ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. Ю.К. КАРАКЕТОВА А. ЭЛЬТАРКАЧ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
8 класс
Срок реализации программы 1 год (2017-2018 учебный год)
Составлена на основе авторской программы по литературе для 8 классов общеобразовательных школ.
Учебник: Литература 8 класс общеобразовательных учреждений.
Авторы-составители: В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
М.: «Просвещение, 2016
Количество часов: всего 102 (в неделю 3 часа).
Программу составила Казбаева Зухра Магометовна, учитель русского языка и литературы,
1 квалификационной категории.

а. Эльтаркач
2017-2018 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе примерной программы и программы общеобразовательных учреждений под
редакцией В.Я. Коровиной, – Москва, «Просвещение», 2009 год, Федерального государственного стандарта общего образования по литературе
2004 г. применительно к учебнику литературы 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной, – Москва, «Просвещение», 2016 год.
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
основного общего, среднего общего образования и следующими нормативными документами:
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
основного общего, среднего общего образования и следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»; от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№413»,
- Примерной программой по предмету русский язык (Сборник нормативных документов. Реквизиты примерной программы по предмету);
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. пр. от 03.06.2011 №1994) «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования».
Согласно действующему базисному учебному плану при 34 учебных неделях в течение одного учебного года рабочая программа для 8
класса предусматривает обучение литературе на базовом уровне в объеме 3 часа в неделю - всего 102 часа.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность
учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и

мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств,
в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не на
передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками
и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику
адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую
зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к
делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее
важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть
образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие
результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего
образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что
предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его
национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение
формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Теория литературы в 8 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о
структуре произведения (фантастическое и реальное, антитеза в композиции, средства создания образа в литературе.), о стихотворной речи, о
национальном и индивидуальном началах в художественном стиле. Темы сочинений и творческих работ ориентируют на проблемный анализ
художественных произведений.
. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает,
прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных
сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики,
литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский
язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература
взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой):
на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература
обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает
культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника
активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют
развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные
ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.
Для оценивания и контроля знаний учащихся предусмотрено проведение 4 контрольных работ, на развитие речи 5 ч.
Содержание тем учебного курса.
Введение.( 1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков
русской литературы.
Устное народное творчество.( 2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж
ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек.
Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания
и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.( 3ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его
духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные
герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные
представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века.( 6 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века.( 51 ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства
императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков:
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема
расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества
избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая
Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде
писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и
беспощадный» (А. С. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова –
нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм
Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в
«Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм
(начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.
Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и
символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение
образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в
философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его
творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный,
мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтическиусловный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные
представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном
произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к
социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.
Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца
вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.
Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном
произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии
народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык
(развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.«После бала». Идея разделенности
двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в
композиции произведений.
Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А.
Фет. «Первый ландыш», А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века.( 26 ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных
жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья
в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и
смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер
Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина.
Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление
художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О .Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое
изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о
прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах
сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах
истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер
Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы
читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные
представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в
душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.
Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте»,
«Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин.«Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой
Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого
солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец,
уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и
есть»; Дон- Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.( 10 ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ
любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов – живая
мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии»
(В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера.
Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.
Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и
события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки,
семейных устоев и отношений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования
являются:
– выделение характерных причинно-следственных связей;
– сравнение и сопоставление;

– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
– самостоятельное выполнение различных творческих работ;
– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
– осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
– владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и
знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
– составление плана, тезиса, конспекта;
– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение
сферы своих интересов и возможностей.
Тематическое планирование
№ п/п

Название темы

1

Введение

1ч

-

-

-

2

Устное народное творчество

2ч

-

-

-

3

Из древнерусской литературы

3ч

-

-

-

4

Из литературы XVIII века

6ч

1 ч-

-

-

5

Из литературы XIX века

51 ч

4ч

1ч

6

Из русской литературы XX века

26 ч

-

-

-

7

Из зарубежной литературы

10 ч

-

8

Обобщение и контроль знаний за курс 8 класса

3ч

-

-

1ч

102 ч

1ч

4ч

3ч

Итого

Количество часов

Развитие
речи

Сочинения

Контрольные
работы

1ч

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе

№
1
2

3
4

5
6
7
8
9
10
11-12
13
14-15

Тема урока
Введение.
Литература и история.
Устное нар. творчество
Устное народное творчество.
Русские народные песни.
Отражение жизни народа в народных песнях, частушках,
преданиях

Количест
во часов

Дата
План
04. 09

1
07. 09
1

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
Древнерусская литература
Житийная литература как особый жанр древнерусской
литературы.
«Житие Александра Невского» (фрагменты). Летопись.
«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.
Русская литература 18 в.
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе.
Образы главных героев комедии «Недоросль»
Нравственные проблемы комедии.
Проблема долга и чести в комедии «Недоросль»
Урок-концерт. Драматизация комедии (отдельные сцены)

1

Русская литература 19 в.
И. А. Крылов. Слово о баснописце.
И.А. Крылов. Басни «Обоз» и «Лягушка, просящие царя», их
историческая основа. Мораль басен.

