ИЗО 7 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 7 КЛАССА
Ступень вторая 34 часа за учебный год 2017-2018
Составитель: Байрамукова Фатима Магометовна
учитель высшей квалификационной категории

а. Эльтаркач 2017г
создано на основе ФГОС

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по __________________________ составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) – для 1-4 классов; или ФГОС
ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) – для 5-9 классов.
2. Образовательная программа образовательного учреждения (утверждена приказом от ______ № ________);
3. Учебный план ОУ (утверждён приказом от____ № ____);
4. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от____ № ____);
5. Примерные программы по учебным предметам. ______________________. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение,
2014.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень
учебников на 201_ -201_ учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнаукиот ____________№______.
СоставУМК (если имеется)
1.

2.

3.

Автор учебника
Б.М.Неменского
Л.А.Неменская
И.Н.Клочкова

Автор
Б.М.Неменский

Название учебника
Изобразительное
искусство

Издательство
Просвещение

Год издания
2014

Изобразительное
искусство
технологические
карты уроков

Волгоград
Учитель

2012

Книга для учителя
Методическое
пособие

Издательство
Волгоград
Учитель

Год издания
2012

Л.А.Неменская
2

4.

Автор

Учебный диск
Изобразительное
искусство

Издательство
Волгоград
Учитель

Год издания

Основа содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, на познание единства художественной и утилитарной функций произведений
декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного
декоративно-прикладного искусства.
Цель: освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о
выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры.
Задачи:


развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти,
эмоционально-эстетического восприятия действительности;



воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;



формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные
особенности.
Общая характеристика учебного предмета
Общая годовая тема 7 класса «Изобразительное искусство в жизни человека». 7 класс посвящен изучению собственно изобразительного
искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного
3

языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения
языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и
его культуре.
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных
народов.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества
Формирование художественно-творческой активности:
- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения ИЗО 7 классе ученик должен
знать:
•

о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

•

о месте станкового искусства в познании жизни;

•

о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

•

о произведениях агитационно-массового искусства;
4

•

о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века;

испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;
•

о выдающихся произведениях современного искусства.

уметь:
•

связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

•

работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

•

передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

•

изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

•

выполнять элементы оформления альбома или книги;

•

отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

•

вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве

Данная программа рассчитана на 34 часа для обязательного изучения изобразительного искусства на этапе среднего общего образования в 5
классе по 1 часу в неделю.
Общая характеристика процесса изучения предмета
Методы, формы и средства обучения
Разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические
работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Уроки изучения нового материала,
комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Формы текущего и итогового контроля
Устный опрос, изо викторин, изо кроссвордов, художественно-практические задания, выставки, викторины и др.
Межпредметные и внутрипредметные связи
ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);
5

ИЗО – литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка);
ИЗО – биология (знакомство с внешним строением растений, животных, людей);
ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца).
«Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его
связь с окружающей жизнью»
Результаты освоения программы по предмету
Личностные результаты изучения учебного предмета
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- умение сотрудничать с товарищами в природе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности
Описание места учебного предмета в учебном плане в 6 классе
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составит 34 часа в год.

6

Тематическое планирование
Указываем только количество видов работ в часах.
Раздел учебного курса

Раздел 1. Изображение
фигуры человека в
разные исторические
эпохи
Раздел 2. Поэзия
повседневности
Раздел 3. Великие
темы жизни
Раздел 4. Реальность
жизни и
художественный образ

Кол-во
часов
8

Контроль
Текущий и промежуточный контроль
Лабораторные
работы
-

Проекты
Экскурсии
-

-

8

-

-

1

-

12

-

-

-

-

6

-

-

-

-

Календарно-тематическое планирование

й

22.09

Пропорции и строение фигуры
человека.

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

регулятивные

личностные

коммуникативные

познаватель-ные

личностные

метапредмет-ные

предметные

Информационное
сопровождение

Форма контроля

Тип урока

факт

Раздел 1: Изображение фигуры человека в истории искусства. 8 ч
08.09
комбини
инд-ая
1
Изображение фигуры человека
рованны
работа
в истории искусства

2

Универсальные учебные
действия
(УУД)

Планируемые результаты

Тема урока
план

№урока

Дата
проведения

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека
в истории искусства.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и
любовь к искусству.
в) Развить творческую и познавательную активность
Знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении
для анализа развития истории искусств;
- роли и истории тематической картины в изобразительном
искусстве и её жанровых видах;
- процессе работы
художника над картиной, о роли эскизов и этюдов.
Уметь:
- изображать пропорции человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики, лепки
в соответствии с программными требованиями.

