МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Ю. К. КАРАКЕТОВА А. ЭЛЬТАРКАЧ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
9 класс (базовый уровень)
Срок реализации программы: 2017 – 2018 учебный год
Составлена на основе авторской программы по русскому языку для 9 классов
общеобразовательных школ.
Учебник: Русский язык 9 класс для общеобразовательных организаций.
Авторы-составители: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д.Дейкина и др.
М. : «Просвещение», 2017
Количество часов: всего 136 (в неделю 4 часа).
Программу составила Казбаева Зухра Магометовна, учитель русского языка и
литературы, 1 квалификационной категории.
«СОШ а. Эльтаркач»
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса
общеобразовательных школ и составлена на основе материалов Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому языку
к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т., Л.А.
Тростенцовой, А.Д. Дейкина и др. (М.: Просвещение, 2017) и общеобразовательной программы МКОУ
«Эльтаркачская средняя школа»
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по всем разделам
программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное
распределение учебных часов по разделам курса.
Согласно ФГОС основного общего образования и примерной образовательной программы
основного общего
образования, одобренные решением федерального учебно-методического
объединения по общему образовании и учебному плану образовательной программы на 2017-2018
уч.год на изучение учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК» отводится 3 часа в неделю. Но из
школьного компонента МКОУ «СОШ а. Эльтаркач» выделен 1 час. Рабочая программа учителя по
предмету «Русский язык» для 9 класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недель)
С целью подготовки учащихся к ОГЭ продумана система практических и контрольных работ в 9
классе, комплексный анализ текста, работа со средствами художественной выразительности,
различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору,
показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и
словообразовательного разбора.
Добавлены часы на изучение темы «Систематизация изученного в 9 классе», на работу с тестами с
целью подготовки к ОГЭ; на уроки развития речи учащихся с целью подготовки к написанию сжатого
изложения и сочинения.
Планируемые результаты
освоения курса русского языка в 9 классе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
•
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью
технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
•
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
• различать изученные стили речи;
•
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями,
справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
•
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить
и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать
собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности,
значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных
ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития
способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
Содержание учебного предмета
Повторение изученного в 5-8 классах
Международное значение русского языка.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).
Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
Сложное предложение
Текст. Основные стили текста.
Сложное предложение и его признаки.
Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Основные группы ССП.
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы
(соединительные, разделительные и противительные).
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Рецензия.
Интонация сложносочиненного предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе;
средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные
(места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные,
следствия).
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Синонимика союзных предложений.
Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений.
Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного
предложения.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Реферат.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Сложное предложение с различными
видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в нем.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными
способами связи простых предложений.
Авторские знаки препинания.
Общие сведения о языке
Понятие о языке.
Работа со словарями.
Роль языка в жизни общества.
Язык как развивающееся явление.
Роль старославянского языка в развитии русского.
Значение письменности: русская письменность.
Видные ученые-русисты.
Русский литературный язык и его стили.
Систематизация изученного в 9 классе.
Систематизация знаний о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах
связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении.
Стили языка.
Повторение изученных разделов: фонетика, лексика, морфемика, морфология.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
№
п/п
Тема урока
Повторение изученного в 5-8 классах(13+1)
1 Международное значение русского языка.
Количество
часов
Дата
План
1
04. 09
2
Устная и письменная речь
1
05. 09
3
Монолог и диалог
1
07.09
4
Стили речи
1
08. 09
5
Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста.
1
11. 09
6
Простое предложение и его грамматическая основа.
1
12. 09
7
Предложения с обособленными членами
1
14. 09
8
Р.Р.Сочинение по данному началу.(по упр.37)
1
15. 09
9
Подготовка к ОГЭ. Исключение как прием сжатия.
1
18. 09
10
Обращения, вводные слова и вставные конструкции
1
19. 09
11
Синтаксис простого предложения. Анализ текста.
