ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа им. Ю. К. Каракетова а. Эльтаркач»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 9 классе (базовый уровень)
Срок реализации программы 1 год (2017-2018 учебный год )
Составлена на основе авторской программы по литературе для 9 классов
общеобразовательных школ.
Учебник: Литература 9 класс (в 2-х частях) для общеобразовательных организаций.
Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв и др. М.: «Просвещение» 2017
Количество часов: всего 102 (в неделю 3 часа).
Программу составила Казбаева Зухра Магометовна, учитель русского языка и
литературы, 1 квалификационной категории.

а. Эльтаркач
2017-2018 г.

Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом
Примерной программы по учебному предмету «Литература», одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образовании, на основе Основной образовательной
программы основного общего образования МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» и рабочих программ по
литературе для 5–9 классов предметной линии учебников под редакцией В. Я. Коровиной.
Для обучения литературе в МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» выбрана содержательная линия
Программы по литературе к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы под редакцией
В.Я.Коровиной. Для выполнения всех видов обучающих работ по русскому языку в 9 классе входят
учебник, учебные пособия:
1.Рабочие программы. Литература. 5–9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.
Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2015.
2. Коровина В. Я. Литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. / В. Я.
Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2017.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает:
 воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества,
инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава;
 формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития
обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
 ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения
универсальных учебных действий, познание и освоение мира личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
 признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития
обучающихся;
 учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного
процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие
каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений,
знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения,
повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст
становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в
школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика,
необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать

прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это
устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития
школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические
потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному
эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно,
цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с
классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными
достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими
высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение,
решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи и
опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных
произведений и теоретико-литературных понятий:
 осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
 выразительное чтение художественного текста;
 различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием);
 ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
 заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
 анализ и интерпретацию произведения;
 составление планов и написание отзывов о произведениях;
 написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
 целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с
ними;
 индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• выразительное чтение художественного текста;
• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием);
• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
• анализ и интерпретация произведения;
• составление планов и написание отзывов о произведениях;
• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с
ними;
• индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные
Ученик научится:
- включаться в культурно- языковое поле русской и общечеловеческой культуры;
– осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность,
гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского
общества; владеть языком, культурой своего народа; проявлять чувства ответственности и долга перед
Родиной;
– ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– целостному восприятию мира, соответствующему современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
– понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности;
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои
взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять
готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в
группах и сообществах;
– проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение
к собственным поступкам;
– проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой деятельности;
– проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
– проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Ученик получит возможность научиться:
– проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов;
– участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– осознавать эстетическую ценность русской литературы;
– оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты:
Познавательные
Ученик научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях,
рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
– применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения
учебных и познавательных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в
том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученик получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Регулятивные
Ученик научится:
– самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе
и познавательной деятельности;
– самостоятельно планировать пути достижения целей;
– соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
– осуществлять контроль;
– принимать решения в проблемных ситуациях;
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно,
существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
– осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– владеть основами саморегуляции;
– осуществлять познавательную рефлексию.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры,
культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

Учебно-тематический план
Содержание

Кол-во часов

Введение.
Литература Древней Руси
Русская литература ХVIII века
Из русской литературы I половины ХIХ века
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2р.р. )
Творчество А.С.Пушкина
Творчество М.Ю.Лермонтова
Творчество Н.В.Гоголя
Русская литература второй половины ХIХ века
Русская литература ХХ века. Проза
Русская литература ХХ века. Поэзия
Из зарубежной литературы
Итоговые занятия по курсу 9 класса.
Выявление уровня литературного развития
учащихся.
Резервные уроки
Итого

1
5
9
3
5
16
9
3
6
9
14
6
2

3
91

В том числе
развитие речи
2

2
2
1
1
2
1

11

III. Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные
особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского
литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода
на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и
ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в
Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.
Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное
наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к
внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза,
драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности,
встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное
начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы,
утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» —
пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки,
сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности
композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление
канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии
лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о
смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» —
противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический
колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая
история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна —
нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор
как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев;
«почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и
Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их
нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).
Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г.
Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и
Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное
значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в
критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума»,
«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство
одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и
живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое
своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и
проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о
комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в
соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,
ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного,
доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века.
Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества
человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и
учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением
ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих
прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система
образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести
«шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и
рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для
раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ
праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления
русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди
людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия
поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических
интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди
меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная
основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской
поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство
Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке»,
«Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда
такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый
куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник»,
«АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике
Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый
крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность
пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из
поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм.
Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с
гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский.
«Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр,
посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения
человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как
выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность,
сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о
поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в
творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный
(изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий
к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание
мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное
постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и
сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики
гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета
из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев
Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с
реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина
трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика
особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах»,
«У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма»,
последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба
добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой
личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и
разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии.
Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви
Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день
идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов
условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс (102 часа)
№
урок
а
1

2
3
4
5
6
7
8

9
10
11

12

13

14

15
16

Тема урока.
Основное содержание.

