РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА
УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ»
(МКОУ «СОШ а. Эльтаркач»)
Программа
кружок «Юный шахматист»
1 час в неделю (всего 37 часов)
Составитель:
Учитель физической культуры Боташов Ильяс Оштаниевич
2020г.
Пояснительная записка
В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с историей шахмат и шашек, узнают имена знаменитых
гроссмейстеров, познакомятся с их биографией. А также научатся играть, осваивать тактику игр, изучить различные
способы ведения игр, пополнят словарный запас специальными шахматными и шашечными терминами и применят их
на практике.
Данная программа разработана для детей 7 – 15 лет, которая также подходит для работы со школьниками,
обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной
деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования. Занятия по программе 1 год обучения проводятся 1 час в неделю, что составляет 38 часов в год.
В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их
игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на
практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.
Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение
сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления
теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных
непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы.
Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности,
которая должна быть всесторонне развита, чему и способствуют игры в шахматы и шашки. Они развивают ребёнка
умственно, развивают логическое мышление, воспитывают усидчивость, приучают к культурному проведению
свободного времени, развивать умения действовать в уме, прогнозировать ситуацию, просчитывать способы решения
проблемы.
Цель:
Формирование образованной культурной личности посредством шахматных и шашечных игр;
Научить играть в шахматы и шашки, используя разные тактики игры.
Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре.
Развивать умение действовать в уме.
В конце учебного курса дети должны знать:
Правила игры, названия фигур и их игровые возможности;
Основные шахматные термины;
Играть в шахматы, соблюдая правила;
Пользоваться шахматными часами;
Понимать и применять игровые шахматные термины.
Материально – техническое оснащение:
набор шахмат и шашек;
шахматная доска;
магнитные шахматные и шашечные фигуры;
шахматные часы;
компьютер.
Тематический план
№
п/п
1.
Тема занятия
Количество
часов
1
2.
Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на
занятиях. В стране шахматного короля.
Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр.
3.
Волшебная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ.
1
4.
5.
6.
Волшебная доска. Цифры и буквы.
Практическая работа.
Повторение и закрепление изученного.
1
1
1
7.
8.
Шахматные фигуры.
Шахматные фигуры.
1
1
9.
Начальное положение.
1
10.
11.
Шахматная фигура Ладья. Знакомство.
Шахматная фигура Ладья. Практическая работа.
1
1
12.
Повторение и закрепление изученного.
1
13.
Шахматная фигура Слон. Знакомство.
1
14.
Шахматная фигура Слон. Практическая работа.
1
15.
Повторение и закрепление изученного.
1
16.
Ладья против слона.
1
17.
Шахматная фигура Ферзь. Знакомство.
1
18.
19.
20.
Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие.
Шахматная фигура Ферзь. Решение задач.
Повторение и закрепление изученного.
1
1
1
21.
Шахматная фигура Конь. Знакомство.
1
1
22.
Шахматная фигура Конь. Практическая работа.
1
23.
Пешка. Знакомство.
1
24.
25.
26.
Пешка. Практическая работа.
Шахматная фигура Король.
Шах.
1
1
1
27.
Шах и мат.
1
28.
Мат в один ход.
1
29.
Практическая работа. Промежуточный мониторинг уровня компетентности обучающихся.
1
30.
Мат в один ход.
1
31.
32.
Ничья и пат. Знакомство.
Ничья и пат. Практическая работа.
1
1
33.
Рокировка.
1
34.
Шахматная партия.
1
35.
Шахматные часы.
1
36.
Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за год.
1
37.
Повторение и закрепление изученного. Итоговое занятие.
1