М униципальное казенное общ еобразовательное учреж дение «Средняя общ еобразовательная школа им. Ю .К. Каракетова а. Эльтаркач» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 3 класса Составитель: учитель начальных классов Ш унгарова З.Р. 2017-2018 учебный год I. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся. Реализация учебной программы обеспечивается: 1) Учебником В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 3 класс (с приложением на CD-диске) - М. «Просвещение», 2014 г.; 2) Контрольно-измерительными материалами / Составитель Никифорова В.В. Русский язык 3 класс/ - М. Издательство «Вако», 2014 г. В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей дея тельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Рус ский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого раз вития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогиче ской речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 3 классе. К концу 3 класса учащиеся должны знать: • Названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); • Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); • Название и определения главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членов предложения. Учащиеся должны уметь: • Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текс (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс. • Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы. • Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова. • Производить морфемный разбор ясных по составу слов. Подбирать однокоренные слова разных частей речи. • Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прила гательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений). • Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена суще ствительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам. • Интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации. • Вычленять в предложении основу и словосочетания. • Производить элементарный синтаксический разбор предложения. • Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста. • Определять тип текста. • Писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. II. Общая характеристика учебного предмета, курса Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетиче ской, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существу ющие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложе ния, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной си стемой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечи вают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирова ние речевых умений и овладение речеведческимисведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников, созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра, с учётом замысла адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, по следовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой вы полненной учеником творческой работы. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложе ний, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоиз менения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова, как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и усло вий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирова ния, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников разви ваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстраги рования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потреб ность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовы вать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, по здравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный позна вательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт усло вия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нуж ную информацию. Основные содержательные линии. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогиче ской речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями обще ния, развитие интуиции и «чувства языка»; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами ана лиза изучаемых явлений языка; - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; - воспитание эмоционально - ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникально сти и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Задачи, решаемые при изучении предмета: - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; - развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста; - развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь); - активизация мыслительной, познавательно - языковой и коммуникативно - речевой деятельности учащихся; - создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку; - закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма. Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отра ботка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма. III. Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные) Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета по русскому языку В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффек тивной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего обра зования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучаю щимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной)информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уров ня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учё том зоны ближайшего развития. В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включае мых в следующие три основные блока: ■самоопределение ■смыслоообразование ■морально-этическая ориентация Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуника тивных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятель ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка метапредметныхрезультатов может проводиться в ходе различны х процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познава тельных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуника тивных и регулятивных действий. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной си стемы знаний по русскому языку, родному языку и математике. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и спо собность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, вы полняемые обучающимися, с предметным содержанием. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обу чающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Личностные результаты • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; • осознание своей этнической и национальной принадлежности; • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре; • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, пони мания необходимости учения; • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объек тов и др.); • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку; • ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; • развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.). • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы; • .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь; • осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопе реживать чувства радости и горя; • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.; • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; • представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям. Метапредметные результаты Регулятивные УУД • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу; • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; • учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках); • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; • оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудно стей; • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные УУД • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов биб лиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму; • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста; • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с не большими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию); • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач; • пользоваться словарями и справочным материалом учебника; • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из их частей; • овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач; • ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффек тивный способ решения лингвистической задачи; • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи; • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Коммуникативные УУД • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.); • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения; • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его; • оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельно сти; • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Виды учебной деятельности Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: У Словесные, наглядные, практические. У Индуктивные, дедуктивные. У Репродуктивные, проблемно-поисковые. У Самостоятельные Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: У Стимулирование и мотивация интереса к учению. У Стимулирование долга и ответственности в учении. Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов У Устный контрольный самоконтроль. У Индивидуальный и фронтальный опрос У Индивидуальная работа по карточкам У Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка) У Контрольное списывание У Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные) У Срезовые работы (тесты) У Творческие работы (сочинения, изложения) Система проверочных и контрольных измерений по предмету Сроки проведения контрольных работ Входной контроль - для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам 2 класса (сентябрь) Промежуточный контроль - для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (декабрь); Итоговый контроль - для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (ап рель - май). Форма проведения