РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС

М униципальное казенное общ еобразовательное учреж дение
«Средняя общ еобразовательная школа им. Ю .К. Каракетова а. Эльтаркач»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 класса

Составитель:
учитель начальных классов
Ш унгарова З.Р.

2017-2018 учебный год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования
по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004
г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК
«Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение
учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка с учетом межпредметных связей, логики
представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1) Учебником В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 3 класс (с приложением на CD-диске) - М. «Просвещение», 2014 г.;
2) Контрольно-измерительными материалами / Составитель Никифорова В.В. Русский язык 3 класс/ - М. Издательство «Вако»,
2014 г.
В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170
часов в год (5 часов в неделю).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении
основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей дея­
тельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Рус­
ский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого раз­
вития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогиче­
ской речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 3 классе.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
• Названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• Название и определения главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членов предложения.
Учащиеся должны уметь:

• Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текс (55-65 слов), включающий
изученные орфограммы за 1-3 класс.
• Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.
• Производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова.
• Производить морфемный разбор ясных по составу слов. Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
• Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прила­
гательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
• Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена суще­
ствительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.
• Интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации.
• Вычленять в предложении основу и словосочетания.
• Производить элементарный синтаксический разбор предложения.
• Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя
и самостоятельно составлять план текста.
• Определять тип текста.
• Писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством
учителя.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений,
взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетиче­
ской, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существу­
ющие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложе­
ния, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми
единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной си­
стемой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика,
осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечи­
вают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирова­
ние речевых умений и овладение речеведческимисведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения
школьников, созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание,
текст-рассуждение) и жанра, с учётом замысла адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, по­

следовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой вы­
полненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложе­
ний, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и
структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоиз­
менения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний
о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова, как единства звучания и значения); осмыслению
роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного
слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и усло­
вий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и
речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского
языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирова­
ния, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических,
синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников разви­
ваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для
дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с
языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.
Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить
орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является
основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к
изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстраги­
рования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потреб­
ность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных
единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения
русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной
книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в
разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовы­
вать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, по­
здравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный позна­
вательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт усло­
вия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нуж­
ную информацию.
Основные содержательные линии.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика
(морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогиче­
ской речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями обще­
ния, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами ана­
лиза изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникально­
сти и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи, решаемые при изучении предмета:
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;
- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);
- активизация мыслительной, познавательно - языковой и коммуникативно - речевой деятельности учащихся;
- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;
- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.
Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма.
В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отра­
ботка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
III. Результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (личностные, метапредметные и предметные)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета по русскому языку
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в
системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффек­
тивной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего обра­
зования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучаю­
щимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно
только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование
исключительно неперсонифицированной (анонимной)информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки
их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом
вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения
образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого
опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка
индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уров­
ня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учё­
том зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные
письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включае­
мых в следующие три основные блока:
■самоопределение
■смыслоообразование
■морально-этическая ориентация
Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых
исследований.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуника­
тивных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ
и управление своей познавательной деятельностью.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения
учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятель­

ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка метапредметныхрезультатов может
проводиться в ходе различны х процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на
межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познава­
тельных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуника­
тивных и регулятивных действий.
На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной си­
стемы знаний по русскому языку, родному языку и математике.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и спо­
собность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, вы­
полняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обу­
чающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию
учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Личностные результаты
•
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
•
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
•
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
•
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя
носителем этого языка;
•
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, пони­
мания необходимости учения;
•
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
•
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
•
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объек­
тов и др.);
•
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин
успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
•
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур, религий;
•
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств
одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
•
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на
принятые моральные и этические нормы;