Кол-во
часов

1
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в
духовной жизни человека.
Литература Древней Руси (5+2р.р.)
Литература Древней Руси. Самобытный
1
характер древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» - величайший
1
памятник древнерусской литературы
Система образов «Слова…». Особенности
1
языка и жанра произведения
Образ русской земли в «Слове…», основные
1
идеи произведения
Поэтическое искусство автора в «Слове…»
1
РР Анализ эпизода в «Слове..». «Плач
1
Ярославны»
РР Подготовка к домашнему сочинению По
1
«Слову…»
Русская литература ХVIII века ( 9ч. )
Характеристика русской литературы ХVIII
1
века
М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор
1
русского литературного языка
М.В.Ломоносов. Прославление родины,
1
мира, жизни и просвещения в произведениях
в оде «На день восшествия…». Жанр оды
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение
1
несправедливой власти в произведениях (ода
«Властителям и судиям»).
Тема поэта и поэзии в лирике
1
Г.Р.Державина. (Стихотворение
«Памятник»).
А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из
1
Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки»,
«Спасская Полесть»),
Особенности повествования, жанра
путешествия и его содержательного
наполнения.
А.Н.Радищев. (Глава «Любани»).
1
Обличительный пафос произведения.
Н.М.Карамзин – писатель и историк.
1
Сентиментализм как литературное

Дата
План
Факт.
05. 09

06. 09
08. 09
12. 09
13. 09
15. 09
19. 09
20. 09

22. 09
26. 09
27. 09

29. 09

03. 10

04. 10

06. 10
10. 10

направление.
17

18
19

20

21

22

23
24
25
26

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» 1
11. 10
произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы.
Внимание к внутренней жизни человека)
Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)
Золотой век русской литературы (обзор)
1
13. 10
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
1
17. 10
«Море», «Невыразимое» - границы
выразимого в слове и чувстве.
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана».
1
18. 10
Особенности жанра. (Нравственный мир
героини баллады.)
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2р.р. )
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам
1
20. 10
Александр Андреич Чацкий». Первые
страницы комедии.
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ
1
24. 10
1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе
от ума».
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2
1
25. 10
действия комедии
«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия
1
27. 10
«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4
1
07. 11
действия
РР И.А.Гончаров «Миллион терзаний».
1
08. 11
Работа с критической литературой

27-28 РР Классное сочинение обучающего
характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе
от ума». «Горе от ума»
29

30
31
32
33
34

35
36

А.С.Пушкин ( 16+2р.р. )
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.
Лицейская лирика. Дружба и друзья в
творчестве А.С.Пушкина
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
Развитие темы свободы в творчестве
А.С.Пушкина
Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина
Любовная лирика А.С.Пушкина
Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…»,
«Пророк». Обучение анализу одного
стихотворения
РР анализ лирического стихотворения
А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
Контрольная работа

2

10. 11
13. 11

1

14. 11

1
1

15. 11
17. 11

1
1
1

21. 11
22. 11
24. 11

1

28. 11

1

29. 11

37

38

39
40
41
42
43
44

45
46
47

48
49
50
51

52
53

54
55

Урок контроля по романтической лирике
начала ХIХ века.
«Цыганы» как романтическая поэма:
особенности композиции, образной системы,
содержания, языка.
«Собранье пестрых глав». Творческая
история романа А.С.Пушкина «Евгений
Онегин».
Онегин и столичное дворянское общество
Онегин и поместное дворянское общество
Типическое и индивидуальное в образах
Онегина и Ленского.
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна –
нравственный идеал Пушкина
«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все,
меняя нас». Татьяна и Онегин
Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа. «Евгений
Онегин» как энциклопедия русской жизни».
«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и
злодейства»
РР Подготовка к сочинению по роману.
М.Ю.Лермонтов ( 9ч. )
Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и
творчество.
Мотивы вольности и одиночества в лирике
Лермонтова.
Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю.
Лермонтова.
Адресаты любовной лирики
М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
Эпоха безвременья в лирике поэта.
Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции.
Первый психологический роман.
Печорин как представитель «портрета
поколения».
«Журнал Печорина» как средство
самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
Романтизм и реализм романа. Роман в
оценке В.Г.Белинского.
Контрольная работа
по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой
нашего времени»
Н.В.Гоголь ( 3+1р.р. )

1

01. 12

1

05. 12

1
1
1

06. 12
08. 12
12. 12

1

13. 12

1

15. 12

1

19. 12

1

20. 12

1

22. 12

1

26. 12

1

27. 12

1

29. 12

1
1

16.
01/18
17. 01

1

19. 01

1

23. 01

1

24. 01

1

26. 01

56

57

58

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.
Проблематика и поэтика первых сборников
«Вечера …», «Миргород».
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история
создания. Особенности жанра и композиции.
Обзор содержания. Смысл названия.
Чичиков как новый герой эпохи и как
антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые»
и «живые» души. Образ автора.

