МУЗЫКА 4 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ»
Утверждаю
Директор школы
_________________А.Р.Боташова
Ф.И.О.
«___» _________
2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 4 класса
(1 час в неделю, 34 ч)
Уровень:
Учитель:

Базовый, общеобразовательный
Сарыева Зарета Хаджи-Даутовна

Рабочая программа по музыке
для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе Государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под
редакцией Е.Д. Критской, Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования.

2017г.

1.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:
 «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г №
2783)
 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089)
 Областной базисный учебный план Челябинской области (Приказ МОиН Российской Федерации № 379 от 09.12.08 г.)
 Приложение №1 к письму МОиН Челябинской области от 03.08.2009 г №103/3431 «Об организации образовательного процесса в
начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году».
 Школьный учебный план на 2009-2010 учебный год.
 Программы «Школа России». Концепция и программы для нач.кл. В 2 ч. Ч. 2 /[Е.В.Алексеенко, Л.П.Анастасова, В.Г.Горячев и др.].М.: Просвещение , 2007.
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 года № 379, зарегистрирован в Минюсте России
от 24 декабря 2008 г. N 12955 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98
 Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.99г №220/11-12 «О недопустимости перегрузок
обучающихся начальной школы».

Письмо департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.10.2003 №13-51-237/13 «О введении
безотметочного обучения по физкультуре, изобразительному искусству, музыке».

Приложение №17 к письму МОиН Челябинской области от 03.08.09 г №103/3431 «О преподавании учебного предмета «Музыка»
в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009/2010 учебном году»

Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001 г №1403)

«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях
Челябинской области» (письмо МОиН Челябинской области от 31.07.09 г№103/3404
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в
базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным
распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Содержательными основными линиями являются: обогащения опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и
музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной
деятельности (музыкальные умения и навыки ) ; обогащение опыта учебно- творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках учебной программы и получает
последовательное много аспектное воплощение в содержании
музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цели обучения

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного
мышления и творческих способностей;

освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;

овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности: хоровое пение и игра на детских
музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация;

воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств учащихся, любви к родной природе, своему народу, любви к
Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному
музыкальному творчеству.
В процессе музыкальных занятий в начальной школе решаются следующие задачи:
 Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной
грамотности;
 Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры
прошлого и настоящего;
Тематическое планирование разработано на основе программы и учебно-методического комплекта (УМК) «Музыка» для I-IV классов
начальной школы (авторы – Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева – руководитель проекта, Т.С.Шмагина). Комплект включает в себя Учебники и
Рабочие тетради для учащихся, хрестоматии и фонохрестоматии (аудиокассеты) музыкального материала, методическое пособие для
учителя.
Цель музыкального образования и воспитания учащихся – формирование музыкальной культуры как части их общей духовной культуры –
реализуется в УМК на основе изучения различных направлений музыкального искусства: фольклор, музыка религиозной традиции,
сочинения композиторов – классиков, современная (академическая и популярная) музыка.
Отличительной особенностью данного УМК является введение младших школьников в мир музыки «от родного порога» (Б.М.Неменский),
от интонаций, тем, образов родной русской музыки. Это создаёт предпосылки для формирования любви и уважения детей к духовным
корням отечественной культуры, живого эмоционального отклика на многообразные явления музыкального искусства своей Родины.
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления,
определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять
об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять
произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением
музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся
проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать
свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании

Место предмета в базисном учебном плане.
В федеральном базисном плане в 1 – 4 классах на предмет « Музыка» отводится 1 час в неделю.
Основные разделы программы:
1.Россия – Родина моя.
2. День, полный событий.
3. О России петь – что стремиться в храм.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
5.В музыкальном театре.
6. В концертном зале.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
На изучение НРК отводится 3 часа.
Результаты обучения
К концу обучения в начальной школе учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и
коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями
воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать,
действовать в гармоническом единстве). У детей формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни.
Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого
изучения музыкального искусства в основной школе.
Знать/ понимать
 Слова и мелодию Гимна России;
 Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
 Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;
 Названия изученных жанров и форм музыки;
 Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края ( праздники, обряды);
 Названия изученных произведений и их авторов;
 Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
Уметь
 Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
 Определять на слух основные жанры музыки ( песня, танец, марш);
 Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр,
динамика) в музыкальных произведениях ( фрагментах);
 Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных
инструментах;
 Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;
 Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:







Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
Исполнения знакомых песен;
Участие в коллективном пении;
Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:





Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональных характер и определять образное содержание;
Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре
на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях содержание и характер исполняемых
произведений.

