ИСТОРИЯ 8 КЛАСС

А
Ш
Щ

Я
Й1

А
Ш
ш
ш
ш
ш

3S
3
S
л

4
О)

а

«я
л
^
и

<
н
л
^
л

А
А рц ^ се
А й8й
А и3 ”^^ нн
А ?о“
А
А
Ш
ш
А
ш
т
<
Э
2
«

а
А
А
А

a

С?

а
а
Л
о| Ч 1
S
и <*> £
а
<»
*
о
Vo

•S

v

О
>>

>>

О

Я
сг

о «
Я

aсЗ
«
Я
•в'
S

CQ

Я

О:
о
и

D
Н
сЗ

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе Федерального
компонента государственного стандарта общего образования(Стандарт основного
общего образования по истории), примерной программы по учебным предметам:
История. 8 класс: проект. - 2-е изд. - М .: Просвещение, 2015. - 94 с.- (Стандарты
второго поколения),Ю довская А .Я ., Ваню ш кина Л .М , Новая история.1800-1915;
учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М .; Просвещение, 2015;
История России. X IX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М .: Просвещение, 2016; Ю довская А .Я ., Ваню ш кина Л .М . ; Поурочные разработки к
учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М .: Просвещение, 2016.
Н а изучение истории в 8 классе отводится 68 часов, т. е. 2 часа в неделю. В
программе сочетаю тся два курса - И стории России и

Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса (8 класс)
Личностные ■первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения
системы исторических понятий и представлений о прошлом О течества (период от
П етра I до начала X IX в.), эмоционально положительное принятие своей этнической
идентичности; ■изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с
возрастными возможностями; ■формулирование ценностных суждений и/или своей
позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально­
нравственную отзывчивость, сопереживание; ■уважение и принятие культурного
многообразия на- родов России и мира, понимание важной роли взаимодействия
народов России, осмысление их социального, духовного, нравственного опыта; ■
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими
мировоззренческими системами; ■следование этическим нормам и правилам ведения
диалога в соответствии с возрастными возможностями; ■обсуждение и оценивание
своих достижений и достижений других обучаю щ ихся; ■расширение опыта
конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении. Метапредметные
■формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и
познавательной деятельности; ■планировать при поддержке учителя пути достижения
образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; ■соотносить
свои действия с планируемыми результа- тами, осущ ествлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи; 8 ■работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
графическую , худож ественную , текстовую , аудиовизуальную и другую информацию,
обоб- щать факты, составлять таблицы, план, тезисы , формулировать и обосновывать
выводы и т. д .); ■собирать и фиксировать информацию, выделяя глав- ную и
второстепенную , критически оценивать её достоверность (с помощью учителя); ■
использовать современные источники информации — материалы на электронных
носителях: находить ин- формацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного учреждения, в федеральных хранилищ ах образовательных
информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
■использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ■ставить
репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; ■
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, с помощью учителя
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; ■логически строить

рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сж ато, полно,
выборочно); ■применять начальные исследовательские умения при решении поисковых
задач; ■решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных видах публичных вы ступлений, в том числе с использованием наглядности
(высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии,
дебатах), а также в виде творческих работ (сочинение, эссе, реферат и др.); ■
использовать И КТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации, в том числе во внеурочной деятельности; ■планировать этапы
выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в
выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; ■выявлять
позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения
учебного задания; ■организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; ■
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.9
Предметные ■локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события
Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей
истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории
в Новое время; ■использовать историческую карту как источник информации о
границах России и других государств в Новое время, об основных процессах
социально-эко- номического развития, о местах важнейших событий, направлениях
значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.; ■
анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени; ■составлять описание положения и образа жизни основных
социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной
и художественной культуры ; рассказывать о значительных событиях и личностях
отечественной и всеобщей истории Нового времени; ■систематизировать исторический
материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и
всеобщей истории Нового времени; ■раскрывать характерные, сущ ественные черты: а)
экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б)
эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д)
художественной культуры Нового времени; ■объяснять причины и следствия ключевых
событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных
движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); ■сопоставлять
развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и
события; ■давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории
Нового времени. Вы пускник получит возможность научиться: ■используя
историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое
развитие Рос- сии, других государств в Новое время; ■использовать элементы
источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение
принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); ■сравнивать
развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие
черты и особенности; ■применять знания по истории России и своего края в Новое
время при составлении описаний исторических и культурны х памятников своего
города, края

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории
многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность
истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных
факторов, приоритетное значение одного из них в то т или иной период, показать
возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их
истории.

