ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа им. Ю. К. Каракетова а. Эльтаркач»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
в 7 классе (базовый уровень)
Срок реализации программы 1 год (2017-2018 учебный год). Составлена на основе
авторской программы по литературе для 7 классов. Учебник: Коровина В. Я.,
Журавлёв В. П., Коровин В. И., литература 7 класс, в 2-х частях, М., Просвещение,
2014
Количество часов всего: 68 (32+36); в неделю 2 часа.
Программу составила Казбаева Зухра Магометовна, учитель русского языка и
литературы, 1 квалификационная категория.

Плановых контрольных уроков _№ 2: 1 с., 1т.
Административных контрольных уроков –
Уроки развития речи 12 ч. (сочинений 3ч. + изложение 1ч.)
Уроки внеклассного чтения 14 ч.
Заучивание наизусть 5 + 5

а. Эльтаркач
2017-2018 учебный год

РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е
издание, М. Просвещение 2014.. Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые
определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий
пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного
курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического
обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных
понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,
уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением
выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству
русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования –
чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими
сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для
понимания включенных в программу произведений.

1

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания
этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать
эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного
художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать
прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного
развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественноэстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы
познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную
правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у
человека читающего..
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от
фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В
программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных
жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей,
знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов
биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных
веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его
позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная
работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады,
диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки
произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

2

Раздел II. Учебно-тематический план
Тема
Введение
Устное народное
творчество
Предания
Былины
Пословицы и
поговорки
Из древнерусской
литературы
Из литературы XVIII
века
М.В.Ломоносов
Г.Р.Державин
Из литературы XIX
века
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Н.В.Гоголь
И.С.Тургенев
Н.А.Некрасов
М.Салтыков-Щедрин
Л.Н..Толстой
А.Т.Толстой
А.П.Чехов
Из русской
литературы XX века
И.А.Бунин
Стихи русских поэтов
XIX века о родной
природе
М.Горький
В.В.Маяковский
Л.Н.Андреев
А.Платонов
Час
мужества(интервью с
поэтом)
Ф.А.Абрамов
Е.И.Носов
Ю.П.Казаков
Б. Пастернак
Стихи русских поэтов
XX века о Родине,

Количество
часов
1
4

Внеклассное
чтение

1
2
1

Развитие
речи

Контрольные
работы

1

4

1

2
1
1
28
6
4
3
3
2
3
2
1
4
28

1
1
1
1
1
1

1

1

2
1

1

4
2
1
3
1

1
1
1
1

1
1
1
2
1

1

1
1
1

3

родной природе
А.Т.Твардовский
Д.С.Лихачев
М.Зощенко
Песни на слова
русских поэтов ХХ
века.
Из литературы
народов России
Расул Гамзатов
Из зарубежной
литературы
Р.Бернс
Дж.Г.Байрон
Японские хокку
Р.Д.Бредбери
Итого

1
1
1
1

1
1

2
2
6
2
1
1
2
70

2
13

7

3

Раздел III. Содержание тем учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека,
его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и
эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических
событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств
русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих
качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость,
физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение
Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные
черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие
былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.
Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного
чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его
национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и
ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических
песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие
представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них
духа народного языка.
4

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.
Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения,
метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы,
поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и
Февронии
Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и
верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем
стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к
истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и
отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев
(Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о
вещем Олеге». Особенности композиции.
Своеобразие языка.
Основная
мысль
стихотворения.
Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и
нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского
писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих
поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в
обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и
гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение
для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с
5

Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его
готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с
произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы
гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках,
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с
красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») —
готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим
ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм
и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной
земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды
литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Мастерство в изображении
пейзажа. Художественные особенности
рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и
человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа
русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие
некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие
понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий
Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.
Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки
общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение
покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
6

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие
понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в
семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия
рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
(Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»;
Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей
жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка,
Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления).
Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли
автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,
словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие
мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные
представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение
(начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей,
душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный
герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

7

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой
жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы
Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».
Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и
метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм,
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—
участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы
военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные
представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».
Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.
Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим
людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей
природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности
характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.
Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.
Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение
душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и
индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».
Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие
молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как
публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах
писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»;
Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро
текущем времени. Светлая грусть переживаний.
8

Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла
«Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста,
зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе
за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.
Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла
и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).
Пословицы и поговорки (на выбор).
М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).
A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов
(отрывок по выбору учащихся).
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...».
Ангел (по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).
И. С. Тургенев. Русский язык.
Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).
B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).
B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К.
М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).
C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...».
Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).