•
.осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
•
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопе­
реживать чувства радости и горя;
•
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и
репродукций картин и др.;
•
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной
деятельности на уроке и вне урока;
•
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
•
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на
наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
•
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
•
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях
учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
•
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
•
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудно­
стей;
•
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
•
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов биб­
лиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
•
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
•
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
•
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и
познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
•
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного
ряда в тексте;
•
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с не­
большими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

•
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических
задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
•
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
•
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
•
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
•
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффек­
тивный способ решения лингвистической задачи;
•
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным
критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
•
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
•
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
•
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
•
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
•
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы
литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
•
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера
речи от задач и ситуации общения;
•
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах
решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
•
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
•
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельно­
сти;
•
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
•
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Виды учебной деятельности
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
У Словесные, наглядные, практические.

У Индуктивные, дедуктивные.
У Репродуктивные, проблемно-поисковые.
У Самостоятельные
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
У Стимулирование и мотивация интереса к учению.
У Стимулирование долга и ответственности в учении.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
У Устный контрольный самоконтроль.
У Индивидуальный и фронтальный опрос
У Индивидуальная работа по карточкам
У Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)
У Контрольное списывание
У Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
У Срезовые работы (тесты)
У Творческие работы (сочинения, изложения)
Система проверочных и контрольных измерений по предмету
Сроки проведения контрольных работ
Входной контроль - для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам 2 класса (сентябрь)
Промежуточный контроль - для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (декабрь);
Итоговый контроль - для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (ап­
рель - май).
Форма проведения контрольных работ
Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по русскому языку.
Слова с непроверяемыми написаниями
Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, заяц, земляника, капуста, каран­
даш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина,
мебель, медведь, мороз, Москва, народ, обед, овес, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, пе­
тух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, рус­
ский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко,
ягода, язык, январь.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:

Названия и определения частей слова; частей речи; членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без
деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
- Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 -65 слов), включающий изу­
ченные орфограммы;
-проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
-производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
-распознавать части речи и их грамматические признаки;
-интонационно правильно произносить предложения, определять вид предложений по цели высказывания и интонации;
-вычленять в предложении основу и словосочетания;
-производить элементарный синтаксический разбор предложений;
-определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части;
-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учите­
ля.
VI. Содержание тем учебного предмета, курса
Тема №1. Я зы к и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема №2. Текст, предложение, словосочетание (12 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и
нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:

•
•
•
•
•
•
•
•

определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять глав­
ные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие речи.
• устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех
частей);
• писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
• составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
• употреблять при записи текста красную строку;
• интонационно правильно произносить предложения.
Контроль:
• контрольный работа - 1 час;
• изложение - 1 час.
Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антони­
мы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологиз­
мы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного сло­
ва для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Г ласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и
ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по
глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный
(Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи.
• Подробное изложение с языковым анализом текста.
Контроль:
• контрольная работа - 1 час;
• изложение - 2 часа;

• проект «Рассказ о слове» - 1 час.
Тема №4. Состав слова (17 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над
изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и
формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в пристав­
ках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Знать:
• части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
Уметь:
• производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• правильно писать гласные и со согласные в приставках.
Развитие речи.
• интонационно правильно произносить предложения.
Контроль.
• контрольная работа - 2 часа;
• изложение - 1 час;
• сочинение - 1час.
• проект - 1 час.
Тема №5. Правописание частей слова (29 ч)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне сло­
ва (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особен­
ности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непрове ряемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх
— вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы
проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Знать:
• правила проверки корневых орфограмм;
Уметь:
• правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
• писать слова с разделительным Ъ;
Развитие речи.
• интонационно правильно произносить предложения.
Контроль.
• контрольная работа - 3 часа;

• изложение - 2 часа;
• сочинение - 1час.
• проект - 1 час.
Тема №6. Части речи (75 часов).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существитель­
ное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен суще­
ствительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончания­
ми в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь,
рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые
употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прила­
гательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по
смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с
именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение,
вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Из­
менение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Пра­
вописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного гла­
гола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Знать:
• части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
Уметь:
• -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилага­
тельных, время и число глаголов);
• изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
• изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
• изменять глагол по временам(простые случаи) и в прошедшем времени — по
родам.
Контроль:
• контрольная работа - 4 часа;
• изложение - 5 часов;
• сочинение - 4 часа;
• проект - 2 часа.
Тема №7. Повторение изученного за год(16 часов).

