БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю. К. Каракетова а. ЭЛЬТАРКАЧ»

_

«,^У»

Утверждаю
Директор школы
А.Р.Боташова
_
Ф.И.О.
2017г.

Рабочая программа
по биологии
Живой организм
6

класс (базовый уровень)

на 2017-2018 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Авт.-сост.; Н.И.Сонин, В.И.Сонина
Издание: М.: Дрофа, 2013г.
Общее количество часов - 68
Количество часов в неделю - 2

Рабочую программу составила
Ногайлиева Х.О.,
учитель биологии и химии,
высшей квалификационной категории

а. Эльтаркач, 2017-2018 учебный год.

Пояснительная записка
6 биология
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы- М.; Дрофа, 2008
Количество часов:
Всего-70
в неделю-2.
Плановых
1. тестов-4
2. практических и лабораторных работ— 1
Учебно-методический комплекс— Биология Н.И. Сонин 6 класс; учебн. для общеобр. уч. заведений-М; Дрофа, 2006.
Рекомендовано МО РФ
Методические пособия:
1. ЕТ Бровкина, Н.И.Сонин « Биология. Живой организм» 6кл.-М.;Дрофа,2005-06гг
2.Программы для общеобразоват. Учрежд. Природоведение 5кл. Биология. 6-9кл -М; Дрофа,2008.
3.Сборник нормативных документов. Биология/Сост. ЭД Днепров, АГ Аркадьев. М;Дрофа,2008- 99стр
Дополнительная литература для учителя
1.Сборник «Уроки биологии по курсу. Живой организм»- М.;Дрофа,2006.
2.
И.А. Аклерова «Уроки биологии к учебнику НИ Сонина «Биология .Живой организм»-МЮ;Дрофа,2006;
Для учащихся:
Н.И. Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику бкл- М,;Дрофа,2009;
Электронные образовательные ресурсы
1. интернет ресурсы

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного
общего образования по биологии и авторской Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой
организм» Н.И. Сонина, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 - ФЗ с
изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 - П и дополнениями,
внесёнными Федеральными законами);
2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования»;
3. Приказа Департамента образования от 20.06.2007 года № 415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана
и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы
общего образования»;
4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
5. Учебного плана МКОУ «Новобурковская сош» с.Н.Бурка на 2013 - 2014 учебный год
6. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
7. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,М.: Дрофа, 2004,- 174с.
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах
общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы
А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).
Цель:
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
•

освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий
роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой
природы;

•

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,
использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

•

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения
наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;

•

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других
людей; культуры поведения в природе;

•

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и
жизнедеятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
развития учащихся.
Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в РП
включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические
работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники
безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных
тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система
уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации.
Плановых контрольных уроков _3ч.; лабораторных работ 10, практических работ _4^
РП ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоеат учреждений/ Н.И. Сонин. - 11-е изд.,
стереотип. - М.: Дрофа 2010.-174 с.

,

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной
работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной
основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». - 10-е изд.,
стереотип. - М.: Дрофа, 2010.-47 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с
рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания
рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки
навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.
Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как
составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.
Для самостоятельной работы учащихся при проведении фронтальных опросов, быстрого определения уровня знаний
учащихся можно применить дидактические карточки:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина
«Биология. Живой организм»/Н.И.Сонин, Н.В.Кириленкова. -3 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 3 2 с.
Формы образования - урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и
систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии,
лабораторные и практические работы и т.д.
• Технологии образования - индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая работа,
развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
• Методы мониторинга знаний и умений учащихся - тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие
работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования:
предметно - информационной (знает), ценностно - ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной
(применяет).
В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения « Биология» в 6 классе
выделено 1 час в неделю, всего 35 часов, 1 час выделен за счёт регионального компонента.
Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом
государственного
образовательного
стандарта
среднего (полного)
общего
образования
и
требованиями,
предъявляемыми к уровню подготовки учащихся 6 класса. Рабочая программа предназначена для учеников
общеобразовательных школ со средним уровнем подготовки.
•

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
• основные биологические и экологические понятия,
• иметь представление о биологии как науке,
• о клетке как единице живого,
• о способах питания и дыхания животных и растений,
• о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
• Общие признаки живого организма;
• Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых
растений;
• причины и результаты эволюции;
• примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к
среде обитания.
Характеризовать (описывать):
• Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
• Деление клетки;
• Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного
организма;
• Обмен веществ и превращение энергии;
• Особенности питания растительных организмов;
• Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
• Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
• Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи,
приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщять):

• Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
• Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду
обитания, меры по ее охране;
• Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
• Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
• Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
• Клетки, органы и системы органов растений;
• Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
• Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
• Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
• Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
• Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
• Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
• Поведения в природе;
• Здорового образа жизни человека;
• Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
• Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
• Использовать рисунки;
• Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Тематическое планирование по биологии 6 класс
№
УР
ок
а

Содержание (тема урока, раздела)

Колво
часов

Строение живых организмов

25

Чем живое отличается от неживого
1
Многообразие живых организмов, их основные свойства
2
Основные свойства живых организмов (продолжение)
Химический состав клетки
3
Химический состав клетки Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы»
4
Химический состав клетки Лабораторная работа «Определение свойств белков, жиров ,углеводов»
5, Строение растительной клетки Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов»
6
7, Строение животной клетки
8
Деление клетки
9
Деление клетки
10 Мейоз и его биологическое значение
Ткани растений и животных
11 Ткани растений Лабораторная работа «Ткани растительных организмов»
12
13 Ткани животных: эпителиальная,и соединительная .Лабораторная работа «Ткани животных организмов»
14 Мышечные ткани
15 Нервная ткань
Органы цветковых растений
16 Органы цветковых растений. Корень Лабораторная работа «Строение корневых систем»
17 Побег Лабораторная работа
«Строение почек»

2
1
1
6
1
1
2

18

Цветок и плод Лабораторная работа
«Сухие и сочные плоды»

19

Строение семян и их функции Лабораторная работа «Строение семян»

2
2
1
1
5
2
1
1
1
6
1

1

Дата проведения
план

фактич

20 Тестирование по теме «Органы системы органов растений»
22 Обобщающее повторение по теме «Органы системы органов растений»
Органы и системы органов животных
23 Органы и системы органов животных
24 Органы и системы органов животных
Организм -к ак единое целое
25 Организм растения-единое целое
26 Целостность животного организма
27 Что мы узнали о строении живых организмов

Жизнедеятельность организмов
Питание и пищеварение
28 Питание. Почвенное питание растений
29 Фотосинтез
30 Питание животных
Дыхание
31 Дыхание растений
32 Дыхание животных
33 Обобщение и тестирование по теме «Дыхание»
Транспорт веществ в организме
34 Передвижение воды и минеральных веществ в растении Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных
веществ по стеблю»
35 Передвижение органических веществ в растении
36 Перенос веществ в организме беспозвоночных животных
37 Перенос веществ в организме позвоночных животных
Выделение
38 Выделение
39 Выделение у растений и позвоночных животных
Обмен веществ и энергии
40 Обмен веществ и энергии у растений
41 Обмен веществ и энергии у животных
Скелет - опора организма
42 Опорные системы и их .значение в жизни организмов.Лабораторная работа «Строение костей»
43 Опорные системы растений и позвоночных животных
Движение
44 Движение
45 Движение многоклеточных животных в водной среде
46 Передвижение позвоночных животных в наземно воздушной среде

1
1
1
1
1
1

1
45
4
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

47 Обенности передвижения наземных млекапитающих и движения растений
Координация и регуляция
48 Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой
49 Регуляции жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой
50 Тестирование по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности»
51 Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.Ростовые вещества растений
Бесполое размножение
52 Размножение,его виды .Бесполое размножение.
53 Вегетативное размножение растений «Черенкование комнатных растений»
54
Половое размножение
55 Половое размножение растений
56 Половое размножение животных
Рост и развитие растений
57 Рост и развитие растений Лабораторная работа «Прорастание семян»
58 Особенности индивидуального развития цветкового растения
59 Рост и развитие животных Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых»
Рост и развитие животных
60 Рост и развитие животных
61
62 Повторительно- обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов»
Организм и среда. Природные сообщества
63 Среда обитания организмов. Экологические факторы.
64 Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека.
65
66
67
68
69
70

Природные сообщества
Повторительно обобщающий урок по теме «Организм и среда.Природные сообщества»
Экскурсия «Природное сообщество леса»
Экскусия «Природное сообщество пруда»
Экскурсия «Природное сообщество луга»
Итоговое занятие

1
4
2
1
1
1
3
1
2
2
1
1
3
1
1
2
3
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».