ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС

о

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5— 9 классов составлена с использованием
материалов
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, Примерной программы по литературе для основной
школы и рабочей програм м ы по литературе к п редм етн ой линии учебников
В.Я. К оровиной, В.П. Ж уравлева, В.И. К оровина и других.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением,
национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
•
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искус­
ства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью историзма;
1
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного
образования.

Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами основной школы, формируемыми при изучении
предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной

школе проявляются в:
• умении понимать проблему,
выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;
•умении работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX—X X вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей
и их современного звучания;
•
умение анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и
формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев,
сопоставлять героев
одного или нескольких
произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно­
художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
•
формулирование собственного отношения к произведениям русской
литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие
на
слух
литературных
произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные
монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы,
рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса;
•
понимание русского слова в его эстетической функции,
роли
изобразительно выразительных
языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.
Данная программа предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году в 5
классе МКОУ «COIII а. Эльтаркач»

Календарно-тематическое планирование по литературе
5 класс
102 часа
В календарно-тематическом
планировании реализован
коммуникативно­
деятельностный подход, предполагающий указание не только темы и основных
содержательных единиц урока, но и видов деятельности учащихся. В предлагаемом
планировании учебного материала указаны лишь те виды деятельности, которые
отражают предметную специфику конкретного занятия. Виды деятельности,
связанные с формированием универсальных учебных действий: регулятивных
(целеполагание учебной деятельности, самооценка и коррекция), коммуникативных
(формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных
языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками и т.д.),
познавательных (смысловое чтение, осуществление операций анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, построение умозаключения и логического
рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей и т.д.) —
отрабатываются на каждом уроке.

№

Кол-во
часов

1

1

2.

1

3.

1

4-5

2

6-7.

2

Тема урока

Дата
План

Введение. Роль книги в
жизни человека. Учебник
литературы и работа с
ним.
Фольклор как
коллективное устное
народное творчество.
Малые жанры
фольклора.
Русские народные
сказки. Жанры и
художественные
особенности сказок.
«Царевна-лягу шка».
Сюжет волшебной
сказки. Система образов.
Народная мораль в
характере и поступках
героев.
«Иван-крестьянский сын
и Чудо-юдо». Волшебная
сказка героического

Факт

05.09

05.09

06.09

06.09

07.09

07.09

11.09
13.09

11.09
13.09

14.09
19.09

14.09
19.09

8.

1

9-10.

2

11-12. 2

13-14. 2

15-16.

2

17.

1

18-19. 2

i

содержания. Тема
мирного труда и защиты
родной земли.
РР Иван крестьянский
сын как выразитель
основной мысли сказки
(индивидуальна
характеристика)
«Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель».
Жанровые особенности
сказок о животных и
бытовых сказок.
РР В мире народной
сказки. Моя любимая
сказка. Конкурс
пересказов.
Из древнерусской
литературы. «Подвиг
отрока-киевлянина и
хитрость воеводы
Претичи» Отзвуки
фольклора в летописи.
Нравственная основа
подвигов героев
древнерусских
летописей.
М.В. Ломоносов ученый, поэт, художник,
гражданин. Юмор
стихотворения
«Случились вместе два
астронома в пиру» и его
нравоучительный
характер
Внеклассное чтение.
Жанр басни в мировой
литературе
И.А. Крылов выдающийся русский
баснописец. Мораль
басен «Свинья под
дубом», «Ворона и
лисица», «Волк на
псарне». Осмеяние

20.09

20.09

22.09
26.09

22.09
26.09

27.09
29.09

27.09
03.10

03.10
04.10

04.10
06.10

06.10
10.10

10.10
11.10

11.10

13.10

13.10
17.10

17.10
18.10

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25-27.