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких,
глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существи­
тельное, имя прилагательное, глагол.
К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
• части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
• части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
• члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
• слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг,
вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак,
запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, ко­
рабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток,
морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, по­
года, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рису­
нок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин,
улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
Уметь:
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфо­
граммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие со­
гласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода,
не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопроситель­
ный и восклицательный знаки);
• производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилага­
тельных, время и число глаголов);
• изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
• изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
• изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
• распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
• устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
• распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
• производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять глав­
ные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

• интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
• определять тему и основную мысль текста;
• делить текст на части, соблюдать красную строку;
• устанавливать связь между частями текста;
• устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
• озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
• распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблю­
дениям;
• составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
• работы со словарём (алфавит);
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшегошкольника тематике;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность,
поздравительная открытка, письмо другу).
Контроль:
• контрольная работа - 1 час;
• изложение - 2 часа;
• сочинение - 1 час.
Контрольные работывключают в себя:
Iч
II ч
III ч
IV ч
Год
3
4
3
2
12
Письменное развитие речи включает в себя:
Вид работы
Iч
II ч
III ч
3
3
3
Изложение
2
4
Сочинение

Объём письменных работ в 3 классе
Орфографические пятими­
нутки и словарные диктанты

IV ч
4
1

Год
13
7

Контрольные дик­
танты

Письмо по памяти

Проверочное списы­
вание и контрольное

1 полуго­
дие
2 полуго­
дие

10 - 15 слов

45 - 55 слов

20 - 30 слов

списывание
50 - 60 слов

12 -15слов

55 -60 слов

30 - 35 слов

60 - 65 слов

Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредитель­
ные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ), тесты, обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию
подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.
Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.
В 3 классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении
письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при
списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ П Л АНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫ КУ ( 170ч.)

№ в го­
ду /

Тема урока

Колво ча­
сов

Форма за­
нятия

ЯЗЫ К И РЕЧ Ь ( 2 )

1/1

Наша речь. Виды речи.
Упр. 1 - 4

1

Примечание

Дата

план

факт

2/2

Наш язык.
Упр. 5 -10

1

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖ ЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ( 14 ч.)

3/1

Текст. Типы текстов.
Упр. 11 -1 6

1
КИМ, тест
№ 1с.6- 9

4/2

Текст. Типы текстов.
Упр. 11 -1 6

5/3

Предложение.
Упр. 17 -19

6/4

Виды предложений по це­
ли высказывания
Упр. 20 - 26

1

7/5

Виды предложений по ин­
тонации
Упр. 27 - 33

1

8/6

Предложение с обращени­
ем
Упр. 34 - 36

1

1

1

9/7

Р.р. Обучающее изложе­
ние «Путешественница»

1

Изложение

10/8

Работа над ошибками.
Главные и второстепенные
члены предложения
Упр. 37 - 41

1

фронталь­
ный

11/9

Главные и второстепенные
члены предложения
Упр. 42 - 47

1

12/10

Простое и сложное пред­
ложение
Упр. 48 - 51

1

13/11

Контрольное списывание
Простое и сложное пред­
ложение
Упр. 52 - 56

1

Контроль­
ное
списывание

14/12

Работа над ошибками.
Словосо
четание
Упр. 57 - 60

1

КИМ, тест
№ 2, с.10 13

1

Словарный
диктант

15/13

Словосочетание
Словарный диктант.

