ИЗО 6 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а.ЭЛЬТАРКАЧ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 6 КЛАССА
Ступень вторая 34 часа за учебный год 2017-2018
Составитель: Байрамукова Фатима МАгометовна
учитель высшей квалификационной категории

2017г
создано на основе ФГОС

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по __________________________ составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) – для 1-4 классов; или ФГОС
ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.
2. Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от ______ № ________);
3. Учебный план ОУ (утверждён приказом от____ № ____);
4. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от____ № ____);
5. Примерные программы по учебным предметам. ______________________. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение,
2014.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень
учебников на 201_ -201_ учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнаукиот ____________№______.
СоставУМК (если имеется)
1.

Автор учебника
Л.А.Неменская

Название учебника
Изобразительное
искусство

Издательство
Просвещение

Год издания
2014

2.

И.Н.Клочкова

Изобразительное
искусство
технологические
карты уроков

Волгоград
Учитель

2012

3.

Автор
Б.М.Неменский

Книга для учителя
Методическое
пособие

Издательство
Волгоград
Учитель

Год издания
2012

Л.А.Неменская
2

4.

Автор

Учебный диск
Изобразительное
искусство

Издательство
Волгоград
Учитель

Год издания

Основа содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, на познание единства художественной и утилитарной функций произведений
декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного
декоративно-прикладного искусства.
Цель: освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о
выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры.
Задачи:


развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти,
эмоционально-эстетического восприятия действительности;



воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;



формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные
особенности.
Общая характеристика учебного предмета
Посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения
(рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью
3

в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в
сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность
проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и
знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью
фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве
разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа для обязательного изучения изобразительного искусства на этапе среднего общего образования в 5
классе по 1 часу в неделю.
Общая характеристика процесса изучения предмета
Методы, формы и средства обучения
4

Разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические
работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Уроки изучения нового материала,
комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Формы текущего и итогового контроля
Устный опрос, изо викторин, изо кроссвордов, художественно-практические задания, выставки, викторины и др.
Межпредметные и внутрипредметные связи
ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);
ИЗО – литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка);
ИЗО – биология (знакомство с внешним строением растений, животных, людей);
ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца).
«Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его
связь с окружающей жизнью»
Результаты освоения программы по предмету
Личностные результаты изучения учебного предмета
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- умение сотрудничать с товарищами в природе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Предметные результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
 особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
 основные жанры изобразительного искусства;
 известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а
также местные художественные музеи;
 о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
 о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.
Учащиеся должны уметь:
 работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
 выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
 добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
 передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
 передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
 передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
 в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
 пользоваться различными графическими техниками
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах

Описание места учебного предмета в учебном плане в 6 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.

6

Тематическое планирование
Указываем только количество видов работ в часах.
Раздел учебного курса

Раздел 1. Виды
изобразительного
искусства и основы
образного языка
Раздел 2. Натюрморт
Раздел 3. Портрет
Раздел 4. Человек и
пространство в
изобразительном
искусстве

Кол-во
часов
8

8
12
6

Контроль
Текущий и промежуточный
Лабораторные
контроль
работы
-

-

-

Проекты
Экскурсии
-

-

-

-

Календарно-тематическое планирование

регулятивные

личностные

познаватель-ные

личностные

метапредмет-ные

предметные

Информационное
сопровождение

Форма контроля

Тип урока

факт

коммуникативные

Универсальные учебные
действия
(УУД)

Планируемые результаты

Тема урока
план

№урока

Дата
проведения

Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка. 8 ч
1
06.09
06.09
Познакомить учащихся со значением искусства в жизни
Изобразительное искусство. комбиниров инд- Презанный
ая
ия,интерн
человека,
видами искусства; дать представление о пластических
Семья пространственных
работ етвидах
искусства
и их делении на группы: конструктивные,
искусств
а
ресурсы
декоративные и изобразительные
б) Развить интерес к искусству
в) Воспитать мотивацию к учебной деятельности
Знать: значение искусства в жизни человека, виды искусства;
иметь представление о пластических видах искусства и их
делении на группы: конструктивные, декоративные и
изобразительные
Уметь: выполнить рисунок на свободную тему.