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОВРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
(утвержден приказом МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования" от 5.03.2004 г. № 1089)
Музыка
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры;
 развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха и певческого голоса, музыкальной памяти и ассоциативного
мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
 освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
 овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
 воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, Родине; уважения к истории,
традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Обязательный минимум
содержания основных образовательных программ
Введение в искусство
Представления о музыке. Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к
природе к жизни.
Музыка народная и профессиональная. Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные
традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация и развитие в музыке. Песенность, танцевальность и маршевость. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня,
танец, марш и их разновидности: опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл,) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо).

Овладение элементами нотной грамоты.
Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры :народных
инструментов, духовой, симфонический.
Музыкальное искусство в жизни страны
Государственный музыкальный символ - гимн России.
Музыкальные традиции родного края.
Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы, и фестивали. Музыка в радио- и телепередачах.
Опыт музыкально-творческой деятельности
Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной
выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке, многообразия ее видов, жанров и форм.
Пение. Хоровое и сольное пение с сопровождением без сопровождения, с ориентацией на нотную запись. Поиски исполнительских средств
выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых
умений и навыков для воплощения музыкально-исполнителького замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.
Инструментальное музицирование. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных
музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в
коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных.
Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен,
танцев.
Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве),
в создании декораций и костюмов к инсценировкам.
Требования к уровню подготовки оканчивающих
начальную школу
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать:
 слова и мелодию Гимна России;
 смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";
 названия изученных жанров и форм музыки;
 народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
 названия изученных произведений и их авторов;
 наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
 узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
 определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
 определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных
произведениях (фрагментах);
 передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных
инструментах;

 исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
 исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
 исполнения знакомых песен;
 участия в коллективном пении;
 музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
 передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Количество
Тема урока
часов
1
Раздел 1 «Россия – Родина моя»
Мелодия. Ты запой мне эту песню
1
Чего не выразишь словами. Как сложили песню.
1
Ты откуда, русская, зародилась музыка.
1
Патриотическая тема в русской песне.
1
Раздел 2 «День полный событий»
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
1
Один день с А.С. Пушкиным. Зимнее утро
1
Зимний вечер. «Что за прелесть, эти сказки!»
1
«Ярморочное гулянье»,
1
«Святогорский монастырь». Приют, сияньем муз одетый
1
Раздел 3. «О России петь, что стремиться в храм»
Святые земли Русской: Илья Муромец. Стихира. Былина.
1
Создатели славянской письменности и культуры – святые Кирилл и Мефодий.
Гимн.
1
«Праздников праздник, торжество из торжеств» - Пасха Христова! Тропарь.
1
Родной обычай старины. «Светлый праздник»
1
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Композитор – имя ему народ. Песни народов мира.
1
Композитор – имя ему народ. Народные мотивы в музыке русских композиторов.
1

Музыкальные инструменты России. Русский народный оркестр.

Дата проведения
План
Факт.
07.09.
14.09.
21.09.
28.09.
05.10.
12.10.
19.10.
26.10.
09.11.
16.11.
23.11.
30.11.
07.12.
14.12.
21.12.
28.12.

17.
18.
19.

1
1
1

20.
21.
22.

1
1
1

23.
24.
25.

1
1
1

26.
27.
28.

1
1
1

29.
30.
31.
32.-33

1
1
1
2

34.

1

Музыкальные инструменты России. «Музыкант-чародей»
18.01.
Праздники русского народа: Троица
25.01.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
01.02.
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
08.02.
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
15.02.
«Исходила младёшенька». Музыкальные характеристики персонажей в опере и
22.02.
балете.
«Русский восток». Восточные напевы в музыке русских композиторов.
01.03.
Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинский. Музыкальные образы народного гулянья.
08.03.
Раздел 6. В концертном зале
15.03.
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр.
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки
22.03.
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
05.04.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
12.04.
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Мастерство исполнителей.
19.04.
Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня. 26.04.
Музыкальные сказки. Музыкальная живопись. Формы музыки.
03.05.
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся начальной школы.
10.05.17.05.
Урок – концерт.
24.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».