ИСТОРИЯ 7 КЛАСС

а
а
А

а
а
а
А

а
а
у
а
а
а
а
а
а
а

3

5S
X
Л
4

о

н
03
85

О

м
я

СИ
VO

о

0)

Св
X
S3
1)
X

ю

и

G)
X

ев
и

ев
X

о

—

<у
Н
ев

Ы

о

X
ев
X

ев
X
О)

ai

41

ю

о

X
О!

X

э

ез

К

1-ч

3 ИИ
§

3S

cs
о

м

ев

о

вг

S
ев

и

а
а
а
а
а
а
а
а

л
к
D
Я
О
С4

л
ч
D
Н
X
F
>>

«
св
X
X
О
X
X
ей
«
X
-в
X
§
я

«
X
О
О
(_
D

У

«

00
г -Н

о
(N
I
Ьч

о

о
(N

Пояснительная записка
1.

Планируемые предметные результаты освоения учебного
курса:

•

применение о сн о вн ы х хр о н о л о ги ч ески х понятий, терм инов;

•

со ставл ен и е и анализ ге н еал о ги ч еск и х сх е м и таблиц;

•

определение и и сп ользо ван и е и стор и чески х понятий и терм и н о в;

•

карта как источн ика инф ормации;

•

овладен ие представлен и ям и об и сторическом пути Р о сси и X V I —
X V I^;

•

описание у сл о в и й сущ ество ван и я , о сн о вн ы х занятий, образа ж изни
н ародов Р о с си и , и стор и чески х собы тий и п р о ц ессо в;

•

и сп ользо ван и е зн ан ий о м есте и роли Р о сси и во всем и р н о ­
историческом процессе в и зуч аем ы й период;

•

соп оставлен и е развития Р у с и и д р у ги х стран об щ и х черт и
особен н остей (в свя зи с понятиями «ц ен трализован ное го с у д а р с т в о »,
«в се р о сси й ск и й ры н ок» и д р .); понимание взаи м о свя зи м еж ду
социальн ы м и явлениям и и п роц ессам и , и х влияния на ж изнь народов
Р о сси и ;

•

в ы ск азы ван и е суж ден и й о зн ачен ии и м есте исторического и
культурного н аследи я предков;

•

поиск информации в и сточн и ках различного типа и в и д а (в
м атери альн ы х пам ятниках, ф рагм ен тах лето п и сей , п р аво вы х
д о ку м ен то в, п уб ли ц и сти ч ески х произведен ий и д р .);

•

анализ информации о собы ти ях и я влен и ях прош лого с и сп ользо ван и ем
понятийного и п озн авательн ого инструм ентария со ц и альн ы х н аук;

•

сравн ение (п о д р уко во дство м уч и теля) сви д е т е л ь ст в разли ч н ы х
и стори чески х источн и ков, вы явлен и е в н и х общ их черт и
особен н остей;

•

и сп ользо ван и е приём ов исторического ан али за (со п о ставлен и е и
обобщ ение ф актов, раскры тие п р и ч и н н о -следствен н ы х свя зей , целей и
р езультатов деятельн ости персоналий и д р .);

•

раскры тие хар актер н ы х, су щ е ст ве н н ы х черт: а)экон ом и ч ески х и
соц и альн ы х отнош ений и п олитического строя на Р у с и и в д р у ги х
го с у д а р с т в а х ; б)ц ен н остей , го сп о д ст во ва в ш и х в ср ед н евек о вы х
о б щ ествах , р ели ги о зн ы х воззрен и й , п редставлен и й ср едн евеко во го
ч ел о века о мире;

•

расш ирение опы та применения и стор и ко-культур н ого, историко­
ан тропологического, цивилизацион ного п о д х о д о в к оценке соц и альн ы х
я влен и й ;

•

со ставл ен и е с привлечением дополнительной литературы описания
памятников ср едн евековой культуры Р у с и и д р у ги х стран, рассуж ден и е
об и х х у д о ж е ствен н ы х д о сто и н ст вах и зн ачен ии;

•

понимание исторической о б усло влен н о сти и м отивации п оступ ков
л ю д ей эпохи С р едн евеко вья , оценивание р езультатов
ж изн едеятельн ости и схо дя

•

из гум ан и ст и ч еск и х устан о во к, национ альн ы х ин тересов Р о сси й ск о го
го су д а р ст ва ;

•

соп оставлен и е (с пом ощ ью уч и теля) разли ч н ы х вер си й и оценок
и стори чески х собы тий и ли ч н о стей ;

•

определение и аргум ентация со бствен н о го отнош ения к
ди ск усси о н н ы м проблем ам п рош лого;

•

поиск и презентация м атериалов истории сво е го края, страны ,
применение кр аевед ч еск и х зн ан ий при со ставлен и и описаний
и стори чески х и культур н ы х пам ятников на территории соврем енной
Р о сси й ск о й Ф едерации;

•

расш ирение опы та применения и стор и ко-культур н ого, историко­
ан тропологического, цивилизацион ного п о д х о д о в к оценке соц и альн ы х
явлений.

