а а А а а а А а а у а а а а а а а 3 5S X Л 4 о н 03 85 О м я СИ VO о 0) Св X S3 1) X ю и G) X ев и ев X о — <у Н ев Ы о X ев X ев X О) ai 41 ю о X О! X э ез К 1-ч 3 ИИ § 3S cs о м ев о вг S ев и а а а а а а а а л к D Я О С4 л ч D Н X F >> « св X X О X X ей « X -в X § я « X О О (_ D У « 00 г -Н о (N I Ьч о о (N Пояснительная записка 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного курса: • применение о сн о вн ы х хр о н о л о ги ч ески х понятий, терм инов; • со ставл ен и е и анализ ге н еал о ги ч еск и х сх е м и таблиц; • определение и и сп ользо ван и е и стор и чески х понятий и терм и н о в; • карта как источн ика инф ормации; • овладен ие представлен и ям и об и сторическом пути Р о сси и X V I — X V I^; • описание у сл о в и й сущ ество ван и я , о сн о вн ы х занятий, образа ж изни н ародов Р о с си и , и стор и чески х собы тий и п р о ц ессо в; • и сп ользо ван и е зн ан ий о м есте и роли Р о сси и во всем и р н о историческом процессе в и зуч аем ы й период; • соп оставлен и е развития Р у с и и д р у ги х стран об щ и х черт и особен н остей (в свя зи с понятиями «ц ен трализован ное го с у д а р с т в о », «в се р о сси й ск и й ры н ок» и д р .); понимание взаи м о свя зи м еж ду социальн ы м и явлениям и и п роц ессам и , и х влияния на ж изнь народов Р о сси и ; • в ы ск азы ван и е суж ден и й о зн ачен ии и м есте исторического и культурного н аследи я предков; • поиск информации в и сточн и ках различного типа и в и д а (в м атери альн ы х пам ятниках, ф рагм ен тах лето п и сей , п р аво вы х д о ку м ен то в, п уб ли ц и сти ч ески х произведен ий и д р .); • анализ информации о собы ти ях и я влен и ях прош лого с и сп ользо ван и ем понятийного и п озн авательн ого инструм ентария со ц и альн ы х н аук; • сравн ение (п о д р уко во дство м уч и теля) сви д е т е л ь ст в разли ч н ы х и стори чески х источн и ков, вы явлен и е в н и х общ их черт и особен н остей; • и сп ользо ван и е приём ов исторического ан али за (со п о ставлен и е и обобщ ение ф актов, раскры тие п р и ч и н н о -следствен н ы х свя зей , целей и р езультатов деятельн ости персоналий и д р .); • раскры тие хар актер н ы х, су щ е ст ве н н ы х черт: а)экон ом и ч ески х и соц и альн ы х отнош ений и п олитического строя на Р у с и и в д р у ги х го с у д а р с т в а х ; б)ц ен н остей , го сп о д ст во ва в ш и х в ср ед н евек о вы х о б щ ествах , р ели ги о зн ы х воззрен и й , п редставлен и й ср едн евеко во го ч ел о века о мире; • расш ирение опы та применения и стор и ко-культур н ого, историко ан тропологического, цивилизацион ного п о д х о д о в к оценке соц и альн ы х я влен и й ; • со ставл ен и е с привлечением дополнительной литературы описания памятников ср едн евековой культуры Р у с и и д р у ги х стран, рассуж ден и е об и х х у д о ж е ствен н ы х д о сто и н ст вах и зн ачен ии; • понимание исторической о б усло влен н о сти и м отивации п оступ ков л ю д ей эпохи С р едн евеко вья , оценивание р езультатов ж изн едеятельн ости и схо дя • из гум ан и ст и ч еск и х устан о во к, национ альн ы х ин тересов Р о сси й ск о го го су д а р ст ва ; • соп оставлен и е (с пом ощ ью уч и теля) разли ч н ы х вер си й и оценок и стори чески х собы тий и ли ч н о стей ; • определение и аргум ентация со бствен н о го отнош ения к ди ск усси о н н ы м проблем ам п рош лого; • поиск и презентация м атериалов истории сво е го края, страны , применение кр аевед ч еск и х зн ан ий при со ставлен и и описаний и стори чески х и культур н ы х пам ятников на территории соврем енной Р о сси й ск о й Ф едерации; • расш ирение опы та применения и стор и ко-культур н ого, историко ан тропологического, цивилизацион ного п о д х о д о в к оценке соц и альн ы х явлений. 