Программа дополнительного образования школы 2020(3)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. Ю.К. КАРАКЕТОВА А. ЭЛЬТАРКАЧ»

Рассмотрена
на заседании педсовета
Протокол № 1 от 31.08.2020г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________
Боташова А.Р.
Приказ от 31.08.2020г. № 165

Программа
дополнительного образования
на 2020-2024 учебный год

а. Эльтаркач, 2020

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование
Программы

Программа дополнительного образования муниципального казённого
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач»

Сроки реализации 2020-2024 годы
Программы
Руководители дополнительного образования
Разработчик
Программы
Исполнители
 Педагогический коллектив
Программы
 Учащиеся
Администрация школы
Заказчик
Научнометодическая
основа
Основные этапы и
формы обсуждения
Программы

Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального,
районного, республиканского и Всероссийского уровня
 Обсуждение в коллективах учащихся, учителей, родителей.
 Заседания МО.
 Собрания, занятия и мероприятия в коллективах.

Цель программы: реализация основной стратегии учреждения в области
образовательной политики, ее основных принципов, направлений,
содержания дополнительного образования, ведущих технологий и
Цели
и
задачи методик, приоритетов деятельности коллектива для достижения
стратегической цели. Всестороннее удовлетворение социального заказа
Программы
граждан в образовательных потребностях; обеспечение благоприятных
условий
для
личностного
развития,
творческого
роста
и
профессионального
самоопределения
детей
через
предметную
деятельность.
Задачи программы:
 наметить основные направления и средства совершенствования
условий для достижения целей учреждения (оптимизация учебного
плана и дополнительных общеобразовательных программ, развитие
педагогического
потенциала,
информационных,
материальнотехнических, учебно-методических условий);
 определить основные инновационные технологии и методики
реализации содержания дополнительного образования с целью
создания общей интеллектуально-творческой среды для проявления и
развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления
достижений одаренных ребят;
 наметить конкретные меры по сохранению психического и
физического здоровья обучающихся.

Основные ресурсы

 образовательные ресурсы: содержание, технологии образования, его
вариативность, дифференциация и индивидуализация учебновоспитательного процесса. Они реализуются в непосредственной
образовательной деятельности педагогов и обучающихся;
 кадровое,
программно-методическое,
управленческое,
информационное,
материально-техническое
обеспечение
образовательного процесса;
 организация социокультурной среды, создающей условия для
развития личности: режим деятельности, социальная защита
участников образовательного процесса, ориентация на сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.

Ожидаемые
результаты

 выявление задатков и развитие способностей детей к определенным
видам деятельности;
 увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
 создание индивидуальных образовательных программ;
 обобщение и систематизация материалов педагогической практики;
 повышение квалификации и объединение учителей
 повышение ответственности учителей, социально-психологической
службы гимназии при организации работы;
 активизация участия родителей и окружающего социума в работе;
 создание и применение на практике комплексной программы работы;
 создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного
отношения к детям;
 повышение качественных показателей успеваемости учащихся;
 увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах
различного уровня.

Основное
предназначение
программы

развитие мотивации личности к познанию и творчеству, их
самовыражения,
саморазвития,
самоопределения,
реализация
дополнительных образовательных программ в интересах личности,
общества, государства

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях перехода к информационному обществу актуальной становится
такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в
общественные и экономические процессы. Конкурентные преимущества дополнительного
образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих
его характеристиках:
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие
человека
вариативность содержания и форм организации образовательного процесса
доступность глобального знания и информации для каждого
адаптивность к возникающим изменениям
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и
значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию
склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения
детей и молодежи.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития
личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ,
оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной
деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному
образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов.
Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные
социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование
детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития
образования в России".
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность
обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристскокраеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской
работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными
возможностями.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития
личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их
родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к
академическому учению. Также, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается
на результатах общего образования.
Дополнительное образование детей создано в целях реализации процесса становления
личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающих
средах.
Дополнительное
образование
детей
является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
III. РАБОТА ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОУ СТРОИТСЯ
НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:

 Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской
Федерации»
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013
года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного
санитарного врача России от 29.12.2010 года №189, зарегистрированное в Минюсте
России 03.03.2011 №189), с изменениями от 24.11.2015 года.
 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1726-р от 04.09.2014 года
«Концепция развития дополнительного образования детей»
 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2506-р от 24.12.2013 года
«Концепция развития математического образования в Российской Федерации»
 Устав МКОУ «СОШ а. Эльтаркач»
 Положение о дополнительном образовании МКОУ «СОШ а. Эльтаркач»
Образовательная программа учитывает запросы обучающихся и их родителей (законных
представителей), способствует реализации права родителей (законных представителей) на
информацию об образовательном учреждении, право на выбор направленности, вида
деятельности, право на гарантию качества образовательных услуг; является основанием для
определения качества реализации образовательной деятельности; определяет цели, задачи,
направления развития образования, координирует деятельность всего педагогического
коллектива.
Система дополнительного образования в школы функционирует круглогодично и позволяет
коллективам показать свои достижения посредством творческих отчетов, выставок, концертов.
Создаются условия для непрерывного процесса развития творческой деятельности.
ДАННАЯ СИСТЕМА ИМЕЕТ СВОИ ПРЕИМУЩЕСТВА:
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
детям предоставляется возможность сочетать разные направления и формы занятий,
переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню
интеллектуального развития);
учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального содружества
детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной
деятельности.
Школа осуществляет обучение и воспитание детей, способных к активному и интеллектуальному
труду, формирует всесторонне развитую личность, реализует право детей на развитие своих
способностей.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется для обучающихся 1- 11 классов
школы. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным

программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.
Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы с учетом запроса
участников образовательных отношений и имеющихся в школе условий. Учащиеся, родители
учащихся (законные представители) имеют право выбирать для обучения дополнительные
общеобразовательные программы, предлагаемые гимназией.
На деятельность объединений дополнительного образования в школы в текущем 2020-2021
учебном году отведено 18 часов. Исходя из целей воспитательной работы школы, запросов
обучающихся их родителей (законных представителей), в 2020-2021 учебном году в школы
функционирует 11 объединений дополнительного образования.
Расписание занятий в объединениях дополнительного образования для обучающихся в МКОУ
«СОШ а. Эльтаркач» составляется с учетом того, что занятия в объединениях являются
дополнительной нагрузкой к основной образовательной программе.
При зачислении в объединение физкультурно-оздоровительной направленности каждый ребенок
должен представить справку от врача о состоянии здоровья.
Ответственность за организацию объединений дополнительного образования и составление
расписания несёт заместитель директора, курирующий воспитательную работу в школы, по
заявлению педагогических работников. Расписание утверждается директором школы. Перенос
занятий или изменение расписания производится только с согласия заместителя директора по
воспитательной работе.
Между основными учебными занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от
обучения) и посещением объединений дополнительного образования обучающихся перерыв для
отдыха должен быть не менее 10-15 минут. Начало занятий в объединениях дополнительного
образования не ранее 8.00 ч., а окончание — не позднее 20.00 ч.
Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются дополнительной
образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму
деятельности детей в образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования — 45 минут.
Перерыв между занятиями 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещения.
В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательновоспитательной деятельности: аудиторные занятия, семинары, практикумы, экскурсии, концерты,
выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и
индивидуально.

IV. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

При организации дополнительного образования детей ОУ опирается на следующие
приоритетные принципы:
1. Принцип доступности.
Дополнительное образование – образование доступное. Здесь могут заниматься любые
дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; «проблемные» – с
отклонениями в развитии, в поведении, дети инвалиды. При этом система дополнительного
образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей
получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации
принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых
школой услуг.
2. Принцип природосообразности.
В дополнительном образовании детей все программы отвечают тем или иным
потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая
вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и региональный стандарт). Если в
дополнительном образовании программа не соответствует запросам ее основных потребителей
или перестает пользоваться спросом, она просто "уходит со сцены".
3. Принцип индивидуальности.
Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями
в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида
деятельности, конкретного объединения и даже педагога.
4.
Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и
педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута:
программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п.,
максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально
удовлетворяющих интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
5. Принцип развития.
Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает
развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование
педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в
целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного
образования – развитие личности воспитанника.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного
досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями
созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно,
становится важным условием перехода на новый стандарт.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых
условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в

условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому
обществу.
8. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственноэмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой
программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов,
образовательной среды.
9. Принцип диалога культур.
Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития
общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного
постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе
дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания
прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных
ценностей, как в искусстве, так и вне его.
10. Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды
деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
11.
Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования
означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности,
обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой
модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности
к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание
атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом
его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле,
спортивная игра и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
12. Принцип разновозрастного единства.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество
обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята
могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
13.

