РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Ю. К. КАРАКЕТОВА А. ЭЛЬТАРКАЧ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
9 класс (базовый уровень)
Срок реализации программы: 2017 – 2018 учебный год
Составлена на основе авторской программы по русскому языку для 9 классов
общеобразовательных школ.
Учебник: Русский язык 9 класс для общеобразовательных организаций.
Авторы-составители: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.
М. : «Просвещение», 2017
Количество часов: всего 136 (в неделю 4 часа).
Программу составила Казбаева Зухра Магометовна, учитель русского языка и
литературы, 1 квалификационной категории.

«СОШ а. Эльтаркач»
2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса
общеобразовательных школ и составлена на основе материалов Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому языку
к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т., Л.А.
Тростенцовой, А.Д. Дейкина и др. (М.: Просвещение, 2017) и общеобразовательной программы МКОУ
«Эльтаркачская средняя школа»
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по всем разделам
программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса.
Согласно ФГОС основного общего образования и примерной образовательной программы
основного общего
образования, одобренные решением федерального учебно-методического
объединения по общему образовании и учебному плану образовательной программы на 2017-2018
уч.год на изучение учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» отводится 3 часа в неделю. Но из
школьного компонента МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» выделен 1 час. Рабочая программа учителя по
предмету «Русский язык» для 9 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недель)
С целью подготовки учащихся к ОГЭ продумана система практических и контрольных работ в 9
классе, комплексный анализ текста, работа со средствами художественной выразительности,
различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору,
показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и
словообразовательного разбора.
Добавлены часы на изучение темы «Систематизация изученного в 9 классе», на работу с тестами с
целью подготовки к ОГЭ; на уроки развития речи учащихся с целью подготовки к написанию сжатого
изложения и сочинения.
Планируемые результаты
освоения курса русского языка в 9 классе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
•
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью
технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять

полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
•
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
• различать изученные стили речи;
•
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
•
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить
и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать
собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности,
значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития
способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.

Содержание учебного предмета
Повторение изученного в 5-8 классах
Международное значение русского языка.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).
Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.

Сложное предложение
Текст. Основные стили текста.
Сложное предложение и его признаки.
Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Основные группы ССП.
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы
(соединительные, разделительные и противительные).
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Рецензия.
Интонация сложносочиненного предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе;
средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные
(места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные,
следствия).
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Синонимика союзных предложений.
Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений.
Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного
предложения.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Реферат.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Сложное предложение с различными
видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в нем.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными
способами связи простых предложений.
Авторские знаки препинания.

Общие сведения о языке
Понятие о языке.
Работа со словарями.
Роль языка в жизни общества.
Язык как развивающееся явление.

Роль старославянского языка в развитии русского.
Значение письменности: русская письменность.
Видные ученые-русисты.
Русский литературный язык и его стили.

Систематизация изученного в 9 классе.
Систематизация знаний о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах
связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении.
Стили языка.
Повторение изученных разделов: фонетика, лексика, морфемика, морфология.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

№
п/п

Тема урока

Повторение изученного в 5-8 классах(13+1)
1 Международное значение русского языка.

Количество
часов

Дата
План

1

04. 09

2

Устная и письменная речь

1

05. 09

3

Монолог и диалог

1

07.09

4

Стили речи

1

08. 09

5

Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста.

1

11. 09

6

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

12. 09

7

Предложения с обособленными членами

1

14. 09

8

Р.Р.Сочинение по данному началу.(по упр.37)

1

15. 09

9

Подготовка к ОГЭ. Исключение как прием сжатия.

1

18. 09

10

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

1

19. 09

11

Синтаксис простого предложения. Анализ текста.

1

21. 09

12

Диагностическая работа. Диктант с грамматическим
заданием.

1

22. 09

13

Подготовка к ОГЭ. Обобщение как прием сжатия.

1

25. 09

14

Анализ входного диктанта.

1

26. 09

Факт.

Сложное предложение(7+1)
15
16

Понятие о сложном предложении

2

28. 09
29. 09

17

Подготовка к ОГЭ. Упрощение как прием сжатия.

1

02. 10

18

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

03. 10

19

Р/р. Подготовка к сочинению по картине
Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице
Набережной»
Р/р. Написание сочинения по картине Т.Назаренко
«Церковь Вознесения на улице Набережной».

1

05. 10

1

06. 10

21

Разделительные и выделительные знаки препинания
между частями сложного предложения.

1

09. 10

22

Интонация сложного предложения.

1

10. 10

20

Сложносочиненные предложения (6+1)
23

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

12. 10

24

Смысловые отношения в ССП

1

13. 10

25

ССП с соединительными ,разделительными и
противительными союзами

1

16. 10

26

Синтаксический и пунктуационны разбор ССП.
Подготовка к контрольному диктанту

1

17. 10

27

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные
предложения»

1

19. 10

28

. Анализ контрольного диктанта.

1

20. 10

29

Подготовка к ОГЭ. Редактирование текста.

1

23. 10

Сложноподчиненные предложения (26+10)
30

Понятие о сложноподчиненном предложении.

1

24. 10

31
32

Место придаточного предложения по отношению к
главному. Знаки препинания в СПП.

2

26. 10
27. 10

33

Подготовка к ОГЭ. Нормы русской орфографии.

1

06. 11

34

Союзы и союзные слова в СПП

1

07. 11

35
36

Р/р. Сжатое изложение.
Написание сжатого изложения

2

08. 11
10. 11

37

Подготовка к ОГЭ. Лексика. Фразеология.

1

13. 11

38

Роль указательных слов в СПП.

