МАТЕМАТИКА 3 КЛАСС

М униципальное казенное общ еобразовательное учреж дение
«Средняя общ еобразовательная школа им. Ю .К. Каракетова а. Эльтаркач»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 3 класса

Составитель:
учитель начальных классов
Ш унгарова З.Р.

2017-2018 учебный год

Математика
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения математике учащихся начальной школы с шести лет.
Важнейшими целями обучения на этом этапе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Реализация в процессе обучения первой цели связана, прежде всего, с организацией работы по развитию мышления ре­
бенка, формированием его творческой деятельности.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и
умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако поста­
новка цели — подготовка к дальнейшему обучению - не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие
начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование эле­
ментов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, раз­
виваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происхо­
дит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
• анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изуче­
ния в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
• взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
• обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обу­
чения в средней школе;
• обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не
изучавшихся в начальной школе; развитие интереса к занятиям математикой.
Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из раз личных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики;

величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для
каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный
аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая
фигура.
Раскроем некоторые особенности содержания и структуры каждой из содержательных линий.
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе начинается в первом классе. При этом последо­
вательность изучения материала такова: учащиеся знакомятся с названиями чисел первы х двух десятков, учатся (назы­
вать их в прямом и в обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов (один, два, три... (два­
дцать), учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами. На пер­
вом этапе параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметиче­
ских задач, основанная на выполнении практических действий с множествами предметов.
При этом арифметическая задача предстает перед учащимися как описание
некоторой реальной жизненной ситуа­
ции; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом,
чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления,
что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий.
На втором этапе внимание учащихся привлекается к числам, данным в задаче. Решение описывается словами: «пять и
три — это восемь», «пять без двух - это три», «три по два — это шесть», «восемь на два — это четыре». Ответ задачи пока
также находится пересчитыванием. Такая словесная форма решения позволяет подготовить учащихся к выполнению стан­
дартных записей решения с использованием знаков действий.
На третьем этапе после введения знаков + , — , • , : , = учащиеся переходят к обычным записям решения задач.
Т аб л и ц а сл о ж ен и я о д н о зн ач н ы х ч и сел и зу ч ается в 1 классе в полном объеме. Вычитание обычно труднее ос ваивается первоклассниками. В основе нашего подхода лежит идея о том, что вычитание можно выполнять, используя таб­
лицу сложения.
При изучении табличных случаев сложения и вычитания используется основной прием вычислений: прибавление
(вычитание) числа по частям. Обращаем внимание учителя на то, что изучение табличных случаев сложения и вычитания
не ограничивается вычислениями в пределах чисел первого десятка: каждая часть таблицы сложения (прибавление чисел 2 ,
3, 4, ...) рассматривается сразу на числовой области 1-20.
Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выпол­
нения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ог­
раничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются
учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

Обучение письменным приемам сложения и вычитания начинается во 2 классе. Овладев этими приемами с двузнач ными числами, учащиеся легко переносят полученные умения на трехзначные числа (3 класс) и вообще на любые мно гозначные числа (4 класс).
Письменные приемы выполнения умножения и деления включены в программу 3 класса. Изучение письменного ал горитма деления проводится в два этапа.
На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наибо­
лее ответственный и трудный этап — научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при исполь­
зовании соответствующей методики), ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное — неодно­
значное число (второй этап).
В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы с 1 класса включен во­
прос об ознакомлении учащихся с микрокалькуляторами и их использовании при выполнении арифметических расчетов.
Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений
производится в течение продолжительных интервалов времени.
С первой из величин (длиной) дети начинают знакомиться в 1 классе: они получают первые представления о длинах
предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины — сантиметр и дециметр. Длина предмета
измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины
(в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах). Во втором классе вводится метр, а в третьем — километр и мил­
лиметр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.
Понятие площади фигуры — более сложное. Однако его усвоение удается существенно облегчить и при этом добиться
прочных знаний и умений благодаря организации большой подготовительной работы, начатой во 2 классе. Идея подхода
заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приемы, находить площадь фигуры, пересчитывая
клетки, на которые она разбита. Эта работа довольно естественно увязывается с изучением таблицы умножения. Получается
двойной выигрыш: дети приобретают необходимый опыт нахождения площади фигуры (в том числе прямоугольника) и в то
же время за счет дополнительном тренировки (пересчитывание клеток) быстрее запоминают таблицу умножения.
Этот (первый) этап довольно продолжителен. После того как дети приобретут достаточный практический опыт, начи нается второй этап, на котором вводятся единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр и квадратный
метр. Теперь площадь фигуры, найденная практическим путем (например, с помощью палетки), выражается в этих едини­
цах. Наконец, на третьем этапе во 2 классе, т. е. раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахождения площа­
ди прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся
осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введенным ранее.

Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величии: в
программу введено понятие о точном и приближенном значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся по­
нимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближенный
результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.
В нашем курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению в основной
школе элементарных алгебраических понятий - переменная, выражение с переменной, уравнение. Эти термины в курсе не
вводятся, однако рассматриваются разнообразные выражения, равенства и неравенства, содержащие «окошко» ( 1- 2 классы)
и буквы латинского алфавита (3-4 классы), вместо которых подставляются те или иные числа.
На первом этапе работы с равенствами неизвестное число, обозначенное буквой, находится подбором, на втором - в
ходе специальной игры «в машину», на третьем — с помощью правил нахождения неизвестных компонентов арифметических
действий.
Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмот­
рением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.
В соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они зна­
комятся, в частности, с математическими высказываниями, с логическими связками «и»; «или»; «если ..., то»; «неверно, что
...», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической фор­
мы предложения, используемой в логических выводах. К окончанию начальной школы ученик будет отчетливо представлять,
что значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подо­
брать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение, или привести опровергающий пример, научится
применять определение для распознавания того или иного м атем атического объекта, давать точный ответ на поставлен­
ный вопрос и пр.
Важной составляющей линии логического развития ребенка является обучение его (уже с 1 класса) действию клас­
сификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.
В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с
наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся
их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графиче­
ских умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деле­
ние отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).
Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об
осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фи­
гуры.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими
способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных за­
дач.
Ч исла от 1 до 100 (продолжение) (9 ч)
Табличное умножение и деление (51 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 - х = 27, х - 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и резуль­
татами действий.
Решение подбором уравнений вида х ■3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квад­
ратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Обозначение геометрических фигур буквами.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Доли (6ч)
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление ( 19 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, a ■b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях
входящих в них букв.
Уравнения вида х ■6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компо­
нентами действий.

Деление с остатком ( 9ч )
Ч исла от 1 до 1000
Н умерация (13 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чи­
сел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
А рифметические действия
Сложение и вычитание ( 11ч )
Умножение и деление ( 5ч )
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
П исьменны е приемы сложения и вы чи тан и я.( 13 )
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1— 3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

№ в го­
ду /
./

1

КА Л ЕН ДА РН О -ТЕМ А ТИ ЧЕСК О Е ПЛАНИРОВАНА[Е П О М А ТЕМ А ТИ КЕ (136ч)
Д ата
П римечание
КолФ орма занятия
Тема урока
во
план
ф акт
часов
Ч и сла от 1 до 100.Сложение и вы читание.(9ч)
Нумерация чисел в пределах 100.
(стр. 4)

Фронтальный

1

2

Самостоятельная
работа

Устные и письменные приёмы
сложения и вычитания
(стр. 5)
1

3
4
5
6

7
8

Выражение с переменной.
(стр. 6)
Решение уравнений.
(стр. 7)
Решение уравнений
(стр. 8)
Решение уравнений. Обозначение
геометрических фигур буквами
(стр. 9)
Обобщение и систематизация
изученного материала.
(стр. 14 - 1 5 )
Контрольная работа№1 по те­
ме: «Повторение: сложение и

1
1

Тематический

1
1

1

1

Тест №1 (КИМ с.4
- 5)
К/р

9

10
11
12
13

14

15
16
17
18
19

вычитание»
Анализ контрольной работы. Ре­
1
Пр/работа
(КИМ
шение задач на нахождение сум­
с.28)
мы и остатка.
(стр. 15 - 1 6 )
Числа от1 до 100. Табличное умножение и деление.51(ч)
Связь умножения и сложения.
1
Комбинированный
(стр. 18)
Связь между компонента-ми и ре­
1
зультатом умно-жения.
(стр. 19)
1
Чётные и нечётные числа.
(стр. 20)
Таблица умножения и деления с
1
Тематический
числом 3.
(стр. 21)
Решение задач с величи-нами:
1
«цена», «количест-во», «стои­
мость».
(стр. 22)
Решение задач с понятиями «мас­
1
са» и «количество»
(стр. 23)
Порядок выполнения действий.
1
Фронтальный опрос
(стр. 24-25)
Порядок выполнения действий.
1
(стр. 26)
Порядок выполнения действий.
1
(стр. 27)
Что узнали. Чему научились.
1
М/дикт
(КИМ

20

21

22
23

24

25/
26
27
28
29
30

(стр. 28-31)
Контрольная работа№2 по те­
ме: «Умножение и деление на 2
и 3»
Анализ контрольной ра-боты.
Таблица умножения и деления с
числом 4.
(стр. 34)
Таблица умножения. Закрепление.
(стр. 35)
Задачи на увеличение числа в не­
сколько раз.
(стр. 36)
Задачи на увеличение числа в не­
сколько раз.
(стр. 37)
Задачи на уменьшение числа в не­
сколько раз.
(стр. 38)
Решение задач
(стр. 39)
Таблица умножения и деления с
числом 5.
(стр. 40)
Задачи на кратное сравнение
(стр. 41)
Решение задач на кратное срав­
нение.
(стр. 42)
Решение задач изученных типов.

