ИНФОРМАТИКА 9 КЛАСС

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач»

Рабочая программа
учебного курса
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Класс 9
Составлена на основе примерной программы:
Авторская программа по информатике и ИКТ
для 8–9 классов Л.Л. Босовой
Учебник
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Количество часов всего: 68, в неделю 2
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу:
Боташова Аминат Рашидовна, учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории

а. Эльтаркач
2017-2018 учебный год

1. Пояснительная записка
1.1.Общая характеристика программы курса

Рассмотрено на МО и согласовано заместителем директора 31.08.2017г.
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 9 класса
составлена на основании:
1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования (Приказ Минобразования России от «5» марта 2004 г. № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
2) Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового
уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1897 от «17»
декабря 2010 г.
3) Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.
4) Информатика. Программа для основной школы:5 6 классы, 7–9 классы. Авторы:.
Босова Л.Л., Босова А. Ю.. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
1) Закон РФ «Об образовании»
2) Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования
от 09.03.2004 г. №1312
3) Примерная программа (основного) общего образования по информатике
рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
4) Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос.
акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. —
М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
5) Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017/18
учебный год.
6) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного стандарта общего образования (наличия ЭВМ, программного и
методического обеспечения).
7) Годовой календарный график МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» на 2017 – 2018
учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная
продолжительность учебного года.
8) Учебный план МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» на 2017 – 2018 учебный год.
В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также
накопленный опыт преподавания информатики в школе.
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении
учебного года, то есть 68 часов в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе
направлено на достижение следующих целей:

формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации,
теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,

умений и способов деятельности в области информатики;

совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией,
навыков
информационного
моделирования,
исследовательской
деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
школьников;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной
деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.


Задачи:

овладение умениями работать с различными видами информации с
помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных
технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать
ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной
информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
1.2. Требования к результатам обучения и освоения содержания
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты– это сформировавшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной
ответственности за качество окружающей информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества; готовность к повышению своего
образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и
методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:



владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.
 владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели
при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата,
его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия
или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка
– осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
 владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об
алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство
с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;




формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
– таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.
1.3. Условия реализации курса
Учебно-методические пособия для учителя
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ»
входят:

учебник по базовому курсу Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. «Информатика» 9 класс –
Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г.;

рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва,
БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г;

Набор
цифровых
образовательных
ресурсов
для
9
класса:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php
Дополнительная литература
1. Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ №
1312 от 09.03.2004 года.
2. Примерная программа (основного) общего образования по информатике и
информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в
образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
3. Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы)/ Л.Л.
Босова, А.Ю. Босова. (http://metodist.lbz.ru)
4. Пояснительная записка к учебнику «Информатика и ИКТ» для 9 класса. Авторы:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. (http://metodist.lbz.ru)
5. Е.В.Полякова
Информатика. 9-11 классы: тесты (базовый уровень) – Волгоград:
«Учитель», 2008 [174]
6. Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. – М.: «Бином.
Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160]
7. Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие.
– М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
8. Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. –
Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
9. Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005
[176]
10. Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005
[177]
11. Макарова Н.В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум - задачник по
моделированию. – Спб. «Питер», 2004 [158]
12. Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005 [178]
13. Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. –
Волгоград: «Учитель», 2009 [179]
14. Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным
мероприятиям. – Волгоград: «Учитель», 2009 [180]

15. Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. – Волгоград:
«Учитель», 2009 [181]
16. Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
17. Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 – 40)
18. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (http://metodist.lbz.ru)
19. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
20. Ресурсы Википедии
Электронные учебные пособия
1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
4. http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных
ресурсов (ОМC)
5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Используемые технологии, методы и формы работы:
При организации занятий школьников 9 классов по информатике и
информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства
обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной
норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с
применением средств ИКТ:
 словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
 наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий,
презентаций);
 практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за
ПК);
 проблемное обучение;
 метод проектов;
 ролевой метод.





Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок контроля знаний;
обобщающий урок;
комбинированный урок.

Ведущими
методами
обучения
предмету
являются:
объяснительноиллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках
используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение,
обучение с применением опорных схем, ИКТ.
1.4. Формы и методы контроля достижения планируемых результатов
Виды контроля:
 входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный
учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
 промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует
активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый
уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;




проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что
цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия,
предложенные им в ходе урока;
итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса;
позволяет оценить знания и умения.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных практических работ – 4,
самостоятельных работ — 4,
интерактивных тест - 4.

Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться
объяснение нового материала, а во второй части урока планируется компьютерный
практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 9 классах 15-25
минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные
работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к
компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без
посторонней помощи учителя или товарищей.
В 9 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной
работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения
компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной
творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет
информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении
задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные,
коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом
учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по
продвинутым и дополнительным программам),
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания).

2. Календарно-тематическое планирование
№
урока

Тема урока

КолДата проведения
во
План
Факт
часов
Глава 1. «Моделирование и формализация» (14 часов)
1
Цели изучения курса информатики и
1
04.09
ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места.
2
Моделирование как метод познания
1
08.09
3
Словесные модели
1
11.09
4
Математические модели
1
12.09
5
Графические модели. Графы
1
18.09
6
Использование графов при решении
1
19.09
задач
7
Табличные модели
1
25.09
8
Использование таблиц при решении
1
26.09
задач
9
База данных как модель предметной
1
02.10
области. Реляционные базы данных.
10
Система управления базами данных
1
03.10
11
Создание базы данных.
1
09.10
12
Запросы на выборку данных.
1
10.10
13
Обобщение и систематизация основных
1
16.10
понятий темы «Моделирование и
формализация».
14
Контрольная работа по теме
1
17.10
«Моделирование и формализация».
Глава 2. «Алгоритмизация и программирование» (18 часов)
15
Этапы решения задачи на компьютере
1
23.10
16
Задача о пути торможения автомобиля
1
24.10
17
Решение задач на компьютере
1
06.11
18
Одномерные массивы целых чисел.
1
07.11
Описание массива. Использование
циклов.
19
Различные способы заполнения и
1
13.11
вывода массива.
20
Вычисление суммы элементов массива
1
14.11
21
Последовательный поиск в массиве
1
20.11
22
Сортировка массива
1
21.11
23
Решение задач с использованием
1
27.11
массивов
24
Проверочная работа «Одномерные
1
28.11
массивы»
25
Последовательное построение
1
04.12
алгоритма
26
Разработка алгоритма методом
1
05.12
последовательного уточнения для
исполнителя Робот
27
Вспомогательные алгоритмы.
1
11.12
Исполнитель Робот

Примечание

Запись вспомогательных алгоритмов на
1
12.12
языке Паскаль. Процедуры
29
Функции
1
18.12
30
Алгоритмы управления
1
19.12
31
Обобщение и систематизация основных
1
25.12
понятий темы «Алгоритмизация и
программирование».
32
Контрольная работа по теме
1
26.12
«Алгоритмизация и
программирование».
Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» (12 часов)
33
Интерфейс электронных таблиц.
1
15.01
Данные в ячейках таблицы.
34
Основные режимы работы ЭТ
1
16.01
35
Относительные, абсолютные и
1
22.01
смешанные ссылки.
36
Встроенные функции.
1
23.01
37
Логические функции.
1
29.01
38
Организация вычислений в ЭТ.
1
30.01
39
Сортировка и поиск данных.
1
05.02
40
Диаграмма как средство визуализации
1
06.02
данных
41
Построение диаграмм.
1
12.02
42
Обобщение и систематизация основных
1
13.02
понятий темы «Обработка числовой
информации в электронных таблицах».
43
Контрольная работа по теме
1
19.02
«Обработка числовой информации в
электронных таблицах».
Глава 4. «Коммуникационные технологии» (11 часов)
44
Локальные и глобальные компьютерные
1
20.02
сети
45
Как устроен Интернет. IP-адрес
1
26.02
компьютера
46
Доменная система имён. Протоколы
1
27.02
передачи данных.
47
Всемирная паутина. Файловые архивы.
1
05.03
48
Электронная почта. Сетевое
1
06.03
коллективное взаимодействие. Сетевой
этикет.
49
Технологии создания сайта.
1
12.03
50
Содержание и структура сайта.
1
13.03
51
Оформление сайта.
1
19.03
52
Размещение сайта в Интернете.
1
20.03
53
Обобщение и систематизация основных
1
09.04
понятий темы «Коммуникационные
технологии».
54
Контрольная работа по теме
1
10.04
«Коммуникационные технологии».
Итоговое повторение (14 часов)
55
Информация и информационные
1
16.04
28

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67-68

процессы
Файловая система персонального
компьютера
Системы счисления и логика
Таблицы и графы
Передача информации и
информационный поиск.
Вычисления с помощью электронных
таблиц.
Обработка таблиц: выбор и сортировка
записей.
Алгоритмы и исполнители
Алгоритмы и исполнители
Программирование
Программирование
Итоговое занятие.
Резерв учебного времени.

1

17.04

1
1
1

23.04
24.04
30.04

1

01.05

1

07.05

1
1
1
1
1
2

08.05
14.05
15.05
21.05
22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».