А Ш Щ Я Й1 А Ш ш ш ш ш 3S 3 S л 4 О) а «я л ^ и < н л ^ л А А рц ^ се А й8й А и3 ”^^ нн А ?о“ А А Ш ш А ш т < Э 2 « а А А А a С? а а Л о| Ч 1 S и <*> £ а <» * о Vo •S vО >> >> О Я сг о « Я aсЗ « Я •в' S CQ Я О: о и D Н сЗ Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования(Стандарт основного общего образования по истории), примерной программы по учебным предметам: История. 8 класс: проект. - 2-е изд. - М .: Просвещение, 2015. - 94 с.- (Стандарты второго поколения),Ю довская А .Я ., Ваню ш кина Л .М , Новая история.1800-1915; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М .; Просвещение, 2015; История России. X IX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М .: Просвещение, 2016; Ю довская А .Я ., Ваню ш кина Л .М . ; Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М .: Просвещение, 2016. Н а изучение истории в 8 классе отводится 68 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаю тся два курса - И стории России и Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса (8 класс) Личностные ■первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом О течества (период от П етра I до начала X IX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; ■изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; ■формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость, сопереживание; ■уважение и принятие культурного многообразия на- родов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов России, осмысление их социального, духовного, нравственного опыта; ■ соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами; ■следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; ■обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучаю щ ихся; ■расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении. Метапредметные ■формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; ■планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; ■соотносить свои действия с планируемыми результа- тами, осущ ествлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; 8 ■работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую , худож ественную , текстовую , аудиовизуальную и другую информацию, обоб- щать факты, составлять таблицы, план, тезисы , формулировать и обосновывать выводы и т. д .); ■собирать и фиксировать информацию, выделяя глав- ную и второстепенную , критически оценивать её достоверность (с помощью учителя); ■ использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить ин- формацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищ ах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога); ■использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ■ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; ■ определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; ■логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сж ато, полно, выборочно); ■применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; ■решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных вы ступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии, дебатах), а также в виде творческих работ (сочинение, эссе, реферат и др.); ■ использовать И КТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации, в том числе во внеурочной деятельности; ■планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; ■выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения учебного задания; ■организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; ■ определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.9 Предметные ■локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; ■использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-эко- номического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; ■ анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; ■составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры ; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; ■систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; ■раскрывать характерные, сущ ественные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; ■объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); ■сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; ■давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. Вы пускник получит возможность научиться: ■используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Рос- сии, других государств в Новое время; ■использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); ■сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности; ■применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурны х памятников своего города, края Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в то т или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории. Актуальность изучения курса истории. М есто и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наш их дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служ ит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало X X I в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. В се это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащ ихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др. Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстам и будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащ ихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность. Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого учителю необходимо помочь учащимся: - научиться пользоваться информацией; - научиться общаться; - научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет сущ ественную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащ ихся с современным обществом. Цели и задачи учебного предмета. Г лавная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащ ихся. Цель изучения курсов «Новая история 1800-1913 гг.» и «История России XIX в.»: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общ ества на этапе до начала X X века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории X IX - начала X X вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Общие задачи изучения предмета истории в 8 классе следующие: - формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Нового времени; - овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета; воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской литературы, легенд и мифов других народов; формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени; - развитие у учащ ихся интеллектуальны х способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях; - формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества. Э ти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащ ихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Нового времени (1800-1913 г г .) и истории Российской империи. На уроках истории применяются следующие методы и приемы: ■ ■ ■ ■ ■ ■ работа с учебником, раздаточным материалом, историческими источниками, средствами массовой коммуникации; решение проблемных задач беседа, самостоятельная работа, наблюдение; работа с помощью схем, наглядных пособий; работа с исторической картой. реферативная работа, составление и заполнение контурны х карт Программа рассчитана на 34 учебные недели - 68 часов; 23 часа отводится на изучение Всеобщ ей истории, 45 часов на изучение истории России. Используемые педагогические технологии: И К Т , здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля. Планируемые результаты. Роль учебного предмета «История» в подготовке учащ ихся 5— 9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущ ностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? К то мы? К то они? Что значит жить вместе в одном мире? К ак связаны прошлое и современность? О тветы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебны й предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания. Одно из основных положений Концепции Ф Г О С - формирование универсальных учебны х действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Э то достигается путём сознательного, активного присвоения учащ имися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию У У Д находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ. В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока: 1. личностные; 2. регулятивные; 3. познавательные; 4. коммуникативные. И сходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов У У Д на уроках «истории» и «обществознания». Главная проблема - как сформировать эти умения? На мой взгляд, нужно: • • во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы учащиеся смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения; • в-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к Г И А должна начинаться не в 9 классе, а с 5 класса. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успеш ного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Э та возможность обеспечивается тем, что У У Д это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащ имся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня У У Д придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивны е действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успеш ности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слыш ать, слуш ать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию , правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями: • • • • • • • • состояние здоровья детей; успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; степень владения русским языком; умение слуш ать и слыш ать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке. Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности: • • составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; извлекать информацию из источника; • описание объекта по схеме; • составление характеристики исторического деятеля; • работа с картой («чтение карты »), схемой; • анализ исторического источника; • чтение и обобщение фактов из литературного источника; • составление вопросов к тексту, ответы на них; • комментированное чтение текста; • составление простого и сложного плана; • составление сравнительных, хронологических таблиц; • составление кластера; • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; • составление логической схемы, цепочки; и другие. Работа может идти как в группах, так и индивидуально. Использование данные виды работы на уроке служ ит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащ ихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций. Уроки обществознания в большей мере даю т возможность для формирования У У Д . Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из С М И позволяют приобрести главное - способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач. Ещ ё одной проблемой может стать оценивание сформированности У У Д . Привычные средства оценки, например, тесты , не м огут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания У У Д . П оэтом у, кроме обычных тестовы х заданий ученики в качестве итоговой работы выполняют такие виды работ, как: работа с источником, составление характеристики исторического деятеля, составление простого и сложного плана, «интервью с исторической личностью », работа с картой и др. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностны х, регулятивны х, познавательных и коммуникативных действий осущ ествляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. К .Д .У ш и н ски й писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать ш аг дальше и заставить весь класс сделать это т ш аг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие - чему учить? ради чего учить? как учить? Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт. Учебная задача (чему? зачем?) - цель, которую перед собой ставит ученик. Учебное действие (как?) - система сущ ественны х признаков понятия или алгоритм. Самоконтроль (правильно?) - определение правильности выполненного действия. Самооценка (хорошо? можно лучш е?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия. Формирование У У Д во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Форма урока: беседа, дискуссия, урок исследования, круглый стол, конференция, практическое занятия, теоретическое занятия. Календарно -тематический план 8 класс № п-п Тема урока Кол-во часов Дата 1. Развитие техники в 19 веке. Изменения в экономике стран Запада. 1 План 06.09 2. Индустриальное общество: новые слои населения и новые проблемы. 1 08.09 3. Либералы, консерваторы, социалисты: каким должно быть общество. 1 13.09 4. Консульство и образование империи Наполеона. Разгром империи Наполеона. 1 20.09 1 1 22.09 27.09 5. 6. Экономическое и политическое развитие Франции в 1815-1847 гг. 7. Революция 1848-1849 гг. в Европе. Вторая империя во Франции. 1 04.10 8. Экономическое и социально-политическое развитие в А нглии в середине 19 века. 1 06.10 9. Национальное объединение Италии и Г ермании. Ф ранко-Прусская война и завершение объединения Германии. Парижская Коммуна. Германская империя в конце 19-начале 20 века. Франция. Третья республика. 1 11.10 1 13.10 1 18.10 1 Создание Британской империи. 1 С Ш А в 19 веке. 1 1 20.10 25.10 27.10 08.11 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. С Ш А в конце 19-начале 20 века.. Период организованного капитализма. Худож ественная культура и наука 19 века. Япония на пути модернизации. 1 1 Китай: революции и реформы. 1 Пробуждение Индии. Африканский континент в эпоху перемен. 1 1 Международные отношения в конце 19 начале 20 века. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление индустриального общества на рубеже 19-20 веков». 1 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 1 01.12 Итоговое повторение по курсу «Всеобщ ая история 19 век». У истоков российской модернизации 1 06.12 1 08.12 Факт 25. Россия и Европа в конце X V II в. 1 13.12 26. Предпосылки Петровских реформ 1 15.12 27. Начало правления П етра I Великая Северная война 1700— 1721 гг. 1 20.12 1 22.12 27.12 29.12 28. 29. 30. Реформы управления П етра I Экономическая политика П етра I 1 1 31. Российское общество в Петровскую эпоху 1 17.01 32. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий 1 19.01 33. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам Перемены в культуре России в годы Петровских реформ 1 24.01 1 26.01 Перемены в культуре России в годы Петровских реформ Повседневная жизнь и быт при Петре I Значение петровских преобразований в истории страны 1 31.01 1 02.02 Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия в эпоху преобразований П етра I Эпоха дворцовых переворотов (1725 1762) 1 07.02 1 09.02 Эпоха дворцовых переворотов (17 25 1762).Закрепление. Внутренняя политика и экономика России в 1725— 1762 гг. 1 14.02 1 16.02 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. Внеш няя политика России в 1725— 1762 гг. Национальная и религиозная политика Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия при наследниках П етра I 1 1 21.02 28.02 1 02.03 44. Россия в системе международных отношений Внутренняя политика Екатерины II 1 07.03 1 09.03 45. 46. Экономическое развитие России при Екатерине II 1 14.03 47. Социальная структура российского общества второй половины X V III в. 1 16.03 48. Народные движения. 1 21.03 49. 50. 51. Восстание Е . И. Пугачёва Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II 1 1 23.03 04.04 1 06.04 52. 53. Внеш няя политика Екатерины II 1 1 11.04 13.04 Освоение Новороссии и Крыма 54. Повторительно-обобщающий урок по теме: Российская империя при Екатерине II 1 18.04 55. Внутренняя политика Павла I 1 20.04 56. Внеш няя политика Павла I 1 25.04 57. 58. Внеш няя политика Павла I. Закрепление. Общ ественная мысль, публицистика, литература 1 1 27.04 02.05 59. Образование в России в X V III в. 1 04.05 60. 61. Российская наука и техника в X V III в. 1 1 11.05 16.05 62. 63. Ж ивопись и скульптура. 1 1 18.05 23.05 1 25.05 Перемены в повседневной жизни российских сословий Повторительно-обобщающий урок по теме: Культурное пространство Российской империи 1 30.05 67. Итоговое повторение по курсу:И стория России 1 68. Контрольно-Обещ ающ ий урок по теме: История России 1 64. 65. 66. Русская архитектура X V III в. Музыкальное и театральное искусство Народы России в X V III в. 1