1

с.32)
К/р

1

1

Г рупповой

1

1

Самостоятельная
работа

1

1

Фронтальный
1
1
1

1

Самостоятельная

31

32
33
34
35

36
37
38

39

40
41

(стр. 43)
Таблица умножения и деления с
числом 6 .
(стр. 44)
Решение задач.
(стр. 45)
Решение составных задач.
(стр. 46)
Решение задач изученных видов.
(стр. 47)
Таблица умножения и деления с
числом 7.
(стр. 48)
Наши проекты. Что узнали. Чему
научились.
(стр. 49-55)
Что узнали. Чему научились.
(стр. 50-55)
Контрольная работа№3 по те­
ме: «Табличное умножение и
деление»
Анализ
контрольной
работы.
Площадь. Единицы площади.
(стр. 56)
Площадь. Сравнение площадей
фигур.
(стр. 57)
Квадратный сантиметр.
(стр. 58-59)

работа
1

1

М/дикт (КИМ с.32
- 34)

1
1
1

1

М/дикт (КИМ с.32
- 34)

1

Тест № 2 (КИМ с. 6
- 7)
К/р

1

1

1

42

43

44

45

46

47
48

49
50
51

Площадь прямоугольника.
(стр. 60-61)

1

Таблица умножения и деления с
числом 8 .
(стр. 62)
Закрепление изученного. Решение
составных задач.
(стр. 63-64)
Контрольная работа № 4 по
теме: «Решение задач и уравне­
ний.»
Анализ контрольной работы. Таб­
лица умножения и деления с чис­
лом 9.
(стр. 65)
Квадратный дециметр.
(стр. 66-67)
Таблица умножения. Системати­
зация знаний.
(стр. 68)
Закрепление изученного мате­
риала.
(стр. 69)
Квадратный метр.
(стр. 70-71)
Закрепление изученного мате­
риала.
(стр. 72)

1

1

Самостоятельная
работа
К/р

1

1

1
1

М/дикт (КИМ с.35
- 36)

1

Самостоятельная
работа

1

Практическая рабо­
та

1

52
53
54
55
56

57
58
56

Странички для любознательных.
(стр. 73-76)
Что узнали. Чему научились.
(стр. 77-78)
Закрепление изученного матери­
ала.
(стр. 79-81)
Умножение на 1.
(стр. 82)
Умножение на 0.
(стр. 83)
Умножение и деление с числами
1, 0 .
(стр. 84)
Деление нуля на число.
(стр. 85)
Решение составных задач в 3
действия.
(стр. 86-87)
Контрольная работа за 1 полу­
годие № 5

1
1
1

1
1

1

1
1

Применение полу­
ченных
знаний,
умений и навыков
на практике
КИ М с. 48 - 49
Д О Л И (6ч)

1

60

61

Анализ контрольной
Доли.
(стр. 92-93)

работы.

Тест № 3 (КИМ с. 8
-1 1 )
Самостоятельная
работа

1

62
63
64
65

66

Круг. Окружность.
(стр. 94-95)
Диаметр окружности (круга).
Решение задач.
(стр. 96-97)
Единицы времени. Г од, месяц.
(стр. 98-99)
Обобщение и систематизация
изученного материала.
(стр. 100-104)
Обобщение и систематизация
изученного материала.
(стр. 105-107)
<
Т
Е
Н
В

67
68

69
70
71

72

Умножение и деление круглых
чисел.
(стр. 4)
Случаи деления вида 80:20.
(стр. 5)
Умножение суммы на число.
(стр. 6)
Умножение суммы на число.
(стр. 7)
Умножение двузначного числа
на однозначное.
(стр. 8)
Умножение двузначного числа
на однозначное.
(стр. 9)

1
1

1
1

Самостоятельная
работа

1

Тест № 4 (КИМ с. 12
-1 5 )

Л И Ч Н О Е У М Н О Ж ЕН И Е И ДЕЛЕНИЕ.(19ч.)
1

1
1

практическая рабо­
та

1
1

1

М/дикт (КИМ с. 50
- 52)

73

74
75
76
77

78

79
80
81
82
83
84

Решение задач на приведение к
единице.
(стр. 10)
Закрепление изученного матери­
ала.
(стр. 11)
Деление суммы на число.
(стр. 13)
Деление суммы на число.
(стр. 14)
Деление двузначного числа на
однозначное.
(стр. 15)
Делимое. Делитель.
(стр. 16)

Проверка деления.
(стр. 17)
Деление двузначного числа на
двузначное.
(стр. 18)
Проверка умножения.
(стр. 19)
Решение уравнений.
(стр. 20)
Решение уравнений.
(стр. 21)
Закрепление изученного матери­
ала.

