УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2021-2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач»
(МБОУ «СОШ а. Эльтаркач»)
ПРИКАЗ
№ 185

01.09.2021г.
а. Эльтаркач

О введении изменений и дополнений в основную образовательную
программу начального общего, основного общего и среднего общего
образования на 2021/22 учебный год
В целях реализации в полном объеме требований федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования, требований Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и в соответствии с решением
педагогического совета (протокол от 31.08.2020 № 1)
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести изменения и дополнения в основную образовательную программу
начального общего, основного общего и среднего общего образования:
1.1. В содержательный раздел в части:
 рабочих программ по учебным предметам обязательной части учебного плана;
 программ по внеурочной деятельности;
1.2. В организационный раздел в части:
 учебного плана начального общего образования на 2021/22 учебный год;
 учебного плана основного общего образования на 2021/22 учебный год;
 учебного плана среднего общего образования на 2021/22 учебный год;
 плана внеурочной деятельности на 2021/22 учебный год;
 календарный учебный график на 2021/22 учебный год.
2. Утвердить внесенные изменения и дополнения в основную образовательную
программу начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2021/22
учебный год.
3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение № 1
к приказу от 01.09.2021г. №

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач» на 2021 2022 учебный год
1. Общие положения
1.1. Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач» реализующей
основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и
среднего общего образования составлен на основе следующих документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28.
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
России от 28.01.2021 № 2.
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (распространяется на
правоотношения с 1 сентября 2021 года).
 Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения
России от 20.05.2020 № 254.
 Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из
числа языков народов Российской Федерации».
 Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15);
 Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
 Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 02 июня 2020 г. №
2/20).
 Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки КарачаевоЧеркесской Республики от 03.08.2021 № 4405 «О формировании учебных планов
образовательных организаций Карачаево-Черкесской Республики, реализующих
основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год».
 Устав МБОУ «СОШ а. Эльтаркач».

1.3. Учебный план является частью образовательной программы
образовательной
организации. Образовательные программы разработаны в соответствии с ФГОС начального
общего, основного общего и среднего общего образования и с учетом примерных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
Общеобразовательная организация самостоятельна в распределении по классам и учебным
годам общего количества часов, отводимого на изучение того или иного предмета
обязательной части учебного плана.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Учебный план школы на 2021-2022 учебный год обеспечивает выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН
2.4.2.3648-20 и СанПиН 1.2.3648-21 и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для I-IV классов. В соответствии с ФГОС начального общего образования для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным
основным образовательным программам начального общего образования, независимо от
применяемых образовательных технологий, срок освоения увеличивается не более чем на два
года;
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для V-IX классов. В соответствии с ФГОС основного общего образования для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным
основным образовательным программам основного общего образования, независимо от
применяемых образовательных технологий, срок освоения увеличивается не более чем на один
год;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования
для X-XI классов. В соответствии с ФГОС среднего общего образования для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным
образовательным программам среднего общего образования, независимо от применяемых
образовательных технологий, срок освоения увеличивается не более чем на один год.
1.4. Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
I класс – 33 учебные недели,
II-IV классы – не менее 34 учебных недель,
V-IX классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный
период в
IX классах);
X-XI классы – не менее 34 учебных недель (не включая летний экзаменационный
период в XI классах и проведение учебных сборов по основам военной службы).
Учебный год в школе начинается 01.09.2021г.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике
предусматривается равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана школы,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 2.4.3648-20.
Организация профильного обучения в X-XI классах не должна приводить к
увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать
профориентационная работа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели,
при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся I классов – не превышает 4 уроков
Для обучающихся II –IV классов – не более 5 уроков и один день в неделю – не более
6 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся V-VII классов – 6 уроков;