3

человеческих пороков.
Выражение народной
мудрости в баснях и их
поучительный характер.
РР Мои любимые басни
И.А. Крылова
В.А. Жуковский сказочник. «Спящая
царевна». Сходство и
различие сюжета и
героев сказки
Жуковского и народной
сказки.
Баллада В.А.
Жуковского «Кубок».
Сюжет и герои баллады.
Нравственно­
психологические
проблемы баллады.
А.С. Пушкин. Рассказ о
жизни поэта.
Стихотворение «Няне» поэтизация образа
Арины Родионовны.
Пролог к поэме А.С.
Пушкина «Руслан и
Людмила» как
собирательная картина
сюжетов, образов и
событий народных
сказок.
А.С. Пушкин «Сказка о
мертвой царевне и семи
богатырях». Сюжет
сказки (сопоставление
его с сюжетами народной
сказки и сказками
Жуковского). Герои
сказки. Противостояние
добрых и злых сил,
утверждение мысли о
превосходстве
внутренней красоты над
красотою внешней.
Художественное

18.10

24.10

20.10

20.10

24.10

25.10

25.10

27.10

27.10

07.11
08.11

0Ч--Н

28.

1

29

1

30.

1

31-32.

2

33-34.

2

!
35.

1

36-37.

2

совершенство
пушкинской сказки.
РР Обучение устному
сочинениюсравнительной
характеристике «Царевна
и царица: красота
истинная и ложная»
Урок текущего
контроля. Контрольная
работа по творчеству
И.А. Крылова, В.А.
Жуковского, А.С.
Пушкина.
Внеклассное чтение.
«Что за прелесть эти
сказки...». Жанр сказки в
творчестве А.С.
Пушкина.
Русская литературная
сказка. Фантастическое и
реальное в сказке
Антония Погорельского
«Черная курица, или
подземные жители».
Нравоучительность
сказки.
М.Ю. Лермонтов
«Бородино».
Историческая основа и
патриотический пафос
стихотворения.
Проблематика и поэтика.
Внеклассное чтение.
М.Ю. Лермонтов.
«Ашик-Кериб» как
литературная сказка.
Н.В. Гоголь
«Заколдованное место».
Поэтизация народной
жизни, народных
преданий. Сочетание
комического и
трагического, реального
и фантастического.

10.11

14.11

15.11

17.11
21.11

22.11
24.11

28.11

29.11
01.12

38.

1

39.

1

40-41.

2

42-44.

3

45.

1

46-47.

2

48-50.

3

'

,

Внеклассное чтение.
Картины народной
жизни в повестях Н.В.
Гоголя «Вечера на
хуторе близ Диканьки».
Фольклорные мотивы и
картины природы в
повестях.
Н.А. Некрасов «Мороз,
Красный нос» (отрывок
из поэмы «).
Поэтический образ
русской женщины.
Н.А. Некрасов
«Крестьянские дети».
Изображение мира
детства в стихотворении.
Картины природы и
жизнь народа.
И.С. Тургенев. Слово о
писателе. «Муму» как
повесть о крепостном
праве и протест против
рабства. Система
образов. Духовные и
нравственные качества
Герасима. Смысл
названия рассказа.
РР Подготовка к
сочинению «Почему
Г ерасима называют
самым замечательным
лицом среди дворни?»
А.А. Фет «Чудная
картина...», «Весенний
дождь», «Задрожали
листы, облета...».
Изображение природы в
стихотворениях поэта.
JI.H. Толстой
«Кавказский пленник».
Бессмысленность и
жестокость
национальной вражды.
Жилин и Костылин - два

05.12

06.12

08.12
12.12

13.12
15.12
19.12

20.12

22.12
26.12

27.12
29.12
16.01

51.

1

i

52-53.

2

54.

1

55.

1

56.

1

5758

2

59.

1

60.

1

61.

1

разных характера, две
разные судьбы. Жилин и
Дина. Утверждение
гуманистических
идеалов.
РР Подготовка к
домашнему сочинениюсравнительной
характеристике «Жилин
и Костылин: два
характера, две судьбы».
Урок текущего
контроля.
Контрольная работа по
творчеству М.Ю.
Лермонтова, Н.В. Гоголя,
Н.А. Некрасова, И.С.
Тургенева, Л.Н.
Толстого.
А.П. Чехов «Хирургия».
Осмеяние глупости и
невежества героев.
Особенности чеховского
юмора.
РР Составление
киносценария к рассказу
А.П. Чехова «Хирургия».
Внеклассное чтение.
Сюжеты и образы
ранних юмористических
рассказов А.П. Чехова.
Поэты 19 века о родине и
родной природе.
Стихотворения Ф.И.
Тютчева, А.Н. Плещеева,
И.С. Никитина, А.Н.
Майкова, И.З. Сурикова.
РР Русские поэты 20
века о родине, родной
природе и о себе.
И.А. Бунин «Косцы» поэтическое
воспоминание о родине.
Внеклассное чтение.
Тема исторического

17. 01

19.01
23.01

24.01

26.01

30.01

31.01
02.02

06.02

07.02

09.02

62-63.