1
21. 09
12
Диагностическая работа. Диктант с грамматическим
заданием.
1
22. 09
13
Подготовка к ОГЭ. Обобщение как прием сжатия.
1
25. 09
14
Анализ входного диктанта.
1
26. 09
Факт.
Сложное предложение(7+1)
15
16
Понятие о сложном предложении
2
28. 09
29. 09
17
Подготовка к ОГЭ. Упрощение как прием сжатия.
1
02. 10
18
Союзные и бессоюзные сложные предложения
1
03. 10
19
Р/р. Подготовка к сочинению по картине
Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице
Набережной»
Р/р. Написание сочинения по картине Т.Назаренко
«Церковь Вознесения на улице Набережной».
1
05. 10
1
06. 10
21
Разделительные и выделительные знаки препинания
между частями сложного предложения.
1
09. 10
22
Интонация сложного предложения.
1
10. 10
20
Сложносочиненные предложения (6+1)
23
Понятие о сложносочиненном предложении.
1
12. 10
24
Смысловые отношения в ССП
1
13. 10
25
ССП с соединительными ,разделительными и
противительными союзами
1
16. 10
26
Синтаксический и пунктуационны разбор ССП.
Подготовка к контрольному диктанту
1
17. 10
27
Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные
предложения»
1
19. 10
28
. Анализ контрольного диктанта.
1
20. 10
29
Подготовка к ОГЭ. Редактирование текста.
1
23. 10
Сложноподчиненные предложения (26+10)
30
Понятие о сложноподчиненном предложении.
1
24. 10
31
32
Место придаточного предложения по отношению к
главному. Знаки препинания в СПП.
2
26. 10
27. 10
33
Подготовка к ОГЭ. Нормы русской орфографии.
1
06. 11
34
Союзы и союзные слова в СПП
1
07. 11
35
36
Р/р. Сжатое изложение.
Написание сжатого изложения
2
08. 11
10. 11
37
Подготовка к ОГЭ. Лексика. Фразеология.
1
13. 11
38
Роль указательных слов в СПП.
1
14. 11
39
40
Основные группы СПП. СПП с придаточными
определительными и изъяснительными
2
15. 11
17. 11
41
Подготовка к ОГЭ. Выразительность русской речи.
1
20. 11
42
СПП с придаточными обстоятельственными.
1
21. 11
43
СПП с придаточными времени и места.
1
22. 11
44
45
СПП с придаточными цели, причины, условия, уступки
и следствия.
2
24. 11
27. 11
46
Подготовка к ОГЭ. Различение простого и сложного
предложения..
1
01. 12
47
СПП с придаточными образа действия ,меры и степени
и сравнительными.
1
04. 12
48
РР.Подготовка к сочинению по картине
В.Фельдмана «Родина».
1
05. 12
49
Р.Р.Написание сочинения по картине В.Фельдмана
«Родина».
1
06. 12
50
Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в простом и
сложном предложении.
1
08. 12
51
52
53
54
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания
при них..
3
Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ сложного
предложения.
1
11. 12
12. 12
13. 12
14. 12
55
56
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП
2
15. 12
18. 12
57
Повторение изученного о СПП. Подготовка к
контрольному тестированию.
1
19. 12
58
Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение (по
упр.184)
1
20. 12
59
60
Контрольное тестирование «Виды придаточных
предложений»
2
22. 12
25. 12
61
Анализ контрольного тестирования
1
26. 12
62
Подготовка к ОГЭ. Структура сочинениярассуждения.
1
27. 12
63
64
Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение» Что мы
называем Родиной?»
2
28. 12
29. 12
65
Подготовка к ОГЭ. Анализ сочинений.
1
15. 01/18
Бессоюзные сложные предложения (11+3)
66
Понятие о бессоюзном сложном предложении
1
16. 01
67
Интонация в БСП.
1
17. 01
68
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с
запятой в БСП.
1
19. 01
69
Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП.