1

14. 11

39
40

Основные группы СПП. СПП с придаточными
определительными и изъяснительными

2

15. 11
17. 11

41

Подготовка к ОГЭ. Выразительность русской речи.

1

20. 11

42

СПП с придаточными обстоятельственными.

1

21. 11

43

СПП с придаточными времени и места.

1

22. 11

44
45

СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки
и следствия.

2

24. 11
27. 11

46

Подготовка к ОГЭ. Различение простого и сложного
предложения..

1

01. 12

47

СПП с придаточными образа действия ,меры и степени
и сравнительными.

1

04. 12

48

РР.Подготовка к сочинению по картине
В.Фельдмана «Родина».

1

05. 12

49

Р.Р.Написание сочинения по картине В.Фельдмана
«Родина».

1

06. 12

50

Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в простом и
сложном предложении.

1

08. 12

51
52
53
54

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания
при них..

3

Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ сложного
предложения.

1

11. 12
12. 12
13. 12
14. 12

55
56

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

2

15. 12
18. 12

57

Повторение изученного о СПП. Подготовка к
контрольному тестированию.

1

19. 12

58

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение (по
упр.184)

1

20. 12

59
60

Контрольное тестирование «Виды придаточных
предложений»

2

22. 12
25. 12

61

Анализ контрольного тестирования

1

26. 12

62

Подготовка к ОГЭ. Структура сочинениярассуждения.

1

27. 12

63
64

Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение» Что мы
называем Родиной?»

2

28. 12
29. 12

65

Подготовка к ОГЭ. Анализ сочинений.

1

15. 01/18

Бессоюзные сложные предложения (11+3)
66

Понятие о бессоюзном сложном предложении

1

16. 01

67

Интонация в БСП.

1

17. 01

68

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с
запятой в БСП.

1

19. 01

69

Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП.

1

22. 01

70

БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. Тест

1

23. 01

71
72

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Двоеточие в БСП.

2

24. 01
26. 01

73

Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП.

1

29. 01

74
75

БСП со значением противопоставления, времени
,условия и следствия. Тире в БСП.

2

30. 01
31. 01

76

Р/р. Подготовка к сочинению-отзыву по картине Н.
Ромадина «Село Хмелёвка».

1

02. 02

77

Р.Р.Написание сочинения-отзыва по картине
Н.Ромадина «Село Хмелёвка».

1

05. 02

78

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
Подготовка к диктанту.

1

06. 02

79

Контрольный диктант по теме «БСП»

1

07. 02

Сложные предложения с разными видами связи (10+2)
80
81

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных
предложениях

2

09. 02
12. 02

82
83

Знаки препинания в сложных предложениях с
различными видами связи.

2

13. 02
14. 02

84

Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в сложных
предложениях с различными видами связи.

1

16. 02

85

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного
предложения с различными видами связи.

1

19. 02

86
87

Р/р. Публичная речь. (по упр.222)

2

20. 02
21. 02

88

Повторение по теме «Сложные предложения с
различными видами связи.»

1

26. 02

89

Контрольная работа по теме «Сложные
предложения с различными видами связи.»

1

27. 02

90

Подготовка к ОГЭ. Лингвистический анализ текста

1

28. 02

91

Р.Р. Изложение (по упр.219).

1

01. 03

02. 03
05. 03
06. 03
07. 03
12. 03

Повторение и систематизация изученного (30+15)
92
93
94
95
96

Повторение изученного.Подготовка к контрольному
тестированию в формате ОГЭ.

3

Контрольный тест в формате ОГЭ по программе 9
класса.

2

97

Анализ контрольного тестирования.

1

13. 03

98
99

Подготовка к ОГЭ. Виды сочинений.

2

14. 03
16. 03

100 Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.
101

2

19. 03
20. 03

102 Повторение.
103 Лексика. Фразеология. Орфография.

2

21. 03
23. 03

104 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением.

1

03. 04

105 Повторение.
106 Морфемика и словообразование.

2

04. 04
06. 04

107 Р.Р. Контрольное сжатое изложение

1

09. 04

108 Повторение. Морфология. .
109
110
111 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением.

3

10. 04
11. 04
13. 04
16. 04

112 Повторение. Синтаксис .
113
114

3

1

17. 04
18. 04
19. 04

115 Р.Р.Сочинение –рецензия (по упр.260)
116

2

20. 04
23. 04

117 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением.

1

24. 04

118 Повторение. Орфография.Пунктуация.
119
120
121 Подготовка к ОГЭ. Композиционное и речевое
оформление сочинения.

3

25. 04
26.04
27. 04
03. 05

122 Р.Р. Сочинение –рассуждение (по упр.282)
123

2

04. 05
07. 05

124 Р/р. Сжатое изложение.
125 Написание сжатого изложения.

2

08. 05
10. 05

126 Анализ изложения

1

11. 05

127 Подготовка к ОГЭ. Подбираем аргументы для
сочинения.

1

14. 05

128 Р/р Сочинение-рассуждение.
129 Написание контрольного сочинения-рассуждения

2

15. 05
16. 05

130 Анализ контрольного сочинения.

1

17.05

131 Подготовка к итоговому тестированию в формате
132 ОГЭ.

2

18. 05
21. 05

133 Итоговое тестирование в формате ОГЭ

1

22. 05

134 Анализ итогового тестирования.

1

23. 05

135 Итоговые уроки(защита проектов на лингвистическую
136 тему)

2

24. 05
25. 05

1

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений

Содержание

Согласование с курирующим
предмет заместителем директора
(подпись, расшифровка подписи,
дата)

Подпись
лица,
внесшего
запись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».