ю O '. л о о. 1. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Алгебра» 7класс Нормативная основа программы ■ Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Феде рации» ■ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.) ■ Примерные программы по учебным предметам: сост. Т.А. Бурмистрова, Сборник рабочих программ «Алгебра» 7-9 класс. М.: Просвещение, 2014 г. Программа рассчитана на 3 часов в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение алгебры в 7 классе составит 102 часов. Формы обучения: ■ фронтальная (общеклассная) ■ групповая (в том числе и работа в парах) ■ индивидуальная Традиционные методы обучения: 1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями. 3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы. Активные методы обучения: деловые игры, метод проектов, работа в командах. Средства обучения: ■ для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства; ■ для учителя: учебник, рабочая тетрадь,демонстрационные таблицы, дидактический материал, технические средства обучения,мультимедийныедидактические средства, ресурсы сети интернет. Используемые виды и формы контроля • • • • Виды контроля: предварительный текущий; тематический; итоговый. Формы контроля: ■ ■ ■ ■ ■ ■ устный опрос; проверочная работа; самостоятельная работа; математический диктант; контрольная работа; итоговая контрольная работа. 1 Используемый учебно-методический комплект В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект: 1. Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 год. 2. Изучение алгебры в 7— 9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008. 3. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др./ав.-сост. Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева.- Волгоград: Учитель, 2007. 4. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007— 2008 г. 5. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007— 2008. УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС по алгебре. 2 2.Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по АЛГЕБРЕ (к образовательным результатам) к концу 7 класса Обучающиеся должны знать: - существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; - существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; - как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; - как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; - как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; - вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов; - каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики; - смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации. Обучающиеся должны уметь: - составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; - выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; - решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; - изображать числа точками на координатной прямой; - определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; - находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; - применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; - описывать свойства изученных функций (у=кх, где к ф 0, у=кх+Ь, у=х2, у=х3), строить их графики. Образовательные результаты: Предметные 3 - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин; - владение базовым понятийным аппаратом, формирование представлений о статических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения. - умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Метапредметные развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности; - формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики. Личностные - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту; - воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения; - формирование качеств мышления; - развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. 4 3.Содержание рабочей программы по алгебре 7 класс № п/п 1. 2. 3. 4. Название темы Глава 1: «Выражения, тождества, уравнения» Глава 2: «Функции» Глава 3: «Степень с натуральным показателем» Глава 4: «Многочлены» Необходи мое количеств о часов для ее изучения Основные изучаемые вопросы темы Числовые выражения; Выражения с переменными; Свойства действий над числами; Понятие тождества; Тождественные преобразования выражений; Уравнение и его корни; Линейное уравнение с одной переменной; Решение задач с помощью уравнений; Среднее арифметическое; Понятие «размах» и «мода»; Медиана как статистическая характеристика. 22 Понятие функции; Вычисление значений функции по формулам; График функции; Линейная функция и её график; Прямая пропорциональность и её график; Взаимное расположение графиков линейных функций. 11 Определение степени с натуральным показателем; Умножение и деление степеней; Возведение в степень произведения; Одночлен и его стандартный вид; Умножение одночленов; Возведение одночленов в степень; Функции у = х2, у = х3 и их графики; 11 Многочлен и его стандартный вид; Сложение и вычитание многочленов; Умножение одночлена на многочлен; Вынесение общего множителя за скобки; Умножение многочлена на многочлен; Разложение многочлена на множители способом группировки; 17 5 5. 