РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Ю. К. Каракетова
А. Эльтаркач»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класс (базовый уровень)
Срок реализации программы 1 год (2017 – 2018)
Составлена на основе авторской программы по русскому языку для 7 кл.
общеобразовательных школ.
Учебник: Русский язык 7 класс для общеобразовательных учреждений.
Авторы – составители: Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А.
М.: Просвещение, 2014 г.
Количество часов: всего 136 ( в неделю 4 часа).
Программу составила Казбаева Зухра Магометовна , учитель русского языка и
литературы, 1 квалификационная категория.

а. Эльтаркач
2017 – 2018 учебный год

Программа составлена на основе:
1. Сборник нормативных документов «Русский язык в образовательных учреждениях с русским
языком обучения» Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. - М., «Дрофа», 2008.

2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и программы по
русскому языку к УМК:
1) Русский язык. VII класс. (под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой,
Л.Т.Григорян) – М., «Просвещение», 2014 год.
2) Русский язык. VII класс: поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова,
Л.А.Тростенцовой / автор – составитель И.В.Карасева. – В., «Учитель», 2007 год.
Программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного
стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и
Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России
№1312 от 9 марта 2004 года.

РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение
предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе
овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных
условиях общения.
В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного
общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая
стратегия обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения
русского языка, которые определены стандартом. Основные принципы организации учебного
материала раскрываются в авторских программах.
Настоящее планирование составлено на основе Федерального компонента государственного
стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и
авторской программы под редакцией Н.М Шанского. Оно ориентировано на УМК под
редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (Русский язык, 7 класс,
М.: Просвещение, 2014 и послед). В соответствии с новым БУПом на изучение русского языка в
7 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции. Обучение
ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений

работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей
школьника, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее
формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом.
Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно
важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с
условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящем примерном планировании.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса










В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка
художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,
лексические,
орфографические, пунктуационные);
нормы речевого этикета;
уметь:

 различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной
литературы;
 определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
 опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;





объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:

 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
 создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо,
дневниковые записи);
 осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями,
сферой и ситуацией общения;
 владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога
(обмен мнениями);
 свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

 адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности,
к прочитанному, услышанному, увиденному;
 соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного литературного языка;
 соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
 соблюдать нормы русского речевого этикета;
 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности,
находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
 исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:

 осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
 развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку,
сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
 увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения
за собственной речью;
 использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным
предметам.

Календарно - тематическое планирование
№
п/п

Тема и тип урока

Кол-во
уроков

Дата
План

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Повторение
Русский язык как
развивающееся явление
Синтаксис. Синтаксический
разбор
Пунктуация. Пунктуационный
разбор .Лексика и фразеология
Фонетика и орфография.
Фонетический разбор
Словообразование. Морфемный
и словообразовательный разбор
Морфология и орфография.
Морфологический разбор
Р/Р Текст. Стили речи.
Контрольная работа №1.
Р/Р Сочинение-описание в
художественном стиле по
картине: И.Бродский «Летний
сад осенью». № 1, стр. 173
Морфология и орфография
Причастие
Грамматическое значение
причастия.
Склонение причастий.
Правописание падежных
окончаний причастий.
Синтаксическая роль
причастий. Причастный оборот.
Выделение причастного
оборота.
Выделение причастного
оборота.
Р/р Публицистический стиль
Р/Р Описание внешности
человека
Р/Р Сочинение –описание
«Любимая фотография» № 2
Действительные и
страдательные причастия
Краткие и полные
страдательные причастия.
Действительные
причастия
настоящего
времени:
образование,
орфография
суффиксов.

6+2
1

05. 09

1

06. 09

1

07. 09

1

08. 09

1

12. 09

1

13.09

1
1

14. 09
15. 09

26 + 6
1

19. 09

1
1

20. 09
21. 09

1

22. 09

1

26. 09

1

27. 09

1
1

28 09
29. 09

1

03. 10

1

04. 10

1

05. 10

1

06. 10

Факт

21.
22.