2

13.09

13.09

Рисунок-основа
изобразительного творчества

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) ) Познакомить учащихся с творческими заданиями
рисунка, его видами, с материалами для его выполнения,
техникой работы над рисунком
б) Учить выполнять рисунок карандашом с натуры
в) Развивать навыки овладения техникой рисования
г) ) Воспитать мотивацию к учебной деятельности
Знать: понятие «творческое задание» его виды, материалы
8

3

20.09

20.09

Линия и ее выразительные
возможности

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

4

27.09

27.09

Пятно как средство
выражения. Композиция как
ритм пятен

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

и, техника работы над рисунком
Уметь: выполнять рисунок карандашом с натуры,
Зарисовки с натуры и по памяти отдельных травянистых
растений или веточек (колоски, колючки, ковыль и т. д. )
.Работать карандашом разной твердости
а) Познакомить учащихся с понятиями пятна, силуэта, тона
и тональных оттенков в изобразительном искусстве,
познакомить с ролью пятна в изображении и его
выразительными возможностями, тональной шкалой,
композицией листа, ритмом пятен.
б) Развить приемы работы с красками.
в) Воспитать интерес к предмету и изобразительной
деятельности; укреплять межпредметные связи ( музыка,
литература, ИЗО ) Знать: понятия «пятно», «силуэт»;
роль пятна в изображении и его выразительные
возможности;
тональная шкала, композиция листа, ритм пятен
Уметь: работать с красками;
Выполнять изображения различных осенних состояний в
природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени.
Найти работы русских художников о природных явлениях
а) Познакомить учащихся с основами цветоведения; дать
понятие цветового круга, основных, составных цветов,
дополнительного цвета; холодного и теплого цветов;
светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
находить гармоничные цветовые сочетания
б) Воспитать художественный вкус
в) Развивать творческую фантазию
Знать: основы
цветоведения;
понятие цветового круга, основных, составных цветов,
дополнительного цвета; холодного и теплого цветов;
светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
9

5

04.10

04.10

Цвет. Основа цветоведения

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

Уметь: находить гармонические цветовые сочетания;
Работать красками;
выполнить фантазийное изображение сказочных царств
ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета:
«Царство снежной королевы». «Розовая страна, вечной
молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого
солнца»Знать: понятия «пятно», «силуэт»;
роль пятна в изображении и его выразительные
возможности;
тональная шкала, композиция листа, ритм пятен
Уметь: работать с красками;
Выполнять изображения различных осенних состояний в
природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени.
Найти работы русских художников о природных явлениях
а) Познакомить с понятиями « локальный цвет», «тон»,
«колорит», «гармония», с цветовыми отношениями,
взаимодействием цветовых пятен, цветовой композицией.
б) Учить находить гармонические цветовые сочетания
в) Развивать технику работы с красками
г) Воспитать художественный вкус, наблюдательность
д) Формировать потребность в самовыражении, в
размышлении над известными фактами и явлениями;
создавать условия для раскрытия всех интеллектуальных и
духовных возможностей детей
Знать: понятия « локальный цвет», «тон», «колорит»,
«гармония»,
Уметь: находить гармонические цветовые сочетания;
Работать красками;
Выполнить изображение осеннего букета с разным
настроением - радость, грусть, нежность»
Знать: основы цветоведения;
10

