РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. Ю.К. КАРАКЕТОВА а. ЭЛЬТАРКАЧ» (МКОУ «СОШ а. Эльтаркач») Программа кружок «Юный шахматист» 1 час в неделю (всего 37 часов) Составитель: Учитель физической культуры Боташов Ильяс Оштаниевич 2020г. Пояснительная записка В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с историей шахмат и шашек, узнают имена знаменитых гроссмейстеров, познакомятся с их биографией. А также научатся играть, осваивать тактику игр, изучить различные способы ведения игр, пополнят словарный запас специальными шахматными и шашечными терминами и применят их на практике. Данная программа разработана для детей 7 – 15 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия по программе 1 год обучения проводятся 1 час в неделю, что составляет 38 часов в год. В кружке «Юный шахматист» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы. Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, чтение сказок о шахматах, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала. В связи с возможным возникновением разных непредвиденных обстоятельств допускаем корректировку программы. Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствуют игры в шахматы и шашки. Они развивают ребёнка умственно, развивают логическое мышление, воспитывают усидчивость, приучают к культурному проведению свободного времени, развивать умения действовать в уме, прогнозировать ситуацию, просчитывать способы решения проблемы. Цель: Формирование образованной культурной личности посредством шахматных и шашечных игр; Научить играть в шахматы и шашки, используя разные тактики игры. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре. Развивать умение действовать в уме. В конце учебного курса дети должны знать: Правила игры, названия фигур и их игровые возможности; Основные шахматные термины; Играть в шахматы, соблюдая правила; Пользоваться шахматными часами; Понимать и применять игровые шахматные термины. Материально – техническое оснащение: набор шахмат и шашек; шахматная доска; магнитные шахматные и шашечные фигуры; шахматные часы; компьютер. Тематический план № п/п 1. Тема занятия Количество часов 1 2. Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля. Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр. 3. Волшебная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ. 1 4. 5. 6. Волшебная доска. Цифры и буквы. Практическая работа. Повторение и закрепление изученного. 1 1 1 7. 8. Шахматные фигуры. Шахматные фигуры. 1 1 9. Начальное положение. 1 10. 11. Шахматная фигура Ладья. Знакомство. Шахматная фигура Ладья. Практическая работа. 1 1 12. Повторение и закрепление изученного. 1 13. Шахматная фигура Слон. Знакомство. 1 14. Шахматная фигура Слон. Практическая работа. 1 15. Повторение и закрепление изученного. 1 16. Ладья против слона. 1 17. Шахматная фигура Ферзь. Знакомство. 1 18. 19. 20. Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие. Шахматная фигура Ферзь. Решение задач. Повторение и закрепление изученного. 1 1 1 21. Шахматная фигура Конь. Знакомство. 1 1 22. Шахматная фигура Конь. Практическая работа. 1 23. Пешка. Знакомство. 1 24. 25. 26. Пешка. Практическая работа. Шахматная фигура Король. Шах. 1 1 1 27. Шах и мат. 1 28. Мат в один ход. 1 29. Практическая работа. Промежуточный мониторинг уровня компетентности обучающихся. 1 30. Мат в один ход. 1 31. 32. Ничья и пат. Знакомство. Ничья и пат. Практическая работа. 1 1 33. Рокировка. 1 34. Шахматная партия. 1 35. Шахматные часы. 1 36. Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за год. 1 37. Повторение и закрепление изученного. Итоговое занятие. 1