1 г
т
>3
•О
г:
л
§
о»
S
X
о
S
а
о»
о.
Т
о
pi
а
я
X
■Q
О» я
h я
Я X
X л
8
о.
Ю
о
Я
X
°*
Я
о х
4> го о
3 Я н
ю а <и
о 'g
О *
я
г» «
2
3
<з
а:
VO
О
VO
§
>3
л
3
о
S ^
К
а
ж
$л
S
Ci
и 5
о
<3
а;
CD
<*>
50
У)
О
N
З5
£ь
tq
Оо
"■ч
с.
2*
•
S
Я
X
X
я
X
X
>,
л
а:
55D
0
О
Л
§
а
у
>>
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
№
п.п.
]
Наименование разделов и
тем
джарыкъ
Количество
часов на
раздел
1ч
2
Ана
тилимкюнюм
Школ ,билим
3
Сюеме сени,Ата Джуртум
Зч
4
Хош кел,акъмыйыкъ къыш
1ч
5
Иги - аман
Контрольные
работы
Проектные
работы (по
новым ФГОС)
Лабораторные
#
15ч
6ч
6
7
8
Аскер къуллукъ- сыйлы
къуллукъ
Ананы кючюогъурлугъунда!
Джаз келди
9
Итого
2ч
2ч
#
4
34
10
11
12
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Четверть
Кол-во часов
по
по
программе
КТП
факт
f
1
5
Всего:
9
2
ч
Всего:
а
3
0
Всего
9
*
4
Всего
о
Итого
JI)
о
XL '
Кол-во часов и
причины
опережения или
отставания
1. Пояснительная записка
Программа
соответствует
Федеральному
государственному
образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Литературное
чтение» для 1-4 классов.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших
задач современной
школы. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение
различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и
слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать
художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в
средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования
грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек,
у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и
духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это
человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :
1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста - правильного
типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому
процессу чтения, потребности читать.
2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений,
нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым
мышлением.
3. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того,
что делает литературу художественной, - через введение элементов
литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с
отдельными теоретико-литературными понятиями.
4. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение
словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии
развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом карачаевского языка’.
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной
речи.
Линии, специфические для курса « Аиа литература»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к
прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах,
писателях.
Нами взят за основу традиционный тематический принцип группировки
материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все
учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в
следующем:
Во 2 классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая
произведения фольклора Карачаевского народа и народов России и мира
(сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские
сказки, второклассники как бы обнаруживают себя в «едином духовном
пространстве» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един.
Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных
народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и
патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность,
а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для
подтверждения этого в учебник специально включены, например, сказки
разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
Интерес
к
самому
процессу
чтения
тесно
связан
с
его
мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как
реализовать в отношении ребенка принцип идейно-художественной
значимости того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с
их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это
достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а
значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической
беседы.
Таким образом, система уроков литературного чтения во 2 классе - это
игра-путешествие в сказки.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного
домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие
которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией,
а с детской книгой. Ключевая особенность системы внеклассного чтения
заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», т.е. другие
рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести,
которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип
целостного
восприятия
художественного
произведения.
Уроки
внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым
разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело
учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для
самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках
внеклассного чтения.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в
учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по
выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для
заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут
учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору.
Программа по литературному чтению для каждого класса отражает
основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное
эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.
2. Содержание программы 34часа всего
и
(1 час в неделю)
1. Техника чтения.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие
составляющие техники чтения на момент завершения начального
образования:
1. способ чтения - чтение целыми словами;
2. правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм
литературного произношения;
3. скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст;
4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Во 2 классе должен осуществляться переход к осознанному правильному
чтению целыми словами, формирование осознанного чтения про себя, а
также осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с
соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с
содержанием, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла
заголовка,
придумыванию
вариантов
заглавий,
выбору
наиболее
подходящего заглавия. Обучение прогнозированию содержания текста на
основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.
Развитие умения находить ключевые слова в тексте.
Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в
тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль.
Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные
учителем перед чтением.
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу
чтения.
Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.
Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста),
соотносить основную мысль и заглавие текста.
4.
Элементы литературоведческого
анализа,
эмоциональное и
эстетическое переживание прочитанного.
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для
характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики
героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как
она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над
авторским отношением к нему.
Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте,
размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия
слов именно это слово, как автор рисует словами.
Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что
почувствовали, о чем захотелось подумать).
Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения.
Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка,
пословица и поговорка как жанры устного народного творчества.
«Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные
эпитеты.
Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.
Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация,
особенности употребления слов).
Тема и основная мысль произведения.
Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины.
Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает
(рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой),
поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные
авторами.
Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие
картины нарисованы, какие слова использует автор).
6. Развитие устной и письменной речи.