Упр. 61 - 63

16/14

Контрольный диктант
по теме: «Предложение»

1

Контроль­
ный диктант

СЛОВО В ЯЗЫ КЕ И РЕЧИ ( 19 )

17/1

Работа над ошибками. Лек­
сическое значение слова.
Однозначные и многознач­
ные слова
Упр. 64 - 67

1

18/2

Синонимы и антонимы.
Упр. 68 - 74

1

19/3

Омонимы.
Упр. 75 - 78

1

20/4

Слово и словосочетание.
Упр. 79 - 82

1

21/5

Фразеологизмы.
Упр. 83 - 87

1

Изложение

22/6

Р. р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 88

1

23/7

Работа над ошибками. Ча­
сти речи.
Упр. 89 - 92

1

24/8

Имя существительное
Упр. 93 - 96

1

25/9

Имя прилагательное
Упр. 97 -100

1

26/10

Глагол.
Упр. 101 -102

1

27/11

Имя числительное.
Упр. 103 -106

1

28/12

Однокоренные слова
Упр. 107 -111

1

29/13

Звуки буквы. Гласные зву­
ки.
Упр. 112 -116

1

Тематиче­
ское

Фронталь­
ный

30/14

Звуки и буквы. Согласные
звуки.
Упр. 117 -121

1

31/15

Звонкие и глухие соглас­
ные звуки. Разделительный
мягкий знак.
Упр. 122 -127

1

32/16

Р. р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 129

33/17

Работа над ошибками.
Обобщение и закрепление
изученного.
Словарный диктант.
Упр. 128

34/18

Проект «Рассказ о слове»

35/19

Контрольный диктант
по теме: «Слово в языке и
речи»

Изложение
1

1

Словарный
диктант

1

1

Контроль­
ный диктант

СОСТАВ СЛОВА ( 16 ч)

36/1

Работа над ошибками . Ко­
рень слова.
Упр. 130 -132

1

37/2

Как найти корень слова?
Упр. 133 -137

1

38/3

Сложные слова
Упр. 138 -141

1

39/4

Что такое окончание? Как
найти в слове окончание?
Упр. 142 -147

1

40/5

Что такое окончание? Как
найти в слове окончание?
Упр. 148 -152

1

41/6

Что такое приставка? Как
найти в слове приставку?
Упр. 153 -156

1

42/7

Значения приставок
Упр. 157 -163

1

Тематиче­
ский

Текущий

43/8

Что такое суффикс? Как
найти в слове суффикс?
Упр. 164 -167

1

44/9

Значения суффиксов
Упр. 168 -176

1

45/10

Р. р. Сочинение по кар­
тине А.А.Рылова «В голу­
бом просторе»
Упр. 177

1

46/11

Анализ сочинений, работа
над ошибками.
Что такое основа слова?
Упр. 178 -182

1

47/12

Обобщение знаний о со­
ставе слова.
Словарный диктант.
Упр. 183-185, 188

48/13

Контрольный диктант
по теме «Состав слова»

1

1

Словарный
диктант

Диктант
с
грамматиче­
ским зада­
нием, разбор

49/14

Анализ контрольного дик­
танта. Обобщение знаний о
составе слова
Упр. 186 -189

1

50/15

Р.р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 190 -191

1

51/16

Работа над ошибками.
Проект «Семья слов»

Обобщаю­
щий

1

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА ( 29ч )

52/1

В каких значимых частях
слова есть орфограммы?
Упр. 192 -195

1

53/2

Правописание слов с без­
ударными гласными в
корне
Упр. 196 - 200

1

54/3

Правописание слов с без-

1

Работа с орфографическим слова­
рём

КИМ, тест

Правописание слов с без­
ударными гласными в
корне.
Словарный диктант.
Упр. 205 - 207

1

Контрольный диктант за
1 триместр

1

1

57/6

Анализ контрольного дик­
танта. Правописание слов с
глухими и звонкими со­
гласными в корне
Упр. 208 - 211

58/7

Проверка слов с парными
согласными в корне
Упр. 212 - 215

59/8

Проверка слов с парными
согласными в корне
Упр. 216 -222

55/4

56/5

8
1
О

9
№1

ударными гласными в
корне
Упр. 201 - 204

Диктант
с
грамматиче­
ским зада­
нием.