1

1

Индивидуальный

1
1

Самостоятельная
работа

1

1

1
1

1

групповой

1
1
1

индивидуальный

85

86

87
88
89
90
91
92
93
94

(стр. 24-25)
Контрольная работа № 6 по
теме : «Умножение и деление
круглых чисел.»

1

К/р

ДЕЛ ЕН И Е С О С ТА ТКО М ( 9ч )
Анализ контрольной работы.
1
Знакомство с делением с остат­
ком.
(стр. 26)
Деление с остатком. Правило
1
остатка.
(стр. 27)
1
Деление с остатком.
(стр. 28)
Деление с остатком методом
1
М/дикт
(КИМ
подбора.
с. 54)
(стр. 29)
Задачи на деление с остатком.
1
Текущий
(стр. 30)
1
Случаи деления, когда делитель
больше делимого.
(стр. 31)
Проверка деления с остатком.
1
М/дикт
(КИМ
(стр. 32)
с. 54)
1
Обобщение и систематизация
Тест № 5 (КИМ с. 16
изученного материала.
-1 7 )
(стр. 33-35)
Контрольная работа № 7 по
теме: «Деление с остатком»

1

К/р

Н У М ЕРА Ц И Я Ч И С Л А ОТ 1 Д[О 1000 ( 13ч. )
работы.
1

95

96

97

98

99

100

101
102
103
104

Анализ контрольной
Тысяча.
(стр. 42)
Устная нумерация чисел в пре­
делах 1 0 0 0 .
(стр. 43)
Единицы первого, второго и тре­
тьего разрядов.
(стр. 44-45)
Письменная нумерация чисел в
пределах 1 0 0 0 .
(стр. 46)
Увеличение, уменьшение числа
в 1 0 , 1 00 раз.
(стр. 47)
Трёхзначные числа - сумма раз­
рядных слагаемых.
(стр. 48)
Приёмы устных вычислений в
пределах 1 0 0 0 .
(стр. 49)
Сравнение трёхзначных чисел.
(стр. 50)
Письменная нумерация чисел в
пределах 1 0 0 0 .
(стр. 51)
Римские цифры.
(стр. 52-53)

1

1

1

М/дикт
с. 55-56)

(КИМ

1

1

1

1
1

1

М/дикт
(КИМ
с. 55-56)
Тест № 6 (КИМ с. 18
-1 9 )

105
106

107

Единицы массы. Грамм.
(стр. 54-55)
Контрольная работа № 8 по
теме: «Нумерация в пределах
1000»
Анализ контрольной работы. За­
крепление изученного материа­
ла.
(стр. 58-61)

1
1

практическая работа
к/р

1

С Л О Ж Е Н И Е И ВЫ ЧИТАН]НЕ ( 11ч )
108
109

110

111

112

113

114

Приёмы устных вычислений.
(стр. 66)
Приёмы устных вычислений ви­
да 450+30, 620-200.
(стр. 67)
Приёмы устных вычислений ви­
да 470+80, 560-90.
(стр. 68)
Приёмы устных вычислений ви­
да 260+310, 670-140.
(стр. 69)
Приёмы письменных вычисле­
ний.
(стр.70)
Алгоритм сложения трёхзнач­
ных чисел.
(стр.71)
Алгоритм вычитания трёхзнач­
ных чисел.
(стр.72)

1
1

индивидуальный

1

М/дикт
с. 59-60)

1

(КИМ

Тест № 7 (КИМ с.20
- 21)

1

1

1

М/дикт
(КИМ
с. 64)
Тематический

115
116
117

118

119

120
121
122
123

124

Виды треугольников.
1
Практическая рабо­
(стр.73)
та по складыванию
Что узнали. Чему научились
1
М/дикт
(КИМ
(стр.74)
с. 59-60)
1
к/р
Контрольная работа № 9 по
КИ М с. 61-64
теме «Сложение и вычита­
ние»
Анализ контрольной работы.
1
Самостоятельная
Обобщение и систематизация
работа
изученного материала.
(стр.76-79)
Ч И С Л А ОТ 1 ДО 1000.У М Н РЖ ЕН И Е И ДЕЛЕ НИЕ ( 5ч )
1
Умножение и деление. Приёмы
устных вычислений.
(стр.82)
Умножение и деление. Приёмы
устных вычислений.
(стр.83)
Приёмы устных вычислений.
(стр.84)
Виды треугольников.
(стр.85)
Закрепление изученного матери­
ала.
(стр.86)

1

М/дикт
с. 66-68)

(КИМ

1

М/дикт
с. 66-68)

(КИМ

М/дикт
с. 66-68)