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с тем, как происходил
поиск пропорций в изображении фигуры человека
б) Сформировать представление о терминах «пропорции»,
«канон»
в) Развить творческую и познавательную активность
учащихся.
8

3

06.10

Пропорции и строение фигуры
человека.

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

4

13.10

Лепка фигуры человека

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и
искусству. Знать: пропорции тела человека, понятия
«золотое сечение», «канон»
Уметь: анализировать произведения скульпторов;
Составить схему движения фигур;
Выполнить скульптуру фигуры человека.
Подобрать иллюстративный материал, репродукции
произведений ИЗОс изображением людей различных
пропорций.
а) Познакомить учащихся с тем, как происходил
поиск пропорций в изображении фигуры человека
б) Сформировать представление о терминах «пропорции»,
«канон»
в) Развить творческую и познавательную активность
учащихся.
г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и
искусству. Знать: пропорции тела человека, понятия
«золотое сечение», «канон»
Уметь: анализировать произведения скульпторов;
Составить схему движения фигур;
Выполнить скульптуру фигуры человека.
Подобрать иллюстративный материал, репродукции
произведений ИЗОс изображением людей различных
пропорций.
а) Развить творческую и познавательную активность
б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории
в) Формировать практические навыки работы в технике
лепки с использованием каркаса Знать: термины
«скульптура», «каркас», «пропорции».
Уметь: работать в технике лепки с использованием каркаса,
вылепить скульптуру человека (на доступном для данного
возраста уровне).
9

Лепка фигуры человека в движении из пластилина.
5

20.10

6

27.10

Лепка фигуры человека

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Развить творческую и познавательную активность
б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории
в) Формировать практические навыки работы в технике
лепки с использованием каркаса Знать: термины
«скульптура», «каркас», «пропорции».
Уметь: работать в технике лепки с использованием каркаса,
вылепить скульптуру человека (на доступном для данного
возраста уровне).
Лепка фигуры человека в движении из пластилина.

Набросок фигуры человека с
натуры

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, ,
творческую и познавательную активность.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и
искусству.
в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека
г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках
его выполнениях. Знать: понятие наброска, картины.
Отдельные произведения живописи;
Как передается движение в живописи;
Пропорции идеальной фигуры и лица.
Уметь: изображать фигуру человека
Подобрать материал для тематической картины
10

«Профессия»

7

10.11

Набросок фигуры человека с
натуры

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, ,
творческую и познавательную активность.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и
искусству.
в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека
г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках
его выполнениях. Знать: понятие наброска, картины.
Отдельные произведения живописи;
Как передается движение в живописи;
Пропорции идеальной фигуры и лица.
Уметь: изображать фигуру человека
Подобрать материал для тематической картины
«Профессия»

8

17.11

Понимание красоты человека в
европейском и русском
искусстве

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Развить творческую и познавательную активность
б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории
в) Формировать практические навыки работы в технике
лепки с использованием каркаса Знать: термины
«скульптура», «каркас», «пропорции».
Уметь: работать в технике лепки с использованием каркаса,
вылепить скульптуру человека (на доступном для данного
возраста уровне).
Лепка фигуры человека в движении из пластилина.
11

.
9

24.11

Раздел 2: Поэзия повседневности. 8 часов
экскурси
Поэзия повседневной жизни в
я

групповая

искусстве разных народов

10

01.12

Тематическая картина.
Бытовойи исторические жанры

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представление о тематической (сюжетной)
картине, ее видах
б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра
через повторение и обобщение
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и
искусству
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую
и познавательную активность
Знать:
- о композиции,
особенностях построения произведения искусства;
- роли формата;
- выразительном значении размера произведения
- о поэтической красоте повседневности;
- роли искусства в жизни человека;
- роли художественных образов в понимании вечных тем
жизни.
Развивать навыки наблюдательности, способности
образного видения.
Уметь:
- строить тематические композиции;
- осуществлять поиски и способы выражения выбранной
темы.
Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»
Подобрать материал по теме «Малые голландцы»
а) Сформировать представление о тематической (сюжетной)
картине, ее видах
б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра
12

