Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика и ИКТ
II ступень обучения_ 8класс
2017-2018 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы:
Авторская программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов Л.Л.
Босовой
Учебник
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика:
Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Количество часов всего: 34, в неделю 1
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную
программу: Боташова Аминат Рашидовна, учитель математики и
информатики высшей квалификационной категории
а. Эльтаркач
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
8 класс 34 часа(1 час в неделю)
Настоящая рабочая программа базового курса «Информатика» для 8
класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена
на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом
МО РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г., примерной программы (основного)
общего образования по информатике
и авторской программы по
информатике для 8класса Л.Л. Босовой в соответствии с действующим в
настоящее время базисным учебным планом образовательного учреждения,
рассмотрено на МО и согласовано заместителем директора 31.08.2017г. В
ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также
накопленный опыт преподавания информатики в школе.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной
школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе
систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся
и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики ;
совершенствование общеучебных и общекультурных
навыков работы с информацией, навыков информационного
моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие
навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации с учётом правовых и этических аспектов её
распространения, стремления к созидательной деятельности и к
продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами
информации с помощью компьютера и других средств
информационных и коммуникационных технологий, организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее
результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в
повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и
коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем
освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Количество учебных часов:
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 1 час в неделю на
протяжении учебного года, то есть 34 часа в год.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 4,
Итоговый проект - 1.
Планируемые результаты
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном
процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу,
объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными
личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки
получаемой информации; ответственное отношение к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом, понять значимость подготовки в области информатики и
ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к
повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе
одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система»,
«модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется
установить; планирование – определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение
задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры
действий,
необходимых для достижения цели при помощи
фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение
результата; контроль – интерпретация полученного результата, его
соотнесение с имеющимися данными с целью установления
соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в
случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того,
насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с
помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую
модель;
умение
строить
разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение
«читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в
ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование
знаний
об
алгоритмических
конструкциях,
логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами —
линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в
соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики,
диаграммы, с использованием соответствующих программных
средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать
нормы информационной этики и права.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока
проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируется
компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за
компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся
предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме
тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к
компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию
самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 8 классе особое внимание следует уделить организации
самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование
пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность
должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностнозначимой для обучаемого. Это достигается за счет информационнопредметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по
информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
учебно-плановые
(урок,
лекция,
семинар,
домашняя
работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а
также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки,
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы
выравнивания, репетиторство).
Основное содержание
Математические основы информатики (12 ч.)
Общие сведения о системах счисления.
Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
«Компьютерные» системы счисления.
Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с
основанием q.
Представление целых чисел.
Представление вещественных чисел.
Высказывание.
Логические операции.
Построение таблиц истинности для логических выражений.
Свойства логических операций.
Решение логических задач.
Логические элементы.
Основы алгоритмизации (9 ч)
Алгоритмы и исполнители.
Способы записи алгоритмов
Объекты алгоритмов
Основные алгоритмические конструкции
Начала программирования на языке Паскаль (10 ч)
Общие сведения о языке программирования Паскаль.
Организация ввода и вывода данных.
Программирование линейных алгоритмов
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Условный оператор. Составной оператор.
Многообразие способов записи ветвлений.
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.
Программирование циклов с заданным условием окончания работы.
Программирование циклов с заданным числом повторений.
Решение задач с использованием циклов
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока
проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируется
компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за
компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся
предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме
тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к
компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию
самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
В 8 классе особое внимание следует уделить организации
самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование
пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность
должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностнозначимой для обучаемого. Это достигается за счет информационнопредметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по
информатике актуальным предметным содержанием.
Формы обучения:
учебно-плановые
(урок,
лекция,
семинар,
домашняя
работа) фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а
также со сменным составом учеников,
- внеплановые (консультации, конференции, кружки,
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы
выравнивания, репетиторство).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика » 8 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Тема урока
Цели изучения курса информатики и
ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места.
Общие сведения о системах счисления.
Двоичная система счисления. Двоичная
арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричная
система счисления. Компьютерные
системы счисления.
Правило перевода целых десятичных
чисел в систему счисления с основанием q
Представление целых чисел.
Представление вещественных чисел.
Контрольная работа № 1
по теме: «Системы счисления»
Анализ
контрольной
работы.
Высказывание. Логические операции.
Построение таблиц истинности для
логических выражений
Свойства логических операций.
Решение логических задач
Логические элементы
Контрольная работа № 2
по теме: «Математические основы
информатики».
Анализ контрольной работы. Алгоритмы
и исполнители
Способы записи алгоритмов.
Объекты алгоритмов
Алгоритмическая конструкция
следование
Алгоритмическая конструкция ветвление.
Полная форма ветвления. Сокращённая
форма ветвления
Алгоритмическая конструкция
повторение. Цикл с заданным условием
продолжения работы
Цикл с заданным условием окончания
работы
Колво
часов
1
Дата проведения Примечание
План
09.09
1
1
16.09
19.09
1
26.09
1
03.10
1
10.10
1
17.10
1
24.10
1
07.11
1
1
1
1
14.11
21.11
28.11
05.12
1
12.12
1
1
1
19.12
26.12
16.01
1
23.01
1
30.01
1
06.02
Факт
21. Цикл с заданным числом повторения
22. Контрольная работа № 3
по теме «Основы алгоритмизации».
23. Анализ контрольной работы. Общие
сведения о языке программирования
Паскаль.
24. Организация ввода и вывода данных
1
1
13.02
20.02
1
27.02
1
06.03
25. Программирование линейных алгоритмов 1
13.03
26. Программирование разветвляющихся
алгоритмов. Условный оператор
27. Составной оператор. Многообразие
способов записи ветвлений.
28. Программирование циклов с заданным
условием продолжения работы
29. Программирование циклов с заданным
условием окончания работы
30. Программирование циклов с заданным
числом повторений
31. Различные варианты программирования
циклического алгоритма
32. Контрольная работа № 4
по теме «Начала программирования»
33. Анализ контрольной работы. Решение
задач с использованием циклов
34. Основные понятия курса. Итоговое
тестирование.
1
20.03
1
10.04
1
17.04
1
24.04
1
01.05
1
08. 05
1
15.05
1
22.05
29.05