для обучающихся VIII-XI классов – не более 8 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени
на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
в I-II классах – 1,5 ч.,
во III-IV классах – 2 ч.,
в V-VI классах – 2,5 ч.,
в VII-VIII классах – 3,5 ч.,
в IX-XI классах – до 4 ч.
1.5. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре –
по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май – по 4 урока по 40 минут каждый);
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью
не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном
режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от
четвертей.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется
следующим образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок
(всего 48 уроков) проводится в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии,
уроки-театрализации, уроки-игры. Содержание нетрадиционных уроков направлено на
развитие и совершенствование движения обучающихся.
Уроки
в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими
программами учителей следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по
другим учебным предметам, в том числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4
экскурсии по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5
уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков
русского языка и литературного чтения).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно
определяют режим работы (5 дневная или 6 дневная учебная неделя).
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии
с образовательной программой школы осуществляется деление классов на две группы при
проведении учебных занятий:
При проведении занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых
наряду с русским языком изучается родной язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2—4
классы) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных
организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При
наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей
наполняемостью.
При проведении занятий по родному (нерусскому) языку из числа языков народов
Российской Федерации в общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком
изучается родной (нерусский) язык (5-9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному
языку (5-9 кл.), технологии (5-9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во время
проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы в городских
образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более
человек.
При реализации основных общеобразовательных программ среднего общего образования
при проведении учебных занятий по «Иностранному языку», «Технологии», «Физической
культуре», а также по «Информатике и ИКТ», «Естествознанию», «Физике» и «Химии» (во
время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы при
наполняемости класса в городских образовательных организациях 25 и более человек, в сельских
— 20 и более человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с
меньшей наполняемостью, при проведении занятий по учебным предметам, а также для
организации профильного обучения в X-XI классах, в том числе изучения элективных
учебных предметов.
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные,
групповые занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной
нагрузки обучающихся согласно СП 2.4.3648-20.
1.7. Предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
«Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.
Преподавание и изучение государственных языков Карачаево-Черкесской Республики
не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка
Российской Федерации.
Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков
республик Российской Федерации и родного языка, включая русский язык, из числа языков
народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на
их изучение, по классам (годам) обучения.
Недопустимо изучать учебные предметы «Родной русский язык» и «Родная русская
литература» (предметная область «Родной язык и литература») за счет учебного времени,
отведенного образовательной организацией на изучение учебных предметов «Русский язык»
и «Литература» (предметная область «Русский язык и литература»), а также использовать
время, отведенное на изучение данных учебных предметов для подготовки к любым формам
государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ).
Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации и
родного языка из числа языков народов Российской Федерации обеспечивается на
добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Подтверждением мнения обучающихся является письменное заявление их родителей
(законных представителей).
1.8. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы
должны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Уменьшать количество обязательных учебных предметов
запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся
определяется образовательной организацией самостоятельно.
1.9. Школа для использования при реализации образовательных программ выбирают:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность»);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется
исходя из расчета:

е менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;


е менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками
образовательных
отношений,
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ.
1.10. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов
по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам
в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся
учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной
организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной
деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как
педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников,
ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех
коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих
занятий,
определенные
образовательной программой образовательной организации,
реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, также подлежат
тарификации.

2. Начальное общее образование
Учебный план
для 1-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа им. Ю. К. Каракетова
а. Эльтаркач» на 2021-2022 учебный год
ФГОС НОО (пятидневная учебная неделя)
Учебные
Кол-во часов в неделю
Предметные
предметы
1
2
3
4
Всего
области
классы класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык
4
4
4
4
16
Русский язык и
литературное
Литературное
2
3
3
3
11
чтение
чтение
Родной язык
2
2
2
2
8
Родной язык и
литературное
Литературное
чтение на родном
чтение на родном
1
1
1
1
4
языке
языке
Иностранный язык Иностранный язык
0
2
2
2
6
Математика и
Математика
4
3+1* 3+1*
4
16
информатика
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
2
2
2
2
8
(Окружающий мир)
Основы
Основы
религиозных
религиозных
0
0
0
1
1
культур и светской культур и светской
этики
этики
Музыка
1
1
1
0,5
3,5
Искусство
ИЗО
1
1
1
0,5
3,5
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая
Физическая
3
2
2
2
9
культура
культура
ИТОГО
21
23
23
23
90
Часть, формируемая участниками
1*
1*
образовательного процесса
Максимально допустимая недельная
21
23
23
23
90
нагрузка
Максимально допустимая недельная
10
10
10
10
40
нагрузка (внеурочная деятельность)
ВСЕГО
31
33
33
33
130
Примечание
* часы из части, формируемой участниками образовательных отношений

2.1.В I-IV классах учебный план составлен в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования (ФГОС НОО)
Основная образовательная программа начального общего образования может включать
как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательной
деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
основной образовательной программы начального общего образования определяет
образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано:

а проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных
учебных предметов;

а проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся,
в том числе этнокультурные.
Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе
начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих
углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной
образовательной программы начального общего образования.
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Выбор модуля,
изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными
представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся.
На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости
от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп
из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся
нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов
и более 3345 часов.
2.2. В начальной школе учебный процесс организован по УМК «Школа России».
2.3.Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.

Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация во 2-4 классах осуществляется в каждой параллели по всем
предметам учебного плана по итогам четверти, в письменной форме в виде диктанта,
контрольной работы и комплексной проверочной работы. График промежуточной
аттестации оформляется приказом директора школы согласно годовому календарному
плану школы за 1 месяц до начала аттестации.

Классы

Учебные предметы

Форма

1-е

Все учебные предметы

Педагогическое наблюдение

2–4-е

Русский язык

Диктант

2–4-е

Иностранный язык (английский)

Контрольная работа

2–4-е

Литературное чтение

Проверка навыков работы с
текстом

2–4-е

Математика

Контрольная работа

2–4-е

Окружающий мир

Тестирование

2–4-е

Музыка

Творческая работа

2–4-е

Изобразительное искусство

Выполнение рисунков

2–4-е

Технология

Творческая работа

2–4-е

Физическая культура

Сдача нормативов/тестирование

4-й

ОРКСЭ

Тестирование

2.4.План внеурочной деятельности школы определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении
начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов
обучающихся и возможностей образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному
принципу и реализовываться с использованием сетевой формы, электронного обучения, а
также с использованием дистанционных образовательных технологий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012
г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются
академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Например, если ребенок занимается в спортивной школе, то занятия, посещаемые им в
данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению в общеобразовательной организации.
В образовательной организации локальным актом устанавливается порядок зачета
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности
образовательная организация использует возможности образовательных организаций
дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется в I IV классахпо направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Программа внеурочной деятельности 1 - 4 классов на 2021 - 2022 учебный год
Направление внеурочной Название
деятельности
Общеинтелектуальное «Шахматы в школе»
«Речевое творчество»
«Робототехника и лего
конструирование»
«Путешествие по грамматике»
«Юный математик»
«Подвижные игры»
Спортивнооздоровительная
«Финансовая грамотность»
Общекультурное

1
кл.
1
1
1

2
кл.
1

3
кл.
1

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

1

1

«Занимательный английский »

«Мир волшебных сказок»
«Волшебный мир сказок»
«В гостях у сказки»
Социальное
Духовно-нравственное
Итого:

2

2
1

4
кл.
1
2
1

1
1

1
2

1
1

10

10

10

3
3
4

2

2
7
1
1
1
2

10

40

1

«Мой мир»

4
3
4

4

1

«Я – гражданин России»

Итого

3. Основное общее образование
Учебный план для 5-9 классов муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
им. Ю. К. Каракетова а. Эльтаркач» на 2021-2022 учебный год ФГОС
ООО
(пятидневная учебная неделя)
Учебные
предметы

Количество часов в неделю
классы

5

6

7

8

9

Всег
о

Предметные области

Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
4*
6
3*
2*
2*
17
литература
Литература
3
3
2
2
3
13
Родной язык и родная Родной язык
2
2
1
1
1
7
литература
Родная литература
1
1
1
1
1
5
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Второй иностранный
2**
2**
2**
6**
язык
Математика и
Математика
4*
4
10
информатика
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Информатика
1
1
1
3
Общественно-научные История России.
2
2
2
2
2
10
предметы
Всеобщая история
Обществознание
0
1
1
1
1
4
География
1
1
2
2
2
8
Естественнонаучные
Физика
0
0
2
2
3
7
предметы
Химия
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Искусство
Музыка
1
0,5
1
1
3,5
Изобразительное
1
0,5
1
2,5
искусство
Технология
Технология
2
2
2
2
1
9
Физическая культура и ОБЖ
*
*
1
1
2
основы безопасности
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
жизнедеятельности
ИТОГО:
27
29
30
32
32
157
Часть, формируемая участниками
2*
1*
2*
1*
1* 7*
образовательных отношений
Максимальная допустимая недельная нагрузка
29
30
32
33
33
157
при шестидневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
10
10
10
10
10
50
Всего
39
40
42
43
43
207
Примечание
* часы из части, формируемой участниками образовательных отношений
** из часов внеурочной деятельности
- 5, 6,7 классы – по 2** часа из часов внеурочной деятельности переданы на изучение
второго иностранного языка (немецкий).
- 5 класс – русский язык (1 *час), математика (1* час)
5-7 классы - раздел «Самбо» включен в рабочие программы по физической культуре
(всего 10 часов в год);
6 класс – ОБЖ (1 час);
7 класс – русский язык (1 час), ОБЖ (1час);
8 класс - русский язык(1 час);
9 класс – русский язык(1 час).