(КИМ

1
1

П РИ Ё М Ы П И С ЬМ Е Н Н Ы Х В Ы Ч И С Л Е Н И Й ( 13ч.)
Приёмы умножения в пределах
1
Фронтальный
1000.
(стр.88)

125

126
127

128
129

130

131

132

133
134-136

Алгоритм письменного умноже­
ния трёхзначного числа на одно­
значное.
(стр.89)
Письменные приёмы умножения
в пределах 1 0 0 0 .
(стр.90)
Приёмы письменного деления в
пределах 1 0 0 0 .
(стр.92)
Алгоритм деления трехзначного
числа на однозначное.
(стр.93-94)
Проверка деления.
(стр.95)
Приёмы письменного деления
чисел. Закрепление изученного
материала.
(стр.96)
Итоговая контрольная работа
за год № 10
Анализ контрольной работы. За­
крепление изученного материа­
ла.
(стр.101-102)
Закрепление изученного. Зна­
комство с калькулятором.
(стр.97-98)
Резерв

1

1

1

1

Обобщающий урок
М/дикт
(КИМ
с.69-71)
М/дикт
(КИМ
с.69-71)
Тест № 8(КИМ с.22
- 25)

1

Тематический

1

М/дикт
с.69-71)

1

(КИМ

к/р
КИ М с. 74-76

1

1

3

Практическая рабо­
та

ИТОГО

- 136ч.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по м атем атике
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущена 1 грубая ошибка и 1-2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых.
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более грубых ошибок.
Оценка «1» ставится, если все задания выполнены с ошибками.
При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок.
Оценка «4» ставится, если допущены 2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если допущены 2 или более грубых ошибок.
Оценка «1» ставится, если задачи не решены.
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубой ошибки не должно быть в зада­
че.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, но при этом ход решения задачи должен
быть верным.
Оценка «2» ставится, если в работе допущены 4 грубые ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик выполнил все задания с ошибками.
К грубым ошибкам относятся:
• вычислительные ошибки в примерах и задачах,
• ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий,
• неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия),

• недоведение до конца решения задачи или примера,
• невыполненное задание.
К негрубым ошибкам относятся:
• нерациональные приемы вычислений,
• неверно сформулированный ответ задачи,
• неправильное списывание данных (чисел, знаков),
• недоведение до конца преобразований,
• неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

Входная контрольн ая работа
1 вариант
1.Решите задачу.
Цирковое представление смотрели 23 мальчика, а девочек на 4 больше. Сколько
всего детей смотрели цирковое представление?
2.Решите примеры столбиком.
34 + 21
58
+ 3237 + 39
36 - 23
83
- 53 72 - 49
3.Вычислите.
80 - (16 + 4)
3 •4
21: 3
(17 - 9) + 5
2 •8
12 : 2
4.Решите
уравнение.
х + 7 = 15
х- 6=9
5.Начерти два отрезка. Длина одного отрезка
4см, а другой на 3см длиннее.
6.Сравните.
7дм 1см...17см
90дм..,9м
55см ... 6 дм

Входная контрольн ая работа
2 вариант
1.Решите задачу.
Для украшения зала купили 19 красных шариков, а синих на 8 меньше. Сколько все­
го шариков купили для украшения зала?
2.Решите примеры столбиком.
42 + 15
64 + 26
45 + 38
39 - 27
76 - 36
84 - 57
3.Вычислите.
70 - (23 + 7)
3 •6
27 : 3
(15 - 8 ) + 6
2 •7
18 : 2
4.Решите
уравнение.
9 + х = 14
х- 7=4
5.Начерти два отрезка. Длина одного отрезка
6 см, а другой на 3см короче.
6.Сравните.
5дм 2см...25см 7 0 д м . 7м
44см...5дм

К онтрольная работа № 1 1 вариант
1. Решите задачу:
Под одной яблоне было 14 яблок, под другой - 23 яблока. Ёжик утащил 12 яблок.
Сколько яблок осталось?
2. Геометрическая задача.
Длина одного отрезка 5 см, а другого 12 см. На сколько сантиметров длина второго
отрезка больше, чем длина первого?
3. Решите примеры, записывая их столбиком:
93 - 15
80 - 24
48 + 19
16 + 84
62 - 37
34 + 17
4. Решите уравнение:
65 - x = 58
5. Сравните:
28 + 7...41 - 7
4 см 2 м м ...40 мм
7 + 7 + 7 . 7 + 7 3 см 6 м м...4 см
6 . Задача на смекалку:
В болоте жила была лягушка Квакушка и её мама Кваквакушка. На обед Кваквакушка съедала 16 комаров, а Квакушка на 7 меньше, на ужин 15 комаров, а Квакуш­
ка на 5 меньше. Сколько комаров нужно лягушкам в день, если они не завтракают?

