БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю. К. Каракетова а. ЭЛЬТАРКАЧ»

Утверждаю
^7
Директор школы
■ ' _______ fc Р bui.iiiiuKi
^
Ф.И.О.
<г £ Л > РгР
2017г.

Рабочая программа
по биологии
7

класс (базовый уровень)

на 2017-2018 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Авт.-сост.; В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова
Издание: М.:Просвещение, 2014г.
Общее количество часов - 68
Количество часов в неделю - 2

Рабочую программу составила
Ногайлиева Х.О.,
учитель биологии и химии,
высшей квалификационной категории

а. Эльтаркач, 2017-2018 учебный год.

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии
«Биология. Живые организмы»7класс ФГОС
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий,
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Примерной программы основного общего образования, рабочей программы по
биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника. Рабочая программа соответствует
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования
универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова издательство «Просвещение», 2014 г.

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в
формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии на ступени основного общего образования
направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой
природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами
научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению. Отбор содержания произведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое
для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и
практической деятельности.
Основными задачами изучения биологии в основной школе являются:
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях; овладение понятийным
аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов: наблюдения за живыми объектами, описание биологических
объектов и процессов, проведение несложных биологических экспериментов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения
биологического разнообразия и природных мест обитания;
• овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разных формах (в виде таблицы, текста, схем, фотографий и т.д.);
• создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

Содержание учебника для 5-6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности ( питание, дыхание, рост,
развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс
рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов ивзаимодействия с окружающей средой.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны :
знать/ понимать:
•
•

признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт
веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах;

уметь
•
•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и
развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;
выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать
выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с
использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний,
вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма.
Результаты обучения:

Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•

формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой,
биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

•

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

•

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

•

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные
точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

•

Предметными результатами обучения биологии являются;
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и
бактерий;

•

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

•

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

•

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;

•

различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений;

•

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей;

•

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.

•

2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

•

3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

•

4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

•

5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Контроль уровня достижений планируемых результатов.

Виды контроля:
•
•
•
•
•
•
•

тестирование;
устный контроль;
самоконтроль и взаимоконтроль;
выполнение заданий у ИД (интерактивная доска);
выполненные задания в рабочей тетради;
результаты практических и лабораторных работ;
выполненные проекты.

Содержание контроля:
•
•
•

знание понятия, термины;
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
умение использовать полученные знания на практике.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности,
более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии, для решения целей и задач,
стоящих перед общим биологическим образованием

Учебное оборудование
•
•
•
•
•
•

натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их
части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений);
приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы: лупы, световые микроскопы, цифровые микроскопы, микролаборатории, посуда и
принадлежности);
средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы по ботанике, зоологии; дидактический материал);
муляжи и модели (объёмные - цветки различных семейств покрытосеменных, рельефные - размножение сосны обыкновенной);
экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), пособия на новых информационных носителях (компакт-диски,
компьютерные программы, электронные пособия и пр.);
технические средства обучения - проекционная аппаратура (телевизор, компьютер);

Учебно-методическая литература
Основная:
•
•
•
•

Линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин,Г.С. Калинова издательство «Просвещение», 2014 г.
В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс
В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 классы(пособие для
учителя)
В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая программа. 7класс

Дополнительная:
1. Большая энциклопедия природы для детей Пер. с фр. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994. 256 с., 308 цв. ил. Издатель А. Л. Дьяченко
2. Энциклопедический словарь юного биолога. / Сост. М. Е. Аспиз. - М.: Педагогика, 1986. - 352 с., ил.
3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. - 5-е изд., перераб. и доп / Глав. ред. М. Д. Аксёнова - М.: Аванта+, 1999. - 704 с.: ил.

Электронные пособия:
1. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1С», 1998 - 2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
2. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».