6

11.10

11.10

Цвет в произведениях
живописи

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

понятие цветового круга, основных, составных цветов,
дополнительного цвета; холодного и теплого цветов;
светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
Уметь: находить гармонические цветовые сочетания;
Работать красками;
выполнить фантазийное изображение сказочных царств
ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета:
«Царство снежной королевы». «Розовая страна, вечной
молодости». «Изумрудный город» «Страна золотого
солнца»
а) Познакомить учащихся с выразительными
возможностями объемного изображения, видами
скульптурных изображений, связью объема с окружающим
пространством и освещением, художественными
материалами, применяемых в скульптуре и их свойствами
б) Учить создавать объемные изображения животных,
используя различные материалы (пластилин, глина, мятая
бумага) в том числе и природные
в) воспитывать интерес к учебной деятельности и
скульптурному искусству. Знать: выразительные
возможности объемного изображения;
виды скульптурных изображений;
художественные материалы, применяемые в скульптуре и
их свойства.
Уметь: создавать объемные изображения животных,
используя различные материалы (пластилин, глина, мятая
11

бумага) в том числе и природные
Знать: понятия « локальный цвет», «тон», «колорит»,
«гармония»,
Уметь: находить гармонические цветовые сочетания;
Работать красками;
Выполнить изображение осеннего букета с разным
настроением - радость, грусть, нежность».
7

18.10

18.10

Объемные изображения в
скульптуре

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства,
художественных материалах, их выразительных возможностях в
художественном творчестве и художественном воспитании
Знать: виды изобразительного искусства;
художественные материалы и их выразительные возможности;
Уметь: написать реферат или устный доклад по теме; «рисунок
по замыслу».
Выполнить рисунок на свободную тему

8

25.10

25.10

Основы языка изображения

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) Обобщить знания о видах изобразительного искусства,
художественных материалах, их выразительных
возможностях в художественном творчестве и
художественном воспитании
Знать: виды изобразительного искусства;
художественные материалы и их выразительные
12

возможности;
Уметь: написать реферат или устный доклад по теме;
«рисунок по замыслу».
Выполнить рисунок на свободную тему
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт. 8 часов
9

08.11

08.11

Реальность и фантазия в
творчестве художника

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

10

15.11

15.11

Изображение предметного
мира-натюрморт

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) Дать понятие реальности и фантазии в творческой
деятельности художника, условности и правдоподобия в
изобразительном искусстве;
б) Познакомить с выразительными средствами и правилами
изображения
в) Учить приемам работы карандашом;
г) Развивать навыки решения композиционных задач
д) Воспитывать художественный вкус; углублять
межпредметные связи ( изобразительное искусство,
Знать: понятие реальности и фантазии в творческой
деятельности художника;
условности и правдоподобия в изобразительном искусстве;
выразительные средства и правилами изображения
Уметь: использовать в работе различные приемы работы
карандашом;
выполнить карандашами работу на тему: «Этот
фантастический мир», написать мини-рассказ к рисунку.
а) Познакомить учащихся с многообразием форм
изображения мира вещей в истории искусства;
б) Расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об
особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре.
в) Учить изображать различные предметы
г) Развивать приемы работы красками
д) Воспитывать эстетическую восприимчивость Знать:
формы изображения мира вещей в истории искусства;
13

о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в
живописи, графике, скульптуре.
Уметь: изображать различные предметы;
работать над натюрмортом из плоских изображений
знакомых предметов, например кухонной утвари. Работать
красками.

11

22.11

22.11

Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

Подобрать из газет, журналов, открыток изображения
натюрморта
а) Познакомить учащихся с многообразием форм в мире;
объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и
объемных форм.
б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира
в) Продолжать работу по формированию навыков
конструирования из простых геометрических тел, из бумаги
г) Развивать пространственные представления
д) Воспитывать наблюдательность; способствовать
углублению межпредмеитных связей ( математики,
черчения, изобразительной деятельности).
Знать:
понятие форма, линейные, плоскостные и объемные формы.

Уметь: видеть плоские геометрические тела в основе
14

различных предметов окружающего мира;
Конструировать из бумаги простые геометрические тела.
12

29.11

29.11.