через повторение и обобщение
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и
искусству
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую
и познавательную активность
Знать:
- о композиции,
особенностях построения произведения искусства;
- роли формата;
- выразительном значении размера произведения
- о поэтической красоте повседневности;
- роли искусства в жизни человека;
- роли художественных образов в понимании вечных тем
жизни.
Развивать навыки наблюдательности, способности
образного видения.
Уметь:
- строить тематические композиции;
- осуществлять поиски и способы выражения выбранной
темы.

11

08.12

Сюжет и содержание в картине

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»
Подобрать материал по теме «Малые голландцы»
а) Продолжить знакомство учащихся с творчеством
художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова
б) Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
в) Дать представление о понятиях сюжет, тема и
содержания в произведениях изобразительного искусства.
Знать:
знакомство с творчеством художников Ян Вермера, А.
13

Пластова, З.Серебрякова;
понятия сюжет, тема и содержание в произведениях
изобразительного искусства.
Уметь: Выполнить наброски композиции с простым,
доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни.
12

15.12

Жизнь каждого дня – важная
тема в искусстве

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с творчеством художников,
входящих в Товарищество передвижных художественных
выставок
б) Развивать интерес к истории изобразительного искусства
России, творческую активность и мышление
в) Воспитать любовь к России и к ее национальному
искусству
Знать: о творчестве художников, входящих в
Товарищество передвижных художественных выставок
(«Передвижников»).
О творчестве художников бытового жанра 20 века
Главные музеи России: Третьяковская галерея
Уметь: «читать» картину;
Выделять особенности техники живописи у разных
художников.

14

13

15.12

Жизнь в моем городе в
прошлых веках

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления
объема предмета
б) Познакомить с понятиями « блики», «полутени»,
«собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»;
расширить представление о свете как средстве организации
композиции в картине.
в) Учить изображать геометрические тела с натуры с
боковым освещением
г) Развивать приемы работы красками
д) Воспитывать наблюдательность; углублять
межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая
художественная культура, литература, музыка .)
Знать: понятие «освещения» как средство выявления
объема предмета;
понятия « блики», «полутени», «собственная тень», «
рефлекс», « падающая тень»;
как при помощи света организовать композицию в
картине;
Уметь: при помощи света организовать композицию в
картине;
Выполнить изображение геометрических тел из дерева или
бумаги c боковым освещением;
15

Работать красками.

14

22.12

Жизнь в моем городе в
прошлых веках

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а)Объяснить понятие «освещения» как средства выявления
объема предмета
б) Познакомить с понятиями « блики», «полутени»,
«собственная тень», « рефлекс», « падающая тень»;
расширить представление о свете как средстве организации
композиции в картине.
в) Учить изображать геометрические тела с натуры с
боковым освещением
г) Развивать приемы работы красками
д) Воспитывать наблюдательность; углублять
межпредметные связи ( изобразительное искусство, мировая
художественная культура, литература, музыка .)
Знать: понятие «освещения» как средство выявления
объема предмета;
понятия « блики», «полутени», «собственная тень», «
рефлекс», « падающая тень»;
как при помощи света организовать композицию в
картине;
Уметь: при помощи света организовать композицию в
16

картине;
Выполнить изображение геометрических тел из дерева или
бумаги c боковым освещением;
Работать красками.
15

29.12

Праздник и карнавал в
изобразительном искусстве

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи,
богатстве его выразительных возможностей
б) Учить выражать в картине свои настроения и
переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен
в)Развивать технику работы кистью
г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое
цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.
Знать: о значении цвета в живописи о его
выразительных возможностях;
Уметь: выражать в картине свои настроения и переживания
с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
работать кистью;
выполнить натюрморт в заданном эмоциональном
состоянии:
праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т.д.
выполнить оттиск с аппликацией на картоне.
17

16

19.01

Праздник и карнавал в
изобразительном искусстве

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Расширить представления учащихся о цвете в живописи,
богатстве его выразительных возможностей
б) Учить выражать в картине свои настроения и
переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен
в)Развивать технику работы кистью
г) Воспитывать художественный вкус, эстетическое
цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков.
Знать: о значении цвета в живописи о его
выразительных возможностях;
Уметь: выражать в картине свои настроения и переживания
с помощью цвета и ритма цветовых пятен;
работать кистью;
выполнить натюрморт в заданном эмоциональном
состоянии:
праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т.д.
выполнить оттиск с аппликацией на картоне.

