МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Ю. К. КАРАКЕТОВА А. ЭЛЬТАРКАЧ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс (базовый уровень) Срок реализации программы: 2017 – 2018 учебный год Составлена на основе авторской программы по русскому языку для 9 классов общеобразовательных школ. Учебник: Русский язык 9 класс для общеобразовательных организаций. Авторы-составители: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д.Дейкина и др. М. : «Просвещение», 2017 Количество часов: всего 136 (в неделю 4 часа). Программу составила Казбаева Зухра Магометовна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационной категории. «СОШ а. Эльтаркач» 2017 – 2018 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса общеобразовательных школ и составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т., Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкина и др. (М.: Просвещение, 2017) и общеобразовательной программы МКОУ «Эльтаркачская средняя школа» Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по всем разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Согласно ФГОС основного общего образования и примерной образовательной программы основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образовании и учебному плану образовательной программы на 2017-2018 уч.год на изучение учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» отводится 3 часа в неделю. Но из школьного компонента МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» выделен 1 час. Рабочая программа учителя по предмету «Русский язык» для 9 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недель) С целью подготовки учащихся к ОГЭ продумана система практических и контрольных работ в 9 классе, комплексный анализ текста, работа со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора. Добавлены часы на изучение темы «Систематизация изученного в 9 классе», на работу с тестами с целью подготовки к ОГЭ; на уроки развития речи учащихся с целью подготовки к написанию сжатого изложения и сочинения. Планируемые результаты освоения курса русского языка в 9 классе Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты: Учащиеся должны знать: • основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах; • изученные языковедческие понятия, разделы языкознания; • основные единицы языка, их признаки; • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения; • признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста; • признаки и жанровые особенности изученных стилей речи; • функционально-смысловые типы речи, их признаки; • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета. Учащиеся должны уметь: • различать изученные стили речи; • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; аудирование и чтение • адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения; • владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); • извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости; • создавать тексты изученных стилей и жанров; • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка; • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; • соблюдать нормы русского речевого этикета; • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества; • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке; • получения знаний по другим учебным предметам. Содержание учебного предмета Повторение изученного в 5-8 классах Международное значение русского языка. Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. Сложное предложение Текст. Основные стили текста. Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Основные группы ССП. Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения. Рецензия. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи. Деловые документы (автобиография, заявление). БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Реферат. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Авторские знаки препинания. Общие сведения о языке Понятие о языке. Работа со словарями. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Роль старославянского языка в развитии русского. Значение письменности: русская письменность. Видные ученые-русисты. Русский литературный язык и его стили. Систематизация изученного в 9 классе. Систематизация знаний о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении. Стили языка. Повторение изученных разделов: фонетика, лексика, морфемика, морфология. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ № п/п Тема урока Повторение изученного в 5-8 классах(13+1) 1 Международное значение русского языка. Количество часов Дата План 1 04. 09 2 Устная и письменная речь 1 05. 09 3 Монолог и диалог 1 07.09 4 Стили речи 1 08. 09 5 Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста. 1 11. 09 6 Простое предложение и его грамматическая основа. 1 12. 09 7 Предложения с обособленными членами 1 14. 09 8 Р.Р.Сочинение по данному началу.(по упр.37) 1 15. 09 9 Подготовка к ОГЭ. Исключение как прием сжатия. 1 18. 09 10 Обращения, вводные слова и вставные конструкции 1 19. 09 11 Синтаксис простого предложения. Анализ текста. 1 21. 09 12 Диагностическая работа. Диктант с грамматическим заданием. 1 22. 09 13 Подготовка к ОГЭ. Обобщение как прием сжатия. 1 25. 09 14 Анализ входного диктанта. 1 26. 09 Факт. Сложное предложение(7+1) 15 16 Понятие о сложном предложении 2 28. 09 29. 09 17 Подготовка к ОГЭ. Упрощение как прием сжатия. 1 02. 10 18 Союзные и бессоюзные сложные предложения 1 03. 10 19 Р/р. Подготовка к сочинению по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Набережной» Р/р. Написание сочинения по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Набережной». 1 05. 10 1 06. 10 21 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. 1 09. 10 22 Интонация сложного предложения. 1 10. 10 20 Сложносочиненные предложения (6+1) 23 Понятие о сложносочиненном предложении. 