МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИМ. Ю.К. КАРАКЕТОВА А. ЭЛЬТАРКАЧ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
8 класс (базовый)
Срок реализации программы 1 год (2017-2018 )
Составлена на основе авторской программы по русскому языку для 8 классов
общеобразовательных школ.
Учебник: Русский язык 8 класс общеобразовательных учреждений.
Авторы – составители: Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.
М.: «Просвещение» 2016
Количество часов: всего 102 (в неделю 3 часа).
Программу составила Казбаева Зухра Магометовна, учитель русского языка и
литературы, 1 квалификационной категории.
а. Эльтаркач
2017-2018 учебный год
Развитие речи-19ч
К/диктантов-6
К/работ-4
К/тестов-2
К/ сочинений-2
К/изложений-2
Раздел I. Пояснительная записка.
Общая характеристика курса
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью
духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и
литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи
формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются
коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о
языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности
учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его
употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного
языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных
условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в
программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности
ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного
свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы
общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как
различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных
источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц,
которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый
тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих
языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет
основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению
русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре
программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены
дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором –
дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой
компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру
народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так,
например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и
овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой
деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном
языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы
и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются
неразрывно связанными друг с другом.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т.,
Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ,
содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для
основной школы. Имеются некоторые отличия. Содержание и формы работ по развитию речи в целом
сохранены, но порядок их расположения в рабочей программе соответствует расположению в
учебнике русского языка Л.А.Тростенцовой, что способствует оптимизации процесса обучения.
Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9
классов.
Учебник: Т.А. Ладыженская , Т.А.Дейкина«Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2016г
Раздел II. Содержание дисциплины
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык
функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского
языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о
роли русского языка в развитии русской литературы
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V–VII классах (6 ч + 2 ч)
Учащиеся должны знать:
функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение,
выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия
употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и
сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные)
или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от
средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий;
синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории
состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами,
краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными),
числительными
Учащиеся должны уметь:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики,
оценки предмета или явления;
определять вид сложного предложения;
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного
предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и
выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных
причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия
выбора данных орфограмм;
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и
две буквы н» в данных частях речи;
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их
роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных
частей речи;
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими
причастиями; с разными частями речи;
обозначать графически условия выбора орфограмм.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис, пунктуация, культура речи .
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Учащиеся должны знать:
основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
основные признаки синтаксических единиц;
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная
(предложение и текст);
предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и
характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
Учащиеся должны уметь:
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла
художественного произведения;
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и
коммуникативной;
соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя
необходимые знаки завершения.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание (2 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование,
управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова
(глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение
использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся должны знать:
что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные,
именные и наречные
свободные словосочетания и фразеологические обороты
подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды
подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
порядок устного и письменного разбора словосочетания
Учащиеся должны уметь:
составлять разные виды словосочетаний;
определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
составлять словосочетания с заданным видом связи;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей
речи или не связанных подчинительной связью;
производить устный и письменный разбор словосочетания.
Основные термины по разделу:
Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический
разбор словосочетаний.
Простое предложение (3 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого
предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в
предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает
ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в
предложении;
основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические
способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь:
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту
действительности (реальному/нереальному);
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
составлять графическую интонационную схему предложения.
Основные термины по разделу:
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные –
невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное
сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать
глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны знать:
способы выражения подлежащего;
способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к
нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
находить подлежащее и определять способы его выражения;
определять способы выражения сказуемого;
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего
рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы
его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное
сказуемое с глаголом-связкой быть;
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой
ситуации;
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять
условия выбора тире;
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики
человека.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение
(ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки
препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели,
образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в
предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое дополнение, основные способы его выражения;
виды дополнений: прямые и косвенные;
способы выражения прямого дополнения
что такое определение;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и
несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и
обстоятельства
что такое приложение;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
что такое обстоятельство, способы его выражения;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и
обстоятельства места или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части
составного глагольного сказуемого;
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без
предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с
нормами литературного языка;
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого,
дополнения, определения;
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением
дополнения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом,
употреблять дефис при одиночных приложениях;
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии
авторского замысла;
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и
определять эти значения;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Простые односоставные предложения (9 ч + 2 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым
(определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими
синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя
назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов
(распространенные/нераспространенные)
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку
событий; ремарка и пр.)