Обучение:
- подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с
соблюдением логики изложения;
- выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
- устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из
текста;
- составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному
плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения - сочинения-миниатюры
о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы
(3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи,
соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»
- овладение
- определение своего
- приобщение к литературе
функциональной
эмоционально-оценочного
как к искусству слова;
грамотностью;
отношения к прочитанному, - приобретение и первичная
развитие умения объяснять
- овладение техникой
систематизация знаний о
это отношение
чтения, приемами
литературе, книгах,
понимания и анализа текста;
писателях
- овладение умениями и
навыками различных видов
устной и письменной речи
2 класс (программный м иним ум )
- размышления о характере
- осознанное, правильное,
- умение относить
и поступках героя;
выразительное чтение
произведение к одному из
целыми словами;
жанров: сказка, пословица,
- высказывание своего
загадка, песенка,
- понимание смысла
отношения к прочитанному скороговорка; различать
заглавия произведения;
(что почувствовал, о чем
народную и литературную
захотелось подумать),
выбор наиболее
(авторскую) сказку;
своего понимания
подходящего заглавия из
авторского замысла (о чем
данных; самостоятельное
- умение находить в сказке
думал, что чувствовал
озаглавливание текста;
зачин, концовку,
автор)
троекратный повтор и др.
- умение делить текст на
сказочные приметы;
части, озаглавливать части;
- умение относить
- умение выбирать наиболее
сказочных героев к одной из
точную формулировку
групп (положительные,
главной мысли из ряда
отрицательные, героиданных;
помощники, нейтральные
персонажи);
- подробный и выборочный
пересказ текста;
- составление устного
рассказа о герое
прочитанного произведения
по плану
- соотнесение авторов,
названий и героев
прочитанных произведений
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1.
2.
3.
4.
Ана тил.2 класс М.И.Айбазова,С.М.Акачиева г.Черкесск 1998г.
«Илячин»К.А.Салпагарова
Къарачай-Малкъар-Орус сёзлюк Э.Р.ТенишиевД.И.Суюнчев.
Къарачай-Малкъар халкъ оюнла Д.ТаумурзаевД.Байрамкулов.
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений
Содержание
Согласование с курирующим
предмет заместителем
директора (подпись,
расшифровка подписи, дата)
•
•
•
Подпись
лица,
внесшего
запись
Календарно-тематическое планирование уроков по родной литературе
Тема урока
№
п/п
для 2 класса
Колинест
во часов
1.
К.Салпагарова «Байрам кюннге къууана»
2.
X. Байрамукова»Школгъа барама»
3.
К. Салпагарова»Къоянчыкъны школгьа
баргъаны».
4.
Б.Лайпанов «Ана тилим»
5.
Скороговорки. -
6.
Час загадок.
7.
Сказка «Кесе бла джашчыкъ»
8.
Х.Джаубаев «Кюз артында»
9.
И.Маммеев «Чегетде»
10.
Б.Кечерукова «Атын айтчы»
11.
Золотая осень на Кавказе»
12.
А. Узденов «Ата джуртум»
Дата
План
4
П.оЦ
4
<0^0 S
1
%ЬМ
U J°
i%<0
\
{
\
11W
Д
\
44, / /
1
У
1
.
11 / /
LS, / /
/
13.
И. Каракетов «МингиТау»
/
14.
С.Гочияева «Бизни республикабыз»
15.
Н. Абайханов»Къыш»
У
/
16.
Сказка»Къышны къылыкълары»
17.
Б. Кечерукова»Чыпчыкъла»
18.
А. Койчиев»Джангы джыл келеди»
19.
Ф.Байрамукова «Ойлашдырыу» ,0 . Хубиев
«Игилик»
{
Ш1
4S. Л
и .а
43м
М
20.
't
ш .
{
01
tO, 0L
У У. 01.
М.Шаманова» С'агъыш эте турама"
У
21.
В.Осеева «Амма»
22.
Р. Узденов «Эринчек джашчыкъны
тарыгъыуу».
А
У
23.
/
Р. Чотчаева «Борч»
/
Д
.14.П оз. т.
Факт
24.
Ш.Каппушев «Игиге атынг айтылсын»
25.
А. Коркмазов «Чекде»
26.
Ф. Байрамукова «Джигилитлик»
27.
А.Кубанов «Анама»
28.
Х.Джаубаев «Анамы кючю- огъурду!»
29.
Развитие речи «Джаз келди»
30.
Ф.Байрамукова «Кавказда джаз»
31.
М. Чотчаев «Чубар тауукъчукъ»
32.
А. Семенов « Рахатлыкъ келсин»
33.
Х.Байрамукова «Адамлыкъ»
У
34.
М.Хубиев «Аланны алгъышы»
1
/
/
/
/
/
/
/
М .о ъ
O l, ОН.
ОН
& .0 И
Лъм
0 i, 0 $
il,0 $
/J7,O S
d(? , 0 5