Актуальность изучения курса истории.
М есто и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены
его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического
знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наш их
дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности
служ ит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и
культурного развития общества и его граждан. Начало X X I в. характеризуется
динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными
контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни,
частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и
социальных групп и др. В се это порождает новые требования к общему образованию
молодого поколения. Речь идет о способностях учащ ихся ориентироваться в потоке
социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно
применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно
взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком
смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у
школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и
общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается
логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную
характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений,
установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на
закономерности в процессе работы с текстам и будут способствовать формированию и
развитию исторического мышления у учащ ихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в
соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и
качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому,
дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек,
нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и
общекультурное значение, играет сущ ественную роль в процессе самоидентификации

младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса,
включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур,
об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащ ихся с
современным обществом.

Цели и задачи учебного предмета.
Г лавная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и
воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению
своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические
знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение
этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащ ихся.

Цель изучения курсов «Новая история 1800-1913 гг.» и «История России XIX в.»:
освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными
религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры
общ ества на этапе до начала X X века; раскрытие специфики власти; раскрытие
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории X IX - начала X X вв.;
раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Общие задачи изучения предмета истории в 8 классе следующие:
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной
самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях
Нового времени;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи в социальной, экономической,
политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью
ключевых понятий предмета;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных
народов с использованием педагогического и культурного потенциала русской
литературы, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков
и деятельности наиболее ярких личностей Нового времени;
- развитие у учащ ихся интеллектуальны х способностей и умений самостоятельно
овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре,
политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для
понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
условиях современного поликультурного общества.
Э ти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития
учащ ихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в
понимании и уважении других людей, народов и культур.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа,
что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам
развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а
также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Программа включает изучение истории Нового времени (1800-1913 г г .) и истории
Российской империи.

На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

■
■
■
■
■
■

работа с учебником, раздаточным материалом, историческими источниками,
средствами массовой коммуникации;
решение проблемных задач
беседа, самостоятельная работа, наблюдение;
работа с помощью схем, наглядных пособий;
работа с исторической картой.
реферативная работа, составление и заполнение контурны х карт
Программа рассчитана на 34 учебные недели - 68 часов; 23 часа отводится на
изучение Всеобщ ей истории, 45 часов на изучение истории России.
Используемые педагогические технологии: И К Т , здоровьесберегающая, проектная,
игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля.
Планируемые результаты.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащ ихся 5— 9 классов к жизни в
современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им
ответить на сущ ностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто
я? К то мы? К то они? Что значит жить вместе в одном мире? К ак связаны прошлое и
современность? О тветы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и
среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны,
своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,
освоение ими
знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей
исторического пути других народов мира. Учебны й предмет «История» дает
учащимся
широкие
возможности
самоидентификации
в культурной
среде,
соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и
обществознания.
Одно из основных положений Концепции Ф Г О С - формирование универсальных
учебны х действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Э то достигается путём сознательного, активного присвоения
учащ имися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и
характером видов универсальных действий. Требования к формированию У У Д находят
отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:
1. личностные;
2. регулятивные;
3. познавательные;
4. коммуникативные.
И сходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности
формирования всех 4-х видов У У Д на уроках «истории» и «обществознания». Главная
проблема - как сформировать эти умения?