К онтрольная работа № 1
2 вариант
1.Решите задачу:
В магазин в первый день прислали 45 курток, а во второй день 35 курток. Продали
29 курток. Сколько курток осталось продать?
2.
Геометрическая задача.
Длина одного куска провода 8 м, а другого 17м. На сколько метров меньше длина
первого куска, чем второго?
3. Решите примеры, записывая их столбиком:
52 - 27
70 - 18
48 + 36
37 + 63
94 - 69
6 6 + 38
4. Решите уравнение:
x - 14 = 50
5. Сравните:
31 - 5 . 1 9 + 8 5см 1мм...50мм
9 + 9 . 9 + 9 + 9 2см 8мм...3см
6 . Задача на смекалку:
Мышка-норушка и 2 лягушки-квакушки весят столько же, сколько 2 мышкинарушки и одна лягушка-квакушка. Кто тяжелей: мышка или лягушка?

К онтрольная работа № 2 1 вариант
1. Решите задачу:
Девочка прочитала в первый день 16 страниц, а во второй - 14. После этого ей оста­
лось прочитать 18 страниц. Сколько всего страниц в этой книге?
2. Решите задачу.
Карандаш стоит 3 рубля. Сколько стоят 9 таких карандашей.
3. Решите примеры.
(17 - 8 ) • 2
82 - 6 6
(21 - 6 ) : 3
49 + 26
18 : 6 •З
28 + 11
8 •3 - 5
94 - 50
4. Сравните:
38 + 12 ... 12 + 39
7
+ 7 + 7 + 7 ... 7 + 7 + 7
5. Найдите периметр прямоугольника со
сторонами 4 см и 2 см.
6 . Заполните пустые клетки, чтобы сумма цифр по диагонали, по горизонтали и по
вертикали была равна 33:
8 1
3
1

4
К онтрольная работа № 2 2 вариант
1. Решите задачу:
В первый день школьники окопали 18 деревьев, во второй-12 деревьев. После этого
им осталось окопать 14 деревьев. Сколько деревьев нужно было окопать школьни­
кам?
2. Решите задачу:
В пакетах 7 кг картофеля. Сколько килограмм картофеля в трех таких пакетах?
3. Решите примеры.
(24 - 6 ) : 2
87 - 38
(15 - 8 ) • 3
26 + 18
12 : 6 • 9
73 + 17
3 • 7 - 12
93 - 40
4. Сравните:
46 + 14 ... 46 + 15
5 + 5 + 5 ... 5 + 5
5. Найдите периметр прямоугольника со
сторонами 3 см и 5 см.
6 . Заполните пустые клетки, чтобы сумма цифр по диагонали, по горизонтали и по
вертикали была равна 33:
1

1

1

3
1
2

К онтрольная работа № 3 1 вариант
1. Решите задачу:
В куске было 54 м ткани. Из этой ткани сшили 9 курток, расходуя по 3 метра на
каждую. Сколько метров ткани осталось в куске?
2. Решите примеры.
63 : 7 • 4
15 : 3 - 9
24 : 4 • 7
54 : 9 • 8
49 : 7 • 5
14 : 2 • 4
3. Обозначьте порядок действий и вычислите.
90 - 6 • 6 + 29
5 •(6 2 - 53)
(40 - 39) • ( 6 • 9)
4. Представьте числа в виде произведений
двух однозначных множителей.
45, 24, 14, 32, 21, 35, 42
5. Начертите квадрат со стороной 4 см.
Найдите его периметр.
6 . Решите задачу.
Произведение двух чисел равно 81. Как изменится произведение, если один из мно­
жителей уменьшить в 3 раза?

К онтрольная работа № 3
2 вариант
1. Решите задачу:
Для изготовления папок ребята приготовили 50 листов бумаги. Они сделали 8 па­
пок, расходуя на каждую по 4 листа бумаги. Сколько листов бумаги у ребят оста­
лось?
2. Решите примеры.
21 : 3 • 8
45 : 5 - 6
28 : 4 • 9
32 : 8 •4
54 : 6 • 7
27 : 3 • 5
3. Обозначьте порядок действий и вычислите.
90 - 7 • 5 + 26
6 •(54 - 47)
(60 - 5 9 )•(4 • 8 )
4. Представьте числа в виде произведений
двух однозначных множителей.
28, 56, 27, 35, 63, 16, 20.
5. Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 2 ем. Найдите его периметр.
6 . Решите задачу.
Решил Братец Лис утятинки раздобыть. Подкрался к пруду и видит: плавают на воде
4 большие утки, маленьких — в 2 раза больше, 3 утицы на берегу сидят. Сколько
всего уток увидел Братец Лис?