3.1.В V-IX классах учебный план составлен в соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования (ФГОС ООО).
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие
и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная
программа основного общего образования может включать как один, так и несколько
учебных планов.
Учебный план образовательной организации предусматривает возможность введения
учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей
с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более
6020 часов.
3.2.Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может
предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего
образования):
 увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
 введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы
и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
 другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам
основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих
углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной
образовательной программы основного общего образования.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом
уровне 3 часа в неделю. Второй иностранный язык как обязательный учебный предмет
изучается на уровне основного общего образования, если есть социальный заказ участников
образовательных отношений, наличие учебников и соответствующие кадровые возможности.
В случае выбора учебного предмета «Второй иностранный язык» на его изучение
предусматривается не менее 2 часов в неделю. В соответствии с целями содержание
предметной области «Технология» выстроено в модульной структуре, обеспечивая
получение заявленных образовательным стандартом результатов. Применение модульной
структуры обеспечивает возможность вариативного освоения образовательных модулей и их
разбиение на части с целью освоения модуля в рамках различных классов для формирования
рабочей программы, учитывающей потребности обучающихся, компетенции преподавателя,
специфику материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического
развития в регионе. В предметную область «Математика и информатика» на уровне
основного общего образования включены обязательные учебные предметы «Математика»
(V-VI классы), «Алгебра» (VII-IX классы) и «Геометрия» (VII-IX классы), «Информатика»
(VII-IX классы). Учитывая тот факт, что по окончании уровня основного общего
образования государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) проводится по

«Математике» и в аттестат выставляется отметка по «Математике», образовательная
организация самостоятельно определяет наименование предметов образовательной области
«Математика и информатика»: «Алгебра» (VII-IX классы), «Геометрия» (VII-IX классы) или
«Математика» (VII-IX классы). ФГОС ООО устанавливает, что в образовательной области
«Общественно-научные предметы» есть два самостоятельных учебных предмета: «История
России» и «Всеобщая история». Образовательная организация при определении, в каких
классах и с каким количеством часов изучается «История России» и «Всеобщая история»,
ориентируются на примерные программы. План внеурочной деятельности обеспечивает учет
индивидуальных особенностей и потребностей, обучающихся через организацию
внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного
общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Содержание занятий
в рамках внеурочной деятельности должно формироваться с учетом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством
различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как
художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые
сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научнопрактические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной
деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Рабочие
программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и
реализовываться с использованием сетевой формы, электронного обучения, а также с
использованием дистанционных образовательных технологий. Величина недельной
образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную
деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д. Формы
реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть
укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и
учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в
реализуемые образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям).
Предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России
(ОДКНР) является обязательной и должна быть представлена в учебных планах
общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в
стандартах не прописаны составляющие ее учебные предметы, что позволяет изучать ее на
данном этапе:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные,
национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений в V классе (1 час в неделю,
34 часа в год);
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания
(V класс);
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в
рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся (V класс).

Таким образом, образовательная организация самостоятельно принимает решение
относительно состава, структуры обязательной предметной области ОДНКНР по классам
(годам обучения), возрастного периода (года) изучения содержания предметной области,
объема аудиторной нагрузки обучающихся.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом уровне 3
часа в неделю.
Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация во 5-9 классах осуществляется в каждой параллели по всем
предметам учебного плана по итогам четверти, в письменной форме в виде диктанта,
контрольной работы и комплексной проверочной работы, в 9 классе тестирование в
формате ОГЭ в течение учебного года. График промежуточной аттестации оформляется
приказом директора школы согласно годовому календарному плану школы за 1 месяц до
начала аттестации.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей
и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до
1750 часов за пять лет обучения, в год – не более 350 часов ) с учетом интересов
обучающихся и возможностей образовательной организации.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно формироваться с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые
студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские
организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и т.д.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному
принципу и реализовываться с использованием сетевой формы, электронного обучения, а
также с использованием дистанционных образовательных технологий.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ
(лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе
загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет
самостоятельно.
Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован
печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные
пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые
образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Программа внеурочной деятельности в 5-9 классах:
Направление внеурочной Название
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл.
деятельности
Общеинтелектуальное
1
1
1
1
«Безопасная дорога»
«Культура речи»
«Юный математик»