17

26.01

Раздел 3: Великие темы жизни 12 часов
комбини
Исторические и
рованны
мифологические темы в
й

искусстве разных эпох

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представление о сложном мире
исторической картины.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
интерес к истории, любовь к искусству
18

в) Формировать и развивать навыки работы
художественными материалами в технике рисунка и
живопись
Знать: особенности исторической картины;
Понятия: исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок;
Уметь: подбирать сюжет, выполнять эскизы и наброски;
работать художественными материалами в технике рисунка
и живопись;
создавать собственные проекты- картины на историческую
тему.а) Познакомить с изображением человека в искусстве
разных эпох, с историей возникновения портрета
б) Развивать понимание того, что в портретном
изображении должен выражаться характер человека, его
внутренний мир
в) Формировать умение находить красоту, гармонию,
прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
активизировать познавательный интерес к окружающему
миру и интерес к процессу обучения.
Знать: историю
возникновения портрета;

Уметь: находить красоту, гармонию, прекрасное во
внутреннем и внешнем облике человека;

19

Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека.
Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного
искусства различных эпох единство материала, формы и
декора уважительное отношение к национальному
искусству, использовать фантазию, воображение при
выполнении работы
ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел,
выполнять работу, оценивать результат своего труда
умение работать в группе, умение объяснять свой выбор,
аргументировать факты, высказывать свое мнение
выявлять и объяснять, в чем заключается связь
содержания с формой его воплощения в произведениях
декоративно-прикладного искусства
18

02.02

Тематическая картина в
русском искусстве разных эпох

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого
русского художника В.И. Сурикова
б) Сформировать представление об историческом жанре в
живописи
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
любовь к искусству
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и
познавательную активность Знать: о жизни и творчестве
великого русского художника В.И. Сурикова;
Особенности исторического жанра в искусстве;
20

Понятие «сюжет».
Уметь: Подобрать материал для работы над картиной на
историческую тему

19

09.02

Процесс работы над
тематической картиной

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представление о сложном мире
исторической картины.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
интерес к истории, любовь к искусству
в) Формировать и развивать навыки работы
художественными материалами в технике рисунка и
живопись
Знать: особенности исторической картины;
Понятия: исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок;
Уметь: подбирать сюжет, выполнять эскизы и наброски;
работать художественными материалами в технике рисунка
и живопись;
создавать собственные проекты- картины на историческую
тему.

20

16.02

Процесс работы над
тематической картиной

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представление о сложном мире
исторической картины.
21

б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
интерес к истории, любовь к искусству
в) Формировать и развивать навыки работы
художественными материалами в технике рисунка и
живопись
Знать: особенности исторической картины;
Понятия: исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок;
Уметь: подбирать сюжет, выполнять эскизы и наброски;
работать художественными материалами в технике рисунка
и живопись;
создавать собственные проекты- картины на историческую
тему.
21

23.02

Процесс работы над
тематической картиной

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представление о сложном мире
исторической картины.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
интерес к истории, любовь к искусству
в) Формировать и развивать навыки работы
художественными материалами в технике рисунка и
живопись
Знать: особенности исторической картины;
Понятия: исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок;

22

Уметь: подбирать сюжет, выполнять эскизы и наброски;
работать художественными материалами в технике рисунка
и живопись;
создавать собственные проекты- картины на историческую
тему.
22

02.03

Библейские темы в
изобразительном искусстве

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта
«Возвращение блудного сына»
б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной
картины
в) Формировать зрительские умения и навыки;
г) Воспитать ассоциативно-образное мышление,
эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное
в жизни искусстве;
д) Развивать интерес к искусству и особенностям его
образного языка;
Знать: понятия: библейский жанр,
сюжет, содержание, колорит «художественный язык»,
Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение
блудного сына»
Уметь: Работать в малом коллективе (группе), вести
поисковую работу;

23

выполнить работу в библейском жанре.