1

1

КИМ, тест
№ 5, с.20 23

60/9

Р.р. Обучающее изложе­
ние «Клесты»

1

61/1/10

Работа над ошибками
.Правописание слов с не­
произносимыми согласны­
ми в корне
Упр. 223 - 225

1

62/2/11

Правописание слов с не­
произносимыми согласны­
ми в корне
Упр. 226 - 229

1

63/3/12

Правописание слов с не­
произносимыми согласны­
ми в корне
Упр. 230 - 232

64/4/13

Правописание слов с удво­
енными согласными
Упр. 233 - 235

1

65/5/14

Правописание слов с удво­
енными согласными
Упр. 236 - 237

66/6/15

Р. р. Сочинение по кар-

1

1

1

КИМ, тест
№ 6, с.24 27

Тематиче­
ский

тине В.М.Васнецова
«Снегурочка»
Упр. 238

1

67/7/16

Работа над ошибками.
Правописание суффиксов и
приставок
Упр. 239 - 243

68/8/17

Контрольный диктант
по теме: «Правописание
корней слов» «Снеговик»

1

69/9/18

Работа над ошибками.
Правописание суффиксов и
приставок
Упр. 244 - 248

1

1

70/10/19

Правописание суффиксов и
приставок
Упр. 249 - 252

1

71/11/20

Правописание суффиксов и
приставок
Упр. 253 - 256

72/12/21

Правописание приставок и
предлогов

1

Контроль­
ный диктант

Тематиче­
ский

КИМ, тест
№ 7, с.28 -

Упр. 257 - 260

31

73/13/22

Правописание приставок и
предлогов
Упр. 261 - 263

1

74/14/23

Правописание слов с раз­
делительным твёрдым зна­
ком
Упр. 264 - 267

1

75/15/24

Разделительные твёрдый и
мягкий знаки
Упр. 268 - 270

Контрольное списывание
Правописание слов с раз­
делительными твёрдым и
мягким знаками
Упр. 271-274
76/16/25

1

1

Контроль­
ное списы­
вание

77/17/26

1

Правописание слов с раз­
делительными твёрдым и
мягким знаками
Словарный диктант.
Упр. 275 - 279

КИМ, тест
№ 8, с.32 35

78/18/27

Р.р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 278

79/19/28

Работа над ошибками.
Проект «Составляем орфо­
графический словарь»

80/20/29

Контрольный диктант
по теме «Правописание
частей слова» «Оляпка»
Проект «Составляем орфо­
графический словарь»

1

1

1

Диктант
с
грамматиче­
ским зада­
нием.

ЧАСТИ РЕЧИ (76ч)

81/21/1

Работа над ошибками
Части речи
Упр. 1 - 7

1

Тематиче­
ский

ИМЯ СУЩ ЕСТВИТЕЛЬНОЕ ( 31ч)

82/22/1

Имя существительное и еге
роль в речи упр. 8-11

1

83/23/2

Значение и употребление
имён существительных в
речи
Упр. 12 - 14

1

84/24/3

Одушевлённые и неоду­
шевлённые имена суще­
ствительные
Упр. 15 - 17

1

85/25/4

Одушевлённые и неоду­
шевлённые имена суще­
ствительные
Упр. 18 - 20

86/26/5

Р.р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 21

87/27/6

Работа над ошибками.
Собственные и нарица­
тельные имена существи­
тельные
Упр. 22 - 27

1

1

Текущий

88/28/7

Проект «Тайна имени»

1
1

89/29/8

Число имён существитель­
ных
Упр. 28 - 33

1

90/30/9

Число имён существитель­
ных
Упр. 34 - 381

91/31/10

Род имён существительных
Упр. 39 - 44

1

92/32/11

Род имён существительных
Упр. 45 - 50

1

1

93/33/12

Мягкий знак на конце имён
существительных после
шипящих
Упр. 51 - 56

1

94/34/13

Р.р. Обучающее изложе­
ние
Мягкий знак на конце имён
существительных после
шипящих.
Упр. 57 - 61