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в
пословицах и поговорках)
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к
действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного
члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
распространять нераспространенные односоставные предложения;
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения;
разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место
действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими
синонимами;
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления
фрагментарности воспоминаний
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его
выражения;
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как
синтаксическими синонимами;
использовать определенно-личные предложения в речи;
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его
выражения;
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным
значением;
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими
синонимами;
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
определять способ выражения их главного члена;
правильно интонировать данные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Неполное предложение (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся должны знать:
что такое неполное предложение;
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
правило употребления тире в неполном предложении
Учащиеся должны уметь:
распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения,
ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
использовать неполные предложения в диалоге;
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные
конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения (12ч + 2 ч )
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения,
связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные
знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах.
Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при
однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся должны знать:
что такое однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта,
классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной
интонацией;
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
что такое однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях
разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов
предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу –
одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при
однородных членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными
союзами;
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим
словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное,
словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними
(союзная, бессоюзная);
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического
эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только
перечислительной интонацией;
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в
заданной речевой ситуации;
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах,
правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
разграничивать однородные и неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно
расставлять знаки препинания;
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными
сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с
помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе
сложного и однородных членов;
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для
усиления утверждения;
разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во
фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно
расставлять знаки препинания при однородных членах;
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними),
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных
членах;
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно
расставлять знаки препинания;
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно
расставлять знаки препинания;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения (18ч + 2 ч )
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные
обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки
препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими
членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические
синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать:
обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на
письме с помощью запятых и тире;
графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные,
прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание
существительного с прилагательным или числительным);
способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное,
местоимение);
правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому
слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие
добавочного обстоятельственного значения);
правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего
замечания)
правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное
местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное
значение)
способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный
оборот);
правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты
обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения
(обстоятельство, дополнение);
правила выделения уточняющих членов предложения
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в
предложении;
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами,
показывать графически интонацию обособления;
распространять обособленные члены;
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных
причастными оборотами;
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными
определениями, выделять на письме несогласованные определения;
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия
обособления определения;
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически
условия обособления;
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные
приложения, объяснять условия обособления;
объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять
знаки препинания;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия
обособления;
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять
условия обособления графически;
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять
знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте,
объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять
грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства,
определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания,
определять их текстообразующую роль;
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой
ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Обращение(2ч + 1 ч )
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
что такое обращение;
способы выражения обращения;
что такое распространенное обращение;
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные
знаки препинания).
Учащиеся должны уметь:
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного
для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной
интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и
подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и
пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в
собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при
обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с
обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции(7ч + 1 ч )
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.
Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными
предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми;
употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать:
что такое вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные
знаки препинания);
что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы
как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
что такое междометие, его назначение;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со
словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные
слова и слова, являющиеся членами предложения;
разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза,
выделять вводные слова знаками препинания;
использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
определять текстообразующую роль вводных слов;
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания
при вводных словах;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными
предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно
произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при
междометиях;
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами,
не являющимися членами предложения.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные,
собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Чужая речь (6 ч + 1 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать:
что такое чужая речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
что такое прямая речь;
что такое косвенная речь;
структуру предложений с косвенной речью;
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
что такое цитата;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с
чужой речью;
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
заменять прямую речь косвенной;
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри
прямой речи;
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства,
помогающие автору в реализации замысла произведения;
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно
расставлять знаки препинания;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно
оформлять диалог;
определять текстообразующую роль цитаты;
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с
прямой речью;
определять текстообразующую роль цитаты;
использовать цитаты в речи;
исправлять речевые недочеты при цитировании;
цитировать стихотворный текст;
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова
автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5ч + 1 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
содержание понятия «культура речи»;
о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные
синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе
грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение,
завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с
деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора
правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного
написания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены
предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Раздел III.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
102 часа, 3 часа в неделю
№
урока
Тема
Количество
часов
Дата
План
Факт
Введение (1 час)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Русский язык в
современном мире
1
Повторение изученного в 5-7 классах (6+1Р/р)
Пунктуация и
1
04. 09
орфография. Знаки
препинания: знаки
завершения,
разделения,
выделения.
Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.
Знаки препинания в
1
06. 09
сложных
предложениях.
Буквы н - нн в
1
07. 09
суффиксах
прилагательных,
причастий и наречий.
Закрепление
1
11.09
обобщение изученного
материала. Буквы н нн в суффиксах
прилагательных,
причастий и наречий
1
13. 09
Р/Р Изложение с
грамматическим
заданием по тексту А.
Аверченко упр. 26
Слитное и раздельное
1
14. 09
написание не - с
разными частями речи
1
18. 09
Контрольный
диктант№1 по теме
«Повторение
изученного в 7
классе»
Синтаксис. Словосочетание (4 часа)
Основные единицы
1
20. 09
синтаксиса
Текст как единица
синтаксиса
Предложение как
единица синтаксиса
Словосочетание как
1
21. 09
единица синтаксиса.
Виды словосочетаний.
Синтаксические связи
1
25. 09
слов в
словосочетаниях.
Синтаксические связи
1
27. 09
слов в
словосочетаниях.
Синтаксический
разбор словосочетаний
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
2425
26
27
28
29
30
31
Предложение (3 часа+1Р/р)
Простое предложение.
1
28. 09
Грамматическая
основа предложения.
Порядок слов в
1
02. 10
предложении.
Интонация.
1
04. 10
Диктант
1
05. 10
Р/Р Описание
памятника
культуры
Главные члены предложения (6 часов+1Р/р)
Главные члены
1
09. 10
предложения.
Подлежащее.
Сказуемое. Простое
1
11. 10
глагольное сказуемое.
Составное
1
12. 10
глагольное
сказуемое.
Составное именное
1
16. 10
сказуемое.
Тире между
1
18. 10
подлежащим и
сказуемым
1
19. 10
Контрольный
диктант №2 по
теме: «Главные
члены
предложения».
1
23. 10
Р/Р Сжатое изложение с
элементами сочинениярассуждения «Языксамая большая
ценность народа».
Второстепенные члены предложения (8 часов+1Р/р)
Роль второстепенных
2
24. 10
членов предложения.
25. 10
Дополнение.
Определение
1
26. 10
согласованное и
несогласованное.
Способы выражения
определения
Приложение. Знаки
1
27. 10
препинания при нём.
Обстоятельство.
1
06. 11
Синтаксический
1
08. 11
разбор
двусоставного
предложения.
1
09. 11
Контрольная работа
по теме
«Второстепенные
члены
предложения».
13. 11
Р/Р «Характеристика
1
человека»
32
Повторение
33
Главный член
односоставного
предложения.
34
Определённо-личные
предложения.
Неопределённоличные предложения.
Р/Р Инструкция
Безличные
предложения.
Р/Р Рассуждение
Назывные
предложения.
Понятие о неполных
предложениях.
Неполные
предложения в
диалоге и в сложном
предложении
Синтаксический
разбор
односоставного
предложения.
Урок-зачёт по теме
«Односоставные
предложения»
1
17. 11
1
20. 11
1
1
22. 11
23. 11
1
27. 11
29. 11
1
30. 11
1
01. 12
1
04. 12
Контрольный
диктант№3 по теме
«Односоставные
предложения»
1
06. 12
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
Понятие об
осложненном
предложении
однородных членах
предложения.
Средства связи
однородных членов
предложения
Понятие об
однородных членах
предложения.
Средства связи
однородных членов
предложения
Однородные и
неоднородные
определения.
Однородные и
неоднородные
определения.
Р/Р Изложение.
Текст –
сравнительная
характеристика (по
упр. 263)
1
15. 11
Односоставные предложения (9 часов+2Р/р)
1
16. 11
Однородные члены предложения (13часов +2Р/р)
1
07. 12
1
11. 12
1
13. 12
1
14. 12
1
18. 12
4950
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Однородные члены
связанные
сочинительными союзами,
и пунктуация при них.
2
20. 12
21. 12
Однородные члены
1
25. 12
связанные
сочинительными союзами,
и пунктуация при них.
Обобщающие слова при
1
27. 12
однородных членах
предложения и знаки
препинания при них
Обобщающие слова при
1
28. 12
однородных членах
предложения и знаки
препинания при них
Синтаксический разбор
1
15. 01/18
предложений с
однородными членами.
Пунктуационный разбор
1
17. 01
предложений с
однородными членами.
Обобщение изученного по
1
18. 01
теме «Однородные члены
предложения»
22. 01
Контрольный диктант
1
по теме «Однородные
члены предложения» .
