МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ» Утверждаю Директор школы _________________А.Р.Боташова Ф.И.О. «___» _________ 2017г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыке для 4 класса (1 час в неделю, 34 ч) Уровень: Учитель: Базовый, общеобразовательный Сарыева Зарета Хаджи-Даутовна Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией Е.Д. Критской, Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. 2017г. 1.Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г № 2783) «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089) Областной базисный учебный план Челябинской области (Приказ МОиН Российской Федерации № 379 от 09.12.08 г.) Приложение №1 к письму МОиН Челябинской области от 03.08.2009 г №103/3431 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году». Школьный учебный план на 2009-2010 учебный год. Программы «Школа России». Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч. 2 /[Е.В.Алексеенко, Л.П.Анастасова, В.Г.Горячев и др.].М.: Просвещение , 2007. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 года № 379, зарегистрирован в Минюсте России от 24 декабря 2008 г. N 12955 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год» КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.99г №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы». Письмо департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.10.2003 №13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физкультуре, изобразительному искусству, музыке». Приложение №17 к письму МОиН Челябинской области от 03.08.09 г №103/3431 «О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009/2010 учебном году» Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001 г №1403) «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо МОиН Челябинской области от 31.07.09 г№103/3404 Структура документа Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Содержательными основными линиями являются: обогащения опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки ) ; обогащение опыта учебно- творческой музыкальной деятельности. Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное много аспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Цели обучения развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству. В процессе музыкальных занятий в начальной школе решаются следующие задачи: Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; Тематическое планирование разработано на основе программы и учебно-методического комплекта (УМК) «Музыка» для I-IV классов начальной школы (авторы – Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева – руководитель проекта, Т.С.Шмагина). Комплект включает в себя Учебники и Рабочие тетради для учащихся, хрестоматии и фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала, методическое пособие для учителя. Цель музыкального образования и воспитания учащихся – формирование музыкальной культуры как части их общей духовной культуры – реализуется в УМК на основе изучения различных направлений музыкального искусства: фольклор, музыка религиозной традиции, сочинения композиторов – классиков, современная (академическая и популярная) музыка. Отличительной особенностью данного УМК является введение младших школьников в мир музыки «от родного порога» (Б.М.Неменский), от интонаций, тем, образов родной русской музыки. Это создаёт предпосылки для формирования любви и уважения детей к духовным корням отечественной культуры, живого эмоционального отклика на многообразные явления музыкального искусства своей Родины. Общеучебные умения, навыки, способы деятельности В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании Место предмета в базисном учебном плане. В федеральном базисном плане в 1 – 4 классах на предмет « Музыка» отводится 1 час в неделю. Основные разделы программы: 1.Россия – Родина моя. 2. День, полный событий. 3. О России петь – что стремиться в храм. 4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 5.В музыкальном театре. 6. В концертном зале. 7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. На изучение НРК отводится 3 часа. Результаты обучения К концу обучения в начальной школе учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У детей формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе. Знать/ понимать Слова и мелодию Гимна России; Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»; Названия изученных жанров и форм музыки; Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края ( праздники, обряды); Названия изученных произведений и их авторов; Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров; Уметь Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Определять на слух основные жанры музыки ( песня, танец, марш); Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях ( фрагментах); Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах; Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия; Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся); Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; Исполнения знакомых песен; Участие в коллективном пении; Музицирования на элементарных музыкальных инструментах; Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др. Критерии уровня музыкального развития учащихся: Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней; Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональных характер и определять образное содержание; Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них; Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений. СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОВРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ (утвержден приказом МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 5.03.2004 г. № 1089) Музыка Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей: становление музыкальной культуры; развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха и певческого голоса, музыкальной памяти и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Введение в искусство Представления о музыке. Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе к жизни. Музыка народная и профессиональная. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация и развитие в музыке. Песенность, танцевальность и маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности: опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл,) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо). Овладение элементами нотной грамоты. Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры :народных инструментов, духовой, симфонический. Музыкальное искусство в жизни страны Государственный музыкальный символ - гимн России. Музыкальные традиции родного края. Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы, и фестивали. Музыка в радио- и телепередачах. Опыт музыкально-творческой деятельности Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке, многообразия ее видов, жанров и форм. Пение. Хоровое и сольное пение с сопровождением без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнителького замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению. Инструментальное музицирование. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации. Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев. Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам. Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать: слова и мелодию Гимна России; смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель"; названия изученных жанров и форм музыки; народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров; уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах; исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения; исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки; исполнения знакомых песен; участия в коллективном пении; музицирования на элементарных музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Количество Тема урока часов 1 Раздел 1 «Россия – Родина моя» Мелодия. Ты запой мне эту песню 1 Чего не выразишь словами. Как сложили песню. 1 Ты откуда, русская, зародилась музыка. 1 Патриотическая тема в русской песне. 1 Раздел 2 «День полный событий» Приют спокойствия, трудов и вдохновенья 1 Один день с А.С. Пушкиным. Зимнее утро 1 Зимний вечер. «Что за прелесть, эти сказки!» 1 «Ярморочное гулянье», 1 «Святогорский монастырь». Приют, сияньем муз одетый 1 Раздел 3. «О России петь, что стремиться в храм» Святые земли Русской: Илья Муромец. Стихира. Былина. 1 Создатели славянской письменности и культуры – святые Кирилл и Мефодий. Гимн. 1 «Праздников праздник, торжество из торжеств» - Пасха Христова! Тропарь. 1 Родной обычай старины. «Светлый праздник» 1 Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» Композитор – имя ему народ. Песни народов мира. 1 Композитор – имя ему народ. Народные мотивы в музыке русских композиторов. 1 Музыкальные инструменты России. Русский народный оркестр. Дата проведения План Факт. 07.09. 14.09. 21.09. 28.09. 05.10. 12.10. 19.10. 26.10. 09.11. 16.11. 23.11. 30.11. 07.12. 14.12. 21.12. 28.12. 17. 18. 19. 1 1 1 20. 21. 22. 1 1 1 23. 24. 25. 1 1 1 26. 27. 28. 1 1 1 29. 30. 31. 32.-33 1 1 1 2 34. 1 Музыкальные инструменты России. «Музыкант-чародей» 18.01. Праздники русского народа: Троица 25.01. Раздел 5. «В музыкальном театре» 01.02. Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка. Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка. 08.02. Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка. 15.02. «Исходила младёшенька». Музыкальные характеристики персонажей в опере и 22.02. балете. «Русский восток». Восточные напевы в музыке русских композиторов. 01.03. Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинский. Музыкальные образы народного гулянья. 08.03. Раздел 6. В концертном зале 15.03. Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр. Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки 22.03. Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. 05.04. Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 12.04. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Мастерство исполнителей. 19.04. Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня. 26.04. Музыкальные сказки. Музыкальная живопись. Формы музыки. 03.05. Обобщение музыкальных впечатлений учащихся начальной школы. 10.05.17.05. Урок – концерт. 24.05.