На мой взгляд, нужно:
•
•

во-первых, провести отбор содержания материала по темам;
во-вторых, чтобы учащиеся смогли освоить универсальные способы действий,
необходимо разнообразить формы, методы их достижения;

•

в-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к
Г И А должна начинаться не в 9 классе, а с 5 класса.
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность
самостоятельного успеш ного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на
основе формирования умения учиться. Э та возможность обеспечивается тем, что У У Д это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие
учащ имся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Сегодня У У Д придается огромное значение. Это совокупность способов действий
обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению
новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные
учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с
реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на
осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют
сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную
позицию в отношении мира.
Регулятивны е действия обеспечивают возможность управления познавательной и
учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля,
коррекции своих действий, оценки успеш ности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и
структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение
слыш ать, слуш ать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг
друга, уметь договариваться, вести дискуссию , правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со
следующими показателями:
•
•
•
•
•
•
•
•

состояние здоровья детей;
успеваемость по основным предметам;
уровень развития речи;
степень владения русским языком;
умение слуш ать и слыш ать учителя, задавать вопросы;
стремление принимать и решать учебную задачу;
навыки общения со сверстниками;
умение контролировать свои действия на уроке.

Для формирования УУД я использую следующие виды деятельности:
•
•

составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей,
литературного источника, карты и схемы;
извлекать информацию из источника;

• описание объекта по схеме;
• составление характеристики исторического деятеля;
• работа с картой («чтение карты »), схемой;
• анализ исторического источника;
• чтение и обобщение фактов из литературного источника;
• составление вопросов к тексту, ответы на них;
• комментированное чтение текста;
• составление простого и сложного плана;
• составление сравнительных, хронологических таблиц;
• составление кластера;
• подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
• составление логической схемы, цепочки; и другие.
Работа может идти как в группах, так и индивидуально.
Использование данные виды работы на уроке служ ит также мотивацией для
дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на
самостоятельную деятельность учащ ихся с источником информации,
метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Уроки обществознания в большей мере даю т возможность для формирования У У Д .
Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из С М И позволяют
приобрести главное - способность использовать «теорию» в качестве средства решения
реальных жизненных задач.
Ещ ё одной проблемой может стать оценивание сформированности У У Д . Привычные
средства оценки, например, тесты , не м огут должным образом оценить результаты
учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат,
терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и
проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания У У Д .
П оэтом у, кроме обычных тестовы х заданий ученики в качестве итоговой работы
выполняют такие виды работ, как: работа с источником, составление характеристики
исторического деятеля, составление простого и сложного плана, «интервью с
исторической личностью », работа с картой и др.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностны х,
регулятивны х, познавательных и коммуникативных действий осущ ествляется в рамках
нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс
обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем
самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
К .Д .У ш и н ски й писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он
должен выполнять, обдумывая это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь
достигнуть, сделать ш аг дальше и заставить весь класс сделать это т ш аг». Поэтому
основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское
действие - чему учить? ради чего учить? как учить?
Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний,
умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.

Учебная задача (чему? зачем?) - цель, которую перед собой ставит ученик.
Учебное действие (как?) - система сущ ественны х признаков понятия или алгоритм.
Самоконтроль (правильно?) - определение правильности выполненного действия.
Самооценка (хорошо? можно лучш е?) - определение степени соответствия эталону или
качества выполненного действия.
Формирование У У Д во многом зависит не только от учебно-методического комплекта,
но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности
их коммуникативной деятельности.

Форма урока: беседа, дискуссия, урок исследования, круглый стол, конференция,
практическое занятия, теоретическое занятия.

Календарно -тематический план 8 класс
№
п-п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

1.

Развитие техники в 19 веке. Изменения в
экономике стран Запада.

1

План
06.09

2.

Индустриальное общество: новые слои
населения и новые проблемы.

1

08.09

3.

Либералы, консерваторы, социалисты: каким
должно быть общество.

1

13.09

4.

Консульство и образование империи
Наполеона.
Разгром империи Наполеона.

1

20.09

1
1

22.09
27.09

5.
6.

Экономическое и политическое развитие
Франции в 1815-1847 гг.

7.

