ИНФОРМАТИКА 11 КЛАСС

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
им. Ю.К. Каракетова а. Эльтаркач»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса

Информатика и ИКТ
III ступень обучения_ 11 класс
2017-2018 учебный год
(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы:
Авторская программа общеобразовательного курса (базового уровня)
для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии»
Семакина И.Г.
Учебник
Информатика. 10-11 классы. Авторы И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Количество часов всего: 34, в неделю 1
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную
программу: Боташова Аминат Рашидовна, учитель математики и
информатики высшей квалификационной категории

а. Эльтаркач
2017-2018 учебный год

Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по информатике составлена на основе
 Федерального Закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г.
№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта
образования»;
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта
2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января
2012 г. N69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089;
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля
2012 г. N74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №
1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования”»;
 постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта
2011 г. N 19993).
 авторской программы общеобразовательного курса (базового уровня) для 10-11
классов «Информатика и информационные технологии» Семакина И.Г.

Цель









освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных
процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение
умениями
применять,
анализировать,
преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при
изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и средств
ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение
опыта
использования информационных
технологий
в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной
деятельности.

Общая характеристика учебного предмета
Информационные
процессы
являются
фундаментальной
составляющей
современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в

развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается
сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным
говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания
из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо
проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его
отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти
взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь
информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной
модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления
информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с
тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с
помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке,
в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно,
- информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является
ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные
модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы –
все это информационные модели. Выбор формы представления информационного
процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается
субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с
помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме
доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть
сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и
использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае
информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к
информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения
задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение
информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением
конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются
типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются
информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные
системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии,
рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде
всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается
как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление
"естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться
методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей.
Основным моментом этой методологии является представления данных в виде
информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых
программных средств.
Это позволяет:

обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы
(типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи –
типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

систематизировать знания в области информатики и информационных
технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля
обучения;

заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку
современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный
характер;

сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными
моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других
предметов.
Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе
содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем
следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три
основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и
"Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие
понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных
учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем,
преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения
мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым
значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими
дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию
использования основных автоматизированных информационных систем в решении
конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных
процессов:

автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов
информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы,
геоинформационные системы);

АИС обработки информации (системное программное обеспечение,
инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место,
офисные пакеты);

АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

АИС
управления
(системы
автоматизированного
управления,
автоматизированные системы управления, операционная система как система управления
компьютером).
Следует обратить внимание на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует
движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда
протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в
системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или
хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали
систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы
информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какойлибо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие
информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной
деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми
информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем
информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных
моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели


представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной
системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых
процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования
соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования.
Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике,
но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его
также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид
деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ
управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней
речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя
общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной
природы. Управление также носит деятельностный характер.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде
всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности
информационных систем и технологий широко используются в производственной,
управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее
обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий
строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной
к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является
возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с
решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное
моделирование и информационные основы управления.
Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное
знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени
обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более
подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и
т.д. Таких “витков” два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В
базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему
изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С
другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в
гуманитарной сфере.

УМК
Для учащегося





И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник
для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2007.- 246
с.(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные
программы
общего
образования)
И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень:
практикум для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2007.120 с.(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные
программы
общего
образования)

Для учителя



И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник
для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2007.- 246
с.(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных

учреждениях,
реализующих
образовательные
программы
общего
образования)
 И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень:
практикум для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2007.120 с.(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные
программы
общего
образования)
 Задачник практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/
Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – Москва: Лаборатория базовых
знаний, 2005 г. – в 2-х томах.(Допущено Департаментом общего среднего
образования Министерства общего и профессионального образования
российской Федерации)
 Лыскова В.Ю. Логика в информатике. – Москва: Лаборатория базовых
знаний, 2001 г. – 160 с.
 Крылов С. С., Ушаков Д. М. Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение
сложных задач.—ФИПИ-М: Интеллект-Центр, 2010 г. — 152 с.
 Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11
классы/Составитель М.Н. Бородин– Москва: Бином. Лаборатория знаний,
2007 г.- 448 с.
 Открытый банк заданий ЕГЭ: http://opengia.ru/subjects/informatics-11/topics/1
В соответствии с санитарными нормами и правилами СанПиН 2.4.2.2821-10
практические занятия проводятся не более чем по 25 мин на уроке и составляют 50%
учебного времени.
Контроль знаний учащихся осуществляется с помощью фронтальных опросов,
диктантов по основным понятиям информатики (продолжительностью 10 мин),
самостоятельных работ по решению задач (продолжительностью 15 мин), итоговых
контрольных и проверочных работ (продолжительностью 20 мин). Контроль
практических навыков работы на компьютере осуществляется по возможности с помощью
контрольного практического задания, выполнение которого занимает не более 5-7 минут,
а также по некоторым темам курса путем выполнения практического задания, входящего
в итоговую практическую работу.