1

«Математический
калейдоскоп»
«Физика в задачах и
экспериментах»
«Физика вокруг нас»

Социальное

Духовно-нравственное

Итого

«Основы физической
культуры»
«Планета здоровья»
«Зеленая лаборатория»
«Хочу знать все»
«За страницами учебника
биологии»
«Планета здоровья»
«Юный исследователь»
«Химический эрудикон»
«Знатоки химии»
«Нартский эпос»
«Обычаи и традиции
карачаевского народа»
«Становление
карачаевской
литературы»
«Человек и общество»,
«Финансовая грамотность»
«Немецкий язык»

«Юный лингвист»
«Мой мир»
«Наш дом Россия»
«Клуб
путешественников»

Итого

1

5

1
1

2
1

1

1
1

1
1

«Юный эрудит»
Спортивнооздоровительная
Общекультурное

9кл.

1

1

1
1

1

1

1
1

1

1

1

5

1

1

4
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

2

1

1

1

1

1

1

6

2

2

2

6

1
1

1

1

3
2
1
1

1
1
1

10

10

10

10

10

50

4.Среднее общее образование
Учебный план
муниципального бюджетное общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач» для X-XI
классов на основе ФГОС СОО (универсальный профиль)
на 2020-2022 учебный год
(пятидневная учебная неделя)
Количество часов
Базовый
Углубленны
уровень
й уровень
Предметная область
Учебный предмет
10
11
11
10
клас
клас
класс класс
с
с
Русский язык и
Русский язык
3
3
литература
Литература
3
3
Родной язык
Родной язык и
родная литература
Родная литература
3
3
Математика и
Математика: алгебра и
4
4
информатика
начала
математического
анализа, геометрия
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
Естественные науки Биология
3
3
Астрономия
0
1
Общественные науки История
2
2
Обществознание
2
2
Физическая
Физическая культура
3
3
культура, экология и Основы безопасности
1
1
основы безопасности жизнедеятельности
жизнедеятельности
Всего
15
16
12
12
Индивидуальный
1
1
проект
Информатика
1
1
Физика
2
2
Предметы и курсы по Химия
1
1
выбору
География
1
1
Основы финансовой
1
0
грамотности
Всего
7
6
Предельно допустимая 22
Всего
22
12
12
недельная нагрузка
34
34
Всего к финансированию

4.1. Учебный план образовательных организаций, реализующих основную
образовательную программу среднего общего образования, отражает организационнопедагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной
образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, организации
образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем учебных
предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения. Количество часов
учебных занятий можно определить после отбора содержания и составления тематического
планирования.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации
обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных
занятий на уровень среднего общего образования и перечень обязательных учебных
предметов.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, предоставляет
обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том
числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в
порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных
(необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в
обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня,
предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после
получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами,
курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых
других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также
реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей).
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по
выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную
деятельность (например, "Искусство", "Психология", "Технология", "Дизайн", "История
родного края", "Экология моего края") в соответствии со спецификой и возможностями
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебные планы определяют состав и объем учебных предметов, курсов, а также их
распределение по классам (годам) обучения.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность:
- предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных
планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом
или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы
"Естествознание", "Обществознание", "Россия в мире", "Экология", дополнительные
учебные предметы, курсы по выбору обучающихся;
- обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей
обучения(естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический,
универсальный), при наличии необходимых условий профессионального обучения для
выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и
обслуживающего труда.

Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны
содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного
предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС.
Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский
язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического
анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
4.2.Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного
или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социальноэкономического, технологического, универсального. При этом учебный план профиля
обучения (кроме универсального) должен содержать не менее трех (четырех) учебных
предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения
предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся
самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного
или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в
течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом.
Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на
конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое
сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с
тьютором, психологом, учителем, руководителем образовательной организации.
В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных
занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и
образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией.
Для формирования учебного плана профиля необходимо:
1. Определить профиль обучения.
2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом
уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме
универсального, включить в план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне,
которые будут определять направленность образования в данном профиле.
3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами).
4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов,
выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного
ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо
предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество
часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля
факультативными и элективными курсами.
5.Если суммарное число часов больше минимального числа часов, но меньше максимально
допустимого (2590 часов), то образовательная организация может завершить формирование
учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или
включить в план другие курсы по выбору обучающегося.
Расчет приведен на два года обучения для 35 учебных недель (образовательная организация составляет
учебный план исходя из своего календарного графика на текущий учебный год).

Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация обучающихся 11 класса - (стартовый контроль (входные
диагностические работы) по предметам; промежуточный (полугодовые контрольные
работы), итоговый контроль (годовые контрольные работы), защита ИП, тренировочные
ЕГЭ в течение учебного года:
Предмет, курс
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и ИКТ
История
Обществознание
География
Биология
Физика
Астрономия
Химия
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности

11 класс
В форме единого
государственного экзамена
Сочинение
Тестовая работа
В форме единого
государственного экзамена
Тестовая работа
Тестовая работа
В форме единого
государственного экзамена
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Контрольная работа
Контрольная работа
Сдача нормативов
Тестовая работа

4.4. План внеурочной деятельности в 10 классе
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной
образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание целостной
системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
включает:
- план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том
числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского
движения школьников»);
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметныекружки,
факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметампрограммы
средней школы);
- план воспитательных мероприятий.
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели, задачи,
планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении
среднего общего образования). В соответствии
с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми
обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами.
Содержание плана внеурочной деятельности Количество часов, выделяемых на внеурочную
3
деятельность, за два года обучения на этапесредней школы составляет не более 700 часов .Величину
недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время
может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным
пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в
туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.).
План внеурочной деятельности для 11 класса
Жизнь
ученических
сообществ
1 полугодие
10
Осенние каникулы 20
2 полугодие
10
Весенние
каникулы
10
ИТОГО
50

Внеурочная
деятельность по
предметам школьной
программы
30

Воспитательные
мероприятия
10
10

10

40

10
30

Всего
50
30
20
20
120

Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное
распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических
сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем
времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4
часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия
обучающегося еженедельно до 1 часа.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество
часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной
деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и
таких компетенций, как:
- компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом
правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и

общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной
деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности,
в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных
объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие
обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных
организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными
организациями и объединениями.
Организация жизни ученических сообществ может осуществляться в рамках трех форматов:
- «Фестиваль фестивалей» (годовой цикл мероприятий обсуждается и принимается в конце
предыдущего или в начале нового учебного года);
- «Клубный путь» (полугодовой цикл мероприятий становится результатом соглашения
клубных объединений, созданных в общеобразовательной организации);
- «Демократический проект» (полугодовой цикл мероприятий, разработанный инициативной группой
школьников, победившей в ходе демократических выборов).
Формат организации жизни ученических сообществ «Фестиваль фестивалей» предусматривает:
- годовой цикл коллективной деятельности, который состоит из 3–4 фестивалей (комплексных форм,
включающих представления, дискуссии, выставки, другие локальные и массовые формы организации
совместной деятельности обучающихся);
- формы организации совместной деятельности могут предполагать соревновательность (когдаитоги
подводятся периодически и в конце учебного года определяются персональные победители и
победители-коллективы);
- инвариантные элементы: старт и финиш годового цикла школьной жизни, вариативные
элементы годового цикла – остальные фестивали, содержание которых может определяться
обучающимися, родителями, педагогами в зависимости от интересов, склонностей, потребностей
участников образовательных отношений и традиций образовательной организации. Основными
участниками фестивалей могут выступать ученические классы, разновозрастные клубы или другие
объединения.
Формат организации деятельности ученических сообществ «Клубный путь» предполагает:
- существование в общеобразовательной организации групп по интересам обучающихся (клубов) в
различных направлениях развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в рамках занятий по интересам происходит
подготовка и проведение итогового комплексного дела;
- деление учебного года на два полугодовых цикла;
- практику, когда обучающиеся самостоятельно выбирают группу по интересам (клуб), могут
переходить из одного клуба в другой во время специально установленных периодов («Юрьев день») и
по окончании полугодового цикла, когда обучающиеся могут оставаться в клубе весь год.
Содержание образования обеспечивается за счет клубных занятий и совместных дел.
Руководителями клубов могут выступать педагоги, родители, сами старшеклассники, представители
общественности.
Варианты клубных объединений: клуб школьных блогеров, театральная студия, школа
шоуменов, клуб исторической реконструкции, клуб клипмейкеров, студия моды, кулинарный клуб,
клуб волонтеров, дискуссионный клуб, предпринимательский клуб, дизайнерский клуб, научное
общество обучающихся, спортивный клуб.
Комплексные дела «Клуб в гостях у клуба» представляют собой встречи групп по интересам
обучающихся, в ходе которых кроме общения организуется презентация своих увлечений, результатов
клубных занятий, достижений отдельных школьников и т.д.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический проект» строится в
рамках общественной самоорганизации и школьной демократии; центральное место в таком формате
занимает проект организации жизни ученических сообществ, включающий 3–4 коллективных дела;