2

64.

1

65.

1

t

66.

1

67-68.

2

1

69-70.

2

71.

1

72-73.

3

74.

1

прошлого в рассказе И. А.
Бунина «Подснежник»
В.Г. Короленко «В
дурном обществе».
Судья и его дети. Семья
Тыбурция.
В.Г. Короленко «В
дурном обществе».
«Дурное общество» и
«дурные дела».
Взаимопонимание основа отношений в
семье.
Рр Подготовка к
письменному ответу на
один из проблемных
вопросов по повести В.Г.
Короленко «В дурном
обществе»
Тема родины в
стихотворениях С.А.
Есенина «Я покинул
родимый дом...»,
«Низкий дом с голубыми
ставнями...»
Сказ П.П. Бажова
«Медной горы хозяйка»:
реальность и фантастика.
Нравственные качества
мастеровых людей.
Особенности сказа как
жанра литературы.
К.Г. Паустовский
«Теплый хлеб». Герои
сказки и их поступки.
Нравственные проблемы
сказки.
«Заячьи лапы» К. Г.
Паустовского
С .Я. Маршак
«Двенадцать месяцев».
Пьеса-сказка и ее
народная основа.
Проблемы и герои.
Рр Подготовка к

13.02
14.02

16.02

20.02

21.02

23.02
27.02

28.02
02.03

06.03
07.03
09.03

13.03

75-76.

2

77-78.

2

79.

1

80-81.

2

\

82-84.

3

домашнему письменному
ответу на один из
проблемных вопросов
А.П. Платонов «Никита».
Душевный мир главного
героя. Быль и фантастика
в рассказе
В.П. Астафьев
«Васюткино озеро».
Поведение человека в
экстремальной ситуации.
Становление характера
главного героя.
Урок текущего
контроля.
Подготовка к классному
письменному ответу на
один из проблемных
вопросов:
1.Какой изображена
природа в творчестве
Есенина, Бажова,
Паустовского,
Астафьева?
2.Какие поступки
сверстников и черты
характера вызывают мое
восхищение в
произведениях
Короленко,
Паустовского,
Платонова, Астафьева?
Стихотворения А.Т.
Твардовского «Рассказ
танкиста» и К.М.
Симонова «Майор
привез мальчишку на
лафете». Патриотический
подвиг детей в годы
Великой Отечественной
войны.
Поэты XX века о родине
и родной природе.
Стихотворения И.А.
Бунина, А. А.

14.03
16.03

20.03
21.03

23.03

04.04
06.04

10.04
11.04
13.04

85.

1

86-87.

2

88.

1

89.

1

90-92.

3

93-95.

3

9697.

2

98.

1

•

Прокофьева, Д.Б.
Кедрина, Н.М. Рубцова,
Дон-Аминадо
Рр Обучение домашнему
сочинению по анализу
лирического
произведения на
материале
стихотворений русских
поэтов XX века.
Саша Черный.
«Кавказский пленник»,
«Игорь Робинзон».
Образы детей в
рассказах.
Юмористическое
переосмысление
сюжетов литературной
классики.
Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит»
как юмористическое
произведение
P.JI. Стивенсон
«Вересковый мед»:
верность традициям
предков.
Д.Дефо «Робинзон
Крузо»: удивительная
книга об удивительных
приключениях. Характер
главного героя и его
поступки. Книга о силе
человеческого духа.
Х.-К. Андерсен
«Снежная королева».
Реальность и фантастика.
Сказка о великой любви
и настоящей красоте.
М. Твен «Приключения
Тома Сойера»:
неповторимый мир
детства. Тема дружбы в
произведении.
Д. Лондон «Сказание о
Кише»: сказание о

17.04

18.04
20.04

24.04

25.04

27.04
02.05
04.05

08 05
11.05
15.05

16.05
18.05

22.05

99

1

взрослении подростка.
Итоговый контроль.

100102

3

Резервные уроки

23.05
25.05
29.05
30.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».