Содержание материала
11 класс

1. Информационные системы.
Назначение информационных систем. Состав информационных систем.
Разновидности информационных систем.
2. Гипертекст.
Гипертекст, гиперссылка. Средства, существующие в текстовом процессоре, для
организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки,
гиперссылки).
Практика на компьютере: практическое освоение приемов создания гипертекстовой
структуры документа средствами табличного процессора.
3. Интернет как информационная система.
Назначение коммуникационных служб Интернета. Назначение информационных
служб Интернета. Прикладные протоколы. Основные понятия WWW: web-страница, webсервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Поисковый каталог:
организация, назначение. Поисковый указатель: организация, назначение.
Практика на компьютере: знакомство и практическое освоение работы с двумя
видами информационных услуг глобальной сети: электронной почтой и
телеконференциями; освоение приемов работы с браузером, изучение среды браузера и

настройка браузера; освоение приемов извлечения фрагментов из загруженных Webстраниц, их вставка и сохранение в текстовых документах; освоение приемов работы с
поисковыми системами Интернета: поиск информации с помощью поискового каталога;
поиск информации с помощью поискового указателя.
4. Web-сайт.
Средства для создания web-страниц. Проектирование web-сайта. Публикация webсайта. Возможности текстового процессора по созданию web-страниц. Знакомство с
элементами HTML и структурой HTML-документа.
Практика на компьютере: освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с
помощью текстового процессора; освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов
на языке HTМL.
5. ГИС.
ГИС. Области приложения ГИС. Структура ГИС. Приемы навигации в ГИС.
Практика на компьютере: освоение приемов поиска информации в
геоинформационной системе.
6. Базы данных и СУБД.
Понятие базы данных (БД). Модели данных используемые в БД. Основные понятия
реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определение и назначение СУБД.
Основы организации многотабличной БД. Схема БД. Целостность данных. Этапы
создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.
Практика на компьютере: освоение простейших приемов работы с готовой базой
данных в среде СУБД: открытие БД; просмотр структуры БД в режиме конструктора;
просмотр содержимого БД в режимах Форма и Таблица; добавление записей через форму;
быстрая сортировка таблицы; использование фильтра; освоение приемов работы с СУБД в
процессе создания спроектированной БД.
7. Запросы к базе данных.
Структура команды запроса на выборку данных из БД. Организация запроса на
выборку в многотабличной БД. Основные логические операции, используемые в запросах.
Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Практика на компьютере: освоение приемов реализации запросов на выборку с
помощью конструктора запросов; создание формы таблицы; создание многотабличной
БД; заполнение таблицы данными с помощью формы; отработка приемов реализации
сложных запросов на выборку.
8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование.
Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины.
Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами.
Использование статистики к решению практических задач. Регрессионная модель.
Прогнозирование по регрессионной модели.
Практика на компьютере: освоение способов построения по экспериментальным
данным регрессионной модели и графического тренда средствами табличного процессора;
освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по
регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции.
9. Корреляционное моделирование.
Корреляционная
зависимость.
Коэффициент
корреляции.
Возможности
табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Практика на компьютере: получение представления о корреляционной зависимости
величин; освоение способа вычисления коэффициента корреляции .
10. Оптимальное планирование.
Оптимальное планирование. Ресурсы; как в модели описывается ограниченность
ресурсов. Стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть
поставлены. Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана.
Возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Практика на компьютере: получение представления о построении оптимального
плана методом линейного программирования; практическое освоение раздела табличного
процессора «Поиск решения» для построения оптимального плана.
11. Социальная информатика.
Информационные ресурсы общества. Составные части рынка информационных
ресурсов. Виды информационных услуг. Основные черты информационного общества.
Причины информационного кризиса и пути его преодоления. Какие изменения в быту, в
сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.
Основные законодательные акты в информационной сфере. Суть Доктрины
информационной безопасности Российской Федерации. Основные правовые и этические
нормы в информационной сфере деятельности.
Практика на компьютере: закрепление навыков создания мультимедийных
презентаций; изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на
тему «Социальная информатика».

Требования к уровню подготовки выпускников




















В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных
средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и
процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с
помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических
и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие
реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать
необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью
программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной
деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными
автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Календарно-тематическое планирование

№

Тема

Информационные системы
Компьютерный текстовый
документ как структура данных
3. Гипертекст
4. Интернет как глобальная
информационная система
5. WWW- Всемирная паутина
6. Средство поиска данных в
интернете
7. Практическая работа № 1
«Средство поиска данных в
интернете»
8. Web-сайт – гиперструктура
данных
9. Практическая работа № 2 «Webсайт»
10. ГИС
1.
2.

Всего
часов
1
1
1
1
1
1

04.09
11.09
22.09
06.10
13.10
20.10
27.10

1
2
1
2

11. База данных- основа
информационной системы
12. Базы данных и СУБД

1

13. Проектирование многотабличной
базы данных
14. Создание базы данных

1

15. Практическая работа № 3
«Создание базы данных»
16. Запросы как приложения ИС

1

17. Логические условия выбора
данных
18. Контрольная работа № 1 по теме
«Технология использования и
разработки ИС»
19. Моделирование зависимостей
между величинами
20. Моделирование статистического
прогнозирования
21. Моделирование корреляционных
зависимостей
22. Модели оптимального
планирования
23. Контрольная работа № 2
«Технология информационного
моделирования»

Дата планирования
План
Факт

1

1

2
2

10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
29.12
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
23.02
02.03

1
1
1
1
1

09.03
16.03
23.03
06.04
13.04

1

Примечание

№

Тема

24. Информационные ресурсы
25. Информационное общество
26. Правовое регулирование в
информационной сфере
27. Проблема информационной
безопасности
28. Итоговое тестирование
Всего

Всего
часов
1
1
2
2
1
34

Дата планирования
План
Факт
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».