1

08. 09
11. 09

1
1
1
1
1
1
1
2

2

14. 09
15. 09
18. 09
21. 09
22. 09
25. 09
28. 09
29. 09
02. 10
05. 10
06. 10

Факт

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской
историей. Образ Ермака Тимофеевича.
Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

2

2

23
24

Лирика «19 октября», «Туча», «К..», «Зимняя дорога», «Няне»,
«Песнь о вещем Олеге».
История Пугачева (отрывки) Отношение к Пугачеву народа,
дворян и автора.
А.С. Пушкин. Творческая история романа «Капитанская дочка»
Формирование характера Петра Гринева.

1
1

16. 10
19. 10
20. 10
23. 10
26. 10
27. 10

25
26
27

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе.
Изображение народной войны и её вождя.
Становление личности Петра Гринева.

1
1
1

06. 11
09. 11
10. 11

28
29

Образ Маши Мироновой.
Смысл названия повести.
Отношение автора и рассказчика к народной войне.
Развитие речи. Сочинение по роману «Капитанская дочка».

1
1

13. 11
14. 11

2
1
2

35-36

Анализ повести «Пиковая дама».
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея,
композиция, своеобразие поэмы.
Образ Мцыри в поэме.

37-38

Р.Р. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова

2

39-40

Идейный замысел, сюжет и композиция комедии Н.В.Гоголя

2

16. 11
17. 11
20. 11
23. 11
24. 11
27. 11
29. 11
30. 11
01. 12
04. 12

16-17
18
19-20
21-22

30-31
32
33-34

1

2

2

09. 10
12. 10
13. 10

41-42

43
44-45

«Ревизор»
Разоблачение нравственных
и социальных пороков чи-новничества в комедии Н.В.Гоголя
«Ревизор».
Хлестаков и хлестаковщина
Финал комедии и его идейно-композиционное значение.

2

Анализ поступков героев комедии.
Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»
(отрывок). Образы градоначальников.
«История одного города»
как сатирическое произведение
Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова
Личность и судьба писателя.
Л.Н.Толстой «После бала».

1
1
1
1
2

14. 12
15. 12
18. 12
21. 12
22. 12
25. 12
28. 12
29. 12

1

15. 01/18

1
2

18. 01
19. 01
22. 01

56-57

Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого «После бала».

2

58-59

Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала».

2

60-61

Поэзия родной природы.
(А.С.Пушкин.
«Цветы последние ми-лей».М.Ю.Лермонтов.
«Осень».Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер».А.Фет. «Первый
ландыш». А.Н. Майков. «Поле зыблется цветами».
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». Психологизм

2

25. 01
26. 01
29. 01
31. 01
01. 02
02. 02

46
47
48
49
50-51
52
53
54-55

62-63

1
2

07. 12
08. 12
11. 12

2

05. 02

64-65

66-67
68-69

70-71
72-73

74-75

76-77
78-79

80-81
82
83

рассказа.
Русская литература 20 в.
И.А.Бунин.Слово о писателе. Природа и человек в рассказе
«Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы
рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле.
А.А.Блок.Тема Родины и исторического прошлого в лирике
Блока. «Россия», «О доблестях, о подвиге, о славе», «О весна,
без конца и без краю»
С.Есенин.«Пугачев»- истори-ческая поэма. Образ предводителя
восстания. Понятие о драматической поэме
И.С. Шмелев.
Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о
пути к творчеству
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических
событий.
М.Зощенко
«История болезни».
Тэффи. «Жизнь и воротник».
М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе
«Пенсне».
А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы
«Василий
Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.
Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика
Теркина.
А.Платонов. «Возвращение». Изображение судьбы солдат.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.

08. 02
09. 02
12. 02
2
2
2

2
2

22. 02
24. 02
26. 02
28. 02
01. 03
02. 03
05. 03
07. 03

2

12. 03
15. 03

2

16. 03
19. 03
22. 03
23. 03

2

2
1
1

02. 04
05. 04
06. 04
09. 04

84-85

86

87
88-89

90-91

92
93
94-95
96-97
98-99
100-102

М.Исаковский.«Катюша»,
«Враги сожгли родную хату».В.Окуджава.»Песенка о пехоте»,
«Здесь птицы не поют».Л.Ошанин. «Дороги».
А.Фатьянов. «Соловьи».
В.П.Астафьев.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет».

2

12. 04
13. 04

1

16. 04

Проблемы рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой
меня нет».
Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине

1

19. 04

2

20. 04
23. 04

Зарубежная литература
У. Шекспир.
Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной
вражды и любви.
Сонет как форма лирической поэзии.
Контрольная работа.
Мольер «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл
комедии.
Д.Свифт «Путешествие Гулливера»
Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман.
Главные герои романа.
Итоговый урок. Литературная игра по произведениям русской
литературы 18-19 веков.

26. 04
27. 04
2
1
1
2
2
2
3

04. 05
04. 05
07. 05
10. 05
11. 05
14. 05
17. 05
21. 05
24, 28, 30.
05

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЕ
Дата
внесения
изменений,
дополнений

Содержание

Согласование с курирующим
предмет заместителем директора
(подпись, расшифровка подписи,
дата)

Подпись
лица,
внесшего
запись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».