23.
24.
25
26

27

28

29
30

31

32
33
34
35
36
37

38
39
40

41

42

Действительные причастия
прошедшего времени.
Страдательные
причастия
настоящего
времени:
образование,
орфография
суффиксов.
Страдательные
причастия
прошедшего времени.
Тестовый практикум.
Практикум
по орфографии
причастий.
Гласные перед Н в полных и
кратких
страдательных
причастиях.
-Н-\-ННв
страдательных
причастиях и отглагольных
прилагательных.
-Н-\-ННв
страдательных
причастиях и отглагольных
прилагательных.
Практикум по правописанию
частей речи с Н – НН.
Р/Р Изложение по тексту
М.Шолохова «Отец и сын»
(подготовка) № 2
Р/Р Изложение по тексту
М.Шолохова «Отец и сын»
(написание).
Морфологический разбор
причастий.
Контрольная работа № 2.
Диктант.
Работа над ошибками
Правописание НЕ с
причастиями.
Правописание НЕ с
причастиями.
Буквы Е и Ё в суффиксах
страдательных причастий
прошед. вр.
Тестовый практикум.
Деепричастие
Грамматическое значение
деепричастия.
Деепричастный оборот.
Обособление деепричастных
оборотов.
Деепричастный оборот.
Обособление деепричастных
оборотов.
Р/Р Грамматическая норма при

1

10. 10

1

11. 10

1

12. 10

1
1

13. 10
17. 10

1

18. 10

1

19. 10

1

20. 10

1

24. 10

1

25. 10

1

26. 10

1

27. 10

1

07. 11

1
1

08. 11
09. 11

1

10. 11

1

14. 11

1
15+5
1

15. 11

1

17. 11

1

21. 11

1

22. 11

16. 11

43
44
45
46
47
48
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

56.
57
58.
59.
60.
61.
62.
63
64.
65.

66.
67.
68.
69.
70.

71.

употреблении деепричастного
оборота
Тестовый практикум.
Правописание НЕ с
деепричастиями.
Правописание НЕ с
деепричастиями.
Р/Р Описание действий.
Р/Р Сочинение по картине И.
Попова «Первый снег». № 3
Деепричастие несовершенного
вида.
Деепричастие совершенного
вида.
Морфологический разбор
деепричастий.
Практикум по правописанию
частей речи НЕ.
Контрольная работа № 3.
Диктант.
Работа над ошибками.
Р/Р Описание действий.
Р/Р Изложение по тексту упр.
260 «Ровные стружки» № 3
Наречие
Морфологические признаки
наречия.
Разряды наречий.
Разряды наречий.
Степени сравнения наречий.
Тестовый практикум.
Морфологический разбор
наречий.
Правописание НЕ с наречиями.
Буквы е - и в приставках не-/ниотрицательных наречий.
Буквы е - и в приставках не-/ниотрицательных наречий.
Правописание о - е после
шипящих на конце наречий и
местоимений.
Буквы о - а на конце наречий.
Дефисное написание наречий.
Слитное и раздельное
написание наречий.
Слитное и раздельное
написание наречий.
Р/Р Описание действий.
Подготовка к написанию
сочинения.
Р/Р Сочинение «Поэзия

1
1

23. 11
24. 11

1

28. 11

1
1

29. 11
30. 11

1

01. 12

1

05. 12

1

06. 12

1

07. 12

1

08. 12

1
1
1

12. 12
13. 12
14. 12

20+3
1

15. 12

1
1
1
1
1

19. 12
20. 12
21. 12
22. 12
26. 12

1
1

27. 12

1

29. 12

1

16. 01/18

1
1
1

17. 01
18. 01
19. 01

1

23. 01

1

24. 01

1

25. 01

28. 12

72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.

79
80
81.
82.

83.
84
85
86.

87.
88.
89.
90.

91.

92.

93
94
95.
96.