Революция 1848-1849 гг. в Европе. Вторая
империя во Франции.

1

04.10

8.

Экономическое и социально-политическое
развитие в А нглии в середине 19 века.

1

06.10

9.

Национальное объединение Италии и
Г ермании.
Ф ранко-Прусская война и завершение
объединения Германии. Парижская
Коммуна.
Германская империя в конце 19-начале 20
века.
Франция. Третья республика.

1

11.10

1

13.10

1

18.10

1

Создание Британской империи.

1

С Ш А в 19 веке.

1
1

20.10
25.10
27.10
08.11

10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.
24.

С Ш А в конце 19-начале 20 века.. Период
организованного капитализма.
Худож ественная культура и наука 19 века.
Япония на пути модернизации.

1
1

Китай: революции и реформы.

1

Пробуждение Индии.
Африканский континент в эпоху перемен.

1
1

Международные отношения в конце 19
начале 20 века.
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Становление индустриального общества на
рубеже 19-20 веков».

1

10.11
15.11
17.11
22.11
24.11
29.11

1

01.12

Итоговое повторение по курсу «Всеобщ ая
история 19 век».
У истоков российской модернизации

1

06.12

1

08.12

Факт

25.

Россия и Европа в конце X V II в.

1

13.12

26.

Предпосылки Петровских реформ

1

15.12

27.

Начало правления П етра I
Великая Северная война 1700— 1721 гг.

1

20.12

1

22.12
27.12
29.12

28.
29.
30.

Реформы управления П етра I
Экономическая политика П етра I

1
1

31.

Российское общество в Петровскую эпоху

1

17.01

32.

Церковная реформа. Положение
традиционных конфессий

1

19.01

33.

Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам
Перемены в культуре России в годы
Петровских реформ

1

24.01

1

26.01

Перемены в культуре России в годы
Петровских реформ Повседневная жизнь и
быт при Петре I
Значение петровских преобразований в
истории страны

1

31.01

1

02.02

Повторительно-обобщающий урок по теме:
Россия в эпоху преобразований П етра I
Эпоха дворцовых переворотов (1725­
1762)

1

07.02

1

09.02

Эпоха дворцовых переворотов (17 25 1762).Закрепление.
Внутренняя политика и экономика России в
1725— 1762 гг.

1

14.02

1

16.02

34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.

Внеш няя политика России в 1725— 1762 гг.
Национальная и религиозная политика
Повторительно-обобщающий урок по теме:
Россия при наследниках П етра I

1
1

21.02
28.02

1

02.03

44.

Россия в системе международных
отношений
Внутренняя политика Екатерины II

1

07.03

1

09.03

45.
46.

Экономическое развитие России при
Екатерине II

1

14.03

47.

Социальная структура российского
общества второй половины X V III в.

1

16.03

48.

Народные движения.

1

21.03

49.
50.
51.

Восстание Е . И. Пугачёва
Народы России.
Религиозная и национальная политика
Екатерины II

1
1

23.03
04.04

1

06.04

52.
53.

Внеш няя политика Екатерины II

1
1

11.04
13.04

Освоение Новороссии и Крыма

54.

Повторительно-обобщающий урок по теме:
Российская империя при Екатерине II

1

18.04

55.

Внутренняя политика Павла I

1

20.04

56.

Внеш няя политика Павла I

1

25.04

57.
58.

Внеш няя политика Павла I. Закрепление.
Общ ественная мысль, публицистика,
литература

1
1

27.04
02.05

59.

Образование в России в X V III в.

1

04.05

60.
61.

Российская наука и техника в X V III в.

1
1

11.05
16.05

62.
63.

Ж ивопись и скульптура.

1
1

18.05
23.05

1

25.05

Перемены в повседневной жизни
российских сословий
Повторительно-обобщающий урок по теме:
Культурное
пространство Российской
империи

1

30.05

67.

Итоговое повторение по курсу:И стория
России

1

68.

Контрольно-Обещ ающ ий урок по теме:
История России

1

64.
65.
66.

Русская архитектура X V III в.
Музыкальное и театральное искусство
Народы России в X V III в.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».