Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач» Рабочая программа учебного курса ИНФОРМАТИКА И ИКТ Класс 9 Составлена на основе примерной программы: Авторская программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой Учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. Количество часов всего: 68, в неделю 2 Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу: Боташова Аминат Рашидовна, учитель математики и информатики высшей квалификационной категории а. Эльтаркач 2017-2018 учебный год 1. Пояснительная записка 1.1.Общая характеристика программы курса Рассмотрено на МО и согласовано заместителем директора 31.08.2017г. Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 9 класса составлена на основании: 1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от «5» марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). 2) Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г. 3) Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 4) Информатика. Программа для основной школы:5 6 классы, 7–9 классы. Авторы:. Босова Л.Л., Босова А. Ю.. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Нормативно-правовая основа рабочей программы: 1) Закон РФ «Об образовании» 2) Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования от 09.03.2004 г. №1312 3) Примерная программа (основного) общего образования по информатике рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации. 4) Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения). 5) Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/18 учебный год. 6) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (наличия ЭВМ, программного и методического обеспечения). 7) Годовой календарный график МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» на 2017 – 2018 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года. 8) Учебный план МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» на 2017 – 2018 учебный год. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе. Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часов в год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Цели и задачи курса Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ. Задачи: овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. 1.2. Требования к результатам обучения и освоения содержания Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики Личностные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача; опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 1.3. Условия реализации курса Учебно-методические пособия для учителя В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят: учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 9 класс – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.; рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г; Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php Дополнительная литература 1. Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года. 2. Примерная программа (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263) 3. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. (http://metodist.lbz.ru) 4. Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru) 5. Е.В.Полякова Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград: «Учитель», 2008 [174] 6. Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160] 7. Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161] 8. Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: «Учитель», 2006 [175] 9. Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176] 10. Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177] 11. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по моделированию. – Спб. «Питер», 2004 [158] 12. Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005 [178] 13. Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2009 [179] 14. Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: «Учитель», 2009 [180] 15. Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. – Волгоград: «Учитель», 2009 [181] 16. Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07 17. Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 – 40) 18. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (http://metodist.lbz.ru) 19. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/) 20. Ресурсы Википедии Электронные учебные пособия 1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО 2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики 3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики 4. http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC) 5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество 6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Используемые технологии, методы и формы работы: При организации занятий школьников 9 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта. На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК); проблемное обучение; метод проектов; ролевой метод. Основные типы уроков: урок изучения нового материала; урок контроля знаний; обобщающий урок; комбинированный урок. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительноиллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ. 1.4. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов Виды контроля: входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку; промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала; проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока; итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения. Программой предусмотрено проведение: контрольных практических работ – 4, самостоятельных работ — 4, интерактивных тест - 4. Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 15-25 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Формы обучения: - учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников, - внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам), - вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания). 2. Календарно-тематическое планирование № урока Тема урока КолДата проведения во План Факт часов Глава 1. «Моделирование и формализация» (14 часов) 1 Цели изучения курса информатики и 1 04.09 ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. 2 Моделирование как метод познания 1 08.09 3 Словесные модели 1 11.09 4 Математические модели 1 12.09 5 Графические модели. Графы 1 18.09 6 Использование графов при решении 1 19.09 задач 7 Табличные модели 1 25.09 8 Использование таблиц при решении 1 26.09 задач 9 База данных как модель предметной 1 02.10 области. Реляционные базы данных. 10 Система управления базами данных 1 03.10 11 Создание базы данных. 1 09.10 12 Запросы на выборку данных. 1 10.10 13 Обобщение и систематизация основных 1 16.10 понятий темы «Моделирование и формализация». 14 Контрольная работа по теме 1 17.10 «Моделирование и формализация». Глава 2. «Алгоритмизация и программирование» (18 часов) 15 Этапы решения задачи на компьютере 1 23.10 16 Задача о пути торможения автомобиля 1 24.10 17 Решение задач на компьютере 1 06.11 18 Одномерные массивы целых чисел. 1 07.11 Описание массива. Использование циклов. 19 Различные способы заполнения и 1 13.11 вывода массива. 20 Вычисление суммы элементов массива 1 14.11 21 Последовательный поиск в массиве 1 20.11 22 Сортировка массива 1 21.11 23 Решение задач с использованием 1 27.11 массивов 24 Проверочная работа «Одномерные 1 28.11 массивы» 25 Последовательное построение 1 04.12 алгоритма 26 Разработка алгоритма методом 1 05.12 последовательного уточнения для исполнителя Робот 27 Вспомогательные алгоритмы. 1 11.12 Исполнитель Робот Примечание Запись вспомогательных алгоритмов на 1 12.12 языке Паскаль. Процедуры 29 Функции 1 18.12 30 Алгоритмы управления 1 19.12 31 Обобщение и систематизация основных 1 25.12 понятий темы «Алгоритмизация и программирование». 32 Контрольная работа по теме 1 26.12 «Алгоритмизация и программирование». Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (12 часов) 33 Интерфейс электронных таблиц. 1 15.01 Данные в ячейках таблицы. 34 Основные режимы работы ЭТ 1 16.01 35 Относительные, абсолютные и 1 22.01 смешанные ссылки. 36 Встроенные функции. 1 23.01 37 Логические функции. 1 29.01 38 Организация вычислений в ЭТ. 1 30.01 39 Сортировка и поиск данных. 1 05.02 40 Диаграмма как средство визуализации 1 06.02 данных 41 Построение диаграмм. 1 12.02 42 Обобщение и систематизация основных 1 13.02 понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». 43 Контрольная работа по теме 1 19.02 «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Глава 4. «Коммуникационные технологии» (11 часов) 44 Локальные и глобальные компьютерные 1 20.02 сети 45 Как устроен Интернет. IP-адрес 1 26.02 компьютера 46 Доменная система имён. Протоколы 1 27.02 передачи данных. 47 Всемирная паутина. Файловые архивы. 1 05.03 48 Электронная почта. Сетевое 1 06.03 коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. 49 Технологии создания сайта. 1 12.03 50 Содержание и структура сайта. 1 13.03 51 Оформление сайта. 1 19.03 52 Размещение сайта в Интернете. 1 20.03 53 Обобщение и систематизация основных 1 09.04 понятий темы «Коммуникационные технологии». 54 Контрольная работа по теме 1 10.04 «Коммуникационные технологии». Итоговое повторение (14 часов) 55 Информация и информационные 1 16.04 28 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67-68 процессы Файловая система персонального компьютера Системы счисления и логика Таблицы и графы Передача информации и информационный поиск. Вычисления с помощью электронных таблиц. Обработка таблиц: выбор и сортировка записей. Алгоритмы и исполнители Алгоритмы и исполнители Программирование Программирование Итоговое занятие. Резерв учебного времени. 1 17.04 1 1 1 23.04 24.04 30.04 1 01.05 1 07.05 1 1 1 1 1 2 08.05 14.05 15.05 21.05 22.05