23

09.03

Элементы черчения.
Аксонометрические проекции

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить с аксонометрическими проекциями
б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира
в) Продолжать работу по формированию навыков
конструирования из простых геометрических тел
г) Развивать пространственные представления
д) Воспитывать наблюдательность; способствовать
углублению межпредметных связей ( математики, черчения,
изобразительной деятельности). Знать: понятие форма,
линейные, плоскостные и объемные формы.
Уметь: видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира;
Конструировать из бумаги простые геометрические тела.

24

16.03

Круглые поверхности
аксонометрических проекций

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить с аксонометрическими проекциями
б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира
в) Продолжать работу по формированию навыков
конструирования из простых геометрических тел
24

г) Развивать пространственные представления
д) Воспитывать наблюдательность; способствовать
углублению межпредметных связей ( математики, черчения,
изобразительной деятельности). Знать: понятие форма,
линейные, плоскостные и объемные формы.
Уметь: видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира;
Конструировать из бумаги простые геометрические тела.
25

23.03

Технический рисунок

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Познакомить с понятием – технический рисунок
б) Учить видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира
в) Продолжать работу по формированию навыков
конструирования из простых геометрических тел
г) Развивать пространственные представления
д) Воспитывать наблюдательность; способствовать
углублению межпредмеитных связей ( математики,
черчения, изобразительной деятельности).
Знать:
понятие форма, линейные, плоскостные и объемные формы.
Уметь: видеть плоские геометрические тела в основе
различных предметов окружающего мира;
Конструировать из бумаги простые геометрические тела.
25

26

06.04

Монументальная скульптура и
образ истории народа на
примере Эрмитажа

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представления об Эрмитаже как
сокровищнице мирового искусства
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
любовь и интерес к искусству
в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память,
способность анализировать материал, сравнивать, строить
аналогии
Знать:
об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства;
о коллекции Эрмитажа;
Уметь:
Различать картины известных художников;
Анализировать их содержание, образный язык
произведений разных видов и жанров изобразительного
искусства.
Повторить пройденный материал по темам
I-III четверти.
викторина

27

13.04

Монументальная скульптура и
образ истории народа на

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
ет-

а) Сформировать представления об Эрмитаже как
26

примере Эрмитажа

ресурсы

сокровищнице мирового искусства
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
любовь и интерес к искусству
в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память,
способность анализировать материал, сравнивать, строить
аналогии
Знать:
об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства;
о коллекции Эрмитажа;
Уметь:
Различать картины известных художников;
Анализировать их содержание, образный язык
произведений разных видов и жанров изобразительного
искусства.
Повторить пройденный материал по темам
I-III четверти.
викторина

28

20.04

Место и роль картины в
искусстве 20 века

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представления о художественных музеях и
их типах
б) Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и
27

России
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
интерес к истории изобразительного искусства
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность
анализировать материал, выделять главное
Знать:
о художественных музеях и их типах;
крупнейшие музеи мира и России;

Уметь: анализировать материал, выделять главное;
Провести поисковую работу на тему «Великие музеи мира»
(по предложенному списку).
29

Раздел 4: Реальность жизни и художественный образ. 6ч
27.04
Искусство иллюстрации. Слово комбини
рованны
и изображение
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представления о плакате, как особом виде
графики, отметив специфику его образного языка
б) Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его
взаимосвязью с рисунком
в) Формировать и развивать навыки работы
художественными материалами в технике графики по
выполнению плакатов и аппликаций
г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную
отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
28

Знать: отличие плакатной графики от других видов
графики;
Специфику образного языка плакатной графики;
Порядок выполнения плакатов;
Мастеров плакатной графики;
Роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком.
Уметь: работать художественными материалами в технике
графики по выполнению плакатов и аппликаций.
Разрабатывать плакат на заданную тему.(индивидуальная
или групповая работа)

30

04.05

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представления о плакате, как особом виде
графики, отметив специфику его образного языка
б) Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его
взаимосвязью с рисунком
в) Формировать и развивать навыки работы
художественными материалами в технике графики по
выполнению плакатов и аппликаций
г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную
отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
Знать: отличие плакатной графики от других видов
29

графики;
Специфику образного языка плакатной графики;
Порядок выполнения плакатов;
Мастеров плакатной графики;
Роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком.
Уметь: работать художественными материалами в технике
графики по выполнению плакатов и аппликаций.
Разрабатывать плакат на заданную тему.(индивидуальная
или групповая работа)

