рабочая программа по физической культуре 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
для 6 класса
(3 часа в неделю, 99 ч)
Уровень:
Учитель:
Квалификационная
категория:

Базовый, общеобразовательный
Лайпанов Руслан Рамазанович
Первая категория

2017-2018 уч.г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания
учащихся 6 класса. М. Просвещение 2017 г., под общей редакцией А.П. Матвеева. Программа составлена в соответствии
с требованиями Закона « Об образовании», Федеральным законом от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации», приказами Минобразования России и Минобрнауки России, утверждающим ФГОС.
Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем ФГОС, дает распределение учебных часов по
разделам курса и последовательность изучения разделов физической культуры в 6 классах с учетом межпредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Уровень программы: базовый стандарт.
Программа рассчитана на 102 часов в год, 3 часа в неделю.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой
культуры — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая
образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе
данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей
обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств,
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи:
 укреплять здоровье, развивать основные физические качества и повышать функциональные возможности организма;

2

 формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов
спорта;
 осваивать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании
здорового образа жизни; обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
 воспитывать положительные качества личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Содержание программного материала в рабочей программе полностью соответствует авторской.
Ориентируясь на решение задач образования обучающихся в области физической культуры, настоящая программа
в своѐм предметном содержании направлена на: реализацию принципа вариативности, который лежит в основе
планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материальнотехнической оснащенностью учебного региональными климатическими условиями.
Соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в
основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности.
Расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то,
чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи
и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися освоенных
знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Общая характеристика предмета «Физическая культура»
3

Структура и содержание учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной (физкультурной)
деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный
компонент),
«Способы
физкультурной
деятельности»
(операциональный
компонент)
и
«Физическое
совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями
развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о
человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы
деятельности).
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит представления о структурной
организации предметной деятельности, содержание которой отражается в соответствующих способах организации,
исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие
обучающихся, их всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно
важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие
упражнения с различной функциональной направленностью.
При сохранении определенной традиционности в изложении практического материала школьных программ по
видам спорта в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим
тематическим разделам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры».
Формы организации образовательного процесса в основной школе характеризуются разнообразными уроками
физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение учебного дня и самостоятельными
занятиями физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется подразделять
уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной
направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью обучающихся знакомят со способами и правилами
организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных
4

занятий, с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно
использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения
самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:
— небольшой продолжительностью подготовительной части урока (до 5—7 мин), в которую можно включать как
ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и
упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активизации процессов
внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными
физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженного эмоционального напряжения;
— необходимостью выделять в основной части урока образовательный и двигательный компоненты.
Образовательный компонент основной части урока включает в себя теоретические знания и способы физкультурной
деятельности. В зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12
мин. В свою очередь, в двигательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических
качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач,
запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо
включить в него обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотноситься с поставленными
педагогическими задачами;
— зависимостью продолжительности заключительной части урока от суммарной величины физической нагрузки,
выполненной обучающимися в его основной части, но не более 6—7 мин.
Уроки с образовательно-предметной направленностью
используются по преимуществу для обучения
практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр. На этих уроках обучающиеся также
осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или
описание техники их выполнения и т. п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков
являются:
— планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального
обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершенствования;
5

— планирование физических упражнений в соответствии с задачами обучения, а динамики нагрузки — с
закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начало основной
части урока в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и
быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому
утомлению. Затем постепенно добавляются упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся
значительными энерготратами и определенными стадиями относительно глубокого утомления организма.
В подготовительной части урока, продолжительность которой может достигать 8–10 мин, проводится обязательная
разминка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию.
Разрабатывая содержание подготовительной части урока, необходимо обеспечить постепенное повышение нагрузки на
организм обучающегося, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп,
увеличения темпа и амплитуды выполнения упражнений. В связи с этим при проведении разминки необходимо
контролировать функциональное состояние обучающихся. Контроль можно осуществлять как по внешним признакам
(изменение цвета кожи, обильное потоотделение и т. д.), так и по внутренним ощущениям (появление усталости или
боли в мышцах, головокружение и подташнивание). Кроме того, можно выборочно замерять частоту сердечных
сокращений.
В основной части урока (продолжительностью до 30 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. При
обучении двигательным действиям рекомендуется использовать подводящие упражнения, опираться на имеющийся у
обучающегося двигательный опыт. В то же время во избежание травматизма при развитии физических качеств не
допускается использование плохо освоенных обучающимися упражнений или их выполнение в не подготовленном для
этого зале или на площадке. Здесь, как и в подготовительной части урока, необходимо контролировать функциональное
состояние обучающихся.
В заключительной части урока (продолжительностью до 3 мин) целесообразно давать специальные упражнения на
дыхание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития
физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики
физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития
6

физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у
обучающихся представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на
развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам
контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений). Отличительными
особенностями этих уроков являются:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки за счет определенной
последовательности в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;
— сохранение определенного постоянства конструкции включения физических упражнений от начала урока до
окончания его основной части: на развитие быстроты — силы — выносливости;
— более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть.
Она должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения обучающимися
значительных физических нагрузок.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности
включает обучающихся в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и
навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями:
утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во
время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать
обучающихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на
уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения
самостоятельности и познавательной активности обучающихся достигается усиление направленности педагогического
процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической
работе со своим телом и здоровьем.
Развитию самостоятельности в среднем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных
соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются
упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные обучающимися на уроках физической
культуры.
7

№
п/п
I

Учебно-тематическое планирование «Физическая культура» 6 классы
Разделы и темы
Знания о физической культуре

Количество
часов
6

1

История физической культуры

1

2

Базовые понятия физической культуры

3

3

Физическая культура человека

II

7

2
III

Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой:
1.Соблюдение правил ТБ и гигиены при проведении занятий
2.Составление плана индивидуальных занятий
3.Подбор подводящих упражнений
4.Подбор подготовительных упражнений
5.Составление комплексов упражнений для развития физических качеств
Оценка эффективности занятий физической культурой
Физическое совершенствование

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

14

2

Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-развивающей направленностью

1

5
1
1
1
1
1
79

56
Спортивно – оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью
3
Упражнения культурно – этнической направленности
4
V

Всего

102
8

Содержание предмета « Физическая культура»
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в
современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы
включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития
физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья
средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной
подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются
правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на
активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится
с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных
занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием
этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и
умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на
гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья обучающихся. Этот
раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная
деятельность с общеразвивающей направленностью», «Спортивно–оздоровительная деятельность с соревновательной
направленностью (за счет часов второй темы раздела III), «Упражнения культурно – этнической направленности».
9

6 класс
Знания о физической культуре
История физической культуры. Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и
развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика. Зарождение Олимпийского
движения в дореволюционной России, первые успехи российских спортсменов в современных Олимпийских играх.
История зарождения избранного вида спорта (гимнастики, баскетбола, футбола, волейбола). Современные правила
соревнований.
Базовые понятия физической культуры. Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию
физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные
правила развития физических качеств (регулярность и систематичность занятий, доступность и индивидуализация в
выборе величины физических нагрузок, непрерывность и постепенность повышения требований). Структура занятий по
развитию физических качеств (подготовительная часть — разминка, основная часть — решение главных задач занятия,
заключительная часть — восстановление организма) и особенности планирования их содержания, место занятий в
режиме дня и недели. Физическая нагрузка как чередование физической работы и отдыха; ее регулирование по объему,
продолжительности, интенсивности и интервалам отдыха. Общая характеристика основных режимов нагрузки по
показателям частоты сердечных сокращений (оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий
режимы).
Физическая культура человека. Правила закаливания организма способами принятия воздушных и солнечных ванн,
купания. Правила ведения дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
10

Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических
правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий по развитию физических
качеств (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки). Составление по образцу комплексов
упражнений для развития физических качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем плана
индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Правила самостоятельного тестирования физических
качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий и регулирование величины нагрузки в
соответствии с заданными режимами (согласно плану индивидуальных занятий и показателям текущего самочувствия).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации
движений, формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития.
Комплексы упражнений для коррекции фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток и
физкультпауз.

