РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ» (МКОУ «СОШ а. Эльтаркач») Программа кружка «О малой родине моей» 2 часа в неделю (всего 68 часов) Составитель: учитель географии Хачирова Алла Ниязбиевна 2020-2021 учебный год «Кто не знает прошлого, у того нет будущего» В будущее мы входим оглядываясь на прошлое… П.Валери Пояснительная записка. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Данная программа объединяет детей, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и аула. В ходе реализации программы дети знакомятся с жизнью и историей замечательных людей своего аула, занимаются изучением материальной и традиционной культурой своего народа. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы. Программа «О малой родине моей» предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 12-16 лет. Программа реализуется в течение 2020-2021 учебного года по 2 часа в неделю. Итого 68 часов. Цели программы: познакомить учащихся с историко - культурным наследием аула Эльтаркач; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности. Задачи программы: Изучение прошлого и настоящего аула Эльтаркач, обычаев, традиций и духовной культуры. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном ауле. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. Активизация поисковой деятельности учащихся. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины». Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности. Материально-техническая база: Школьный музей истории аула Эльтаркач, зал боевой славы. Тематический план № Темы занятий Кол-во часов 1 раздел - «Введение в краеведение» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае «История аула» «Школа вчера, сегодня, завтра» Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи Я и мой аул. Моя аул через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей аула в будущем История моей страны в названиях улиц. Названия улиц нашего аула. История в названиях улиц. « Их имена навечно останутся в нашей памяти» Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны. Создание папки «ВОВ в судьбе моей семьи» Уход за памятником – обелиском павшим односельчанам в годы В.О.В История создания обелиска воинам – односельчанам в годы ВОВ. «Не позволяй душе лениться» Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами. Сбор материалов о людях разных профессий. История возникновения колхоза «Эльтаркач», председатели колхоза. Встречи со старожилами – колхозниками, сбор информации, фото, различных документов Рождение аула Эльтаркач. Сбор материала для создания папки. Мой аул до и после депортации. Обработка собранного материала Создание презентации Экскурсии в школьный музей, заочные экскурсии по местам боевой славы. Итоговое занятие Поездка в музей защитникам перевалов Кавказа Итого 2 2 2 2 2 2 4 4 2 3 2 2 2 2 5 2 4 2 2 68