2 ._____ Содержание учебного предмета
С одерж ание уч ебн ого п редм ета «И сто р и я » в 7 к л а ссе излож ен о в ви де д в у х
кур со в .Э то «И сто р и я Р о сси и в 1 6 - 1 7 в е к а х » ( 4 0 ч а со в ) а такж е курс
«И сто р и я Н о во го врем ени. В се о б щ а я история 1 5 0 0 - 1 8 0 0 г г » ( 2 8 ч а со в )

1. полугодие
В в ед ен и е .

Тема 1. Россия в XVI веке (20ч)
М и р п о сле В е л и к и х гео гр аф и ч ески х открытий. М одерн изация как главн ы й
вектор европ ейского развития. Ф ормирование ц ен трали зован н ы х го су д а р ст в
в Е в р о п е и зарож ден ие европ ей ского аб солю ти зм а.

Заверш ен ие объединения р у сск и х зем ел ь в о к р у г М о с к в ы и формирование
единого Р о сси й ск о го го су д ар ства .
Ц ентральны е органы го судар ствен н о й власти . П риказн ая си стем а. Боярская
дум а. С и ст е м а м естн и ч ества. М ест н о е управлен ие. Н ам естн и ки .
П ринятие И ван о м I V ц арского титула. Реф орм ы середин ы X V I в. И збран н ая
рада. П о я влен и е З е м ск и х соборов. Специф ика со сл о вн о го п р едстави тел ьства
в Р о сси и . О тм ен а кормлений. «У л о ж е н и е о сл у ж б е ». С у д еб н и к 1 5 5 0 г.
« С т о гл а в » . З ем ская реформа.
О причнина, д и ск у сси я о её характере. П роти вореч и вость ф игуры И в а н а
Г р о зн о го и п р о во ди м ы х им преобразований.
Э кон о м и ч еское развитие единого го су д ар ст ва . С о здан и е единой денеж ной
си стем ы . Н ачало закрепощ ения крестьянства.

П ер ем ен ы в социальной структуре р о сси й ско го о б щ ества в X V I в.
В н еш н яя политика Р о сси и в X V I в. П рисоеди н ен и е К а зан ск о го и
А ст р ах ан ск о го х а н ст в , Западной Сибири как факт п обеды оседлой
цивилизации н ад кочевой. М н огооб рази е си стем ы управлен ия
м н огон ациональн ы м го су д ар ство м . П р иказ К азан ск о го дворца. Н ачало
освоен ия У р а л а и Сибири. В о й н ы с К р ы м ски м хан ство м . Л и во н ская война.
П р аво сл ави е как о сн о ва го судар ствен н о й идеологии. Теория « М о с к в а —
Третий Р и м » . У ч р еж ден и е патриарш ества. С о су щ ество ван и е религий.
Р о сси я в си стем е евр оп ей ски х м еж дун ар одн ы х отнош ений в X V I в.
К ультур н ое пространство. К у л ьту р а народов Р о сси и в X V I в. П о всед н евн ая
ж изн ь в центре и на окраинах страны , в го р о д ах и сельско й м естности. Бы т
осн о вн ы х сослови й .
Р о сси я в X V I I в. Р о сси я и Е в р о п а в начале X V I I в.

Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых(20ч.)
С м утн ое врем я, д и ск у сси я о его причинах.
П ресечен ие царской дин астии Рю риковичей. Ц ар ство ван и е Б о р и са Г одунова.
С ам о зван ц ы и сам о зван ство . Б орьба против интервенции соп р едельн ы х
го су д ар ст в. П одъ ём н ац и он альн о-освободи тельн ого движ ения. Н ародны е
ополчения. П рокопий Л яп ун ов. К у зь м а М и н и н и Д митрий П ож арски й.
З ем ски й собор 1 6 1 3 г. и его роль в развитии со сл о вн о -п р едстави тель ско й