2 ._____ Содержание учебного предмета С одерж ание уч ебн ого п редм ета «И сто р и я » в 7 к л а ссе излож ен о в ви де д в у х кур со в .Э то «И сто р и я Р о сси и в 1 6 - 1 7 в е к а х » ( 4 0 ч а со в ) а такж е курс «И сто р и я Н о во го врем ени. В се о б щ а я история 1 5 0 0 - 1 8 0 0 г г » ( 2 8 ч а со в ) 1. полугодие В в ед ен и е . Тема 1. Россия в XVI веке (20ч) М и р п о сле В е л и к и х гео гр аф и ч ески х открытий. М одерн изация как главн ы й вектор европ ейского развития. Ф ормирование ц ен трали зован н ы х го су д а р ст в в Е в р о п е и зарож ден ие европ ей ского аб солю ти зм а. Заверш ен ие объединения р у сск и х зем ел ь в о к р у г М о с к в ы и формирование единого Р о сси й ск о го го су д ар ства . Ц ентральны е органы го судар ствен н о й власти . П риказн ая си стем а. Боярская дум а. С и ст е м а м естн и ч ества. М ест н о е управлен ие. Н ам естн и ки . П ринятие И ван о м I V ц арского титула. Реф орм ы середин ы X V I в. И збран н ая рада. П о я влен и е З е м ск и х соборов. Специф ика со сл о вн о го п р едстави тел ьства в Р о сси и . О тм ен а кормлений. «У л о ж е н и е о сл у ж б е ». С у д еб н и к 1 5 5 0 г. « С т о гл а в » . З ем ская реформа. О причнина, д и ск у сси я о её характере. П роти вореч и вость ф игуры И в а н а Г р о зн о го и п р о во ди м ы х им преобразований. Э кон о м и ч еское развитие единого го су д ар ст ва . С о здан и е единой денеж ной си стем ы . Н ачало закрепощ ения крестьянства. П ер ем ен ы в социальной структуре р о сси й ско го о б щ ества в X V I в. В н еш н яя политика Р о сси и в X V I в. П рисоеди н ен и е К а зан ск о го и А ст р ах ан ск о го х а н ст в , Западной Сибири как факт п обеды оседлой цивилизации н ад кочевой. М н огооб рази е си стем ы управлен ия м н огон ациональн ы м го су д ар ство м . П р иказ К азан ск о го дворца. Н ачало освоен ия У р а л а и Сибири. В о й н ы с К р ы м ски м хан ство м . Л и во н ская война. П р аво сл ави е как о сн о ва го судар ствен н о й идеологии. Теория « М о с к в а — Третий Р и м » . У ч р еж ден и е патриарш ества. С о су щ ество ван и е религий. Р о сси я в си стем е евр оп ей ски х м еж дун ар одн ы х отнош ений в X V I в. К ультур н ое пространство. К у л ьту р а народов Р о сси и в X V I в. П о всед н евн ая ж изн ь в центре и на окраинах страны , в го р о д ах и сельско й м естности. Бы т осн о вн ы х сослови й . Р о сси я в X V I I в. Р о сси я и Е в р о п а в начале X V I I в. Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых(20ч.) С м утн ое врем я, д и ск у сси я о его причинах. П ресечен ие царской дин астии Рю риковичей. Ц ар ство ван и е Б о р и са Г одунова. С ам о зван ц ы и сам о зван ство . Б орьба против интервенции соп р едельн ы х го су д ар ст в. П одъ ём н ац и он альн о-освободи тельн ого движ ения. Н ародны е ополчения. П рокопий Л яп ун ов. К у зь м а М и н и н и Д митрий П ож арски й. З ем ски й собор 1 6 1 3 г. и его роль в развитии со сл о вн о -п р едстави тель ско й си стем ы . И збран и е н а ц арство М и х а и л а Ф ёдорови ч а Ром ан ова. И то ги С м утн о го времени. Р о сси я при п ер вы х Р о м ан о вы х. М и х а и л Ф ёдорович, А л е к се й М и хай л о ви ч , Ф ёдор А л е к се е ви ч . В о сст а н о вл ен и е эконом ики страны . С и сте м а го суд ар ствен н о го управления: развитие приказного строя. Соборное улож ение 1 6 4 9 г. Ю р и ди ч еско е оф ормление крепостного п р ава и территория его распространения. У к р еп лен и е сам одерж авия. З ем ски е соборы и угасан и е соборной практики. О тм ен а м естн и ч ества. Н о вы е явления в эконом ической ж изн и в X V I I в. в Е в р о п е и в Р о сси и . П остеп ен н ое вклю чен и е Р о сси и в п р оц ессы модернизации. Н ачало формирования всер о сси й ск о го ры нка и возн икн овен и е п ер вы х мануф актур. Социальн ая структура р о сси й ско го о б щ ества. Г о с у д а р е в дво р , служ и лы й гор од, д у х о в е н ст в о , торговы е л ю д и , п о садско е н аселен и е, стрельцы , служ и л ы е и н озем ц ы , казаки , крестьяне, холопы . С о циальн ы е движ ения второй половин ы X V I I в. С оляной и М ед н ы й бунты. В о сст а н и е под п р едво ди тельством С теп ан а Р ази н а. В е ст ф ал ь ск ая си сте м а м еж дун ар одн ы х отнош ений. Р о сси я как субъект европейской политики. В н еш н яя политика Р о сси и в X V I I в. С м о лен ская война. В х о ж д е н и е в со ст ав Р о сси и Л евобереж н ой У кр аи н ы . П ер ея сл авская рада. В о й н ы с О см ан ско й им перией, К р ы м ски м х ан ство м и Реч ью П осп олитой. Заверш ен ие присоединения Сибири. Н ар оды П ово лж ья и С ибири в X V I — X V I I в в. М еж этн и ч ески е отношения. П р аво славн ая церковь, и сл ам , б у д д и зм , язы чески е верования в Р о сси и в X V I I в. Р а с к о л в Р у с с к о й п р авославн ой церкви. К ультур н ое пространство. К у л ьту р а народов Р о сси и в X V I I в. А р хи текту р а и ж ивопись. Р у с с к а я литература. «Д о м о стр о й ». Н ачало книгопечатания. П уб ли ц и сти ка в период С м утн ого врем ени. П оэзия. Р азви ти е образования и н ауч н ы х знаний. Р у с с к и е географ и ч ески е открытия X V I I в. Б ы т, п о вседн евн о сть и картина м ира р у сск о го ч ел о века в X V I I в. Н ароды П о во лж ья и Сибири. 2 полугодие. История Нового времени (28 часа) Введение Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (14 часов). О т С р едн евеко вья к Н о во м у времени. Т ехн и ч ески е открытия и в ы х о д к М и р о во м у океану. Ч е л о в е к н ово го врем ени. Что свя зы в ае т н ас с Н о вы м врем ен ем . В ст р е ч а миров. В е л и к и е географ и ч ески е открытия и и х п о следстви я . У с и л е н и е королевской вл асти в 1 6 - 1 7 в в. аб со л ю ти зм в Е вр о п е. Д у х п редп риним ательства п реобразует эконом ику. Е вр о п ей ск о е общ ество в раннее Н о во е время. П о все д н евн ая ж изнь. В е л и к и е гум ан и сты Е вр о п ы . М ир худо ж ествен н о й культур ы Возрож ден и я. Рож ден и е новой европейской науки. Н ачало Реф орм ации в Е вр о п е. Контрреформация. К о р о л евск ая власть и Реф ормация в А н гл и и . Б орьба з а го сп о д ство н а море. Р ел и ги о зн ы е войны и укреплен ие абсолю тн ой м онархии во Ф ранции. Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (5 часов). О своб оди тельн ая война в Н и дер лан дах. Рож ден и е Р есп у б л и к и С о еди н ён н ы х провинций. П ар лам ен т против короля. Р ево лю ц и я в А н гл и и . П уть к парлам ентской монархии. М еж дун ар одн ы е отнош ения в 1 6 - 1 8 вв. Тема 3. Эпоха просвещения. Время преобразований. (6 часов) В е л и к и е просветители Е вр о п ы . М и р х удо ж ествен н о й культуры П росвещ ен и я. Н а пути к и н дустриальн ой эре. А н гл и й ск и е колонии в С еверн ой А м ери ке. В о й н а з а н езави си м о сть. С о зд ан и е С о еди н ён н ы х Ш тато в А м ери ки . Ф ранция в 18 веке. П ричины и начало В е л и к о й ф ранцузской р еволю ции. В е л и к ая Ф ранц узская револю ция. О т м онархии к республике. В е л и к ая Ф ранцузская револю ция. О т якобинской диктатуры к 18 брю м ера Н ап олеон а Бонапарта. Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (2 часа) Г о с у д а р с т в а В о ст о к а: традиционное об щ ество в эп о ху раннего Н о во го времени. Г о су д ар ст в а В о сто к а. Н ач ало европейской колонизации. П овторение. Значение раннего Н о во го времени. Итоговое повторение (1 час) Формы организации учебных занятий О сн овн ой формой организации уч ебн ого п р о ц есса является классно-урочная си сте м а . В кач естве доп олн и тельн ы х форм организации образовательн ого п роц есса и сп о льзу ется си стем а консультационной поддерж ки, и н ди ви ду альн ы х зан ятий, сам остоятельн ая работа уч ащ и хся с и сп ользо ван и ем со вр ем ен н ы х инф орм ационны х технологий. Организация учеб ного процесса учащ ихся направлена на: - создан и е оптим альн ы х у сл о в и й обучения; -и склю ч ен и е п си хо тр авм и р ую щ и х ф акторов; - сохран ение п си хо со м ати ч еско го состояния здоровья у ч ащ и хся ; - развитие полож ительной м отивации к освоен и ю програм м ы по истории; - развитие и н ди ви дуальн ости и одаренности каж до го ребенка. О сущ е ств ле н и е целей рабочей обра зовательн о й программы обусловлено использованием в образовательном процессе следую щ их т е х н о л о ги й : -инф орм ационно-ком м уникативной (к л ассн о - урочная си ст е м а), -и гр овой (ди дакти ч ески е и гр ы , работа в м а л ы х гр уп п ах, работа в парах см ен н ого с о ст а в а ), -техн оло ги я критического м ы ш лен ия и уч ебн о -п о и ско во й деятельн ости об уч аю щ и хся , -проблем н ое обучение, -личн остн о - ориентированное обучение. № Тема урока Ч асы Д ата П лан Ф акт Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (14 ч.) 1 Т ехн и ч ески е открытия и в ы х о д к 1 М и р о во м у океану. 2 В ст р е ч а миров. В е л и к и е 1 географ ич еские открытия и и х п оследстви я. 3 У с и л е н и е кор олевской власти в 1 X V I - X V I в в. А б со л ю т и зм в Е вр о п е. 4 Д у х предприним ательства 1 преобразует эконом ику. 5 Е вр о п ей ск о е общ ество в раннее 1 Н о во е время. 6 П о все д н евн ая ж изнь. 1 7 В е л и к и е гум ан и сты Е вр о п ы . 1 8 -9 М и р х удо ж ествен н о й культуры В озр ож ден и я 10 Рож ден и е новой европейской науки 1 11 Н ачало Реф орм ации в Е вр о п е. 1 О бн овлен и е хр и сти ан ства. 12 Распространен ие Реф орм ации в 1 Е вр о п е. Контрреформация. 13 К о р о л евск ая вл асть и Реф орм ация в 1 А н гл и и . Б орьба з а го сп о д ство на морях. 14 Р ели ги о зн ы е войны и укрепление абсолю тн ой м онархии во Ф ранции Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения(борьба за первенство 1 в Европе и в колониях)(4ч.) 15 О своб оди тельн ая война в 1 Н и дер лан дах. Рож ден и е респ ублики С о еди н ен н ы х провинций. 16 П ар лам ен т против короля. 1 Рево лю ц и я в А н гл и и . 17 П уть к п арлам ен тской монархии. 1 18 М еж дун ар одн ы е отнош ения в X V I - 2 19 X V IIt o Глава III. Эпоха просвещения. Время преобразований. (9ч.) 20 В е л и к и е просветители Е вр о п ы . 1 21 М и р х удо ж ествен н о й культуры 1 П р освещ ен и я 22 Н а пути к ин дустриальн ой эпохе. 