К онтрольная работа № 4 1 вариант
1. Решите задачу.
Оля собирает календарики. Все календарики она разложила в два альбома. В боль­
шой на 9 страниц по 6 календариков на каждую страницу и в маленький на 4 стра­
ницы по 3 календаря на каждую. Сколько календариков у Оли?
2. Решите примеры.
72 - 64 : 8
63 : 9 • 8
(37 + 5) : 7
25 : 5 • 9
36 + (50 - 13)
72 : 9 • 4
3. Найдите площадь огорода прямоугольной
формы, если длина 8 метров, а ширина 5
метров.
4. Выполните преобразования.
-1 2
2
1 м = ... дм
8 дм 2 см = ... см
35мм = . см . мм
5. Решите уравнения.
78 - х = 13
5 • х = 50
6 . Папа разделил 12 хлопушек между сыном и его тремя друзьями поровну. Сколько
хлопушек получил каждый мальчик?

К онтрольная работа № 4 2 вариант
1. Решите задачу.
На дачном участке мама посадила 5 грядок
одного сорта по 9 кустов на каждой
грядке и 3 грядки другого сорта по 8 кустов на каждой грядке. Сколько всего кустов
помидоров посадила мама на этих грядках?
2. Решите примеры.
75 - 32 : 8
81 : 9 • 5
8 •(9 2 - 84)
42 : 7 • 3
(56 + 7) : 9
64 : 8 • 7
3. Найдите площадь цветника квадратной
формы, если его сторона равна 4 м.
4. Выполните преобразования.
2
2
1 дм 2 = . см 2
5 см 7 мм = . мм
43
дм = . м . дм
5. Решите уравнения.
х + 26 = 84
70 : х = 10
6 . Катя разложила 18 пельменей брату Толе и двум его друзьям поровну. По сколь­
ко пельменей было на каждой тарелке?

К онтрольная работа № 5 1 вариант
1. Решите задачу.
На выставку привезли 35 картин и повесили их в залы, по 7 картин в каждый зал.
Экскурсовод уже провел экскурсию по 3 залам. Сколько еще залов осталось пока­
зать экскурсоводу.
2. Найдите значения выражений.
26 + 18 • 4
80 : 16 •3
72 - 96 : 8
31 • 3 - 17
57 : 19 •32
36 + 42 : 3
3. Решите уравнения.
72 : х = 4
42 : х = 63 : 3
4. Сравните выражения.
6 • 3 + 8 • 3 ... ( 6 + 8 ) •3
5 -12 ... 5 •
(10 + 2)
5. Найдите площадь и периметр квадрата со
стороной 5 см.

К онтрольная работа № 5 2 вариант
1. Решите задачу.
72 конфеты разложили по новогодним подаркам, в каждый подарок по 9 конфет. 6
подарков уже отдали детям. Сколько подарков еще осталось?
2. Найдите значения выражений.
11 • 7 + 23
56 : 14 • 9
72 : 18 +7
23 + 27 • 2
60 : 15 • 13
8 6 - 78 : 13
3. Решите уравнения.
х : 6 = 11
75 : х = 17 + 8
4. Сравните выражения.
(20 + 8 ) • 2 ... 28 • 3
( 7 + 4) • 4 . 7 • 4 + 4 • 4
5. Найдите площадь и периметр квадрата со
стороной 3 см.

К онтрольная работа № 6 1 вариант
1. Решите задачу.
У дежурных в столовой 48 глубоких тарелок и столько же мелких. Все тарелки де­
журные должны расставить на 12 столов, поровну на каждый стол. Сколько тарелок
они должны поставить на каждый стол?
2. Выполни деление с остатком и проверь.
50 : 15
100 : 30
13 : 9
3. Вычислите
18 • 9 - 63 : 9
54 : 9 - 32 : 8
14 • 4 + 8 • 3
6 • 8 + 17 • 3
4. Начерти квадрат со стороной 6 см. Найди
его периметр и площадь.
5. Запишите не менее трёх двузначных чисел,
которые при делении на 7 дают остаток 5.

К онтрольная работа № 6 2 вариант
1. Решите задачу.
У Саши 49 рублей и у Пети столько же. На все деньги они могут купить 14 одинако­
вых тетрадей. Сколько стоит одна такая тетрадь?
2. Выполни деление с остатком и проверь.
40 : 9
80 : 12
9 :8
3. Вычислите.
17 • 8 - 4 • 7
63 : 9 - 54 : 9
13 • 5 + 9 • 4
3 • 16 + 7 • 5
4. Начерти прямоугольник со сторонами 6 см и
4см. Найди его периметр и площадь.
5. Запишите не менее трёх двузначных чисел,
которые при делении на 8 дают остаток 6 .

К онтрольная работа № 7 1 вариант
1. Решите задачу.
В букете 20 красных роз, а белых в 4 раза меньше, чем красных. На сколько белых
роз меньше, чем красных?
2. Обозначьте порядок действий и вычислите.
85 + 35 : 5
(92 - 87) • 9
96 - 72 : 12 + 15
8 •8 - 9
•4
7 • (63 : 9 - 7)
96 : 24
3. Выполните преобразования.
7м 14см = ...см
8 м 05см = ... см
250 см = ...м ...д м
400 см =... дм
4. Выполните деление с остатком.
17 : 6
20 : 3
48 : 9
57 : 6
43 : 8
5. Длина прямоугольника 20см, а ширина в 4 раза меньше. Найдите площадь этого
прямоугольника.