инициативные группы обучающихся путем демократических выборов получают право на реализацию
своих замыслов.
Формат организации жизни ученических сообществ «Демократический проект» может быть
представлен в виде следующего алгоритма:
- реклама предстоящей проектной работы, формирование инициативных групп и разработка
ими проектов организации жизни ученических сообществ;
- предвыборная кампания, обсуждение плана коллективной деятельности на полгода;
- разработанные проекты проходят экспертизу у сверстников, педагогов, родителей,
общественности (дебаты, пресс-конференции, работа школьных СМИ);
- выборы обучающимися, родителями, педагогами одной из инициативных групп
проекта
организации жизни ученических сообществ;
- реализация инициативной группой своего проекта – презентация и предварительное открытое
обсуждение проекта каждого дела, совместная подготовка, проведение коллективного дела,
совместное публичное подведение итогов (обсуждение, анализ, оценка); - подготовка инициативной
группой итогового творческого отчета о своей работе по реализации проекта, коллективное
обсуждение и оценка отчета инициативной группы.
Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося
в таких сферах, как:
- отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и
самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках
осуществления жизненных планов);
-отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к
патриотическому служению);
- отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению
сосверстниками, старшими и младшими);
- отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной
жизни);
- отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает
подготовку личности к общественной жизни);
- отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре(включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой
деятельности).
План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим коллективом школы при
участии родительской общественности. Источником этого раздела плана внеурочной деятельности
становятся нормативные документы органов управления образованием (федеральных, региональных и
муниципальных). Органам общественно-государственного управления следует обеспечить
недопущение перегрузки обучающихся 11-го класса и педагогических работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность, мероприятиями, инициированными органами
управления и иными организациями. При подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в
масштабе ученического класса, классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х классов)
предусматривается вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов
детей и родителей план внеурочной деятельности в образовательной организации модифицируется в
соответствии с пятью профилями: естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим,
технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля)
предполагает:
- организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного
тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах
классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной
организации;
- проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса,
индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и
обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации профессионального и
высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения

образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни ученических
сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ
и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
В рамках реализации универсального профиля в первом полугодии 10-го класса организуется
подготовка обучающихся к разработке и педагогическому сопровождению разработки
индивидуальных проектов внеурочной деятельности (инструктажи, индивидуальные и групповые
консультации, защита дебютных эскизов индивидуального плана), в ноябре проводится публичная
защита обучающимися индивидуальных проектов внеурочной деятельности (ИПВД). По итогам
публичной защиты при помощи педагогов организуются временные творческие группы обучающихся
по совпадающим элементам ИПВД.
В осенние (весенние) каникулы 10-го класса временными творческими группами обучающихся
организуются поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами индивидуальных проектов
внеурочной деятельности. В ходе познавательной деятельности реализуются индивидуальные,
групповые и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого
полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов,
отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору
обучающихся.
Временными
творческими
группами
обучающихся
при
поддержке
педагогов
общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с
организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и
производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на
производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля), подготавливаются и проводятся
исследовательские экспедиции и социальные практики.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется подготовка к
профессиональным пробам и/или социальным практикам обучающихся и к участию в
исследовательских экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или
групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект участия в исследовательской
экспедиции», «проект социальной практики»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории
России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов,
театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных
музеев с обязательным коллективным обсуждением).
При планировании внеурочной деятельности учитываются наличные условия: здание
организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение помещений для
осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и
медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим,
расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий.
Программа внеурочной деятельности в 10-11 классах:
Направление внеурочной
деятельности
Общеинтелектуальное
Спортивнооздоровительная
Общекультурное
Социальное
Духовно-нравственное

Итого

Название

11кл. Итого

Кружок «Клуб почемучек»
«Игровое ГТО»

1
3

2
3

«Хореография»
«Страна фантазий»
Кружок «Тонцевальный»
«Планета здоровья»
Классные часы и
мероприятия по основам
духовно- нравственной
культуры народов России

2
1
2
1
1

4
2
4
2
2

10

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».