Изображение объема на
плоскости, линейная
перспектива

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с перспективой как способом
изображения на плоскости предметов в пространстве;
изучить правила объемного изображения геометрических
тел; дать определение понятию «ракурс»
б) Учить приемам объемного изображения геометрических
тел
в) Развивать творческие конструктивные способности,
изобразительные навыки
г) Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной
деятельности.
Знать: понятие «перспектива»,
«ракурс»;
правила объемного изображения геометрических тел;
Уметь: использовать перспективу при изображении на
плоскости предметов в пространстве;
использовать приемы объемного изображения
геометрических тел;
выполнить построение конструкций из нескольких
геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом.

15

13

06.12

06.12

Освещение. Свет и тень

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления
объема предмета
б) Познакомить с понятиями « блики», «полутени»,
«собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»;
расширить представление о свете как средстве организации
композиции в картине.
в) Учить изображать геометрические тела с натуры с
боковым освещением
г) Развивать приемы работы красками
д) Воспитывать наблюдательность; углублять
межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая
художественная культура, литература, музыка .)
Знать: понятие «освещения» как средство выявления
объема предмета;
понятия « блики», «полутени», «собственная тень», «
рефлекс», « падающая тень»;
как при помощи света организовать композицию в
картине;
Уметь: при помощи света организовать композицию в
картине;
Выполнить изображение геометрических тел из дерева или
бумаги c боковым освещением;
16

Работать красками.

14

13.12

13.12

Натюрморт в графике

комбиниров
анный

групп
овая

15

20.12

20.12

Цвет в натюрморте

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы
Презия,интерн
етресурсы

а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи,
богатстве его выразительных возможностей
б) Учить выражать в натюрморте свои настроения и
переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен
в)Развивать технику работы кистью
г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое
цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.
Знать: о значении цвета в живописи о его
выразительных возможностях;
Уметь: выражать в натюрморте свои настроения и
переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
работать кистью;
выполнить натюрморт в заданном эмоциональном
состоянии:
праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т.д.
выполнить оттиск с аппликацией на картоне.

16

27.12

27.12

Выразительные возможности
натюрморта

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн

а) Обобщить знания учащихся о предметном мире в
изобразительном искусстве и выражении переживаний и
17

етресурсы

мыслей художника, его личных, душевных представлений и
представлений окружающего мира
б) Развивать умения понимать, чувствовать и воспринимать
произведения искусства
в) Воспитывать художественный вкус Знать: о
предметном мире в изобразительном искусстве
Уметь:
понимать, чувствовать и воспринимать произведения
искусства;
Оформить свои творческие работы;
Экскурсия по выставке, просмотр фильмов об искусстве

Раздел 3: Портрет. 12 часов
17

17.01

17.01

Образ человека- главная тема комбиниров
анный
искусства

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить с изображением человека в искусстве
разных эпох, с историей возникновения портрета
б) Развивать понимание того, что в портретном
изображении должен выражаться характер человека, его
внутренний мир
в) Формировать умение находить красоту, гармонию,
прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
активизировать познавательный интерес к окружающему
миру и интерес к процессу обучения.
Знать: историю
возникновения портрета;

18

Уметь: находить красоту, гармонию, прекрасное во
внутреннем и внешнем облике человека;
Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека.
Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного
искусства различных эпох единство материала, формы и
декора уважительное отношение к национальному
искусству, использовать фантазию, воображение при
выполнении работы
ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел,
выполнять работу, оценивать результат своего труда
умение работать в группе, умение объяснять свой выбор,
аргументировать факты, высказывать свое мнение
выявлять и объяснять, в чем заключается связь
содержания с формой его воплощения в произведениях
декоративно-прикладного искусства
18

24.01

24.01

Конструкция головы
человека и ее пропорции

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции
головы человека, пропорциями лица.
б) Дать понятие средней линии и симметрии лица
в) Учить изображать голову человека с различно соотнесенными
деталями лица
г) Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус
19

д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное
во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать
познавательный интерес к окружающему миру и интерес к
процессу
Знать: понятие средней линии и симметрии лица;
закономерностями в конструкции головы человека, пропорции
лица.
Уметь: изображать голову человека с различно соотнесенными
деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т.
д.);
или выполнять аппликацию.