1 12. 10 24 Смысловые отношения в ССП 1 13. 10 25 ССП с соединительными ,разделительными и противительными союзами 1 16. 10 26 Синтаксический и пунктуационны разбор ССП. Подготовка к контрольному диктанту 1 17. 10 27 Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения» 1 19. 10 28 . Анализ контрольного диктанта. 1 20. 10 29 Подготовка к ОГЭ. Редактирование текста. 1 23. 10 Сложноподчиненные предложения (26+10) 30 Понятие о сложноподчиненном предложении. 1 24. 10 31 32 Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. 2 26. 10 27. 10 33 Подготовка к ОГЭ. Нормы русской орфографии. 1 06. 11 34 Союзы и союзные слова в СПП 1 07. 11 35 36 Р/р. Сжатое изложение. Написание сжатого изложения 2 08. 11 10. 11 37 Подготовка к ОГЭ. Лексика. Фразеология. 1 13. 11 38 Роль указательных слов в СПП. 1 14. 11 39 40 Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными и изъяснительными 2 15. 11 17. 11 41 Подготовка к ОГЭ. Выразительность русской речи. 1 20. 11 42 СПП с придаточными обстоятельственными. 1 21. 11 43 СПП с придаточными времени и места. 1 22. 11 44 45 СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки и следствия. 2 24. 11 27. 11 46 Подготовка к ОГЭ. Различение простого и сложного предложения.. 1 01. 12 47 СПП с придаточными образа действия ,меры и степени и сравнительными. 1 04. 12 48 РР.Подготовка к сочинению по картине В.Фельдмана «Родина». 1 05. 12 49 Р.Р.Написание сочинения по картине В.Фельдмана «Родина». 1 06. 12 50 Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в простом и сложном предложении. 1 08. 12 51 52 53 54 СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.. 3 Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ сложного предложения. 1 11. 12 12. 12 13. 12 14. 12 55 56 Синтаксический и пунктуационный разбор СПП 2 15. 12 18. 12 57 Повторение изученного о СПП. Подготовка к контрольному тестированию. 1 19. 12 58 Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение (по упр.184) 1 20. 12 59 60 Контрольное тестирование «Виды придаточных предложений» 2 22. 12 25. 12 61 Анализ контрольного тестирования 1 26. 12 62 Подготовка к ОГЭ. Структура сочинениярассуждения. 1 27. 12 63 64 Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение» Что мы называем Родиной?» 2 28. 12 29. 12 65 Подготовка к ОГЭ. Анализ сочинений. 1 15. 01/18 Бессоюзные сложные предложения (11+3) 66 Понятие о бессоюзном сложном предложении 1 16. 01 67 Интонация в БСП. 1 17. 01 68 БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. 1 19. 01 69 Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП. 1 22. 01 70 БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. Тест 1 23. 01 71 72 БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. 2 24. 01 26. 01 73 Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП. 1 29. 01 74 75 БСП со значением противопоставления, времени ,условия и следствия. Тире в БСП. 2 30. 01 31. 01 76 Р/р. Подготовка к сочинению-отзыву по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка». 1 02. 02 77 Р.Р.Написание сочинения-отзыва по картине Н.Ромадина «Село Хмелёвка». 1 05. 02 78 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Подготовка к диктанту. 1 06. 02 79 Контрольный диктант по теме «БСП» 1 07. 02 Сложные предложения с разными видами связи (10+2) 80 81 Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях 2 09. 02 12. 02 82 83 Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. 2 13. 02 14. 02 84 Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. 1 16. 02 85 Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. 1 19. 02 86 87 Р/р. Публичная речь. (по упр.222) 2 20. 02 21. 02 88 Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи.» 1 26. 02 89 Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи.» 1 27. 02 90 Подготовка к ОГЭ. Лингвистический анализ текста 1 28. 02 91 Р.Р. Изложение (по упр.219). 1 01. 03 02. 03 05. 03 06. 03 07. 03 12. 03 Повторение и систематизация изученного (30+15) 92 93 94 95 96 Повторение изученного.Подготовка к контрольному тестированию в формате ОГЭ. 3 Контрольный тест в формате ОГЭ по программе 9 класса. 2 97 Анализ контрольного тестирования. 1 13. 03 98 99 Подготовка к ОГЭ. Виды сочинений. 2 14. 03 16. 03 100 Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. 101 2 19. 03 20. 03 102 Повторение. 103 Лексика. Фразеология. Орфография. 2 21. 03 23. 03 104 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением. 1 03. 04 105 Повторение. 106 Морфемика и словообразование. 2 04. 04 06. 04 107 Р.Р. Контрольное сжатое изложение 1 09. 04 108 Повторение. Морфология. . 109 110 111 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением. 3 10. 04 11. 04 13. 04 16. 04 112 Повторение. Синтаксис . 113 114 3 1 17. 04 18. 04 19. 04 115 Р.Р.Сочинение –рецензия (по упр.260) 116 2 20. 04 23. 04 117 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением. 1 24. 04 118 Повторение. Орфография.Пунктуация. 119 120 121 Подготовка к ОГЭ. Композиционное и речевое оформление сочинения. 3 25. 04 26.04 27. 04 03. 05 122 Р.Р. Сочинение –рассуждение (по упр.282) 123 2 04. 05 07. 05 124 Р/р. Сжатое изложение. 125 Написание сжатого изложения. 2 08. 05 10. 05 126 Анализ изложения 1 11. 05 127 Подготовка к ОГЭ. Подбираем аргументы для сочинения. 1 14. 05 128 Р/р Сочинение-рассуждение. 129 Написание контрольного сочинения-рассуждения 2 15. 05 16. 05 130 Анализ контрольного сочинения. 1 17.05 131 Подготовка к итоговому тестированию в формате 132 ОГЭ. 2 18. 05 21. 05 133 Итоговое тестирование в формате ОГЭ 1 22. 05 134 Анализ итогового тестирования. 1 23. 05 135 Итоговые уроки(защита проектов на лингвистическую 136 тему) 2 24. 05 25. 05 1 ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Дата внесения изменений, дополнений Содержание Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) Подпись лица, внесшего запись