си стем ы . И збран и е н а ц арство М и х а и л а Ф ёдорови ч а Ром ан ова. И то ги
С м утн о го времени.
Р о сси я при п ер вы х Р о м ан о вы х. М и х а и л Ф ёдорович, А л е к се й М и хай л о ви ч ,
Ф ёдор А л е к се е ви ч . В о сст а н о вл ен и е эконом ики страны . С и сте м а
го суд ар ствен н о го управления: развитие приказного строя. Соборное
улож ение 1 6 4 9 г. Ю р и ди ч еско е оф ормление крепостного п р ава и территория
его распространения. У к р еп лен и е сам одерж авия. З ем ски е соборы и угасан и е
соборной практики. О тм ен а м естн и ч ества.
Н о вы е явления в эконом ической ж изн и в X V I I в. в Е в р о п е и в Р о сси и .
П остеп ен н ое вклю чен и е Р о сси и в п р оц ессы модернизации. Н ачало
формирования всер о сси й ск о го ры нка и возн икн овен и е п ер вы х мануф актур.
Социальн ая структура р о сси й ско го о б щ ества. Г о с у д а р е в дво р , служ и лы й
гор од, д у х о в е н ст в о , торговы е л ю д и , п о садско е н аселен и е, стрельцы ,
служ и л ы е и н озем ц ы , казаки , крестьяне, холопы .
С о циальн ы е движ ения второй половин ы X V I I в. С оляной и М ед н ы й бунты.
В о сст а н и е под п р едво ди тельством С теп ан а Р ази н а.

В е ст ф ал ь ск ая си сте м а м еж дун ар одн ы х отнош ений. Р о сси я как субъект
европейской политики. В н еш н яя политика Р о сси и в X V I I в. С м о лен ская
война. В х о ж д е н и е в со ст ав Р о сси и Л евобереж н ой У кр аи н ы . П ер ея сл авская
рада. В о й н ы с О см ан ско й им перией, К р ы м ски м х ан ство м и Реч ью
П осп олитой. Заверш ен ие присоединения Сибири.
Н ар оды П ово лж ья и С ибири в X V I — X V I I в в. М еж этн и ч ески е отношения.
П р аво славн ая церковь, и сл ам , б у д д и зм , язы чески е верования в Р о сси и
в X V I I в. Р а с к о л в Р у с с к о й п р авославн ой церкви.
К ультур н ое пространство. К у л ьту р а народов Р о сси и в X V I I в. А р хи текту р а и
ж ивопись. Р у с с к а я литература. «Д о м о стр о й ». Н ачало книгопечатания.
П уб ли ц и сти ка в период С м утн ого врем ени. П оэзия. Р азви ти е образования и
н ауч н ы х знаний. Р у с с к и е географ и ч ески е открытия X V I I в.
Б ы т, п о вседн евн о сть и картина м ира р у сск о го ч ел о века в X V I I в. Н ароды
П о во лж ья и Сибири.

2 полугодие. История Нового времени (28 часа)
Введение

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические
открытия.
Возрождение. Реформация (14 часов).
О т С р едн евеко вья к Н о во м у времени. Т ехн и ч ески е открытия и в ы х о д к
М и р о во м у океану. Ч е л о в е к н ово го врем ени. Что свя зы в ае т н ас с Н о вы м
врем ен ем . В ст р е ч а миров. В е л и к и е географ и ч ески е открытия и и х
п о следстви я . У с и л е н и е королевской вл асти в 1 6 - 1 7 в в. аб со л ю ти зм в Е вр о п е.
Д у х п редп риним ательства п реобразует эконом ику. Е вр о п ей ск о е общ ество в
раннее Н о во е время. П о все д н евн ая ж изнь. В е л и к и е гум ан и сты Е вр о п ы . М ир
худо ж ествен н о й культур ы Возрож ден и я. Рож ден и е новой европейской
науки. Н ачало Реф орм ации в Е вр о п е. Контрреформация. К о р о л евск ая власть
и Реф ормация в А н гл и и . Б орьба з а го сп о д ство н а море. Р ел и ги о зн ы е войны и
укреплен ие абсолю тн ой м онархии во Ф ранции.

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях) (5 часов).
О своб оди тельн ая война в Н и дер лан дах. Рож ден и е Р есп у б л и к и С о еди н ён н ы х
провинций.
П ар лам ен т против короля. Р ево лю ц и я в А н гл и и . П уть к парлам ентской
монархии. М еж дун ар одн ы е отнош ения в 1 6 - 1 8 вв.

Тема 3. Эпоха просвещения. Время преобразований. (6 часов)
В е л и к и е просветители Е вр о п ы . М и р х удо ж ествен н о й культуры
П росвещ ен и я. Н а пути к и н дустриальн ой эре. А н гл и й ск и е колонии в
С еверн ой А м ери ке. В о й н а з а н езави си м о сть. С о зд ан и е С о еди н ён н ы х Ш тато в
А м ери ки . Ф ранция в 18 веке. П ричины и начало В е л и к о й ф ранцузской
р еволю ции. В е л и к ая Ф ранц узская револю ция. О т м онархии к республике.
В е л и к ая Ф ранцузская револю ция. О т якобинской диктатуры к 18 брю м ера
Н ап олеон а Бонапарта.

Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации. (2 часа)
Г о с у д а р с т в а В о ст о к а: традиционное об щ ество в эп о ху раннего Н о во го
времени.

Г о су д ар ст в а В о сто к а. Н ач ало европейской колонизации. П овторение.
Значение раннего Н о во го времени.

Итоговое повторение (1 час)
Формы организации учебных занятий
О сн овн ой формой организации уч ебн ого п р о ц есса является классно-урочная

си сте м а . В кач естве доп олн и тельн ы х форм организации образовательн ого
п роц есса и сп о льзу ется си стем а консультационной поддерж ки,
и н ди ви ду альн ы х зан ятий, сам остоятельн ая работа уч ащ и хся с
и сп ользо ван и ем со вр ем ен н ы х инф орм ационны х технологий.

Организация учеб ного процесса учащ ихся направлена на:
- создан и е оптим альн ы х у сл о в и й обучения;
-и склю ч ен и е п си хо тр авм и р ую щ и х ф акторов;
- сохран ение п си хо со м ати ч еско го состояния здоровья у ч ащ и хся ;
- развитие полож ительной м отивации к освоен и ю програм м ы по истории;
- развитие и н ди ви дуальн ости и одаренности каж до го ребенка.

О сущ е ств ле н и е целей рабочей обра зовательн о й программы обусловлено
использованием в образовательном процессе следую щ их т е х н о л о ги й :
-инф орм ационно-ком м уникативной (к л ассн о - урочная си ст е м а),
-и гр овой (ди дакти ч ески е и гр ы , работа в м а л ы х гр уп п ах, работа в парах
см ен н ого с о ст а в а ),
-техн оло ги я критического м ы ш лен ия и уч ебн о -п о и ско во й деятельн ости
об уч аю щ и хся ,
-проблем н ое обучение,
-личн остн о - ориентированное обучение.

№

Тема урока

Ч асы

Д ата
П лан

Ф акт

Глава I. Мир в начале Нового
времени. Великие
географические открытия.
Возрождение. Реформация. (14 ч.)
1

Т ехн и ч ески е открытия и в ы х о д к

1

М и р о во м у океану.
2

В ст р е ч а миров. В е л и к и е

1

географ ич еские открытия и и х
п оследстви я.
3

У с и л е н и е кор олевской власти в

1

X V I - X V I в в. А б со л ю т и зм в Е вр о п е.
4

Д у х предприним ательства

1

преобразует эконом ику.
5

Е вр о п ей ск о е общ ество в раннее

1

Н о во е время.
6

П о все д н евн ая ж изнь.

1

7

В е л и к и е гум ан и сты Е вр о п ы .

1

8 -9

М и р х удо ж ествен н о й культуры
В озр ож ден и я

10

Рож ден и е новой европейской науки

1

11

Н ачало Реф орм ации в Е вр о п е.

1

О бн овлен и е хр и сти ан ства.
12

Распространен ие Реф орм ации в

1

Е вр о п е. Контрреформация.
13

К о р о л евск ая вл асть и Реф орм ация в

1

А н гл и и . Б орьба з а го сп о д ство на
морях.
14

Р ели ги о зн ы е войны и укрепление
абсолю тн ой м онархии во Ф ранции

Глава II. Первые революции
Нового времени. Международные
отношения(борьба за первенство

1

в Европе и в колониях)(4ч.)
15

О своб оди тельн ая война в

1

Н и дер лан дах. Рож ден и е
респ ублики С о еди н ен н ы х
провинций.
16

П ар лам ен т против короля.

1

Рево лю ц и я в А н гл и и .
17

П уть к п арлам ен тской монархии.

1

18­

М еж дун ар одн ы е отнош ения в X V I -

2

19

X V IIt o

Глава III. Эпоха просвещения.
Время преобразований. (9ч.)
20

В е л и к и е просветители Е вр о п ы .

1

21

М и р х удо ж ествен н о й культуры

1

П р освещ ен и я
22

Н а пути к ин дустриальн ой эпохе.

1

23

А н гл и й ск и е колонии в С еверн ой

1

А м ерике.
24

В о й н а з а н езави си м о сть. С о здан и е

1

С о еди н ен н ы х Ш т ато в А м ерики.
25

Ф ранция в X V I I I веке. П ричины и

1

начало Ф ранц узской револю ции.
26

Ф ранцузская револю ция. О т

1

м онархии к республике.
27

О т якобинской диктатуры к 18

1

брю м ера Н ап олеон а Бонапарта
28

Традиционны е о б щ ества В о сто к а.