19

31.01

31.01

Изображение головы
человека в пространстве

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с техникой рисования головы человека
б) Учить правильно выбирать поворот или ракурс головы;
отработать приемы рисования головы
в) Развивать наблюдательность
г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету
д) Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное
во внутреннем и внешнем облике человека Знать:
технику рисования головы человека;
Уметь: правильно выбирать поворот или ракурс головы;
Выполнить объемное конструктивное изображение головы;
Работать карандашом.

20

07.02

07.02

Графический портретный
рисунок и выразительный
образ человека

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с историей изображения образа
человека в графическом портрете, его особенностями
б) Учить отражать в портрете индивидуальные
особенности, характер и настроение портретируемого,
20

располагать рисунок на листе
в) Развивать навыки изображения головы человека,
наблюдательность.
г) Воспитывать интерес к изучению личности каждого
человека, уважение к людям
д) Формировать умение находить красоту, гармонию,
прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Знать: особенности изображения образа человека в
графическом портрете;

Уметь: отражать в портрете индивидуальные особенности,
характер и настроение человека;
Правильно располагать рисунок на листе;
Выполнить рисунок набросок с натуры. Первый урок-работа
в карандаше, второй урок - в цвете.
Описать внешность и характер литературного героя по
портрету.
21

14.02.

14.02.

Элементы черчения .Правила
оформления чертежей.

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с многообразием элементов
черчения.
б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира
21

в) Продолжать работу по формированию навыков
конструирования из простых геометрических тел, из бумаги
г) Развивать пространственные представления
д) Воспитывать наблюдательность; способствовать
углублению межпредмеитных связей ( математики,
черчения, изобразительной деятельности).
Знать:
понятие форма, линейные, плоскостные и объемные формы.
Уметь: видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира;
Конструировать из бумаги простые геометрические тела.
22

28.02.

28.02

Проецирование.

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с проецированием.
б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира
в) Продолжать работу по формированию навыков
конструирования из простых геометрических тел, из бумаги
г) Развивать пространственные представления
д) Воспитывать наблюдательность; способствовать
углублению межпредмеитных связей ( математики,
черчения, изобразительной деятельности).
Знать:
понятие форма, линейные, плоскостные и объемные формы.
Уметь: видеть плоские геометрические тела в основе
22

различных предметов окружающего мира;
Конструировать из бумаги простые геометрические тела.
23

07.03

07.03

Расположение видов на
чертеже. Местные виды.

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить с видами расположений на местности.
б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира
в) Продолжать работу по формированию навыков
конструирования из простых геометрических тел, из бумаги
г) Развивать пространственные представления
д) Воспитывать наблюдательность; способствовать
углублению межпредмеитных связей ( математики,
черчения, изобразительной деятельности).
Знать:
понятие форма, линейные, плоскостные и объемные формы.
Уметь: видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира;
Конструировать из бумаги простые геометрические тела.

24

14.03

14.03

Образные возможности
освещения в портрете

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с особенностями изображения
человека при различном освещении, с изменением его
восприятия при направлении света сбоку, снизу, при
изображении против света, с контрастностью освещения
б) Развивать приемы изображения человека,
наблюдательность, технику рисования однородной
23

акварелью ( черной);
в) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию
Знать; особенности изображения человека при
различном освещении;
Понятие «контрастность освещения»;
Приемы изображения человека, , технику рисования
однородной акварелью ( черной);
Уметь: выполнить наброски (пятном) с изображением
головы в различном освещении. Черная акварель

25

21.03

21.03

Портрет в живописи

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

Подготовить реферат или презентацию на тему: Жизнь и
творчество И. Е. Репина
а) Познакомить учащихся с ролью и местом живописного
портрета в истории искусства, обобщенным образом
человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках
б) Учить составлять композицию в портрете;
совершенствовать технику работы карандашом, красками
в) Развивать приемы изображения человека,
наблюдательность
г) Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию
Знать: роль и место живописного портрета в истории
искусства;
обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в 1624