9

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся).
Пословицы и поговорки народов мира.
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.
Из русской литературы XVIII века
A. П. Сумароков. Эпиграмма.
B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. Басни (на выбор).
A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».
B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С.
Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков.
Пловец.
М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.
Н. А. Некрасов. Саша.
И. С. Тургенев. Бурмистр.
Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над
водами...».
А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».
А. Н. Майков. Гроза.
Я. П. Полонский. Дорога.
Л. Н. Толстой. Детство.
А. П. Чехов. Размазня.
A. И. Куприн. Изумруд.
Из русской литературы XX века
И. А. Бунин. Лапти.
B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.
А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в
ночной завывающей стуже...».
C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.
А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские
книги читать...». Раковина. Домби и сын.
A. Т. Аверченко. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев.
Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий.
Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.
B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.
А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).
Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».
Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.
В. С. Высоцкий. Песня о друге.
A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
B. С. Розов. В добрый час!
Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или
хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.
В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах
Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.

10

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
7 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;
уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из
литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения
и аргументировано отстаивать свою;
Календарно - тематическое планирование.
Изучаемый раздел, тема учебного материала
№ п\п

Дата
Количество
часов
По плану

1.

Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы.

1

04. 09

Устное народное творчество - 4
2.

Предания как поэтическая автобиография
народа.

1

08. 09

3.

Понятие о былине. «Вольга и Микула
Селянинович». Тема народного труда

1

11. 09

4.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и
Соловей-разбойник». Новгородский цикл
былин. «Садко».

1

15. 09

1

18. 09

5.
Пословицы и поговорки.

Из древнерусской литературы - 3
6.

«Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть
временных лет» (отрывок «О пользе книг»).

1

22. 09

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Фольклорные мотивы.

1

25. 09

8.

Гимн любви и верности в «Повести о Петре и
Февронии Муромских».

1

02. 10

Из литературы XVIII век. – 28+2

11

Фактически

9.

1

06. 10

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол…».
10.

Г. Р. Державин. «Река времен в своем
стремленьи…», «На птичку...», «Признание”.

1

09. 10

11.

А. С. Пушкин: страницы биографии.
Вч Поэма «Полтава».

1

13. 10

12.

А. С. Пушкин. «Медный всадник».
Историческая основа поэмы.

1

16. 10

13. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее
летописный источник.

1

20. 10

14.

1

23. 10

15. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» —
произведение из цикла «Повести Белкина».
Выразившийся в повести дух гуманности.
16.
Дуня и Минский.
Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

27. 10

1

06. 11

17. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова». Поэма об историческом
прошлом Руси.
18. Нравственный поединок Калашникова с
Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита
человеческого достоинства и нравственных
идеалов.
19. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется
желтеющая нива…». Обучение анализу
стихотворения.
20.
Контрольная работа №1по творчеству А. С.
Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

1

10. 11

1

13. 11

1

17. 11

1

20. 11

21.

1

24. 11

22. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

1

27. 11

23. Подготовка к сочинению по повести Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба».

1

01. 12

24.

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки
охотника»

1

04. 12

25.

И. С. Тургенев. «Бирюк« как произведение о
бесправных и обездоленных.

1

08. 12

26.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
«Русский язык». «Близнецы». «Два богача».

1

11. 12

27. Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня
Трубецкая». Историческая основа поэмы.
Величие духа русских женщин, отправившихся
вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.
28.
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного
подъезда» и другие стихи о судьбе народа.

1

15. 12

1

18. 12

29.

1

22. 12

А. С. Пушкин. «Борис Годунов»:
сцена в Чудовом монастыре.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».
Эпоха и герои.