контрольных работ Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по русскому языку. Слова с непроверяемыми написаниями Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, заяц, земляника, капуста, каран даш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, мороз, Москва, народ, обед, овес, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, пе тух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, рус ский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь. Основные требования к знаниям и умениям учащихся К концу 3 класса учащиеся должны знать: Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды). Учащиеся должны уметь: - Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий изу ченные орфограммы; -проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; -производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова; - производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; -распознавать части речи и их грамматические признаки; -интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации; -вычленять в предложении основу и словосочетания; -производить элементарный синтаксический разбор предложений; -определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части; -определять тип текста: повествование, описание, рассуждение; - писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учите ля. VI. Содержание тем учебного предмета, курса Тема №1. Я зы к и речь (2 часа) Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Тема №2. Текст, предложение, словосочетание (12 часов) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Для реализации этого содержания учащиеся должны: Знать: - типы текстов по цели высказывания и интонации - члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные; Уметь: • • • • • • • • определять тему и основную мысль текста; делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между частями текста; устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять глав ные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; Развитие речи. • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей); • писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов; • составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации; • употреблять при записи текста красную строку; • интонационно правильно произносить предложения. Контроль: • контрольный работа - 1 час; • изложение - 1 час. Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов) Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антони мы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологиз мы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного сло ва для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Г ласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Развитие речи. • Подробное изложение с языковым анализом текста. Контроль: • контрольная работа - 1 час; • изложение - 2 часа; • проект «Рассказ о слове» - 1 час. Тема №4. Состав слова (17 часов). Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в пристав ках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Знать: • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; Уметь: • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу; • подбирать однокоренные слова разных частей речи; • правильно писать гласные и со согласные в приставках. Развитие речи. • интонационно правильно произносить предложения. Контроль. • контрольная работа - 2 часа; • изложение - 1 час; • сочинение - 1час. • проект - 1 час. Тема №5. Правописание частей слова (29 ч) Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне сло ва (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особен ности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непрове ряемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Знать: • правила проверки корневых орфограмм; Уметь: • правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная; • писать слова с разделительным Ъ; Развитие речи. • интонационно правильно произносить предложения. Контроль. • контрольная работа - 3 часа; • изложение - 2 часа; • сочинение - 1час. • проект - 1 час. Тема №6. Части речи (75 часов). Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существитель ное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен суще ствительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончания ми в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прила гательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Из менение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Пра вописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного гла гола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Знать: • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; Уметь: • -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилага тельных, время и число глаголов); • изменять имена существительные по числам; • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; • изменять глагол по временам(простые случаи) и в прошедшем времени — по родам. Контроль: • контрольная работа - 4 часа; • изложение - 5 часов; • сочинение - 4 часа; • проект - 2 часа. Тема №7. Повторение изученного за год(16 часов). Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существи тельное, имя прилагательное, глагол. К концу третьего класса обучающиеся должны знать: • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные; • слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, ко рабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, по года, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рису нок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь. Уметь: • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфо граммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие со гласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопроситель ный и восклицательный знаки); • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; • подбирать однокоренные слова разных частей речи; • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилага тельных, время и число глаголов); • изменять имена существительные по числам; • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять глав ные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; • интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; • определять тему и основную мысль текста; • делить текст на части, соблюдать красную строку; • устанавливать связь между частями текста; • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблю дениям; • составлять устный ответ-рассуждение. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); • работы со словарём (алфавит); • соблюдения орфоэпических норм; • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшегошкольника тематике; • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу). Контроль: • контрольная работа - 1 час; • изложение - 2 часа; • сочинение - 1 час. Контрольные работывключают в себя: Iч II ч III ч IV ч Год 3 4 3 2 12 Письменное развитие речи включает в себя: Вид работы Iч II ч III ч 3 3 3 Изложение 2 4 Сочинение Объём письменных работ в 3 классе Орфографические пятими нутки и словарные диктанты IV ч 4 1 Год 13 7 Контрольные дик танты Письмо по памяти Проверочное списы вание и контрольное 1 полуго дие 2 полуго дие 10 - 15 слов 45 - 55 слов 20 - 30 слов списывание 50 - 60 слов 12 -15слов 55 -60 слов 30 - 35 слов 60 - 65 слов Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредитель ные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ), тесты, обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке. В 3 классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ П Л АНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫ КУ ( 170ч.) № в го ду / Тема урока Колво ча сов Форма за нятия ЯЗЫ К И РЕЧ Ь ( 2 ) 1/1 Наша речь. Виды речи. Упр. 1 - 4 1 Примечание Дата план факт 2/2 Наш язык. Упр. 5 -10 1 ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖ ЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ( 14 ч.) 3/1 Текст. Типы текстов. Упр. 11 -1 6 1 КИМ, тест № 1с.6- 9 4/2 Текст. Типы текстов. Упр. 11 -1 6 5/3 Предложение. Упр. 17 -19 6/4 Виды предложений по це ли высказывания Упр. 20 - 26 1 7/5 Виды предложений по ин тонации Упр. 27 - 33 1 8/6 Предложение с обращени ем Упр. 34 - 36 1 1 1 9/7 Р.р. Обучающее изложе ние «Путешественница» 1 Изложение 10/8 Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения Упр. 37 - 41 1 фронталь ный 11/9 Главные и второстепенные члены предложения Упр. 42 - 47 1 12/10 Простое и сложное пред ложение Упр. 48 - 51 1 13/11 Контрольное списывание Простое и сложное пред ложение Упр. 52 - 56 1 Контроль ное списывание 14/12 Работа над ошибками. Словосо четание Упр. 57 - 60 1 КИМ, тест № 2, с.10 13 1 Словарный диктант 15/13 Словосочетание Словарный диктант. Упр. 61 - 63 16/14 Контрольный диктант по теме: «Предложение» 1 Контроль ный диктант СЛОВО В ЯЗЫ КЕ И РЕЧИ ( 19 ) 17/1 Работа над ошибками. Лек сическое значение слова. Однозначные и многознач ные слова Упр. 64 - 67 1 18/2 Синонимы и антонимы. Упр. 68 - 74 1 19/3 Омонимы. Упр. 75 - 78 1 20/4 Слово и словосочетание. Упр. 79 - 82 1 21/5 Фразеологизмы. Упр. 83 - 87 1 Изложение 22/6 Р. р. Обучающее изложе ние Упр. 88 1 23/7 Работа над ошибками. Ча сти речи. Упр. 89 - 92 1 24/8 Имя существительное Упр. 93 - 96 1 25/9 Имя прилагательное Упр. 97 -100 1 26/10 Глагол. Упр. 101 -102 1 27/11 Имя числительное. Упр. 103 -106 1 28/12 Однокоренные слова Упр. 107 -111 1 29/13 Звуки буквы. Гласные зву ки. Упр. 112 -116 1 Тематиче ское Фронталь ный 30/14 Звуки и буквы. Согласные звуки. Упр. 117 -121 1 31/15 Звонкие и глухие соглас ные звуки. Разделительный мягкий знак. Упр. 122 -127 1 32/16 Р. р. Обучающее изложе ние Упр. 129 33/17 Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного. Словарный диктант. Упр. 128 34/18 Проект «Рассказ о слове» 35/19 Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи» Изложение 1 1 Словарный диктант 1 1 Контроль ный диктант СОСТАВ СЛОВА ( 16 ч) 36/1 Работа над ошибками . Ко рень слова. Упр. 130 -132 1 37/2 Как найти корень слова? Упр. 133 -137 1 38/3 Сложные слова Упр. 138 -141 1 39/4 Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Упр. 142 -147 1 40/5 Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Упр. 148 -152 1 41/6 Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Упр. 153 -156 1 42/7 Значения приставок Упр. 157 -163 1 Тематиче ский Текущий 43/8 Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Упр. 164 -167 1 44/9 Значения суффиксов Упр. 168 -176 1 45/10 Р. р. Сочинение по кар тине А.