Фронталь­
ный

Работа над ошибками.
Словарный диктант.
Упр. 62 - 63Мягкий

1

Контрольный диктант
по теме «Имя существи­
тельное»

1

1

97/37/16

Работа над ошибками.
Склонение имён существи­
тельных
Упр. 64 - 66

1

98/38/17

Падеж имён существитель­
ных
Упр. 67 - 69

1

99/39/18

Упражнения в определении
падежей
Упр. 70 - 72

100/40/1
9

Р.р. Сочинение по кар­
тине И.Я.Билибина

95/35/14

96/36/15

1

Диктант
с
грамматиче­
ским зада­
нием. Пра­
вописание
слов с изу­
ченными
орфограм­
мами.

Тематиче­
ский

«Иван-царевич и лягушкаквакушка»
Упр. 73

101/41/2
0

Работа над ошибками.
Именительный падеж
Упр. 74 - 76

1

102/42/2
1

Родительный падеж
Упр. 77 - 81

1

103/43/2
2

Дательный падеж
Упр. 82 - 85

1

104/44/2
3

Винительный падеж
Упр. 86 - 93

1

105/45/2
4

Творительный падеж
Упр. 94 - 96

1

106/46/2
5

Предложный падеж
Упр. 97 -100

1

Тематиче­
ский

107/47/2
6

Р.р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 101

1

Г рупповой

Фронталь­
ный

1

108/48/2
7

Работа над ошибками. Па­
дежи имён существитель­
ных
Упр. 102 -105

109/49/2
8

Обобщение знаний.
Словарный диктант.
Упр. 106 -107

1

КИМ, тест
№ 9, с.36 39

1

110/50/2
9

Контрольный диктант
по теме «Имя существи­
тельное»

Диктант
с
грамматиче­
ским зада­
нием.

1

Г рупповой

111/51/3
0

Работа над ошибками.
Проект «Зимняя странич­
ка»

112/52/3
1

Р.р. Сочинение по картинеК.Ф.Ю она «Конец
зимы. Полдень»
Упр. 108

113/53/1

Работа над ошибками.
Значение и употребление
имён прилагательных в ре­
чи

1

1

Упр. 109 -112

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18ч)

1

114/54/2

Значение и употребление
имён прилагательных в ре­
чи
Упр. 113 -117

1

115/55/3

Роль прилагательных в
тексте
Упр. 118 -120

116/1/4

Текст-описание
Упр. 121

1

1

117/2/5

Р.р. Сочиннение по кар­
тине М.А.Врубеля «Ца­
ревна-Лебедь»
Упр. 122 -123

1

118/3/6

Работа над ошибками. Род
имён прилагательных
Упр. 124 -127

Г рупповой

1

119/4/7

Изменение имён прилага­
тельных по родам
Упр. 128 -131

1

120/5/8

Изменение имён прилага­
тельных по родам
Упр. 132 -134

1

121/6/9

Число имён прилагатель­
ных
Упр. 135 -138

1

122/7/10

Число имён прилагатель­
ных
Упр. 139 -142

1

123/8/11

Изменение имён прилага­
тельных по падежам
Упр. 143 -144

1

124/9/12

Изменение имён прилага­
тельных по падежам
Упр. 145 -148

125/10/1
3

Обобщение знаний
Упр. 149 -151

1

Тематиче­
ский

Обобщаю­
щий

126/11/1
4

127/12/1
5

128/13/1
6

129/14/1
7

130/15/1
8

Обобщение знаний.
Словарный диктант.
Упр. 152 -153

1

Р.р. Сочинение по кар­
тине А.А.Серова «Девочка
с персиками»
Упр. 154

1

Работа над ошибками.
Обобщение знаний
Упр. 155

1

КИМ, тест
№ 10, с.40 43

Контрольный диктант
по теме «Имя прилага­
тельное»

1

Диктант
с
грамматиче­
ским зада­
нием.