Комплексы

дыхательной

гимнастики

и

гимнастики

для

глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: ходьба строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами, перестроение в движении
из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
Кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка.
Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги врозь через
гимнастического козла (девочки).
11

Передвижение по гимнастическому бревну (девочки): поворот на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной,
полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек.
Упражнения на невысокой перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад,
переход в вис лежа на согнутых руках.
Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие стилизованные общеразвивающие
упражнения и элементы хореографии (прыжок выпрямившись, скачок, закрытый и открытый прыжки).
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз,
горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку
матов, соскок.
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Бег с преодолением препятствий.
Спринтерский бег (60 м и 100 м). Гладкий равномерный бег по учебной дистанции (протяженность дистанций
регулируется учителем или обучающимися). Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание». Метание малого
мяча по движущейся мишени (катящемуся с разной скоростью и летящему по разной траектории баскетбольному
мячу).

Упражнения общей физической подготовки.

Спортивные игры
Б а с к е т б о л . Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в
основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после
отскока от пола, ведение мяча на месте и в движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя
руками снизу после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по правилам.
12

Упражнения общей физической подготовки.
В о л е й б о л . Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой линии площадки; передача
мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки
Ф у т б о л (м и н и - ф у т б о л ). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек);
удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини-футбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Гимнастика с основами
акробатики. Организующие команды и приемы: передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами;
перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
Акробатические упражнения (мальчики): прыжком кувырок вперед, кувырок назад в группировке, стойка на
лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в группировке, стойка на голове и руках.
Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги врозь через
гимнастического козла (девочки).
Передвижения по гимнастическому бревну (девочки): поворот на носках в полуприсед, выход в равновесие на одной,
полушпагат, соскок прогнувшись из стойки поперек.
Упражнения на средней перекладине (мальчики): подъем в упор с прыжка, перемах левой (правой) вперед, назад,
переход в вис лежа на согнутых руках; из виса завесой вне размахивание и подъем в упор; из виса стоя наскок в упор; из
упора верхом спад назад в вис завесом; махом одной, толчком другой подъем переворотом в упор.
13

Упражнения на брусьях: наскок в упор и ходьба на руках; размахивание в упоре; соскок вперед с опорой на жердь;
наскок в упор, фиксация упора углом; сед ноги врозь; размахивание в упоре, сед на бедре с последующим соскоком
(мальчики); наскок в упор на нижнюю жердь, махом назад соскок с поворотом с опорой на жердь; размахивания
изгибами в висе на верхней жерди; перемахи одной и двумя в висе лежа на нижней жерди; выход из виса лежа на
нижней жерди в сед на бедре с дохватом за верхнюю жердь, соскок (девочки).
Вольные упражнения (девочки): комбинации с использованием простых движений типа зарядки; элементов
хореографии и ритмической гимнастики (основные позиции ног с полуприседанием и приседанием, выставлением ноги
в различных направлениях, маховыми движениями ногой, острым шагом, закрытым и открытым прыжком);
танцевальных движений (приставного, переменного шага, шага галопа, польки).
Прикладные упражнения: лазанье по канату в два приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз,
горизонтально лицом и спиной к стенке, по диагонали (девочки). Упражнения на трамплине: прыжок с разбега на горку
матов, соскок.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика. Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением. Финиширование. Эстафетный бег.
Прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжок в высоту способом «перешагивание». Бег с
препятствиями. Спринтерский бег. Кроссовый бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется
учителем).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры.
Б а с к е т б о л . Ловля мяча после отскока от пола. Ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения,
с отскоком мяча на разную высоту. Ловля и передача мяча с шагом. Бросок мяча в корзину одной рукой с места. Бросок
мяча в корзину двумя руками снизу и от груди после ведения. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании
мяча судьей и при передаче мяча с лицевой линии.
Игра в баскетбол по правилам
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В о л е й б о л . Верхняя прямая и нижняя боковая подачи с лицевой линии в правую и левую половину площадки.
14

