ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений
на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или
отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.
Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка ”5” ставится, если ученик:
§ выполнил работу без ошибок и недочетов;
§ допустил не более одного недочета.
Оценка ”4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
§ не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
§ или не более двух недочетов.
Оценка ”3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
§ не более двух грубых ошибок;
§ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
§ или не более двух-трех негрубых ошибок;
§ или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
§ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка ”2” ставится, если ученик:
§ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
§ или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка ”1” ставится, если ученик:
§ не приступал к выполнению работы;
§ или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
§ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена
работа.

§ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками,
устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
§ Время выполнения работы: 10-15 мин.
§ Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
§ Время выполнения работы: 30-40 мин.
§ Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
8 - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
- опрос учащихся;
- работа с учебником;
- рассматривание наглядных пособий;
- ответы на вопросы;
- использование мультимедийных пособий.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
- метод свободного выбора (беседа);
- активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток

г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
- эмоциональная мотивация в начале урока
- создание ситуации успеха
д) Соблюдение техники безопасности при проведении практических работ и экскурсий.
Примечание: уроки с применением здоровьесберегающих технологий отмечены значком *
Приложение 2
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь
организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения.
1. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед,
плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп
медленный.
3. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и. п., 3 - 4 - то
же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза,
затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад,
прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И. п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и
потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища.

1. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов
плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7- 8 - руки
вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И. п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.
п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся на уроках с элементами письма.
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3
поворот головы налево, 4 - и. п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и. п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп
медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти
кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

в кулак, 2 - разжать

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2
- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками
по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца
вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные
мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».