БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю. К. Каракетова а. ЭЛЬТАРКАЧ»

Рабочая программа
Общая биология
11 класс (базовый уровень)
на 2017-2018 учебный год
Срок реализации программы 1 год
Авт.-сост.; Д.К. Беляев, Г.М.Дымшиц
Издание: М.:Просвещение, 2009г.
Общее количество часов - 34
Количество часов в неделю - 1

Рабочую программу составила
Ногайлиева Х.О.,
учитель биологии и химии,
высшей квалификационной категории

а. Эльтаркач, 2017-2018 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ.
Пояснительная записка
(35 часов, 1 час в неделю)
Данная рабочая программа составлена на основе
государственного
стандарта общего образования (среднее (полное) образование), примерной
программы по биологии к учебнику для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /
Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М.
Дымшица. - М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки
выпускников по биологии.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса
по биологии составленной на основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) образования на базовом уровне.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Д.К. Беляев, Г.Д. Дымшиц. Общая биология. 10-11 классы: учебн. для
общеобразовательных учреждений. Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и
др.; Под редакцией Д.К, Беляева,
Г.М. Дымшица. - 4-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 2008.
Поурочное планирование разработано на основе федерального базисного
учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с
которым на изучение курса биологии выделено в 11 классе - 35 часов
(1 час в
неделю).
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на
базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе,
ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому
программа включает сведения об общих биологических закономерностях,
проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный
подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения,
значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное
поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической
деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание
уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной
естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему
гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на
базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой
природы, ее уровневая организация и эволюция.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в
старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема);
истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся
открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании
современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых
объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших

в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития
современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в
ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы,
необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;
уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний;
ТРЕБОВАНИЯ
К
УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны

понимать:
• основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная
теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов
Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и
экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия
искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности,
образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и
биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

знать:
биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции
клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность
обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения
организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы
эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания
для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния
человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с
учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и
делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в
средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на
некоторые результаты и возможности современной биологии.

Содержание тем учебного курса биологии 11 класса
Раздел IV

ЭВОЛЮЦИЯ
(22 ч)
Тема 1. Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции (4 ч)
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная
теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов.
Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида.
Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Тема 2. Механизмы эволюционного процесса (9 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе.
Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного
отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность —
результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления
эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 3. Возникновение жизни на Земле (2 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на
возникновение жизни.
Тема 4. Развитие жизни на Земле (4ч)
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие
органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики.
Классификация организмов.
Тема 5. Происхождение человека (3 ч)
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы
эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека
разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на
примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции;
возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов,
орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование
новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного
мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение
человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Раздел V

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
(13 ч)Тема 6. Экосистемы (6 ч)
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций
разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества.
Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса.
Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
Тема 7. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)
Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Тема 8. Влияние деятельности человека на биосферу (4 ч)
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их
влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество,
конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и
сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме; строение экосистемы;
агроэкосистемы; строение биосферы;
круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы;
последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и
заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы_________________
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Названия разделов, тем уроков

Кол-в

часо]

Раздел I. Эволюция

22

1

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

4

2

Механизмы эволюционного процесса.

9

3

Возникновение жизни на Земле.

2

4

Развитие жизни на Земле.

4

5

Происхождение человека.

4

Раздел II. Основы экологии

13

6

Экосистемы.

6

7

Биосфера. Охрана биосферы.

2

8

Влияние деятельности человека на биосферу.

4
35

№
п/п

Дата провед
Название разделов, тем уроков

Кол-во
часов
план

Эволюция
I. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

22
4

1.
2.
3.
4.

Возникновение и развитие эволюционных представлений.
Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов.
Доказательства эволюции.
Вид. Критерии вида. Популяция..

1
1
1
1

5.
6.

II. Механизмы эволюционного процесса.
Роль изменчивости в эволюционном процессе.
Естественный отбор- направляющий фактор эволюции.

9
1

7.
8.
9.
10.
11.

Формы естественного отбора в популяциях.
Дрейф генов- фактор эволюции.
Изоляция- эволюционный фактор.
Приспособленность- результат действия факторов эволюции.
Видообразование.

1
1
1
1
1

12.
13.
14.

Основные направления эволюционного процесса.
Повторение по темам: «Развитие эволюционных идей.
Доказательства
эволюции.
Механизмы
эволюционного
процесса.»
III. Возникновение жизни на Земле.

1
1
1

15
16

Развитие представлений о возникновении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни.
IV. Развитие жизни на Земле.

2

1
1
4

17.

Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в раннем и
позднем палеозое.

1

18.
19.

Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Многообразие органического мира. Принципы систематики
Классификация организмов.
Повторение «Развитие жизни на Земле»

1
1
1

V. Происхождение человека.

4

Ближайшие «родственники» человека среди животных.
Основные этапы эволюции приматов. Первые представители
рода Homo.
Появление человека разумного. Факторы эволюции человека.

1
1

Повторение «Происхождение человека».
Основы экологии
VI. Экосистемы.
Предмет экологии. Экологические факторы среды.

1
13
6

20.

21.
22.
23.
24

25.
26.

Взаимодействие популяций разных видов.

27.

Сообщества. Экосистемы.

28.
29.

Поток энергии и цепи питания.
Свойства экосистем.

30.

Смена экосистем. Агроценозы. Применение экологических
знаний в практической деятельности человека.
VII. Биосфера. Охрана биосферы.

31
32

Состав и функция биосферы.
Круговорот химических
элементов.
процессы в биосфере

1

1

1
1
1
1

Биогеохимические

1
2
1
1
2

33

VIII. Влияние деятельности человека на биосферу.
Г лобальные экологические проблемы.

34

1
Общество и окружающая среда.

35

1

Резерв : 1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».