Передача мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Нападающий удар через сетку.
Тактические действия: система игры со второй подачи игрока передней линии; система игры при страховке
нападающего игроком передней линии. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Ф у т б о л (м и н и - ф у т б о л ). Ведение мяча с ускорением по прямой, по кругу, между стоек, «восьмеркой». Удар по
мячу с разбега после его отскока от земли. Передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные, низкие,
высокие). Передача мяча в движении. Вбрасывание мяча из-за боковой линии, стоя на месте. Подача углового. Техникотактические действия игроков при вбрасывании и подаче углового. Игра в футбол (мини-футбол) по
правилам. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные (подвижные) и обрядовые игры.
Элементы техники национальных видов спорта.
Требование к качеству освоения программного материала
Знать (понимать):
-Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
-Основные показатели физического развития.
-Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.
-Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
Уметь:
- Выполнять комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз;

15

- Выполнять комплексы упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя); - Выполнять комплексы
упражнений для формирования правильной осанки и коррекции еѐ нарушений;
- Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
- Подсчитывать ЧСС при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
- Выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по правилам;
- Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказать
первую помощь при травмах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических
качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе
оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены
соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей
обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической
деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках
образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни обучащюихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
16

В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека,
сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу
выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных
привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и
отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в
достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности
отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений,
качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их
безопасность;
17

• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование
занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими
канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их
целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных
норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику
внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить
компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения,
доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их
планирования и содержательного наполнения;
18

• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и
оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивнооздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической
подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий
физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт обучащюихся в творческой двигательной деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт
проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении
практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира
и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и
месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:

19

• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой,
доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и
технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и
объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и
соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в
полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать
безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической
подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую
профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и
правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физического развития;
20

• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать
упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в
зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать
их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным
аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по
основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными
жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них
индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью,
регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных
физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
21

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучащюихся, которые
приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства
проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной)
деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о
соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма,
способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и
тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами,
индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий
физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия,
принимать участие в их организации и проведении;
22

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и
спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение соблюдать правила безопасности;
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере
движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий
физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем,
обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической
культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими обучающимися
занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения
и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
23

• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.)
различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
•

владение

навыками

выполнения

разнообразных

физических

упражнений

различной

функциональной

направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной
деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по
физической культуре.

24

Календарно-тематическое планирование
6 классы
№ п/п

1.

Наименование раздела, тема урока

Час Форма занятий
Планируемый результат
ы
Знания о физической культуре. Способы двигательной (физкультурной) деятельности. Легкая атлетика15ч.

Соблюдение правил ТБ и гигиены при

1

Беседа

проведении занятий.
2.

Составление плана индивидуальных занятий.

1

Беседа. историческое
значимое.

3.

Составление плана индивидуальных занятий.

1

4.

Измерение частоты сердечных сокращений

1

во время занятий и регулирование величины
нагрузки.
5.

История физической культуры. Олимпийское

1

Беседа

1

Комплексные

движение.
6.

Старт с опорой на одну руку с последующим
ускорением.

упражнений

7.

Бег 30 метров (тест).

1

8.

Спринтерский бег 60 м

1

9.

.Метание малого мяча по движущейся

1

Сдача нормативов

-Основные показатели физического
развития.
-Правила закаливания организма
способами обтирания, обливания, душ.
-Правила соблюдения личной гигиены во
время и после занятий физическими
упражнениями.
Уметь:
- Выполнять комплексы упражнений
утренней зарядки, физкультминуток и
физкультпауз;
- Выполнять комплексы упражнений с
предметами и без предметов (по заданию
учителя); - Выполнять комплексы
упражнений для формирования
правильной осанки и коррекции еѐ
нарушений;

мишени.

10.

Знать (понимать):
-Исторические сведения о древних
Олимпийских играх и особенностях их
проведения

1

Дата уроков
План.
Факт.
04.09.

05.09.

08.09.
11.09.

12.09.

15.09.

18.09.
19.09.
22.09.

25.09.
25

11.