1
22. 01
70
БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. Тест
1
23. 01
71
72
БСП со значением причины, пояснения, дополнения.
Двоеточие в БСП.
2
24. 01
26. 01
73
Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП.
1
29. 01
74
75
БСП со значением противопоставления, времени
,условия и следствия. Тире в БСП.
2
30. 01
31. 01
76
Р/р. Подготовка к сочинению-отзыву по картине Н.
Ромадина «Село Хмелёвка».
1
02. 02
77
Р.Р.Написание сочинения-отзыва по картине
Н.Ромадина «Село Хмелёвка».
1
05. 02
78
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.
Подготовка к диктанту.
1
06. 02
79
Контрольный диктант по теме «БСП»
1
07. 02
Сложные предложения с разными видами связи (10+2)
80
81
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных
предложениях
2
09. 02
12. 02
82
83
Знаки препинания в сложных предложениях с
различными видами связи.
2
13. 02
14. 02
84
Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в сложных
предложениях с различными видами связи.
1
16. 02
85
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного
предложения с различными видами связи.
1
19. 02
86
87
Р/р. Публичная речь. (по упр.222)
2
20. 02
21. 02
88
Повторение по теме «Сложные предложения с
различными видами связи.»
1
26. 02
89
Контрольная работа по теме «Сложные
предложения с различными видами связи.»
1
27. 02
90
Подготовка к ОГЭ. Лингвистический анализ текста
1
28. 02
91
Р.Р. Изложение (по упр.219).
1
01. 03
02. 03
05. 03
06. 03
07. 03
12. 03
Повторение и систематизация изученного (30+15)
92
93
94
95
96
Повторение изученного.Подготовка к контрольному
тестированию в формате ОГЭ.
3
Контрольный тест в формате ОГЭ по программе 9
класса.
2
97
Анализ контрольного тестирования.
1
13. 03
98
99
Подготовка к ОГЭ. Виды сочинений.
2
14. 03
16. 03
100 Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.
101
2
19. 03
20. 03
102 Повторение.
103 Лексика. Фразеология. Орфография.
2
21. 03
23. 03
104 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением.
1
03. 04
105 Повторение.
106 Морфемика и словообразование.
2
04. 04
06. 04
107 Р.Р. Контрольное сжатое изложение
1
09. 04
108 Повторение. Морфология. .
109
110
111 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением.
3
10. 04
11. 04
13. 04
16. 04
112 Повторение. Синтаксис .
113
114
3
1
17. 04
18. 04
19. 04
115 Р.Р.Сочинение –рецензия (по упр.260)
116
2
20. 04
23. 04
117 Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинениемрассуждением.
1
24. 04
118 Повторение. Орфография.Пунктуация.
119
120
121 Подготовка к ОГЭ. Композиционное и речевое
оформление сочинения.
3
25. 04
26.04
27. 04
03. 05
122 Р.Р. Сочинение –рассуждение (по упр.282)
123
2
04. 05
07. 05
124 Р/р. Сжатое изложение.
125 Написание сжатого изложения.
2
08. 05
10. 05
126 Анализ изложения
1
11. 05
127 Подготовка к ОГЭ. Подбираем аргументы для
сочинения.
1
14. 05
128 Р/р Сочинение-рассуждение.
129 Написание контрольного сочинения-рассуждения
2
15. 05
16. 05
130 Анализ контрольного сочинения.
1
17.05
131 Подготовка к итоговому тестированию в формате
132 ОГЭ.
2
18. 05
21. 05
133 Итоговое тестирование в формате ОГЭ
1
22. 05
134 Анализ итогового тестирования.
1
23. 05
135 Итоговые уроки(защита проектов на лингвистическую
136 тему)
2
24. 05
25. 05
1
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений
Содержание
Согласование с курирующим
предмет заместителем директора
(подпись, расшифровка подписи,
дата)
Подпись
лица,
внесшего
запись