А. К. Толстой. Слово о поэте. «Василий
Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

12

30. М. Е. Салтыков - Щедрин. «Сказки для детей
изрядного возраста». Нравственные пороки
общества.

1

25. 12

31.

1

15. 01/18

32. Контрольная работа № 2 Литературный ринг
«Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя,
И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е.
Салтыкова-Щедрина»
33.
Л. Н. Толстой: страницы биографии. «Детство»
- автобиографическое произведение.

1

19. 01

1

22. 01

34. Главный герой повести Л. Н. Толстого
«Детство». Отношения между детьми и
взрослыми.

1

26. 01

35.

А. П. Чехов. «Хамелеон». Осмеяние душевных
пороков. Смысл названия рассказа

1

29. 01

36.

Средства создания комического в рассказе А. П.
Чехова «Хамелеон».

1

02. 02

37.

Два лица России в рассказе А. П. Чехова
«Злоумышленник»

1

05. 02

38.

Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска»,
«Размазня» и др.

1

09. 02

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».
Понятие о гротеске.

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе - 1
39.

Стихи русских поэтов ХIХ века о родной
природе.

1

12. 02

Из русской литературы XX века – 13+1
40. И. А. Бунин. «Цифры». Проблема отцов и детей

1

16. 02

41. И. А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл
рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и
поэта.
42. Максим Горький: страницы биографии.
«Детство». Автобиографическая основа
повести. (Главы I, II).
43. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»:
бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков,
Цыганок, Хорошее дело. (Главы III-VII).
44.

1

19. 02

1

26. 02

1
02. 03
1

12. 03

1

16. 03

46. В. В. Маяковский. Биография и творчество.
«Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче».
47. В. В. Маяковский. Особенности языка.
«Хорошее отношение к лошадям».

1

19. 03

1

23. 03

48. Л. Н.Андреев. «Кусака».
Гуманистический пафос произведения.
Проблема одиночества, способность к
состраданию.

1

26. 03

Нравственные уроки детства.

45.

«Легенда о Данко» из рассказа
Горького «Старуха Изергиль».

М.

13

49. А. П. Платонов. «Юшка».
Внешняя и внутренняя красота человека.

1

02. 04

50. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном
мире».
Труд как основа нравственности.

1

06. 04

51. Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие
картин природы в лирике Пастернака.

1

09. 04

52. Контрольная работа №3 Письменный анализ
эпизода или одного стихотворения

1

13. 04

53. А. Т. Твардовский. Философские проблемы в
лирике

1

16. 04

Стихи русских поэтов XX века о Родине, родной природе - 9
54. Интервью с поэтом — участником Великой
Отечественной войны. Интервью как жанр
публицистики. Стихотворения о войне А.
Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова и др.
55. Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади».
Этические и экологические проблемы рассказа.

1

20. 04

1

23. 04

56. Е. И. Носов. Рассказ «Кукла». Протест против
равнодушия, безразличного отношения к
окружающим, людям, природе. «Живое пламя».
57. Ю. П. Казаков. «Тихое утро».
Взаимовыручка как мерило нравственности
человека
58. Д. С. Лихачёв «Земля родная». (Главы из
книги). Духовное напутствие молодёжи

1

27. 04

1

03. 05

1

04. 05

59. М. М. Зощенко. «Беда».
1
60. Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной
1
природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.
Рубцов, Н. Заболоцкий и др.).
61. Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной
1
природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.
Рубцов, Н. Заболоцкий и др.).
62. Песни на стихи русских поэтов ХХ века.
1
Из литературы народов России - 2

07. 05
11. 05

63. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления
поэта об истоках и основах жизни.

1

18. 05

64. Особенности художественной образности
дагестанского поэта.

1

21. 05

14. 05

16. 05

Из зарубежной литературы - 4
65. Жизнь и творчество Роберта Бёрнса. «Честная
бедность». Представления народа о
справедливости и честности.
66. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь,
герой...» как прославление подвига во имя
свободы Родины.
67. Японские хокку (хайку). Особенности жанра.
Лиризм и красота хокку.

1

23. 05

1

25. 05

1

28. 05

68. Биография Р. Д. Брэдбери. «Каникулы» - что
нужно человеку для счастья?

1

30. 05

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».