а
а
а
т
а
а
а
а
а
а
а
3S
А
Ш
01
а
р
г
01
а
ш
ш
в
a
a
u
u
*
О 43
к*
g
Vo
$
£о ro
о
к
2
я
JS
4»
о
Н
«
03
о
м
05
СЧ
Ю
о
э
I©
о
за
3
Я
О
м
«
—
л
я
я
<0
а
Я
ю
о
я
SJ
л
Л
я
я
e
оq
я
я
а>
И
Т
S
Я
Я
а|
о
.
л
ан>
К
tr
<
о
X
о
к
t=r
aS
«
«
s
а
а
ш
а
Cl
о
и
4J
S
-© Й
s «
«
А
Пояснительная записка.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса:
_Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда клю чевых понятий, умения объяснять их с позиций явления
социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
аргументировать собственную точку зрения.
Содержание курса (34часов).
Введение
Человек в социальном измерении (14 часов)
Человек и его ближайшее окружение. М ежличностные отношения.
Сотрудничество. М ежличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Человек среди людей (14 часов)
Человек и его ближайшее окружение. М ежличностные отношения.
Сотрудничество. М ежличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные.
Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в
межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со
сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их
разрешения. Культура дискуссии.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Ю нош еский идеал
друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.
Нравственные основы жизни (5 часов)
Добро, зло, мораль. Нравственное и безнравственное. Золотое правило
нравственности. Чувство страха и воспитание смелости.
Гуманизм - уважение и любовь к людям.
Итоговое повторение(1 час)
В рабочую программу включен курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» - 4 часа в год
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван
обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием
(ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым
пониманием сущ ности российской культуры, развивающейся как сплав
национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое
значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не
разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками
определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10 -1 2
лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям,
они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Ш кольники
этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического
мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление,
воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и
работать с воображаемыми ситуациями. Ш естиклассники могут читать более
серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют
информационными
умениями
и
способны
работать
с
информацией,
представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная
си сте м а . В качестве дополнительных форм организации образовательного
процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных
занятий, самостоятельная работа учащ ихся с использованием современных
информационных технологий.
О рганизация
уч ебного
процесса
учащ ихся
направлена
на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исклю чение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащ ихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
О сущ е ств ле н и е
целей рабочей
обра зовательн о й
программы
обусловлено
использованием в образовательном процессе следую щ их т е х н о л о ги й :
-информационно-коммуникативной (классно - урочная система),
-игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах
сменного состава),
-технология критического мышления и учебно-поисковой деятельности
обучающихся,
-проблемное обучение,
-личностно - ориентированное обучение.
№
п/п
Тема урока
Часы
Дата
План
Введение
Глава 1 Человек в социальном
измерении
1-2
3-4
5
6-7
8
9
lO
ll
12
13
14
Человек-личность
Человек познает мир
Практикум «Учим ся узнавать и
оценивать себя»
Человек и его деятельность
Учим ся правильно организовывать свою
деятельность
14
2
2
1
2
1
В рамках курса «Основы духовно
нравственной культуры народов
России»
Урок 1-Твоя образованность.
1
Потребности человека
2
Учим ся размышлять
Н а пути к жизненному успеху
Практикум
1
2
Глава 2 Человек среди людей
15
16
М ежличностные отношения
2
В рамках курса «Основы духовно
нравственной культуры народов
России»
17
Урок 2--Законы нравственности часть
культуры общества.
1
18
Учим ся взаимодействовать с
окружающими
Человек в группе
1
19
20
21
Учим ся совместно всей группой делать
полезные дела
2
1
Факт
22
23
Общение
2
24
В рамках курса «Основы духовно
нравственной культуры народов
России»
Урок 3— Твоя культура поведения.
1
25
Учим ся общаться
1
26
27
Конфликты в межличностных
отношениях
2
28
Учим ся вести себя в ситуациях
конфликта
Практикум
1
Глава 3. Нравственные основы жизни
29
30
31
32
33
34
Человек славен добрыми делами
Учим ся делать добро
Будь смелым. Учим ся побеждать страх
Человек и человечность
Практикум
В рамках курса «Основы духовно
нравственной культуры народов
России»
Урок 4--Нравственные ценности
Российского народа.
Итоговый урок по курсу
«Обществознание» 6 класс
Всего
1
1
1
1
1
1
34
часа