Принцип поддержки инициативности и активности

Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию,
поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
14.

Принцип открытости системы.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и
образования направлена на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий
для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей.
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Материально-технические условия соответствуют целям и задачам дополнительного
образования. Для реализации программ дополнительного образования ОУ имеет:
актовый зал,
спортивный зал
универсальная спортивная площадка,
библиотека,
учебные кабинеты, оснащенные мультимедийными проекторами и интерактивными
досками.
В системе дополнительного образования ОУ работают 7 педагогов.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
СЛЕДУЮЩИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ:
обучающиеся занимаются в объединениях в свободное от основной учебы время;
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
обучение ведется на русском языке;
занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным
программам следующих направленностей: физкультурно-спортивной, художественной,
туристско-краеведческой, социально-педагогической, культурологической, военнопатриотической);
каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в
течении года;
численный состав учебных групп определяется педагогом в соответствии с характером
деятельности, возрастом обучающихся, площади кабинета и дополнительной
общеобразовательной программой, утвержденной приказом директора;
детям предоставляются возможности сочетать различные формы обучения;
деятельность обучающихся осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях;
образовательный процесс организуется как с целой группой, так и по подгруппам, а также
могут быть организованы индивидуальные занятия в течение всего учебного года;
в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут
участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные
представители) без включения в основной состав;
при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут организовываться
и проводиться массовые мероприятия, а также создаваться необходимые условия для
совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей);
при приеме в спортивные, туристические, хореографические объединения необходимо
медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка;
учреждение самостоятельно в выборе оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся.

VII. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ СОСТАВЛЕНО С УЧЕТОМ:

санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования
детей (СанПиН 2.4.4.1251-03);
целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;
создания необходимых условий для воспитанников разных возрастных групп.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Наименование
кружка
По малой Родине
моей
Юный эколог
Юный химик
Юный исследователь
Разноцветный мир
Страна фантазии
Умелые ручки
Юный физик
Решение
нестандартных задач
по физике
Занимательная
физика
Юный стрелок
Юный пешеход
Юный шахматист
Баскетбол
Волейбол
Футбол

Кол-во
уч-ся
20

Ф.И.О.

Дата и время проведения

Хачирова А.Н.

Среда -15.00.

20
20
20
20
20
20
20
20

Ногайлиева Х.О.
Ногайлиева Х.О.
Ногайлиева Х.О.
Байрамукова Ф.М.
Байрамукова Ф.М.
Байрамукова Ф.М.
Боташева М.С.
Боташева М.С.

20

Боташева М.С.

Пятница – 15.50.

20
20
20
20
20
20

Казалиев К.А.
Казалиев К.А.
Боташов И.О.
Боташов И.О.
Боташов И.О.

Четверг - 15.00.
Пятница -15.00.
Вторник – 15.00
Четверг – 15.00
Среда – 15.00

Лайпанов Р.Р.

Понедельник -15.50.
Среда -15.50
Четверг -15.50.
Среда -14.20
Понедельник -15.00.
Вторник - 13.30
Вторник -15.50.
Среда – 15.50.

Вторник -14:50

VIII. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММАХ В 2019-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ
Образовательная деятельность в МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» осуществляется в
соответствии с образовательной программой, которая представляет собой совокупность
дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении как основные.
В целом, образовательная программа способствует реализации индивидуальных
образовательных потребностей заказчиков, которыми являются дети и их родители.
Образовательная
направлена на:

деятельность

по

дополнительным

общеобразовательным

программам

формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.

IX.
КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ:

НАПРАВЛЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
 физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье,
развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
 психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в
себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать
препятствия, навыки работы в команде;
 дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой,
возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
 физическое развитие: развивают мелкую моторику;
 психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю,
терпению; воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают
воображение;
 дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными
художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши,
фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов
и др.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
 физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой
аппарат, научиться говорить правильно и красиво;
 психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои
мысль и чувства, умение понимать других людей; развитие основных психических
функций - внимания и памяти; преодоление страха перед публичными выступлениями;
развитие воображения; возможность для самовыражения;
 дополнительные преимущества: знакомство с основами журналистики.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
 деятельность объединений направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей
в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся
личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое,
музейно-выставочное, культурно-просветительское.

X. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ

Занятия в детских творческих объединениях организуются по группам:
 по программам, сроком реализации 1 год, рассчитанным на 34 часа, занятия проводятся 1
раз в неделю по 1 часу.
Кружок «Занимательная биология» предназначен для обучающихся 7-х классов в расчёте 1
часа в неделю в объёме 34 часов в год. Биологический кружок организуется для учащихся,
которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии, с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно
назвать следующие:
 охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к
базовой учебной программе общеобразовательной школы;
 добавлен раздел изучения особенностей природы КЧР (природные комплексы,
растительный и животный мир, природоохранная деятельность).
Кружок «Современные танцы» предназначен для обучающихся 7-х классов в расчёте 1 часа в
неделю в объёме 34 часов в год, и 5 классов в расчёте 1 часа в неделю в объёме 34 часов в год.
В обучении: учащиеся научатся двигаться плавнее, шире и более пространственно, станут более
сильными и гибкими, координированными, научатся взаимосвязи исполнения движения с
дыханием, научатся свободному импровизационному движению, избавятся от скованности и
зажатости.
В развитии: научатся концентрироваться на процессе, на практическом применении информации,
овладеют импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения.
В воспитании: приобретут навыки самовыражения через движение, получат удовольствие от
танца, увлеченность процессом импровизации, научатся различать разные стили и направления в
современном танце, в современной музыкальной культуре.
Кружок «Вокальная группа» предназначен для обучающихся 7-х классов в расчёте 1
часа в неделю в объёме 34 часов в год, и 5 классов в расчёте 1 часа в неделю в объёме 34 часов в
год.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение –
наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение
для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств,
настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный
способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, мог овладеть
умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться
голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана данная программа,
направленная на духовное развитие обучающихся.
Клуб «Патриот» предназначен для обучающихся 6-х классов в расчёте 1 часа в неделю в
объёме 34 часов в год, и 5 классов в расчёте 1 часа в неделю в объёме 34 часов в год.
Основными формами реализации программы являются проведение клубных занятий,
организация КТД, благотворительность, пропаганда вопросов военно-патриотического,
гражданского, исторического и т.п. направления через СМИ, проведение мероприятий,
исследовательских работ, сотрудничество со школьным музеем, организацию встреч с
интересными людьми, организацию переписки с выпускниками школы, проходящими службу в
ВС РФ. Программа реализуется в форме кружка.
Занятия в спортивных секциях ведут учителя физической культуры. Тренировки способствуют
компенсации повышенного уровня интеллектуальной деятельности, сочетанию умственной и
двигательной активности.
В 2020-2021 ГОДУ ОТКРЫТЫ СЛЕДУЮЩИЕ КРУЖКИ И СЕКЦИИ:

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Наименование кружка

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

По малой Родине моей
Юный эколог
Юный химик
Юный исследователь
Разноцветный мир
Страна фантазии
Умелые ручки
Юный физик
Решение нестандартных
задач по физике
Занимательная физика
Юный стрелок
Юный пешеход
Юный шахматист
Баскетбол
Волейбол
Футбол

Кол-во
часов
2
1
1
1
1
1
2
1
1

Кол-во
групп
1
1
1
1
1
1
2
1
1

1
2
2
2
1
2
2

1
1
1
1
1
1
1

Кол-во
уч-ся
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
Итого: 23 часа

Спортивные секции – 5
№

Наименование кружка

1
2
3

Баскетбол
Волейбол
Футбол

Кол-во
часов

Кол-во
групп

Кол-во
уч-ся

1
2
2

1
1
1

20
20
20

Руководитель

Боташов И.О.
Боташов И.О.
Лайпанов Р.Р.

XI.
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

удовлетворение потребностей и интересов детей;
развитие социальной грамотности, активности, самостоятельности ребёнка;
оздоровление ребёнка через снятие психического напряжения в результате смены вида
деятельности;
освоение ребёнком различных социальных ролей.