31

11.05

Зрительные умения и их
значение для современного
человека

комбини
рованны
й

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представления об основных видах письма,
о классификации шрифтов.
б) Познакомить учащихся с ролью текста и применением
шрифтов.
В) Формировать навыки
выполнения заглавных букв устава и изображать их.
Знать: виды письма;
Классификацию шрифтов;
Область применения разных видов шрифтов.
30

Уметь: разработать заглавные буквы устава и изображать их
32

18.05

Зрительные умения и их
значение для современного
человека

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представления об основных видах письма,
о классификации шрифтов.
б) Познакомить учащихся с ролью текста и применением
шрифтов.
В) Формировать навыки
выполнения заглавных букв устава и изображать их.
Знать: виды письма;
Классификацию шрифтов;
Область применения разных видов шрифтов.

Уметь: разработать заглавные буквы устава и изображать их
33

25-05

История искусства и история
человечества. Стиль и
направления в изобразительном
искусстве

экскурси
я

групповая

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представление о сложном мире искусства.
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
интерес к истории, любовь к искусству
в) Формировать и развивать навыки работы
художественными материалами в технике рисунка и
живопись
31

Знать: особенности истории искусства
Понятия: исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок;
Уметь: подбирать сюжет, выполнять эскизы и наброски;
работать художественными материалами в технике рисунка
и живопись;
создавать собственные проекты- картины на историческую
тему.а) Познакомить с изображением человека в искусстве
разных эпох, с историей возникновения портрета
б) Развивать понимание того, что в портретном
изображении должен выражаться характер человека, его
внутренний мир
в) Формировать умение находить красоту, гармонию,
прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
активизировать познавательный интерес к окружающему
миру и интерес к процессу обучения.
Знать: историю
возникновения портрета;

34
25.05

Крупнейшие музеи
изобразительного искусства и
их роль в культуре

комбини
рованны
й

инд-ая
работа

Презия,интерн
етресурсы

а) Сформировать представления о музеях мира как
сокровищнице мирового искусства
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру,
32

любовь и интерес к искусству
в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память,
способность анализировать материал, сравнивать, строить
аналогии
Знать:
О музеях как сокровищнице мирового искусства;
о коллекциях музея
Уметь:
Различать картины известных художников;
Анализировать их содержание, образный язык
произведений разных видов и жанров изобразительного
искусства.

1

УУДформируются на каждом уроке, подробное описание формируемых УУД содержат технологические карты по урокам каждого раздела

33

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Учебные пособия других авторов, используемые для подготовки к учебным занятиям:
Автор

Название

Издательс
тво
Учитель

Год издания

1.

А.А.Лагутин

Рисунок

2.

Ю.М.Алиев

Теория и методика обучения
изобразительному искусству

-

2009

3.

С.Б.Дроздова

Изобразительное искусство

Учитель

2009

2008

2.Методическая литература:
Автор

Название

Год издания

М.А.Давыдова

Изобразительное искусство
и художественный труд
Поурочные разработки

Издательс
тво
Просвещен
ие
ВАКО

1.

Б.М.Неменский

2.
3.

Л.Ю.Бушкова

Поурочные разработки

ВАКО

2012

4.

О.В.Павлова

Изобразительное искусство

Учитель

2009

2011
2012

3. Литература для учащихся
Автор

Название

Издательство

1.

Н.М.Сокольникова

Основы композиции

Титул

Год
издания
1998

2.

Е.В.Амфилохиева

Полная
энциклопедия
Изобразительного искусства

Эксмо

1996

3.

А.Гуткнехт

Пейзажи

АСТ

2003

4.

Кр.Харт

Анатомия для художника

Минск

2005

Анализ выполнения программы
Параметры

Учебный период
1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год
Кол-во
%
часов

Кол-во
часов
по
программе
Проведено фактически
Разница в часах

35

Причины

Выполнение программы
Дата выполнения
Подпись учителя

36

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения
изменений,
дополнений

Тема урока

Причина
изменений в
программе

Способ
корректировки

Согласование с
курирующим предмет
заместителем директора
(подпись, расшифровка
подписи, дата)

Подпись лица,
внесшего
запись

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».