1 г т >3 •О г: л § о» S X о S а о» о. Т о pi а я X ■Q О» я h я Я X X л 8 о. Ю о Я X °* Я о х 4> го о 3 Я н ю а <и о 'g О * я г» « 2 3 <з а: VO О VO § >3 л 3 о S ^ К а ж $л S Ci и 5 о <3 а; CD <*> 50 У) О N З5 £ь tq Оо "■чс. 2* • S Я X X я X X >, л а: 55D 0 О Л § а у >> УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ № п.п. ] Наименование разделов и тем джарыкъ Количество часов на раздел 1ч 2 Ана тилимкюнюм Школ ,билим 3 Сюеме сени,Ата Джуртум Зч 4 Хош кел,акъмыйыкъ къыш 1ч 5 Иги - аман Контрольные работы Проектные работы (по новым ФГОС) Лабораторные # 15ч 6ч 6 7 8 Аскер къуллукъ- сыйлы къуллукъ Ананы кючюогъурлугъунда! Джаз келди 9 Итого 2ч 2ч # 4 34 10 11 12 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ Четверть Кол-во часов по по программе КТП факт f 1 5 Всего: 9 2 ч Всего: а 3 0 Всего 9 * 4 Всего о Итого JI) о XL ' Кол-во часов и причины опережения или отставания 1. Пояснительная записка Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1-4 классов. Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач : 1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. 3. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями. 4. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей. В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом карачаевского языка’. - овладение функциональной грамотностью; - овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов; - овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для курса « Аиа литература»: - определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; - приобщение к литературе как искусству слова; - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях. Нами взят за основу традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем: Во 2 классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора Карачаевского народа и народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы обнаруживают себя в «едином духовном пространстве» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для подтверждения этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать в отношении ребенка принцип идейно-художественной значимости того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2 классе - это игра-путешествие в сказки. Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Ключевая особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору. Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 1. Тематика чтения. 2. Техника чтения. 3. Формирование приемов понимания прочитанного. 4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное эстетическое переживание прочитанного. 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями. 6. Развитие устной и письменной речи. 2. Содержание программы 34часа всего и (1 час в неделю) 1. Техника чтения. В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования: 1. способ чтения - чтение целыми словами; 2. правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; 3. скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; 4. установка на постепенное увеличение скорости чтения. Во 2 классе должен осуществляться переход к осознанному правильному чтению целыми словами, формирование осознанного чтения про себя, а также осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. 3. Формирование приемов понимания прочитанного. Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Развитие умения находить ключевые слова в тексте. Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением. Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части. Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста. 4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать). Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. Высказывание своего отношения к прочитанному. 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями. На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка. Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов). Тема и основная мысль произведения. Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами. Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор). 6. Развитие устной и письменной речи. Обучение: - подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения; - выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое; - устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста; - составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану. Развитие умения писать работы по итогам чтения - сочинения-миниатюры о сказочных героях. Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста. Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок. Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» - овладение - определение своего - приобщение к литературе функциональной эмоционально-оценочного как к искусству слова; грамотностью; отношения к прочитанному, - приобретение и первичная развитие умения объяснять - овладение техникой систематизация знаний о это отношение чтения, приемами литературе, книгах, понимания и анализа текста; писателях - овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи 2 класс (программный м иним ум ) - размышления о характере - осознанное, правильное, - умение относить и поступках героя; выразительное чтение произведение к одному из целыми словами; жанров: сказка, пословица, - высказывание своего загадка, песенка, - понимание смысла отношения к прочитанному скороговорка; различать заглавия произведения; (что почувствовал, о чем народную и литературную захотелось подумать), выбор наиболее (авторскую) сказку; своего понимания подходящего заглавия из авторского замысла (о чем данных; самостоятельное - умение находить в сказке думал, что чувствовал озаглавливание текста; зачин, концовку, автор) троекратный повтор и др. - умение делить текст на сказочные приметы; части, озаглавливать части; - умение относить - умение выбирать наиболее сказочных героев к одной из точную формулировку групп (положительные, главной мысли из ряда отрицательные, героиданных; помощники, нейтральные персонажи); - подробный и выборочный пересказ текста; - составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану - соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений 3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы 1. 2. 3. 4. Ана тил.2 класс М.И.Айбазова,С.М.Акачиева г.Черкесск 1998г. «Илячин»К.А.Салпагарова Къарачай-Малкъар-Орус сёзлюк Э.Р.ТенишиевД.И.Суюнчев. Къарачай-Малкъар халкъ оюнла Д.ТаумурзаевД.Байрамкулов. ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Дата внесения изменений, дополнений Содержание Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) • • • Подпись лица, внесшего запись Календарно-тематическое планирование уроков по родной литературе Тема урока № п/п для 2 класса Колинест во часов 1. К.Салпагарова «Байрам кюннге къууана» 2. X. Байрамукова»Школгъа барама» 3. К. Салпагарова»Къоянчыкъны школгьа баргъаны». 4. Б.Лайпанов «Ана тилим» 5. Скороговорки. - 6. Час загадок. 7. Сказка «Кесе бла джашчыкъ» 8. Х.Джаубаев «Кюз артында» 9. И.Маммеев «Чегетде» 10. Б.Кечерукова «Атын айтчы» 11. Золотая осень на Кавказе» 12. А. Узденов «Ата джуртум» Дата План 4 П.оЦ 4 <0^0 S 1 %ЬМ U J° i%<0 \ { \ 11W Д \ 44, / / 1 У 1 . 11 / / LS, / / / 13. И. Каракетов «МингиТау» / 14. С.Гочияева «Бизни республикабыз» 15. Н. Абайханов»Къыш» У / 16. Сказка»Къышны къылыкълары» 17. Б. Кечерукова»Чыпчыкъла» 18. А. Койчиев»Джангы джыл келеди» 19. Ф.Байрамукова «Ойлашдырыу» ,0 . Хубиев «Игилик» { Ш1 4S. Л и .а 43м М 20. 't ш . { 01 tO, 0L У У. 01. М.Шаманова» С'агъыш эте турама" У 21. В.Осеева «Амма» 22. Р. Узденов «Эринчек джашчыкъны тарыгъыуу». А У 23. / Р. Чотчаева «Борч» / Д .14.П оз. т. Факт 24. Ш.Каппушев «Игиге атынг айтылсын» 25. А. Коркмазов «Чекде» 26. Ф. Байрамукова «Джигилитлик» 27. А.Кубанов «Анама» 28. Х.Джаубаев «Анамы кючю- огъурду!» 29. Развитие речи «Джаз келди» 30. Ф.Байрамукова «Кавказда джаз» 31. М. Чотчаев «Чубар тауукъчукъ» 32. А. Семенов « Рахатлыкъ келсин» 33. Х.Байрамукова «Адамлыкъ» У 34. М.Хубиев «Аланны алгъышы» 1 / / / / / / / М .о ъ O l, ОН. ОН & .0 И Лъм 0 i, 0 $ il,0 $ /J7,O S d(? , 0 5