XII.
ОСНОВНЫЕ
УСЛОВИЯ
ДЛЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

Количество программ на всех этапах обучения — 16
Финансовая доступность все кружки и секции для детей в школы бесплатны.
Наличие условий для развития
Все кружки и секции работают по заранее составленному и утвержденному директором
расписанию, соблюдая санитарно-гигиенические нормы. В расписании предусмотрены как
групповые, так и индивидуальные занятия. В деятельности дополнительного образования
прослеживается возрастной подход.
Помимо дополнительных общеобразовательных программ в школы реализуются
программы внеурочной деятельности, которые помогают расширить возможности
дополнительного образования школы и дают возможность обучающимся реализовать свои
потребности в развитии интеллектуальных, творческих способностей.
Дополнительные общеобразовательные программы соответствуют требованиям
Министерства образования и науки Российской федерации (приказ Минобрнауки России от
29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»),
содержат
пояснительную записку с обоснованием актуальности программы, формулировкой ее цели и
задач; учебно-тематические планы и содержание разделов и тем по годам обучения, формы
контроля и ожидаемые результаты, описания методического обеспечения.
Дополнительное образование детей ОУ предполагает расширение воспитательного “поля”
школы, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически
положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Характерной особенностью блока дополнительного образования нашей школы является
создание преемственности образовательных программ первой и второй половины дня; единый
принцип построения курсов – реализация учебно-исследовательского подхода в образовательном
процессе.
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
№
п/п
1.

Наименование

Возраст детей

Кол-во детей

Срок реализации

Программа кружка «По малой

10-15 лет

20

1 год

11-12 лет

20

1 год

13-14 лет

20

1 год

10-11 лет

20

1 год

7-9 лет

20

1 год

Родине моей»

2.

Программа кружка «Юный
эколог»

3.

Программа кружка «Юный
химик»

4.

Программа кружка «Юный
исследователь»

5.

Программа кружка
«Разноцветный мир»

6.

Программа кружка «Страна

10-11 лет

20

1 год

12-14 лет

20

1 год

12-13 лет

20

1 год

14-15 лет

20

1 год

16-17 лет

20

1 год

13-16 лет

20

1 год

10-13 лет

20

1 год

6-14 лет

20

1 год

13-16 лет

20

1 год

12-16 лет

20

1 год

10-16 лет

20

1 год

фантазии»

7.

Программа кружка «Умелые
ручки»

8.

Программа кружка «Юный
физик»

9.

Программа кружка «Решение
нестандартных задач по физике»

10. Программа кружка
«Занимательная физика»
11. Программа кружка «Юный
стрелок»

12. Программа кружка «Юный
пешеход»

13. Программа кружка «Юный
шахматист»

14. Программа спортивной
секции «Баскетбол»
15. Программа спортивной
секции «Волейбол»
16. Программа спортивной
секции «Футбол»

XIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МОНИТОРИНГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов
обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное
обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и
методики обучения.
Специфика деятельности групп дополнительного образования предполагает творческий
подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся.
Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о
пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действеннопрактический опыт участников образовательного процесса. Частично решить проблему
педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективной
творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать
целеустремлённость, наблюдательность, любознательность, творческое воображение.
Успех педагогического контроля будет зависеть от правильного
организаторских и педагогических приёмов и средств, грамотного выбора форм:
собеседование,
заслушивание лучшего ответа,
обсуждение готовой работы,
заполнение карточек ответов,
зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта,
тестирование,
выполнение спортивных нормативов,
участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях,
выступление на концертах,
участие в выставках,

сочетания

создание портфолио,
конференциях школьного, муниципального, республиканского и др. уровней,
создание агитационных газет, листовок;
выпуск сборников творческих работ учащихся.
Важными показателями эффективности организации работы по дополнительному
образованию являются достижения обучающихся на внешкольном уровне (районные,
республиканские, всероссийские мероприятия). В процессе реализации программ
дополнительного образования предполагается для учащихся и педагогов важно не только
достижение когнитивных (знания, навыки, умения, полученные на занятиях) результатов
обучения, но и мотивационных (появление желание у ребенка заниматься данным видом
деятельности) и эмоциональных (развитие качеств позитивно положительного состояния
удовлетворенности, любознательности, стремление познавать и открывать новое и др.).
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку
реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и
на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов,
родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению
самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Массовое участие
детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсно-игровых программах, спортивных
соревнованиях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию чувства
гордости за школу.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям:
рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную
деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы
дополнительного образования;
удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью.
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с
общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей (законных
представителей)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».