К онтрольная работа № 7 2 вариант
1. Решите задачу.
В пакет положили 6 репок, а в сумку в 3 раза больше, чем впакет. На сколько боль­
ше репок положили в сумку, чем в пакет?
2. Обозначьте порядок действий и вычислите.
78 + 42 : 7
(65 - 58) • 9
78 - 19 • 2 + 34
9 •8 - 6 •7
5 • (81 : 9 - 8 )
45 : 15
3. Выполните преобразования.
9м 16см = ...см
4м 03см =...см
370 см = ...м ...д м
700 см =...дм
4. Выполните деление с остатком.
47 : 5
19 : 6
63 : 8
39 : 6
71 : 9
5. Длина прямоугольника 40см, а ширина в 5 раз меньше.
Найдите площадь этого
прямоугольника.

К онтрольная работа № 8 1 вариант
1. Решите задачу.
Утром в кассе было 813 рублей. Днём из неё выдали 508 рублей, а приняли 280 руб­
лей. Сколько денег стало в кассе к концу дня?
2. Запишите число, в котором:
6сот.2дес.4ед.
8сот.3дес.
4сот.5ед.
3. Решите примеры, записывая столбиком.
354 + 228 505 + 337 867 - 349 650 - 37
4. Вычислите удобным способом.
712 - (59 + 612)
(267 + 398) - 67
5. Сравните выражения.
7 •8 . 6 •9
14 • 6 . 1 9 • 3
36 : 9 . 4 2 : 7
72 : 7 2 . 7 2 • 1
6 . Решите уравнения.
825 - х = 632
х • 23 = 92

К онтрольная работа № 8 2 вариант
1. Решите задачу.
В трёх домах 385 жильцов. В первом доме 134 жильца, во втором 117 жильцов.
Сколько жильцов в третьем доме?
2. Запишите число, в котором:
3сот.1дес.8ед.
6сот.2дес.
7сот.5ед.
3. Решите примеры, записывая столбиком.
744 + 180 623 + 179 925 - 307 136 - 98
4. Вычислите удобным способом.
946 - (646 + 87)
(563 + 389) - 89
5. Сравните выражения.
6 •7 .9 •4
13 • 8 . 2 • 19
48 : 6 . 5 4 : 9
56 : 1 . 5 6 • 0
6 . Решите уравнения.
х + 218 = 541
6 8 : х = 17

К онтрольная работа № 9 1 вариант
1. Решите задачу.
Продавец цветов сделал большой букет из 9 роз и несколько маленьких букетов, по
3 розы в каждом букете. Сколько маленьких букетов сделал продавец, если всего у
него было 30 роз?
2. Вычислите.
70 : 14 • 13 92 : (46 : 2) • 2
170 + 320 - 200
54 : (90 : 5) (610
+ 2 0 ) : 7 : 90 480 : 6 + 780
3. Запишите числа в порядке возрастания.
276, 720, 627,270, 762, 267, 726, 672, 260, 706
4. Выполните вычисления столбиком.
426 + 318
263 • 3
738 : 3
827 - 394
818 • 2
536 :4
5. Решите задачу.
Ширина прямоугольника 7см, а длина в 2 раза больше ширины. Вычислите пери­
метр и площадь этого прямоугольника.
6 . Сравните выражения.
6 ч...600 мин
259 - 1 .2 5 9 : 1
7м 8 д м ... 8 м 7дм
78 • 4 . 8 7 • 4

К онтрольная работа № 9 2 вариант
1. Решите задачу.
Продавцы украсили большую витрину магазина 15 синими мячами, а остальные
витрины украсили красными мячами, по 6 мячей в каждой витрине. Сколько витрин
украсили красными мячами, если всего было 39 мячей?
2. Вычислите.
80 : 16 • 2
84 : (42 : 2) • 3
250 + 430 - 300
57 :
(76 : 4) (530 + 10) : 9 : 60 420 : 7 + 590
3. Запишите числа в порядке убывания.
513, 310, 315, 531, 301, 503, 351, 350, 530, 305
4. Выполните вычисления столбиком.
392 + 425
193 • 2
714 : 3
571 - 239
227 • 3
744 : 4
5. Решите задачу.
Длина прямоугольника 12см, а ширина в 2 раза меньше. Вычислите периметр и
площадь этого прямоугольника.
6 . Сравните выражения.
5 ч . 4 0 0 мин
91 • 3 . 1 9 • 3
4м 5 д м .5 м 4дм
687 + 1 .6 8 7 •


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».