Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика и ИКТ II ступень обучения_ 8класс 2017-2018 учебный год (срок реализации программы) Составлена на основе примерной программы: Авторская программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л. Босовой Учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Количество часов всего: 34, в неделю 1 Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу: Боташова Аминат Рашидовна, учитель математики и информатики высшей квалификационной категории а. Эльтаркач 2017 - 2018 учебный год Пояснительная записка 8 класс 34 часа(1 час в неделю) Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 8 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г., примерной программы (основного) общего образования по информатике и авторской программы по информатике для 8класса Л.Л. Босовой в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом образовательного учреждения, рассмотрено на МО и согласовано заместителем директора 31.08.2017г. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе. Цели и задачи курса Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики ; совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ. Задачи: овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Количество учебных часов: Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 34 часа в год. Уровень обучения – базовый. Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год. Программой предусмотрено проведение: Контрольных работ – 4, Итоговый проект - 1. Планируемые результаты Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностнозначимой для обучаемого. Это достигается за счет информационнопредметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Формы обучения: учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников, - внеплановые (консультации, конференции, кружки, - вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство). Основное содержание Математические основы информатики (12 ч.) Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы. Основы алгоритмизации (9 ч) Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов Объекты алгоритмов Основные алгоритмические конструкции Начала программирования на языке Паскаль (10 ч) Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Решение задач с использованием циклов Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностнозначимой для обучаемого. Это достигается за счет информационнопредметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Формы обучения: учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников, - внеплановые (консультации, конференции, кружки, - вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Информатика » 8 класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Тема урока Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Контрольная работа № 1 по теме: «Системы счисления» Анализ контрольной работы. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений Свойства логических операций. Решение логических задач Логические элементы Контрольная работа № 2 по теме: «Математические основы информатики». Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов Алгоритмическая конструкция следование Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы Цикл с заданным условием окончания работы Колво часов 1 Дата проведения Примечание План 09.09 1 1 16.09 19.09 1 26.09 1 03.10 1 10.10 1 17.10 1 24.10 1 07.11 1 1 1 1 14.11 21.11 28.11 05.12 1 12.12 1 1 1 19.12 26.12 16.01 1 23.01 1 30.01 1 06.02 Факт 21. Цикл с заданным числом повторения 22. Контрольная работа № 3 по теме «Основы алгоритмизации». 23. Анализ контрольной работы. Общие сведения о языке программирования Паскаль. 24. Организация ввода и вывода данных 1 1 13.02 20.02 1 27.02 1 06.03 25. Программирование линейных алгоритмов 1 13.03 26. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор 27. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. 28. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы 29. Программирование циклов с заданным условием окончания работы 30. Программирование циклов с заданным числом повторений 31. Различные варианты программирования циклического алгоритма 32. Контрольная работа № 4 по теме «Начала программирования» 33. Анализ контрольной работы. Решение задач с использованием циклов 34. Основные понятия курса. Итоговое тестирование. 1 20.03 1 10.04 1 17.04 1 24.04 1 01.05 1 08. 05 1 15.05 1 22.05 29.05