ОБЖ-8 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 8 класса
Уровень:

Базовый, общеобразовательный

Учитель:

Казалиев Кады Ачахматович

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ)
для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников,
М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2017).
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю за счет времени федерального компонента, 35
часов в год.
Рабочая программа составлена на основании Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года
№1312; Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ
от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской
Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования».
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: школьный учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т.
Хренников Б.О. под редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2007 г.), включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080, и методическое пособие для учителя (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные разработки. М. Просвещение, 2010 г.).
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного
общего образования по ОБЖ и авторской программой учебного курса. Изменений в авторскую образовательную программу под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений) не внесено.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения:
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора
риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
(ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по
предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья;
умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Формы занятий, используемые при обучении:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- подготовка индивидуальных рефератов;
- индивидуальные консультации;
- практические занятия;
- внеклассная и внешкольная работа (участие во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Безопасное колесо» и пожарноприкладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления
правильно действовать.
Учащийся должен:
знать:
• основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и
социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях;
• организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера,
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
• приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для
ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления
большого количества людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в
общественном транспорте;
• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой
химии в повседневной жизни;
• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или
при захвате в качестве заложника;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых
ситуациях;
• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Содержание программы
Тема 1. Пожарная безопасность.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины
возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности
граждан в области пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила
безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила
безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах.
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях
загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.
Общие понятия о чрезвычайной ситуаций техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно-опасных, химически
опасных и взрывопожароопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия.
Аварии на гидротехнических сооружениях объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных ЧС техногенного характера.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера.
Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных
объектах.
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека,
его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья
человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность – основные составляющие ЗОЖ. ЗОЖ
как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их
безопасности.

Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Профилактика инфекционных
заболеваний. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
Средства оказания ПМП при отравлениях и утоплении.
Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком.
Формы и средства контроля
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование).
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также
практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или
их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании
учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 –
100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность
или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные
или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах,
то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность
или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает
учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность
или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то
оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.
Темы для контрольного тестирования:
1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения.
Темы практических работ:
1. Назначение, устройство и правила использования переносных огнетушителей.
2. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
3. Оказание первой медицинской помощи при отравлении аварийными химически опасными веществами.
4. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
Темы самостоятельных работ:
1. Значение сигналов светофора и регулировщика.
3. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Контрольные тесты:
ВАРИАНТ 1
1. Перечисли, по каким частям дороги разрешается движение пешеходов.
2. Перечисли основные правила, которые должен выполнять пассажир.
3. Каково значение зеленого мигающего сигнала светофора для пешехода?
ВАРИАНТ 2
1. Перечислите действия пассажира при пожаре в автобусе.
2. Назовите все места, где пешеходы могут переходить проезжую часть.
3. Каково значение желтого мигающего сигнала светофора для пешехода?
ВАРИАНТ 3
1. Как должен перейти дорогу пешеход при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка?
2. Перечисли основные правила, которые запрещается выполнять пассажиру.
3. Каково значение желтого сигнала светофора для пешехода?

ВАРИАНТ 1
1. Что такое радиационно опасный объект?
2. Как классифицируются аварии на химических объектах (приведи пример)?
3. Перечисли все средства защиты органов дыхания человека по мере убывания их защитных качеств?
ВАРИАНТ 2
1. Что такое химически опасный объект?
2. Как классифицируются противогазы по принципу действия, приведи пример?
3. Перечисли действия населения при аварии на РОО?
ВАРИАНТ 3
1. Что такое чрезвычайная ситуация техногенного характера?
2. Какие излучения относятся к ионизирующим, чем они опасны для человека?
3. Перечисли основные мероприятия по химической защите населения?
ВАРИАНТ 4
1. Что такое очаг химического поражения?
2. Как классифицируются аварии на атомных объектах (приведи пример)?
3. Перечисли действия населения при аварии на ХОО?
ВАРИАНТ 5
1. На какие объекты подразделяются все гидротехнические сооружения? Приведи примеры.
2. Перечисли поражающие факторы взрыва на взрывопожароопасном объекте.
3. Перечисли возможные причины возникновения пожаров на промышленных объектах.
ВАРИАНТ 6
1. Какие объекты называются взрывопожароопасными? Приведи примеры.
2. Перечисли поражающие факторы гидродинамической аварии.
3. Перечисли действия населения при угрозе затопления вследствие гидродинамической аварии.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Школьный учебник для 8 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т.
Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2007 г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник
для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников
Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11
классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова
А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека.
5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека
учителя).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова,
В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. (Готовые домашние задания).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова,
В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. (Готовые домашние задания).

Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. (Высшее профессиональное образование).
УМК «Безопасность дорожного движения»:
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения.
Методическое пособие. 5-9 кл.
Оборудование и приборы
1. Плакат «Действия при техногенных авариях».
2. Плакат «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Фильтрующие противогазы ГП-5, респираторы Р-2, ватно-марлевые повязки.
5. Аптечка первой медицинской помощи.
6. Персональный компьютер.
7. Мультимедийный проектор, настенный экран.

№ модуля
раздела,
темы
М-I
Р- I
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5

Распределение времени по разделам и темам программы
Наименование модуля, раздела, темы
Количество
часов

Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Пожарная безопасность
Безопасность на дорогах
Безопасность на водоемах
Экология и безопасность
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Р - II
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита
населения
Тема 6 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
M - II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Р- III
Основы здорового образа жизни
Тема 7 Здоровый образ жизни и его составляющие
Р- IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Тема 8 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Всего часов:

23
16
3
3
3
2
5
7
4
3
12
8
8
4
4
35

Номер
раздела,
темы,
урока
М-I
Р-I
Тема 1
1.1
1.2

1.3

Тема 2
2.1
2.2
2.3
Тема 3
3.1
3.2
3.3
Тема 4
4.1
4.2
Тема 5

5.1
5.2
5.4
5.6

Календарно-тематическое планирование
Часы учебноДата
Наименование модуля, раздела, темы,
го времени
План
Факт
урока
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты
населения
Права, обязанности и ответственность
граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
Организация дорожного движения.
Обязанности пешеходов и пассажиров
Велосипедист- водитель транспортного средства.
Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в
различных условиях
Безопасный отдых на водоёмах
Оказание помощи терпящим бедствие
на воде
Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной
среды и здоровье человека
Правила безопасного поведения при
неблагоприятной экологической обстановке
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Пожары на взрывопожароопасных
объектах экономики и их возможные

23
16
3
1
1

1

3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1

5

1
1
1
1

5.8
Р - II
Тема 6
6.1
6.2
6.3

6.4
Тема 7

7.1

7.2
7.3

M - II
Р- 4
Тема 8
8.1
8.2

8.3
8.4

8.5

8.6
8.7

последствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение безопасности населения
от чрезвычайных ситуаций
Обеспечение радиационной безопасности населения
Обеспечение химической защиты
населения
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
Обеспечение защиты населения от
аварий на гидротехнических сооружениях
Организация защиты населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях техногенного
характера
Эвакуация населения
Мероприятия по инженерной защите
населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни и его
составляющие
здоровье как основная ценность человека
Индивидуальное здоровьечеловека, его
физическая, духовная и социальная
сущность
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления
здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика
основных неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на
здоровье
Профилактика вредных привычек

1

4
1
1
1

1

3

1

1
1

12
8
8
1
1

1
1

1

1
1

8.8
P-IV
Тема 9

9.1
9.2

9.3
9.4

Здоровый образ жизни и безопасность
жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (практическое занятие)
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
Первая медицинская помощь при
отравлении АХОВ (практические занятия)
Первая медицинская помощь при
травмах (практические занятия)
Первая медицинская помощь при
утоплении (практические занятия)
Всего часов:

1
4
4

1
1

1
1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».