Прыжки в длину, метание мяча на дальность.

1

26.09.

12.

Прыжки в длину, метание мяча на дальность.

1

29.09.

13.

Гладкий равномерный бег на 500м, 800м.

1

02.10.

14.

Бег 1000 метров (тест), беговые упражнения.

1

03.10.

15.

Бег 1000 метров (тест), беговые упражнения.

1

06.10.

Спортивные игры (футбол, баскетбол) 12Ч.
16.

Упражнения с мячом: ведение с ускорением,

1

- Выполнять простейшие акробатические
и гимнастические комбинации;

09.10.

- Подсчитывать ЧСС при выполнении
физических упражнений с разной
нагрузкой;

10.10.

остановка, удар по мячу в футболе.
17.

Поворот при плавании брассом.

1

18.

Игра в мини-футбол по правилам.

1

19.

Упражнения без мяча: прыжок вверх,

1

- Выполнять игровые действия в футболе,
баскетболе и волейболе, играть по
правилам;

передвижения в основной стойке, остановка
прыжком в баскетболе.
20.

Упражнения без мяча: прыжок вверх,

1

- Соблюдать правила безопасности и
профилактики травматизма на занятиях
физическими упражнениями, оказать
первую помощь при травмах

передвижения в основной стойке, остановка
прыжком в баскетболе.
21.

Упражнения с мячом: ловля мяча после

1

Ведение мяча на месте и в движении с

1

изменением направления.
23.

Ведение мяча с изменением направления

16.10.

17.10.

20.10.
Метапредметные
результаты
проявляются в различных областях
культуры.
23.10.
В
области
познавательной
культуры:
24.10.
• понимание физической культуры
как явления культуры, способствующего

отскока от пола, передача двумя от груди.
22.

13.10.

1

движения, бросок мяча в корзину с места.

26

24.

Ведение мяча с изменением направления

1

развитию целостной личности человека, 27.10.
сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
06.11.

1

движения, бросок мяча в корзину с места.
25.

Бросок мяча в корзину двумя руками от
груди после ведения.

26.

Игра баскетбол по правилам.

1

07.10.

27.

Игра баскетбол по правилам.

1

10.11.

Знания о физической культуре.Способы двигательной (физкультурной) деятельности.Физкультурно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики 21ч.
28.

Базовые понятия физической культуры.

1

29.

Базовые понятия физической культуры.

1

30.

Физическая подготовка.

1

31.

Основные правила развития физических

1

качеств.
32.

. Разучивание комбинации по акробатике.

1

33.

Кувырок назад в группировке, стойка на

1

•
понимание
здоровья
как
важнейшего условия саморазвития и
самореализации человека, расширяющего
свободу
выбора
профессиональной
деятельности и обеспечивающего долгую
сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры
как средства организации здорового
образа жизни, профилактики вредных
привычек
и
девиантного
(отклоняющегося) поведения.

13.11.

В области трудовой культуры:
•
добросовестное
выполнение
учебных заданий, осознанное стремление
к освоению новых знаний и умений,
качественно
повышающих
результативность выполнения заданий;

27.11.

14.11.
17.11.
20.11.

21.11.
24.11.

лопатках, перекат вперед в упор присев.
34.

Два кувырка вперед в группировке.

1

35.

Два кувырка вперед в группировке.

1

36.

Попеременный двухшажный ход.

1

37.

Комбинация по акробатике.

1

27

28.11.
01.12.
04.12.

38.

Передвижение по гимнастическому бревну,

•
рациональное
планирование
учебной
деятельности,
умение
организовывать
места
занятий
и
обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня
работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование
занятий физической культурой для
профилактики
психического
и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
•
способность
организовывать
самостоятельные занятия физической
культурой
по
формированию
телосложения и правильной осанки,
подбирать
комплексы
физических
упражнений и режимы физической
нагрузки
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
физического развития;
•
способность
организовывать
самостоятельные
занятия
по
формированию культуры движений,
подбирать
упражнения
координационной,
ритмической
и
пластической направленности, режимы
физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных
особенностей
физической подготовленности;

1

скамейке.
39.

Попеременный двухшажный ход.

1

40.