А.Рылова «В голу бом просторе» Упр. 177 1 46/11 Анализ сочинений, работа над ошибками. Что такое основа слова? Упр. 178 -182 1 47/12 Обобщение знаний о со ставе слова. Словарный диктант. Упр. 183-185, 188 48/13 Контрольный диктант по теме «Состав слова» 1 1 Словарный диктант Диктант с грамматиче ским зада нием, разбор 49/14 Анализ контрольного дик танта. Обобщение знаний о составе слова Упр. 186 -189 1 50/15 Р.р. Обучающее изложе ние Упр. 190 -191 1 51/16 Работа над ошибками. Проект «Семья слов» Обобщаю щий 1 ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА ( 29ч ) 52/1 В каких значимых частях слова есть орфограммы? Упр. 192 -195 1 53/2 Правописание слов с без ударными гласными в корне Упр. 196 - 200 1 54/3 Правописание слов с без- 1 Работа с орфографическим слова рём КИМ, тест Правописание слов с без ударными гласными в корне. Словарный диктант. Упр. 205 - 207 1 Контрольный диктант за 1 триместр 1 1 57/6 Анализ контрольного дик танта. Правописание слов с глухими и звонкими со гласными в корне Упр. 208 - 211 58/7 Проверка слов с парными согласными в корне Упр. 212 - 215 59/8 Проверка слов с парными согласными в корне Упр. 216 -222 55/4 56/5 8 1 О 9 №1 ударными гласными в корне Упр. 201 - 204 Диктант с грамматиче ским зада нием. 1 1 КИМ, тест № 5, с.20 23 60/9 Р.р. Обучающее изложе ние «Клесты» 1 61/1/10 Работа над ошибками .Правописание слов с не произносимыми согласны ми в корне Упр. 223 - 225 1 62/2/11 Правописание слов с не произносимыми согласны ми в корне Упр. 226 - 229 1 63/3/12 Правописание слов с не произносимыми согласны ми в корне Упр. 230 - 232 64/4/13 Правописание слов с удво енными согласными Упр. 233 - 235 1 65/5/14 Правописание слов с удво енными согласными Упр. 236 - 237 66/6/15 Р. р. Сочинение по кар- 1 1 1 КИМ, тест № 6, с.24 27 Тематиче ский тине В.М.Васнецова «Снегурочка» Упр. 238 1 67/7/16 Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок Упр. 239 - 243 68/8/17 Контрольный диктант по теме: «Правописание корней слов» «Снеговик» 1 69/9/18 Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок Упр. 244 - 248 1 1 70/10/19 Правописание суффиксов и приставок Упр. 249 - 252 1 71/11/20 Правописание суффиксов и приставок Упр. 253 - 256 72/12/21 Правописание приставок и предлогов 1 Контроль ный диктант Тематиче ский КИМ, тест № 7, с.28 - Упр. 257 - 260 31 73/13/22 Правописание приставок и предлогов Упр. 261 - 263 1 74/14/23 Правописание слов с раз делительным твёрдым зна ком Упр. 264 - 267 1 75/15/24 Разделительные твёрдый и мягкий знаки Упр. 268 - 270 Контрольное списывание Правописание слов с раз делительными твёрдым и мягким знаками Упр. 271-274 76/16/25 1 1 Контроль ное списы вание 77/17/26 1 Правописание слов с раз делительными твёрдым и мягким знаками Словарный диктант. Упр. 275 - 279 КИМ, тест № 8, с.32 35 78/18/27 Р.р. Обучающее изложе ние Упр. 278 79/19/28 Работа над ошибками. Проект «Составляем орфо графический словарь» 80/20/29 Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» «Оляпка» Проект «Составляем орфо графический словарь» 1 1 1 Диктант с грамматиче ским зада нием. ЧАСТИ РЕЧИ (76ч) 81/21/1 Работа над ошибками Части речи Упр. 1 - 7 1 Тематиче ский ИМЯ СУЩ ЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( 31ч) 82/22/1 Имя существительное и еге роль в речи упр. 8-11 1 83/23/2 Значение и употребление имён существительных в речи Упр. 12 - 14 1 84/24/3 Одушевлённые и неоду шевлённые имена суще ствительные Упр. 15 - 17 1 85/25/4 Одушевлённые и неоду шевлённые имена суще ствительные Упр. 18 - 20 86/26/5 Р.р. Обучающее изложе ние Упр. 21 87/27/6 Работа над ошибками. Собственные и нарица тельные имена существи тельные Упр. 22 - 27 1 1 Текущий 88/28/7 Проект «Тайна имени» 1 1 89/29/8 Число имён существитель ных Упр. 28 - 33 1 90/30/9 Число имён существитель ных Упр. 34 - 381 91/31/10 Род имён существительных Упр. 39 - 44 1 92/32/11 Род имён существительных Упр. 45 - 50 1 1 93/33/12 Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих Упр. 51 - 56 1 94/34/13 Р.р. Обучающее изложе ние Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Упр. 57 - 61 Фронталь ный Работа над ошибками. Словарный диктант. Упр. 62 - 63Мягкий 1 Контрольный диктант по теме «Имя существи тельное» 1 1 97/37/16 Работа над ошибками. Склонение имён существи тельных Упр. 64 - 66 1 98/38/17 Падеж имён существитель ных Упр. 67 - 69 1 99/39/18 Упражнения в определении падежей Упр. 70 - 72 100/40/1 9 Р.