19 и 20 веках
Уметь: составлять композицию в портрете;
Выполнять работы карандашом, красками
Выполнять зарисовки композиции портретов с натуры в
карандаше.
Сбор информации по данной теме
26

04.04

04.04

Роль цвета в портрете

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

Знать истории геральдики. Уметь составлять герб
ремесленного цеха на материале средневековья
уважительное отношение к национальному искусству,
использовать фантазию, воображение при выполнении
работы
ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел,
выполнять работу, оценивать результат своего труда
умение работать в группе, умение объяснять свой выбор,
аргументировать факты, высказывать свое мнение
умение находить нужную информацию и пользоваться ею

27

11.04

11.04

Роль цвета в портрете

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) ) Познакомить учащихся с цветовым решением образа в
портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете
б) Развивать понимание того, что цветом можно выражать
25

настроение и характер героя портрета
в) Воспитывать интерес к человеку как личности
Знать: понятие цвета, тона и освещения в портрете;
Как цветом можно выражать настроение и характер героя
портрета;
Уметь: цветом выражать настроение и характер героя
портрета;
Выполнить автопортрета или портрета близкого человека
(члена семьи, друга).
Подобрать материал на тему: Великие портретисты
28

18.04

18.04

Великие портретисты

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Обобщить знания учащихся о жанре портрета
б) Проанализировать выражение творческой
индивидуальности художника в созданных им портретных
образах
в) Воспитывать творческую активность, интерес к искусству
Знать:
Уметь: Проанализировать выражение творческой
индивидуальности художника в созданных им портретных
образах;
Выполнить презентацию работ- портретов;

26

отчет по рефератам, их анализ и оценку
. Оформить свои творческие работы.
Раздел 4: Человек и пространство в изобразительном искусстве. 6ч
29

25.04

25.04

Жанры в изобразительном
искусстве

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) Систематизировать знания учащихся о жанрах
изобразительного искусства
б) Познакомить с предметами изображения и картиной мира
в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи
в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству;
укреплять межпредметные связи ( изобразительное
искусство, мировая художественная культура, музыка,
литература, история).
Знать: жанры изобразительного
искусства;
Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина:
бытовой и тематический жанр.
Уметь: Проиллюстрировать жанры изобразительного
искусства.

30

02.05

02.05

Изображения пространства

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Расширить знания учащихся о видах перспективы в
изобразительном искусстве.
б) Познакомить с особенностями изображения пространства в
искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами
линейной перспективы в искусстве и историей их открытия
в) Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

Знать:
27

виды перспективы в изобразительном искусстве;
Особенности изображения пространства в искусстве Древнего
Египта и Древней Греции;
Правила линейной перспективы в искусстве и историю их
открытия;
Понятие точки зрения, перспектива как изобразительная грамота.
Пространство иконы, его смысл;
Уметь: работать со словарями и энциклопедической литературой
31

09.05

09.05

Правила линейной и
воздушной перспективы

комбиниров
анный

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Расширить знания учащихся о перспективе как учении о
способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать
понятие точки зрения, точки схода.
б) Познакомить с правилами линейной и воздушной
перспективы и изменения контрастности
в) Учить изображать предметы с соблюдением правил
перспективы; совершенствовать технику работы
карандашом и гуашью.
Знать: о способах передачи
глубины пространства в искусстве;
понятие точки зрения, точки схода;
правила линейной и воздушной перспективы и изменения
контрастности;
Уметь: изображать предметы с соблюдением правил
перспективы; совершенствовать технику работы
28

