10.11.2021
Расписание проведения итогового сочинения (изложения) Основной срок- 7 декабря 2022 г Дополнительные сроки - 2 февраль 2023 г , 4 май 2023 г. Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года: 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданинаКомментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник
сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях
других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных
перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях
искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований
и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только
в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят
рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический
и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение
к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности
и внутреннего мира человека. 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? Тематическое
направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках
цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы
сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте
столкновения с технологическими новшествами и экологическими
проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического
прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали
особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят
задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса,
о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах
достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями
и духовными ценностями человечества. Примеры
из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной
литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают
технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно
также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует
мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии
и антиутопии. 3. Преступление и наказание — вечная тема. Тематическое
направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как
социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона,
совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы
сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека
с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких
проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия
преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки
совести и др. Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки
зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата
названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно,
художественная литература, в которой особое место занимает роман
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня
рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г. 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. Тематическое
направление позволяет высказаться о произведении различных видов
искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно
важным для автора сочинения. В сочинении
раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения,
выпускник даст собственные интерпретации значимого для него
произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное
эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным
опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических
и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь
о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни,
участник может привлечь при аргументации примеры из художественных
текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также
из искусствоведческих трудов критиков и ученых. 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. Тематическое
направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А.
Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце
2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии
«гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности
гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах
их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные
проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного
устройства. Темы
сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских
вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться
на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности
выпускника. При
раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры
из художественной, исторической, психологической, философской
литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою
гражданскую и нравственную позицию.