Лазанье по гимнастической стенке вверх-

1

вниз.
41.

Контрольное выполнение комбинации по

1

акробатике.
42.

Переход с попеременного двухшажного хода

1

на одновременный одношажный ход.
43.

Подбор подводящих упражнений.

1

44.

Комплексы упражнений для формирования

1

правильной осанки.
45.

Передвижения с чередованием

1

попеременного двухшажного хода с
одновременным одношажным ходом.
46.

Комплексы упражнений утренней зарядки.

1

47.

Комплексы упражнений для коррекции

1

фигуры с учетом индивидуальных
возможностей.
48.

Комплексы упражнений для коррекции

1

05.12.

08.12.
11.12.

12.12.

15.12.

18.12.
19.12.

22.12.

25.12.
26.12.

29.12.

фигуры с учетом индивидуальных
возможностей.
Знания о физической культуре.Способы двигательной (физкультурной) деятельности.Физкультурно-оздоровительная деятельность.
28

Гимнастика с основами акробатики 21ч.
49.

Базовые понятия физической культуры.

1

50.

Физическая культура человека.

1

51.

Физическая нагрузка.

1

52.

Опорные прыжки, страховка.

1

53.

Передвижения по гимнастической скамейке.
Упражнения на низкой перекладине.

1

54.

Опорные прыжки «согнув ноги», «ноги

1

26.01.

1

29.01

1

30.01.

15.01.
Личностные
результаты
отражаются
в
индивидуальных
качественных свойствах обучащюихся,
которые приобретаются в процессе
освоения
учебного
предмета
«Физическая культура».
Эти качественные свойства проявляются
прежде
всего
в
положительном
отношении обучающихся к занятиям
двигательной
(физкультурной)
деятельностью,
накоплении
необходимых знаний, а также в умении
использовать
ценности
физической
культуры
для
удовлетворения
индивидуальных
интересов
и
потребностей, достижения личностно
значимых результатов в физическом
совершенстве.

16.01.
19.01.
22.01.
23.01.

врозь».
55.

Опорные прыжки «согнув ноги», «ноги
врозь».

56.

Контрольное выполнение опорного прыжка.

29

57.

Ритмическая гимнастика

1

02.02.

58.

. Подтягивание в висе.

1

05.02.

59.

Лазанье по гимнастической стенке вверх-

1

06.02.

вниз.
60.

Вис на перекладине.

1

61.

Упражнения общей физической подготовки.

1

62.

Упражнения общей физической подготовки.

1

63.

Комплексы упражнений для коррекции

1

Личностные
результаты
могут
проявляться в разных областях культуры.
В
области
познавательной
культуры:
•
владение
знаниями
об
индивидуальных
особенностях
физического развития и физической
подготовленности, о соответствии их
возрастным и половым нормативам;

фигуры.
64.

Комплексы упражнений для коррекции

1

09.02.
12.02.
13.02.
16.02.

19.02.

фигуры.
65.

Комплексы упражнений гимнастики для глаз.

1

20.02.

66.

Передвижение с чередованием изученных

1

23.02.

1

26.02.

ходов
67.

Комплексы упражнений для формирования
правильной осанки.

68.

Подбор подготовительных упражнений.

1

27.02.

69.

Подбор подготовительных упражнений.

1

01.03.

70.

Спортивные игры (волейбол)
Упражнения культурно-этнической направленности
В области нравственной культуры:
Упражнения с мячом: прямая нижняя подача
1
04.03.
• способность управлять своими
мяча.
эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий 08.03.
Прямая нижняя подача мяча через сетку.
1

71.

30

72.

Сюжетные и обрядовые игры. Русская лапта.

1

73.

Передача мяча после перемещения.

1

74.

Передача мяча из зоны в зону, стоя на месте.

1

75.

Сюжетные и обрядовые игры. Русская лапта.

1

76.

Игра волейбол по правилам.

1

77.

Игра волейбол по правилам.

1

78.

Сюжетные и обрядовые игры. Русская лапта.