6. 7. Глава 5: «Формулы сокращённого умножения» Глава 6: «Системы линейных уравнений» Повторение Возведение в квадрат суммы и разности; Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности; Умножение разности двух выражений на их сумму; Разложение разности квадратов на множители; Разложение на множители суммы и разности кубов; Преобразование целого выражения в многочлен; Применение различных способов для разложения многочлена на множители. 19 Линейное уравнение с двумя неизвестными; График линейного уравнения с двумя неизвестными; Системы линейных уравнений с двумя переменными; Способ подстановки; Способ сложения; Решение задач с помощью систем уравнений; Линейное уравнений с одной переменной; Системы линейных уравнений с двумя переменными; Многочлены и действия над ними; Формулы сокращённого умножения; Разложение многочлена на множители; 16 Решение уравнений; Тождественные преобразования; Построение графиков функций; Упрощение выражений с использованием формул сокращённого умножения; Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными Решение задач. 6 6 4.Календарно - тематическое планирование № п\п Тема урока Количество часов Дата По плану ВЫРАЖЕНИЯ, ТОЖДЕСТВА, УРАВНЕНИЯ (22 ч.) 1. Числовые выражения. 3 2. Выражения с переменными. 2 3. Сравнение значений выражений 2 18.09 19.09 4. Свойства действий над числами 2 20.09 25.09 5. Тождества. Тождественные преобразования выражений. Контрольная работа №1.по теме «Выражения. Тождества. Преобразования» Анализ контрольной работы. Уравнение и его корни Линейное уравнение с одной переменной Решение задач с помощью уравнений 2 26.09 27.09 02.10 Среднее арифметическое, размах и мода Медиана как статистическая характеристика Контрольная работа №2 по теме «Уравнения» 1 2 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 1 2 1 3 1 04.09 05.09 06.09 11.09 12.09 13.09 03.10 04.10 09.10 10.10 11.10 16.10 17.10 18.10 23.10 24.10 ФУНКЦИИ (11 ч.) 13. 14. 15. 16. Анализ контрольной работы.Что такое функция Вычисление значений функции по формуле График функции 1 25.10 2 06.11 07.11 08.11 13.11 14.11 15.11 20.11 21.11 22.11 27.11 2 Прямая пропорциональность и ее график Линейная функция и ее график 2 18. Контрольная работа №3 по теме «Функция» 1 19. Анализ контрольной 17. 3 СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (11 ч.) 1 7 28.11 Фактически 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. работы.Определение степени с натуральным показателем Умножение и деление степеней 2 Возведение в степень произведения и степени Одночлен и его стандартный вид Сложение и вычитание одночленов Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень Функции вида у =х2 и у = х3 и их графики Контрольная работа №4 по теме»СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ» 1 1 1 1 1 29.11 04.12 05.12 06.12 11.12 12.12 13.12 18.12 19.12 1 20.12 2 МНОГОЧЛЕНЫ (17 ч.) 28. 1 25.12 29. Анализ контрольной работы. Многочлен и его стандартный вид Сложение и вычитание многочленов 2 30. Умножение одночлена на многочлен. 3 31. Вынесение общего множителя за скобки 3 32. Контрольная работа №5 по теме: «Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены» Умножение многочлена на многочлен 1 26.12 27.12 15.01 16.01 17.01 22.01 23.01 24.01 29.01 33. 3 34. Разложение многочлена на множители способом группировки 3 35. Контрольная работа №6 по теме: «Произведение многочленов» 1 36. Анализ контрольной работы.Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений Возведение в куб суммы и разности двух выражений Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности Умножение разности двух выражений на их сумму Разложение разности квадратов на множители 30.01 31.01 05.02 05.02 07.02 12.02 13.02 ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ (19 ч.) 37. 38. 39. 40. 8 1 14.02 1 19.02 3 20.02 21.02 26.06 27.02 28.02 05.03 06.03 2 2 41. Разложение на множители суммы и разности кубов 2 42. Контрольная работа №7. по теме: «Формулы сокращенного умножения» Анализ контрольной работы.Преобразование целого выражения в многочлен Применение различных способов разложения на множители 1 43. 44. 3 3 45. Контрольная работа №8. по теме: «Преобразование целых выражений» 1 46. 49. Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными График линейного уравнения с двумя переменными Системы линейных уравнений с двумя переменными Способ подстановки. 50. Способ сложения. 3 51. Контрольная работа №9 по теме: «Системы линейных уравнений и их решения» Анализ контрольной работы. Решение задач с помощью систем уравнений 1 07.03 12.03 13.03 14.03 19.03 20.03 21.03 26.03 27.03 28.03 02.04 СИСТЕМЫ ЛИНЕИНЫХ УРАВНЕНИИ (16 ч.) 47. 48. 52. 1 03.04 2 04.04 09.04 10.04 11.04 16.04 17.04 18.04 23.04 24.0 25.034 30.04 2 3 4 03.05 07.05 08.05 14.05 ПОВТОРЕНИЕ (6 ч.) 53. Функции. 1 15.05 54. 55. 56. 57. Одночлены. Многочлены Формулы сокращенного умножения Системы линейных уравнений Решение задач по курсу 7 класса 1 1 1 2 16.05 21.05 22.05 23.05 29.05 9