карандашом и гуашью.
32

16.05

16.05

Пейзаж. Организация
изображаемого пространства

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

а) Расширить знания учащихся о пейзаже как
самостоятельном жанре в искусстве.
б) Познакомить с традициями изображения пейзажа в
Древнем Китае. Европе
в) Учить выбирать формат бумаги для картины, высоту
горизонта, находить правильное композиционное решение
при заполнении пространства; совершенствовать технику
работы с красками
г) Развивать творческое воображ Знать: понятие «пейзаж»
и его роль в искусстве;
традиции изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе
Уметь:
выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта,
находить правильное композиционное решение при
заполнении пространства;
работать с красками;
Выполнить изображение уходящей вдаль аллеи с
соблюдением правил перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

29

33

23-05

23-.05

Городской пейзаж

экскурсия

групп
овая

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с изображением образа города в
живописи, особенностями городского пейзажа в истории
искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века.
б) Учить выполнять городской пейзаж по правилам
линейной перспективы
в) Развивать творческое воображение, технику работы
карандашом.
г) Воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству,
любовь и привязанность к родным местам - краю, городу;
укреплять межпредметные связи (литература, ИЗО,
мировая художественная культура, история, черчение.)
Знать: особенности городского пейзажа;
Уметь: выполнять городской пейзаж с соблюдением правил
линейной перспективы;
Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры;
Выполнить Пейзаж- настроение. (Работа по представлению
и памяти с предварительным выбором яркого личного
впечатления. От состояния в природе. Изменчивые и яркие
цветовые состояния).
Работа над графической композицией «Городской пейзаж»,
«Мой город». Коллективная работа путем аппликации
отдельных изображений в общую композицию после
предварительного эскиза. (Внимание на ритмическую
30

композицию листа)
34

30.05

30.05

Выразительные возможности
изобразительного искусства.
Язык и символы литературы

комбиниров
анный

индая
работ
а

Презия,интерн
етресурсы

Подготовить доклады о работах художников- пейзажистов
а) Обобщить изученный за прошедший учебный год
материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы,
обсуждаемой в течение года, о значении изобразительного
искусства в жизни людей
б) Повторить виды изобразительного искусства, средства
выразительности, основы языка
в) Воспитывать на лучших образцах произведений
живописи интерес и уважительное отношение к
отечественному искусству; ; укреплять межпредметные
связи (литература, , изобразительное искусство, мировая
художественная культура, история.)
Знать: о значении
изобразительного искусства в жизни людей;
Виды изобразительного искусства, средства
выразительности, основы языка.
Выставка лучших работ учащихся за учебный год.

1

УУД формируются на каждом уроке, подробное описание формируемых УУД содержат технологические карты по урокам каждого раздела

31

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:
Автор

Название

Издательс
тво
Учитель

Год издания

1.

А.А.Лагутин

Рисунок

2.

Ю.М.Алиев

Теория и методика обучения
изобразительному искусству

-

2009

3.

С.Б.Дроздова

Изобразительное искусство

Учитель

2009

2008

2.Методическая литература:
Автор

Название

Год издания

М.А.Давыдова

Изобразительное искусство
и художественный труд
Поурочные разработки

Издательс
тво
Просвещен
ие
ВАКО

1.

Б.М.Неменский

2.
3.

Л.Ю.Бушкова

Поурочные разработки

ВАКО

2012

4.

О.В.Павлова

Изобразительное искусство

Учитель

2009

2011
2012

3. Литература для учащихся
Автор

Название

Издательство

1.

Н.М.Сокольникова

Основы композиции

Титул

Год
издания
1998

2.

Е.В.Амфилохиева

Полная
энциклопедия
Изобразительного искусства

Эксмо

1996

3.

А.Гуткнехт

Пейзажи

АСТ

2003

4.

Кр.Харт

Анатомия для художника

Минск

2005

Анализ выполнения программы
Параметры

Учебный период
1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год
Кол-во
%
часов

Кол-во
часов
по
программе
Проведено фактически
Разница в часах

33

Причины

Выполнение программы
Дата выполнения
Подпись учителя

34

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения
изменений,
дополнений

Тема урока

Причина
изменений в
программе

Способ
корректировки

Согласование с
курирующим предмет
заместителем директора
(подпись, расшифровка
подписи, дата)

Подпись лица,
внесшего
запись

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».