к т а *4 His ^ Э? 1Й* ^ о jo , о ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 класс Русский язык 2017-2018 г Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использовани ем материалов Федерального государственного образовательного стандарта основ ного общего образования', Примерной программы по русскому языку для основной школы и рабочей програм м ы по русском у язы ку к предм етной линии у ч еб ников Т .А .Л ады ж енской, М .Т .Б аран ова, Л .А .Т ростен ц овой и других. Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством сло варя, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемы ми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим раз нообразием. В Российской Федерации он является государственным языком. Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности рус ского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обес печить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям со временного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются: • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с разви тым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно отно сящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основ ное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопонима нию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими об щеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потен циального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматиче ских средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, разви тие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в раз ных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к рече вому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовно сти к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему ческих словарей. Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формиро вание навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенст вовании навыков правописания. Достижение личностных результатов освоения курса русского языка невозмож но без формирования культуроведческой компетенции. Кулыпуроеедческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и исто рии народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами освоения выпускниками основной школы про граммы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интел лектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способ ность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому языку являются 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая сред ства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интерне та; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивиду альной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые ре зультаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письмен ной форме; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексиче ских, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе пись менного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти кета; • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, ис правлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщения ми, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жиз ни; Предметными результатами освоения выпускниками основной школы про граммы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как на ционального языка русского народа, как государственного языка Российской Феде рации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли русского языка в жизни человека и общества; 2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их ви ды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функцио нально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпически ми, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нор мами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого об щения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональ ным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 8) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эс тетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часа за учебный год. Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году в 5 классе МКУ « СОШ а. Эльтаркач» Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс 170 часов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема урока Язык и человек. Обще ние устное и письмен ное. Читаем и слушаем на уроке. PP. Стили речи. Звуки и буквы. Произ ношение и правописа ние. Орфограмма. Правописание прове ряемых безударных гласных в корне слова. Правописание прове ряемых согласных в корне слова. Правописание непроиз носимых согласных в корне слова Буквы И , У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Контрольный диктант по теме «Орфография». Анализ результатов контрольного диктанта и работа над ошибками. PP. Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого.. Части речи. Глагол. Т С Я и Т Ь С Я в глаго лах. PP. Тема текста. Личные окончания гла голов. Имя существительное. Имя прилагательное. P P. Сочинение по кар тине. Устное описание картины А.А. Пластова "Летом". Местоимение. PP. Основная мысль Кол-во уроков 2 1 Дата План 04.09 05.09 06.09 Факт ОЦ. OQ Об*&3 07.09 08.09 11.09 о ? - У о 3 -О9 1 1 12.09 13.09 fS i - о б 1 14.09 14- о 9 1 15.09 /£■ о 9 1 18.09 /В-о 9 1 1 19.09 20.09 1 21.09 <£*Г‘ ОЬ 1 22.09 и : w 2 25.09 26.09 МЛ Г 1 1 1 27.09 28.09 29.09 о £ • -t o (р з - -У о 1 1 02.10 03.10 0 S ’, у о об, to 1 1 1 04.10 05.10 06.10 О 9 •/ О W - /V 1 1 09.10 10 10 /3 - 4 0 1 2 //- /3 $J у ъ с 5 ОН- //• /< ? 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 . текста. Контрольное тестирова ние по теме «Повторе ние изученного в на чальных классах». Синтаксис. Пунктуация Словосочетание Разбор словосочетания. Предложение. PP. Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные пред ложения. Члены предложения. Главные члены пред ложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежа щим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополне ние. Определение. Обстоятельство. Предложения с одно родными членами. Знаки препинания в предложениях с одно родными членами. Предложения с обраще ниями. PP. Письмо. Синтаксический и пунк туационный разбор про стого предложения. PP. Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки". Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог. Повторение и система тизация изученного по теме «Синтаксис. Пунк туация. Культура речи». Контрольный диктант с грамматическим зада- 1 11.10 -W 1 1 1 1 12.10 13.10 16.10 17.10 18.10 м . яо /9 - <о 1 19.10 1 20.10 1 23.10 1 1 24.10 25.10 1 26.10 1 27.10 1 1 06.11 07.11 08.11 1 09.11 1 10.11 1 13.11 14.11 1 15.11 1 16.11 1 17.11 1 1 1 20.11 21.11 22.11 1 23.11 < 15- {0 я W С4- Н 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 нием. Анализ контрольной работы. Фонетика. Гласные зву ки. Согласные звуки. Изме нение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие. РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустов ского. Согласные звонкие и глухие. Графика. Алфавит. Р Р Описание предмета. Сочинение. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, е, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Контрольное тестирова ние по теме. Слово и его лексическое значение. Однозначные и много значные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы Синонимы. Р Р Сочинение по кар тине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь». Антонимы. Повторение изученного по теме «Лексика» Контрольное тестирова ние по теме «Лексика» Р Р Подробное изложе ние по тексту К.Г. Пау стовского « Первый снег ». Анализ контрольного тестирования и изложе ния. Морфема как наимень- 1 24.11 1 27.11 1 28.11 1 29.11 1 30.11 01.12 1 04.12 05.12 1 06.12 1 07.12 1 1 08.12 11.12 1 12.12 1 13.12 1 14.12 1 15.12 1 18.12 1 1 19.12 20.12 21.12 1 1 22.12 25.12 1 26.12 1 27.12 1 28.12 1 29.12 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 шая значимая часть сло ва. Изменение и образо вание слов. Окончание. Основа сло ва. Корень слова. РР Рассуждение как функциональносмы словой тип речи. Суффикс Приставка. Р Р Выборочное изло жение текста с измене нием лица. (упр. 419) Чередование звуков. Беглые гласные. Вари анты морфем. Морфемный разбор слов. Правописание гласных и согласных в пристав ках. Буквы з и с на конце приставок. Буквы a-о в корне лаглож. Буквы a-о в корне растрос. Буквы е-о после ши пящих в корне слова. Буквы ы-и после ц. Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.» Контрольный диктант с грамматическим зада нием. Анализ контрольной работы. Р Р Сочинение-описание по1 картине П.П. Конча ловского «Сирень» Имя существительное как часть речи. Р Р Доказательства в рассуждении. Сочине ние-рассуждение. Имена существительные одушевленные и неоду шевленные. Имена существительные собственные и нарица тельные. Род имен существи тельных. Имена существитель- 1 15.01 I 1 16.01 17.01 1 1 1 18.01 19.01 22.01 1 1 23.01 24.01 1 25.01 1 26.01 1 29.01 1 30.01 1 31.01 1 01.02 1 1 02.02 05.02 1 06.02 1 07.02 1 08.02 1 09.02 1 12.02 1 13.02 1 14.02 1 15.02 1 16.02 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 ные, имеющие форму множественного числа. Р Р Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница». Имена существительные ,имеющие форму только единственного числа. Три склонения имен существительных.. Падеж имен существи тельных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. Р Р Изложение текста с изменением лица. Множественное число имен существительных. Правописание о-е после шипящих и ц в в окон чаниях имен существи тельных. Морфологический раз бор имени существи тельного. Повторение изученного по теме «Имя сущест вительное». Контрольная диктант с грамматическим зада нием.. Анализ контрольной работы. Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Р Р Описание животно го. Изложение. Упр. 585 .Прилагательные пол ные и краткие. Р Р Описание животного на основе изображенно го на картине А.Н.Комарова «Навод нение». М орфологический раз бор имени прилагатель ного. Повторение изученного по теме «Имя прилага тельное». 1 19.02 1 20.02 1 21.02 1 22.02 1 26.02 1 27.02 1 28.02 1 01.03 1 02.03 1 05.03 1 06.03 1 07.03 1 09.03 1 12.03 1 13.03 1 14.03 1 15.03 1 16.03 1 19.03 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 14.7 148 149 150 151152 153 154155 Контрольная работа по теме «Имя прилагатель ное» Анализ контрольной работы. РР Сочинение-описание «Мой четвероногий друг». Глагол как часть речи. Не с глаголами. Р Р Рассказ Неопределенная форма глагола. Правописание тся и ться. Виды глаголы. Буквы е-и в корнях с чередованием. Р Р Невыдуманный рас сказ о себе. Контрольная работа Анализ контрольной работы. Время глагола. Прошедшее время гла гола. Настоящее время глаго ла. Будущее время глагола. Спряжение глагола. Правописание личных безударных окончаний глаголов. М орфологический раз бор глагола. Р Р Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Ш околадный торт». Мягкий знак после ши пящих в глаголах во 2 лице единственного числа. Употребление времен. Повторение изученного по теме «Глагол». Контрольная работа по теме «Глагол». Анализ контрольной работы. РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». Разделы науки о языке. РР Сочинение на одну из тем по выбору. 1 20.03 1 21.03 1 22.03 1 1 1 1 23.03 04. 04 05.04 06.04 1 09.04 1 1 10.04 11.04 1 12.04 1 1 13.04 16.04 1 1 17.04 18.04 1 19.04 1 1 1 20.04 23.04 24.04 1 25.04 1 26.04 1 27.04 1 1 30.04 02.05 1 03.05 1 04.05 2 07.05 08.05 1 2 10.05 11.05 14.05 156157 158159 160161 162163 164 165 166170 Орфограммы в пристав ках и корнях слов. Орфограммы в оконча ниях. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в пред ложениях с прямой ре чью. Итоговое тестирование. Анализ результатов ито гового тестирования. Резервные уроки 2 2 2 2 1 1 5 15.05 16.05 17.05 18.05 21.05 22.05 23.05 24.05 25.05 28.05 29-31.05