1 23 А н гл и й ск и е колонии в С еверн ой 1 А м ерике. 24 В о й н а з а н езави си м о сть. С о здан и е 1 С о еди н ен н ы х Ш т ато в А м ерики. 25 Ф ранция в X V I I I веке. П ричины и 1 начало Ф ранц узской револю ции. 26 Ф ранцузская револю ция. О т 1 м онархии к республике. 27 О т якобинской диктатуры к 18 1 брю м ера Н ап олеон а Бонапарта 28 Традиционны е о б щ ества В о сто к а. 1 Н ачало европейской колонизации. Глава I. Россия в ХУ1 веке (20ч) 29 М и р и Р о сси я в н ачале эпохи 1 В е л и к и х геогр аф и ч ески х открытий. 30 Территория, н аселен и е и х о зя й ство 1 Р о сси и в н ачале X V I века. 31 Ф ормирование еди н ы х го су д а р ст в в 1 Е в р о п е и Р о сси и . 32 Р о сси й ск о е го су д ар ст во в первой 1 трети X V I века. 33 В н еш н яя политика Р о сси й ск о го 1 го су д а р ст в а в первой трети X V I века. 34 Н ачало правления И в а н а IV . 1 Реф орм ы И збран н ой Р ады . 35 Н ачало правления И ва н а IV . 1 Реф орм ы И збран н ой Р ад ы (зак р еп лен и е). 36 Г о с у д а р с т в а П о во лж ья , С еверн ого 1 П ричерноморья, Сибири в середине X V I века. 37 Г о с у д а р с т в а П о во лж ья , С еверн ого 1 П ричерноморья, Сибири в середи н а X V I в.(зак р е п л ен и е ) 38 В н еш н яя политика Р о сси и во 1 второй половин е X V I ве к а 39 В н еш н яя политика Р о сси и во 1 второй половин е X V I ве к а (закр еп лен и е) 40 Р о сси й ск о е об щ ество X V I в .: 1 ’ ’ с л у ж и л ы е ’ ’ и ’ ’т я гл ы е ’ ’ . 41 Р о сси й ск о е об щ ество X V I в .: 1 ’ ’ с л у ж и л ы е ’ ’ и ’ ’т я гл ы е ’ ’ 42 О причнина 1 43 О причн ина(Закреплен ие). 1 44 Р о сси я в конце X V I века. 1 45 Ц ерковь и го су д ар ство в X V I в. 1 46 К у л ьту р а и п о вседн евн ая ж изнь 1 народов Р о сси и в Х V I веке. 47 К ул ьту р а и п о вседн евн ая ж изнь 1 народов Р о сси и в Х V I веке. 48 П овтори тельн о-обоб щ аю щ и й урок 1 или контрольно-оценочны й урок по тем е: Р о сси я в Х V I веке Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых(20ч.) 49 В н еш н еп оли ти ч ески е свя зи Р о сси и 1 с Е вр о п о й и А зи е й в конце X V I н ачале X V I I в. 50 С м у т а в Р о сси й ск о м го су д а р ст ве 1 51 С м у т а в Р о сси й ск о м го су д а р ст ве 1 52 О кончание С м утн ого врем ени 1 53 Э кон о м и ч еское развитие Р о сси и в 1 X V I I в. 54 Р о сси я при п ер вы х Р о м ан о в ы х : 1 перем ены в го судар ствен н о м устр о й стве 55 И зм ен ен и я в социальной структуре 1 р о сси й ско го о б щ ества 56 Н ародны е движ ения в X V I I в. 1 57 Н ародны е движ ения в X V I I в. 1 58 Р о сси я в си стем е м еж дун ар одн ы х 1 отнош ений 59 Р о сси я в си стем е м еж дун ар одн ы х 1 отнош ений 60 « П о д рукой » р о сси й ско го государя: 1 вхож ден и е У к р аи н ы в со ст ав Р о сси и 61 Р у с с к а я п р авославн ая церковь в X V I I в. Реф о рм а патриарха Н и кон а и раскол 1 62 Р у с с к и е путеш ествен н и ки и 1 первоп роходц ы X V I I в. 63 К у л ьту р а н ародов Р о сси и в X V I I в. 1 64 К у л ьту р а народов Р о сси и в X V I I в. 1 65 Н ар оды Р о сси и в X V I I в. 1 С о сл о вн ы й бы т и картина м ира р у сск о го человека в X V I I в. 66 П о все д н евн ая ж изн ь народов 1 У к р аи н ы , П о во лж ья , Сибири и С еверн ого К а в к а за в X V I I в. 67 П овтори тельн о-обоб щ аю щ и й урок 1 или контрольно-оценочны й урок по тем е: «С м у тн о е время. Р о сси я при п ер вы х Р о м ан о в ы х » 68 П овтори тельн о-обоб щ аю щ и й урок 1 В сего 68 ч асо в