1

30. 01

1

31. 01

1

02. 02

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка
1
06. 02
к сочинению.
Русская литература второй половины ХIХ века ( 6+1р.р. )
60
Ф. М. Достоевский. Слово о писателе.
1
07. 02
«Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его
внутреннего мира.
61
Ф. М. Достоевский. Образ города в повести
1
09. 02
«Белые ночи». Формирование личности
героя повести.
62
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской
1
13. 02
художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
63-64 Униженное состояние Червякова в рассказе
2
14. 02
«Смерть чиновника»
16. 02
РР Подготовка к сочинению – ответу на
1
20. 02
65
проблемный вопрос «В чём особенность
изображения внутреннего мира героев
русской литературы второй половины ХIХ
века? ( На примере одного-двух
произведений).
66
Поэзия второй половины ХIХ века.
1
21. 02
Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное
богатство.
Русская литература ХХ века. Проза ( 9ч. + 2р.р. )
67
Русская литература ХХ века.
1
27. 02
Многообразие жанров и направлений.
68
И.А.Бунин. Слово о писателе.
1
28. 02
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза»
русской усадьбы.
69-70 М.А.Булгаков. Слово о писателе.
2
02. 03
«Собачье сердце» как социально06. 03
философская сатира на современное
общество. Система образов.
70-71 М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба
2
07. 03
человека».
13. 03
Образ главного героя. Судьба человека и
судьба Родины.
59

72

73
74-75

76
77
78

79-80

81

82-83

84

85-86

87

А.И.Солженицын. Слово о писателе.
1
14. 03
«Матрёнин двор». Картины послевоенной
деревни. Образ рассказчика.
Тема «праведничества» в рассказе. Образ
1
16. 03
праведницы, трагизм её судьбы.
РР Контрольная работа Сочинение по
2
20. 03
произведениям (1-2, на выбор) второй
21. 03
половины ХIХ и ХХ века.
Русская литература ХХ века. Поэзия ( 14+1р.р. )
Русская поэзия Серебряного века.
1
23. 03
А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы
1
03. 04
поэта.
Трагедия лирического героя в «страшном
1
04. 04
мире».
Своеобразие лирических интонации.
С.А.Есенин. Народно-песенная основа
2
06. 04
лирики поэта. Тема Родины.
09. 04
Размышления о жизни, природе,человеке.
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.
1
10. 04
Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта. Словотворчество
поэта.
М.И.Цветаева. Особенности поэтики.
2
11. 04
Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.
13. 04
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о
Москве». Традиции и новаторство.
Н.А.Заболоцкий. Философский характер
1
17. 04
лирики поэта.
Тема гармонии с природой, любви и смерти.
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические
2
18. 04
интонации в любовной лирике.
20. 04
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.
Б.Л.Пастернак. Философская глубина
1
24. 04
лирики поэта. Вечность и современность.

88-89 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья
2
о Родине и природе в лирике поэта.
«Страна Муравия» (отрывки из поэмы).
Мечта о преображении Родины.
90
1
РР Контрольная работа по русской
лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка
к домашнему сочинению.
Из зарубежной литературы ( 6ч. )
91
Античная лирика.
1
Катулл. Чувства и разум в любовной лирике
поэта.
Гораций. Поэтическое творчество и
поэтические заслуги.«Я воздвиг

25. 04
27. 04

04. 05

08. 05

памятник…»
92
Данте Алигьери. «Божественная комедия»
(обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её
философский характер.
93-94 У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением
отдельных сцен).
Гуманизм общечеловеческое значение
героев.
(Гамлет и его одиночество в конфликте с
реальным миром. Трагизм любви.
Гамлет как вечный образ мировой
литературы.)
95-96 И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением
отдельных сцен).
Философская трагедия. Особенности жанра.
Идейный смысл трагедии.
(Противопоставление добра и зла. Поиски
справедливости и смысла жизни.
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Фауст как вечный образ мировой
литературы).
97-98 Итоговые занятия по курсу 9 класса.
Выявление уровня литературного развития
учащихся.
99- Резервные уроки
102

1

10. 05

2

11. 05
15. 05

2

16. 05
18. 05

2

21. 05
22. 05

4

23, 24,
25. 05

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений

Содержание

Согласование с курирующим
предмет заместителем директора
(подпись, расшифровка подписи,
дата)

Подпись
лица,
внесшего
запись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».