мастерства». № 4 (по упр. 262)
Мягкий знак после шипящих на
конце наречий.
Правописание Н\НН в наречиях.
Правописание Н\НН в разных
частях речи (обобщение).
Тестовый практикум.
Контрольная работа № 4.Тест.
Работа над ошибками.
Р/Р Учебно – научная речь.
Отзыв.
Категория состояния
Грамматические признаки
категории состояния.
Грамматические признаки
категории состояния.
Морфологический разбор
категории состояния.
Контрольная работа № 5. Р/Р
Сжатое изложение. № 4
К.Паустовский «Обыкновенная
земля» (упр.322)
Служебные части речи
Предлог
Грамматическая функция
предлога.
Употребление предлогов в речи.
Р/Р Учебно – научная речь.
Доклад на лингвистическую
тему.
Производные и непроизводные
предлоги.
Простые и составные предлоги.
Морфологический разбор
предлога.
Слитное и раздельное
написание производных
предлогов.
Слитное и раздельное
написание производных
предлогов.
Самостоятельная тестовая
работа.
Союз
Грамматическая функция союза.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и
подчинительные союзы.
Запятая между простыми
предложениями в союзном
сложном предложении.

1

26. 01

1
1

30. 01
31. 01

1
1
1
1

01. 02
02. 02
06. 02
07. 02

4+1
1

08. 02

1

09. 02

1

13. 02

1

14. 02

1
9+1
1

15. 02

1
1

20. 02
21. 02

1

22. 02

1
1

26. 02
27. 02

1

28. 02

1

01. 03

1

02. 03

13+ 4
1
1
1

06. 03
07. 03
12. 03

1

13. 03

16. 02

97.
98.

99.

100.
101.
102.
103.
104.

105.
106.
107.

108.
109.
110.
111
112.

113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.

Тестовый практикум.
Р/Р Текст публицистического
стиля с привлечением научных
сведений.
Р/Р Сочинение на
публицистическую тему (упр.
384) № 5
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфологический разбор
союза.
Слитное написание союзов
также, тоже, чтобы.
Правописание омонимичных
форм союзов, местоимений,
наречий.
Повторение сведений о
предлогах и союзах.
Р/Р Сочинение-рассуждение по
данному тексту (подготовка).
Р/Р Сочинение-рассуждение по
данному тексту(упр.
393)(написание). № 6
Контрольная работа № 6.
Диктант.
Работа над ошибками.
Частица
Грамматическая функция
частицы
Разряды частиц.
Формообразующие частицы.
Модальные
(смыслоразличительные)
частицы
Раздельное и дефисное
написание частиц.
Тестовый практикум.
Морфологический разбор
частиц.
Различение частиц НЕ и НИ.
Различение НЕ в функции
частицы и приставки.
Различение НИ в функции
частицы и союза.
Тестовый практикум.
Контрольная работа № 7.
Тест.
Контрольная работа № 7.
Тест.
Р/Р Служебные части речи как
средство грамматической связи.

1
1

14. 03
15. 03

1

16. 03

1
1
1

20. 03
21. 03
22. 03

1

23. 03

1

03. 04

1

06. 04

1

10. 04

1

11. 04

1

12. 04

1
12 +1
1

13. 04

1

18.04

1

19. 04

1

20. 04

1
1

24. 04
25. 04

1
1

26. 04
27. 04

1

03. 05

1
1

04. 05
08. 05

1

10. 05

1

11. 05

17. 04

123.
124

125.
126
127.
128.

129.

130.
131.

132.

133.
134.
135-136

Междометие
Междометие как часть речи.
Правописание междометий.
Повторение и обобщение
изученного.
Разделы науки о языке.
Р/Р Текст. Стилистический
анализ текста (практикум).
Изложение № 8.
Лингвистический анализ
морфологических особенностей
текста.
Лингвистический анализ
орфографических особенностей
текста.
Выполнение различных видов
грамматического разбора слова.
Лингвистический анализ
синтаксических особенностей
текста.
Лингвистический анализ
пунктуационных особенностей
текста.
Резервный урок
Резервный урок
Итоговый урок

2
1
1
7 +1

14. 05
15. 05

1
1

16. 05
17. 05

1
1

18. 05
21. 05

1

22. 05

1

23. 05

1

24. 05

1

25. 05

1
1
2

28. 05
29. 05
30, 31. 05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».