1

Н ачало европейской колонизации.

Глава I. Россия в ХУ1 веке (20ч)
29

М и р и Р о сси я в н ачале эпохи

1

В е л и к и х геогр аф и ч ески х открытий.
30

Территория, н аселен и е и х о зя й ство

1

Р о сси и в н ачале X V I века.
31

Ф ормирование еди н ы х го су д а р ст в в

1

Е в р о п е и Р о сси и .
32

Р о сси й ск о е го су д ар ст во в первой

1

трети X V I века.
33

В н еш н яя политика Р о сси й ск о го

1

го су д а р ст в а в первой трети X V I
века.
34

Н ачало правления И в а н а IV .

1

Реф орм ы И збран н ой Р ады .
35

Н ачало правления И ва н а IV .

1

Реф орм ы И збран н ой
Р ад ы (зак р еп лен и е).
36

Г о с у д а р с т в а П о во лж ья , С еверн ого

1

П ричерноморья, Сибири в середине
X V I века.
37

Г о с у д а р с т в а П о во лж ья , С еверн ого

1

П ричерноморья, Сибири в середи н а
X V I в.(зак р е п л ен и е )
38

В н еш н яя политика Р о сси и во

1

второй половин е X V I ве к а
39

В н еш н яя политика Р о сси и во

1

второй половин е X V I ве к а
(закр еп лен и е)
40

Р о сси й ск о е об щ ество X V I в .:

1

’ ’ с л у ж и л ы е ’ ’ и ’ ’т я гл ы е ’ ’ .
41

Р о сси й ск о е об щ ество X V I в .:

1

’ ’ с л у ж и л ы е ’ ’ и ’ ’т я гл ы е ’ ’
42

О причнина

1

43

О причн ина(Закреплен ие).

1

44

Р о сси я в конце X V I века.

1

45

Ц ерковь и го су д ар ство в X V I в.

1

46

К у л ьту р а и п о вседн евн ая ж изнь

1

народов Р о сси и в Х V I веке.
47

К ул ьту р а и п о вседн евн ая ж изнь

1

народов Р о сси и в Х V I веке.
48

П овтори тельн о-обоб щ аю щ и й урок

1

или контрольно-оценочны й урок по
тем е: Р о сси я в Х V I веке

Глава II. Смутное время. Россия
при первых Романовых(20ч.)
49

В н еш н еп оли ти ч ески е свя зи Р о сси и

1

с Е вр о п о й и А зи е й в конце X V I н ачале X V I I в.
50

С м у т а в Р о сси й ск о м го су д а р ст ве

1

51

С м у т а в Р о сси й ск о м го су д а р ст ве

1

52

О кончание С м утн ого врем ени

1

53

Э кон о м и ч еское развитие Р о сси и в

1

X V I I в.
54

Р о сси я при п ер вы х Р о м ан о в ы х :

1

перем ены в го судар ствен н о м
устр о й стве
55

И зм ен ен и я в социальной структуре

1

р о сси й ско го о б щ ества
56

Н ародны е движ ения в X V I I в.

1

57

Н ародны е движ ения в X V I I в.

1

58

Р о сси я в си стем е м еж дун ар одн ы х

1

отнош ений
59

Р о сси я в си стем е м еж дун ар одн ы х

1

отнош ений
60

« П о д рукой » р о сси й ско го государя:

1

вхож ден и е У к р аи н ы в со ст ав
Р о сси и
61

Р у с с к а я п р авославн ая церковь в
X V I I в. Реф о рм а патриарха Н и кон а
и раскол

1

62

Р у с с к и е путеш ествен н и ки и

1

первоп роходц ы X V I I в.
63

К у л ьту р а н ародов Р о сси и в X V I I в.

1

64

К у л ьту р а народов Р о сси и в X V I I в.

1

65

Н ар оды Р о сси и в X V I I в.

1

С о сл о вн ы й бы т и картина м ира
р у сск о го человека в X V I I в.
66

П о все д н евн ая ж изн ь народов

1

У к р аи н ы , П о во лж ья , Сибири и
С еверн ого К а в к а за в X V I I в.
67

П овтори тельн о-обоб щ аю щ и й урок

1

или контрольно-оценочны й урок по
тем е: «С м у тн о е время. Р о сси я при
п ер вы х Р о м ан о в ы х »
68

П овтори тельн о-обоб щ аю щ и й урок

1

В сего

68
ч асо в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».