р. Сочинение по кар тине И.Я.Билибина 95/35/14 96/36/15 1 Диктант с грамматиче ским зада нием. Пра вописание слов с изу ченными орфограм мами. Тематиче ский «Иван-царевич и лягушкаквакушка» Упр. 73 101/41/2 0 Работа над ошибками. Именительный падеж Упр. 74 - 76 1 102/42/2 1 Родительный падеж Упр. 77 - 81 1 103/43/2 2 Дательный падеж Упр. 82 - 85 1 104/44/2 3 Винительный падеж Упр. 86 - 93 1 105/45/2 4 Творительный падеж Упр. 94 - 96 1 106/46/2 5 Предложный падеж Упр. 97 -100 1 Тематиче ский 107/47/2 6 Р.р. Обучающее изложе ние Упр. 101 1 Г рупповой Фронталь ный 1 108/48/2 7 Работа над ошибками. Па дежи имён существитель ных Упр. 102 -105 109/49/2 8 Обобщение знаний. Словарный диктант. Упр. 106 -107 1 КИМ, тест № 9, с.36 39 1 110/50/2 9 Контрольный диктант по теме «Имя существи тельное» Диктант с грамматиче ским зада нием. 1 Г рупповой 111/51/3 0 Работа над ошибками. Проект «Зимняя странич ка» 112/52/3 1 Р.р. Сочинение по картинеК.Ф.Ю она «Конец зимы. Полдень» Упр. 108 113/53/1 Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в ре чи 1 1 Упр. 109 -112 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18ч) 1 114/54/2 Значение и употребление имён прилагательных в ре чи Упр. 113 -117 1 115/55/3 Роль прилагательных в тексте Упр. 118 -120 116/1/4 Текст-описание Упр. 121 1 1 117/2/5 Р.р. Сочиннение по кар тине М.А.Врубеля «Ца ревна-Лебедь» Упр. 122 -123 1 118/3/6 Работа над ошибками. Род имён прилагательных Упр. 124 -127 Г рупповой 1 119/4/7 Изменение имён прилага тельных по родам Упр. 128 -131 1 120/5/8 Изменение имён прилага тельных по родам Упр. 132 -134 1 121/6/9 Число имён прилагатель ных Упр. 135 -138 1 122/7/10 Число имён прилагатель ных Упр. 139 -142 1 123/8/11 Изменение имён прилага тельных по падежам Упр. 143 -144 1 124/9/12 Изменение имён прилага тельных по падежам Упр. 145 -148 125/10/1 3 Обобщение знаний Упр. 149 -151 1 Тематиче ский Обобщаю щий 126/11/1 4 127/12/1 5 128/13/1 6 129/14/1 7 130/15/1 8 Обобщение знаний. Словарный диктант. Упр. 152 -153 1 Р.р. Сочинение по кар тине А.А.Серова «Девочка с персиками» Упр. 154 1 Работа над ошибками. Обобщение знаний Упр. 155 1 КИМ, тест № 10, с.40 43 Контрольный диктант по теме «Имя прилага тельное» 1 Диктант с грамматиче ским зада нием. Работа над ошибками. Проект «Имена прилага тельные в загадках» 1 Фронталь ный М ЕСТОИМ ЕНИЕ (5ч) 131/16/1 Личные местоимения Упр. 156 -159 1 1 132/17/2 Изменение личных место имений по родам Упр. 160 -163 133/18/3 Местоимение Упр. 164 -166 1 134/19/4 Местоимение Упр. 167 -168 1 Р.р. Обучающее изложе ние «Кошкин выкормыш» 1 135/20/5 Г рупповой ГЛАГОЛ ( 20 ) 1 136/21/1 Работа над ошибками. Зна чение и употребление гла голов в речи Упр. 169 -172 1 137/22/2 Значение и употребление глаголов в речи Упр. 173 -176 138/23/3 Значение и употребление 1 глаголов в речи Упр. 177 -180 1 139/24/4 Неопределённая форма глагола Упр. 181 -184 1 140/25/5 Неопределённая форма глагола Упр. 185 -188 141/26/6 Число глаголов Упр. 189 -191 1 142/27/7 Число глаголов Упр. 192 -194 1 143/28/8 Времена глаголов Упр. 195 -199 1 1 144/29/9 Времена глаголов. 2-е лицо глаголов Упр. 200 - 204 145/30/1 0 Изменение глаголов по временам Упр. 205 - 209 1 Тематиче ский Тематиче ский 146/31/1 1 Изменение глаголов по временам Упр. 210 - 212 1 147/32/1 2 Р.р. Обучающее изложе ние Упр. 213 1 1 148/33/1 3 Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени Упр. 214 - 218 149/34/1 4 Род глаголов в прошедшем времени Упр. 219 - 222 1 150/35/1 5 Правописание частицы Н Е с глаголами Упр. 223 - 225 1 151/36/1 6 Правописание частицы Н Е с глаголами Упр. 226 - 228 1 Фронталь ный 152/37/1 7 Контрольное списывание 1 Обобщение знаний. Словарный диктант Упр. 229 - 231 1 Контроль ное списы вание 153/38/1 8 КИМ, тест № 11, с.44 47 154/39/1 9 Обобщение знаний Упр. 233 - 236 1 Контрольный диктант по теме «Глагол» 1 155/40/2 0 Диктант с грамматиче ским зада нием. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (13ч) 156/41/1 Работа над ошибками. Обобщение и систематиза ция изученного о частях 1 Обобщаю щий речи Упр. 237 - 241 157/42/2 158/43/3 159/44/4 160/45/5 161/46/6 162/47/7 Р.р. Обучающее изложе ние Упр. 242 1 Г рупповой Работа над ошибками. Обобщение изученного о слове, предложении Упр. 243 - 246 1 Обобщаю щий Правописание окончаний имён прилагательных Упр. 247 - 249 1 Фронталь ный Правописание приставок и предлогов Упр. 250 - 252 1 Правописание безударных гласных Упр. 253 - 255 1 Правописание значимых частей слов Словарный диктант Упр. 256 - 258 1 КИМ, тест № 12, с.48 53 Итоговый контрольный диктант 1 Анализ контрольного дик танта. Однокоренные сло ва. Упр. 259 - 263 1 Р.р. Обучающее изложе ние Упр. 265 1 166/51/1 1 Работа над ошибками. Текст. Упр. 262, 264, 266, 268 1 1 167/52/1 2 Р.р. Сочинение на тему «Почему я жду лет них каникул» Упр. 267 168/53/1 3 Работа над ошибками. КВН «Знатоки русского языка» 1 169-170 Резерв 2 163/48/8 164/49/9 165/50/1 0 Итоговый диктант с грамматиче ским зада нием. Обобщаю щий Обобщаю щий