1

физической культурой, игровой и 11.03.
соревновательной деятельности;
12.03.
• способность активно включаться в
совместные
физкультурно- 15.03.
оздоровительные
и
спортивные
мероприятия, принимать участие в их
организации и проведении;
• владение умением предупреждать
конфликтные
ситуации
во
время
совместных
занятий
физической
культурой и спортом, разрешать спорные
проблемы на основе уважительного и
доброжелательного
отношения
к
окружающим.

18.03.
19.03.
22.03.
05.04.

Знания о физической культуре.Способы двигательной (физкультурной) деятельности.Физкультурно-оздоровительная деятельность
Упражнения культурно-этнической направленности
79.

Физическая культура человека.

1

80.

Составление комплексов упражнений для

1

В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка,
умение ее длительно сохранять при
разнообразных формах движения и пере
движений;
• хорошее телосложение, желание
поддерживать его в рамках принятых
норм и представлений посредством
занятий физической культурой;
• культура движения, умение
передвигаться красиво, легко и
непринужденно

развития физических качеств.
81.

Комплексы дыхательной гимнастики.

1

82.

Оценка эффективности занятий физической

1

культурой.
83.

Комплексы упражнений для формирования

1

правильной осанки.
84.

Комплексы упражнений утренней зарядки.

1

08.04.
09.04.

12.04.
15.04.

16.04.

19.04.

31

85.

Упражнения с мячом: ведение, остановка

1

22.04.

мяча, удар с разбега по катящемуся мячу.

86.

Эстафеты с элементами футбола.

1

23.04.

87.

Комплексы упражнений физкультминуток и

1

26.04.

29.04.

физкультпауз.
88.

Игра в футбол по правилам.

1

89.

Игра в футбол по правилам.

1

В

90.

Комплексы упражнений для развития

1

культуры:

Комплексы упражнений для коррекции

коммуникативной 30.04.
03.05.

• владение умением осуществлять

гибкости и координации.
91.

области

поиск информации по вопросам развития 06.05.

1

современных оздоровительных систем,

фигуры.

обобщать, анализировать и творчески 07.05.
применять
полученные
знания
в 10.05.

92.

Комплексы упражнений гимнастики для глаз.

1

93.

Комплексы дыхательной гимнастики.

1

94.

Старт с опорой на одну руку. Бег 30 метров

1

самостоятельных занятиях физической 13.05.
культурой;

1

• владение умением достаточно полно и

(тест).
95.

Прыжки в высоту с разбега способом

14.05.

точно формулировать цель и задачи

«перешагивание».
96.

Сюжетные и обрядовые игры. Русская лапта.

1

совместных с другими обучающимися

17.05.

97.

Спринтерский бег 60 м. Метание малого

1

занятий физкультурно-оздоровительной

20.05.

и спортивно-оздоровительной

мяча по движущейся мишени.
98.

Сдача нормативов

деятельностью, излагать их содержание

1
32

21.05.

99.

Гладкий равномерный бег на 1500м; метание

1

24.05.

1

27.05.

28.05.

мяча на дальность.
100.

Эстафетный бег. Сюжетные и обрядовые
игры.

101

Сюжетные и обрядовые игры. Русская лапта

1

102

Сдача нормативов

1

33

Список литературы
 Программа общеобразовательных учреждений доктора педагогических наук А.П. Матвеева «Физическая культура.
Основная школа. Средняя школа: базовый и профильный уровни» 5–11 классы». М. «Просвещение», 2017г.
 А.П. Матвеев. Физическая культура. 6-7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва,
«Просвещение», 2016г.
 Киселев П.А.; Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к
олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). – М.: Издательство «Глобус»,
2016.-340с.

34

Контрольно-измерительные материалы
В начале и в конце учебного года обучающиеся проходят тестирование по «Президентским состязаниям», по
тестам определяется уровень физической подготовленности каждого обучающего и всего класса см.
Таблица возрастных оценочных нормативов
Возрас

Бег 30

Отжимание

Прыжки в

т

м. (сек)

в упоре

длину с

лежа

места

12 лет

6,

Поднимани

Наклон

Бег 1000

е туловища туловища м.

6,2

23

13

163

152

18

17

8

11

256 298

5,8

25

14

174

160

19

18

9

12

243 288

0
13 лет

5,
6

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (87875)46-2-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».