Работа над ошибками.
Проект «Имена прилага­
тельные в загадках»

1

Фронталь­
ный

М ЕСТОИМ ЕНИЕ (5ч)

131/16/1

Личные местоимения
Упр. 156 -159

1

1

132/17/2

Изменение личных место­
имений по родам
Упр. 160 -163

133/18/3

Местоимение
Упр. 164 -166

1

134/19/4

Местоимение
Упр. 167 -168

1

Р.р. Обучающее изложе­
ние «Кошкин выкормыш»

1

135/20/5

Г рупповой

ГЛАГОЛ ( 20 )
1

136/21/1

Работа над ошибками. Зна­
чение и употребление гла­
голов в речи
Упр. 169 -172

1

137/22/2

Значение и употребление
глаголов в речи
Упр. 173 -176

138/23/3

Значение и употребление

1

глаголов в речи
Упр. 177 -180

1

139/24/4

Неопределённая форма
глагола
Упр. 181 -184

1

140/25/5

Неопределённая форма
глагола
Упр. 185 -188

141/26/6

Число глаголов
Упр. 189 -191

1

142/27/7

Число глаголов
Упр. 192 -194

1

143/28/8

Времена глаголов
Упр. 195 -199

1

1

144/29/9

Времена глаголов. 2-е лицо
глаголов
Упр. 200 - 204

145/30/1
0

Изменение глаголов по
временам
Упр. 205 - 209

1

Тематиче­
ский

Тематиче­
ский

146/31/1
1

Изменение глаголов по
временам
Упр. 210 - 212

1

147/32/1
2

Р.р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 213

1

1

148/33/1
3

Работа над ошибками. Род
глаголов в прошедшем
времени
Упр. 214 - 218

149/34/1
4

Род глаголов в прошедшем
времени
Упр. 219 - 222

1

150/35/1
5

Правописание частицы Н Е
с глаголами
Упр. 223 - 225

1

151/36/1
6

Правописание частицы Н Е
с глаголами
Упр. 226 - 228

1

Фронталь­
ный

152/37/1
7

Контрольное списывание

1

Обобщение знаний.
Словарный диктант
Упр. 229 - 231

1

Контроль­
ное списы­
вание

153/38/1
8
КИМ, тест
№ 11, с.44 47
154/39/1
9

Обобщение знаний
Упр. 233 - 236

1

Контрольный диктант
по теме «Глагол»

1

155/40/2
0

Диктант
с
грамматиче­
ским зада­
нием.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (13ч)

156/41/1

Работа над ошибками.
Обобщение и систематиза­
ция изученного о частях

1

Обобщаю­
щий

речи
Упр. 237 - 241

157/42/2

158/43/3

159/44/4

160/45/5

161/46/6

162/47/7

Р.р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 242

1

Г рупповой

Работа над ошибками.
Обобщение изученного о
слове, предложении
Упр. 243 - 246

1

Обобщаю­
щий

Правописание окончаний
имён прилагательных
Упр. 247 - 249

1

Фронталь­
ный

Правописание приставок и
предлогов
Упр. 250 - 252

1

Правописание
безударных гласных
Упр. 253 - 255

1

Правописание значимых
частей слов
Словарный диктант
Упр. 256 - 258

1

КИМ, тест
№ 12, с.48 53

Итоговый контрольный
диктант

1

Анализ контрольного дик­
танта. Однокоренные сло­
ва.
Упр. 259 - 263

1

Р.р. Обучающее изложе­
ние
Упр. 265

1

166/51/1
1

Работа над ошибками.
Текст.
Упр. 262, 264, 266, 268

1

1

167/52/1
2

Р.р. Сочинение на тему
«Почему я жду лет них
каникул»
Упр. 267

168/53/1
3

Работа над ошибками. КВН
«Знатоки русского языка»

1

169-170

Резерв

2

163/48/8

164/49/9

165/50/1
0

Итоговый
диктант
с
грамматиче­
ским зада­
нием.

Обобщаю­
щий

Обобщаю­
щий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».