24. 01
Р/Контрольное
1
сочинение-отзыв№2 по
картине В.Е. Попкова
«Осенние дожди» (упр.281).
Предложения со словами, грамматически не связанными с членами предложения (9+2Р/р)
Обращение.
1
25. 01
Распространённые
обращения.
Выделительные знаки
препинания при
обращении
Употребление
1
29. 01
обращений
31. 01
Р/Р Эпистолярный
1
жанр. Составление
делового письма
Вводные конструкции.
1
01. 02
Группы вводных слов и
вводных сочетаний слов
по значению.
Вводные слова,
1
05. 02
словосочетания и знаки
препинания при них.
Выделительные знаки
1
07. 02
препинания при
вводных словах,
вводных сочетаниях
слов и вводных
предложениях
Выделительные знаки
1
08. 02
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
препинания при вводных
словах, вводных
сочетаниях слов и
вводных предложениях
12. 02
Р/Р Контрольное
1
сжатое изложение №1
Вставные слова,
1
14. 02
словосочетания и
предложения
Междометия в
1
15. 02
предложении
19. 02
Контрольный
1
диктант№4 по теме
«Обращения, вводные
слова и междометия»
Предложения с обособленными членами (16 часов+2Р/р)
Понятие об
1
21.02
обособлении
второстепенных членов
предложения.
Обособление
1
22. 02
определений.
Выделительные знаки
препинания при них.
Обособление
1
26. 02
согласованных
распространённых и
нераспространённых
определений.
Выделительные знаки
препинания при них.
Обособление определений
1
28. 02
с обстоятельственным
оттенком значения.
Обособление
несогласованных
определений.
Обособление
1
01. 03
приложений.
Выделительные знаки
препинания при них.
05. 03
Р/Р Рассуждение на
1
дискуссионную тему.
Обособление обстоятельств,
1
14. 03
выраженных деепричастным
оборотом и одиночным
деепричастием.
Обособление обстоятельств
1
15.03
выраженных
деепричастным оборотом и
одиночным деепричастием.
Сравнительный
1
19. 03
оборот. Отсутствие
или наличие запятой
перед союзом КАК
Обособление
1
21. 03
обстоятельств,
выраженных
существительными с
80
81
82
83
84
85
86
87
8889
90
91
92
93
94
95
предлогами.
Контрольный диктант
№5 с грамматическим
заданием по теме
«Обособление
обстоятельств»
Обособленные
уточняющие члены
предложения.
Выделительные знаки
препинания при них.
Обособление
уточняющих членов
предложения,
присоединяемых при
помощи союзов и других
слов
Обособление
дополнений с
предлогами
Синтаксический и
пунктуационный разбор
предложения с
обособленными
членами.
Обобщение по теме
«Обособленные члены
предложения»
Контрольная работа по
теме «Обособленные
члены предложения»
Р/Р Контрольное
сжатое изложение№2
Понятие о чужой речи.
Комментирующая
часть. Прямая и
косвенная речь.
Косвенная речь.
Прямая речь.
Разделительные и
выделительные знаки
препинания в
предложениях с прямой
речью
Р/Р Диалог.
Р/Р Рассказ.
Цитата и знаки
препинания при ней.
Синтаксический
разбор и
пунктуационный
разбор предложений с
чужой речью.
Повторение по теме
«Чужая речь».
Контрольный
диктант по теме
«Чужая речь»
1
22. 03
1
04. 04
1
05. 04
1
09. 04
1
11. 04
1
12. 04
1
16. 04
1
18. 04
Прямая и косвенная речь (6+2Р/р)
2
19. 04
23. 04
1
25. 04
1
1
1
26. 04
27. 04
03. 05
1
07. 05
1
10. 05
96
97
98
99
100
101
102
Повторение и обобщение изученного (6 часов+1 Р/р)
Синтаксис и
1
14. 05
морфология
Синтаксис и
1
16. 05
пунктуация
Синтаксис и культура
1
17. 05
речи
21. 05
Р/Р Контрольное
1
изложение №2 с
элементами
сочинения (по
тексту упр.442)
Синтаксис и
1
23. 05
орфография
1
24. 05
Итоговый
контрольный
диктант№6
Итоговый
контрольный тест за
курс 8 класса
1
28. 05
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений
Содержание
Согласование с курирующим
предмет заместителем директора
(подпись, расшифровка подписи,
дата)
Подпись
лица,
внесшего
запись